Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учение о первоначалах мира. Пифагореизм




Первый (ионийский) этап развития древнегреческой натурфилософии.

Космоцентризм древнегреческой натурфилософии.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ АНТИЧНОЙ НАУКИ.

ЛЕКЦИЯ №2

Первой в истории человечества формой существования естествознания была так называемая натурфилософия (от лат. natura – природа), или философия природы. Последняя характеризовалась чисто умозрительным истолкованием природного мира, рассматриваемого в его целостности.

Впервые наука в истории человечества возникает в Древней Греции в V1 в. до н.э. Под наукой понимается не просто совокупность каких-то отрывочных, разрозненных сведений, а определённая система знаний, являющаяся результатом деятельности особой группы людей (научного сообщества) по получению новых знаний. В отличие от ряда цивилизации (Египта, Вавилона, Ассирии) именно в культуре Древней Греции обнаруживаются указанные характеристики науки. Именно там возникают первые научные сообщества (милетская школа, платоновская академия, пифагорейцы и др.). При этом древнегреческие мыслители были, как правило, одновременно и философами, и учёными-естествоиспытателями. Их достижения в математике, механике, астрономии навечно вошли в историю науки. Это был доклассический этап в развитии естествознания.

Космоцентризм - важнейшая характеристика древнегреческой натурфилософии. Понятие космоса имело для древних греков существенно иной, отличный от нынешнего понимания смысл. Само слово «космос» первоначально означало «порядок» и применялось к обозначению воинского строя или государственного устройства. Вместе с тем уже в V1-V вв. до н.э. появляется понимание космоса как Вселенной, как окружающего человека мира, как природы. При этом космос представлялся древним грекам как своеобразная проекция живой природы или человеческого общества. Это означало, что образ космоса, сложившийся у древних мыслителей, наделялся либо качествами, присущими живым существам, либо социальными качествами.

Как во Вселенной (космосе) древнегреческая философия обнаруживала человека, так и в человеке она увидела Вселенную. Космос является как бы макрочеловеком, а человек - микрокосмосом. Такая точка зрения приводила к выводу о слиянии человека и Вселенной. Другими словами, между природным миром, представлявшимся древнегреческим мыслителям в виде упорядоченного и гармоничного космоса, и человеческим миром нет пропасти. Человек выступает как часть всеобщего космического целого. В нем воплощены все те силы и «стихии», которые образуют космос.

C VI в. до н. э. начинается особый период в истории науки и культуры Древней Греции. Это был период, когда древнегреческая цивилизация обрела господство в обширном регионе, охватывающем юго-восточное Средиземноморье, Малую Азию, и часть черноморского побережья. К этому времени завершилось формирование древнегреческих городов-государств, которых большое развитие получили торговля, ремесленное производство, культурная жизнь. Среди них выделялся Милет - главный город Ионийской колонии в Малой Азии, расположенный на побережье Эгейского моря. Через него проходили важные торговые пути из Греции в Азию. Город этот являлся также крупным культурным и политическим центром, куда устремлялись видные философы, учёные, политические деятели того времени. Сформировавшаяся там Милетская школа натурфилософии оставила глубокий след в истории античной культуры.

По мере роста производительных сил древнегреческого общества возрастало и значение товарообмена. Появилось и получило развитие денежное обращение. Различные по качеству товары можно, сопоставляя друг с другом, привести к общему денежному знаменателю. Это чисто экономическая идея затем распространена на природу. В рамках древнегреческой натурфилософии появилась мысль о том, что все предметы окружающего мира состоят из простейших начал («стихий»). К таковым чаще всего относили огонь, воду, воздух и землю.

Древнегреческий философ Гераклит Эфесский (544-483 гг. до н.э.) предлагал в качестве такого первоначала огонь. Подобным образом понимали основу мироздания и представители выше упомянутой милетской школы. Её основатель Фалес Милетский (625-547гг. до н.э.) полагал, что началом всего существующего является вода. Всё возникает из воды и, в конце концов, обращается в воду,- учил он. Фалес получил известность благодаря предсказанию солнечного затмения, определению солнцестояний и равноденствий, открытию того, что Луна светит не своим светом. С его именем связывают нахождение способа измерения высоты пирамид по длине их тени. Им были указаны Полярная звезда и ряд созвездий, что послужило руководством для мореплавания. Фалес ввел календарь, определив продолжительность года в 360 дней и разделив его на 12 тридцатидневных месяцев. Ученик Фалеса Анаксимен (585-524 гг. до н.э.) признавал за основу всего воздух, обладающий способностью разрежаться и уплотняться. Особое место в науке Древней Греции занимал Пифагор(582-500 гг. до н. э.), который внес немалый для своей эпохи вклад в развитие математики и астрономии. Помимо известной «теоремы Пифагора» на счету этого античного учёного имеется и ряд других научных достижений. К их числу относится, н/р, понятие иррациональности. Пифагор придерживался мнения о шарообразности Земли и её вращения вокруг собственной оси. Вместе с тем в своих космологических воззрениях Пифагор был геоцентристом, т.е. считал Землю центром Вселенной. Важной отличительной чертой миропонимания Пифагора было учение о числе как основе Вселенной. «Самое мудрое в мире – число», - учил он.

Ученики и последователи Пифагора (пифагорейцы) рассматривали всю Вселенную как гармонию чисел и их отношений, приписывая определённым числам особые, мистические свойства, полагали, что, владея всеми вещами, числа могут определять и духовные, в частности, нравственные качества.

Основные положения пифагореизма можно свести к следующим:

1) мир – упорядоченный «Космос»

2) упорядоченность возникает как следствие существования некоего всепроникающего разума;

3) все происходящее в мире повторяется через определенные промежутки времени;

4) так как за видимым миром обнаруживается временной порядок, то его сущностью выступают количественные отношения действительности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1895; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.