Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. «Концепции современного естествознания» - новый предмет в системе высшего образования

ЛЕКЦИЯ №1

КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНИЯ.

«Концепции современного естествознания» - новый предмет в системе высшего образования. Прежде чем приступить к изложению этой дисциплины, зададим себе вопросы: насколько широко должен быть эрудирован человек, работающий в определенной, довольно узкой области знаний? В какой мере он должен быть в курсе современных представлений об окружающем мире?

«В наши дни ни один человек не может считаться образованным, если он не проявляет интереса к естественным наукам» (Карл Раймонд Поппер(1902-1994) британский философ, социолог.)

Итак, для чего нужно знать современное естествознание?

Во-первых, для того, чтобы стать культурным человеком, надо знать, что такое теория относительности, генетика, социобиология, экология, этология, и др. науки. Во-вторых, это важно и потому что многое в нашей жизни строится в соответствии с научной методологией. В-третьих, потому, что знания, необходимые любому специалисту, так или иначе, связаны и в какой – то степени основаны на научных данных. Этих причин достаточно для обоснования важности нового курса.

Теперь разберемся в словах, которые составляют название предмета. Результатами научных исследований являются теории, законы, модели, гипотезы, эмпирические обобщения. Все эти понятия можно объединить одним словом «концепции». Естествознанием называется раздел науки, который изучает мир, как он есть, в его естественном состоянии, независимо от человека. К современным относятся концепции, возникшие в ХХ веке, но не только они, а все те, на которых основывается современная наука, поскольку наука состоит не из отдельных, мало связанных между собой теорий, а представляет собой во многом единое целое, включающие знания, ставшие достоянием человека в разное время его истории.

Актуальность курса «Концепции современного естествознания» обусловлено еще и тем, что в последнее время в нашей стране получают все большее распространение различного рода ненаучные виды знаний, такие, например, как астрология, магия, изотерические, мистические и т.п. учения.

Постоянно, но достаточно определенно, они вытесняют на периферию общественного сознания естественнонаучную картину мира, основанную на рациональных способах его объяснения.

Понятно, что научной и педагогической общественности следует обратить на это особое внимание.

Представители современной паранауки настойчиво призывают использовать любые учения, вплоть до мистики, суеверий и т.д., лишь бы они оказывали соответствующее воздействие на общество.

Конечно, подлинная наука, как все рациональное знание, несовместима с теми псевдонаучными бессмыслицами, которые непрерывно воздействует на сознание современного человека.

Игнорирование научного миропонимания может повлечь за собой опасные индивидуальные и социальные последствия, это опасность увеличивается во много раз, когда наблюдается союз политической власти и паранауки. Примерами могут служить инквизиция, религиозный фанатизм и фундаментализм, фашизм, гонения на кибернетику, генетику и т.д.

Поэтому нейтральное отношение сторонников науки и научного мировоззрения к псевдонауке – позиция, безусловно, ущербная, при котором мы можем оказаться свидетелями победы суеверия над научным мировоззрением.

Курс «КСЕ» как раз должен способствовать формированию у студентов подлинно научного мировоззрения и закономерностей развития природы - от микромира до Вселенной и Человека.

Речь идет об усвоении основных концепций в области физики, химии, биологии и других естественных наук, получении представлений о важнейших шкалах и направлениях в развитии современного естествознания.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Конструктивные и эксплуатационные методы повышения износостойкости деталей машин | Понятия метода и методологии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.