Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проектирование визуальных коммуникаций

Понятия «проектирование», «информация», «коммуникация» и их взаимосвязь в аспекте профессиональной деятельности дизайнера.

ЛЕКЦИЯ № 2

 

Подводя итог предыдущему сообщению можно выделить наиболее существенный, основополагающий факт, что деятельность дизайнера-графика имеет достаточно четкий социокультурный статус, а именно, - проектирование, как отдельных объектов, так и целостных систем визуальных коммуникаций. Этот факт (в данном контексте и на данном этапе изучения всей проблематики лекционного курса) можно принять «на веру». А далее, сохраняя аналитический характер «погружения» в проблематику, необходимо детально разобраться в том, что стоит за уже знакомыми терминами и словосочетаниями, какие содержания раскрывают они. Более того, лекционно-теоретический курс в системе подготовки профессионалов-специалистов определяет «культуру терминов» как обязательный элемент изложения и обсуждения каких-либо проблем, теоретических основ и т.п. Поэтому и возникает необходимость подробно рассмотреть суть терминов и их содержательную взаимосвязь, как в общих аспектах, так и в аспектах достаточно узкой, специфической профессиональной деятельности.

Термин «проектирование». Не требуется каких-либо особых умственных усилий, чтобы догадаться, что проектирование – это создание (разработка) проекта. Обратимся за толкованием этого термина к всезнающей «Википедии»:

А) Проект: 1 - совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия; 2 – предварительный текст какого-либо документа (например: проект договора); 3 – замысел, план, прототип какого-либо объекта.

Б) Проект – уникальная деятельность, направленная на достижение уникальных результатов.

Там же: Проект (от лат. projectus – брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперед, торчащий) – это уникальная (в отличие от операций) деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определенного результата (цели), создание определенного, уникального продукта услуги при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска.

Экскурс в базу «Википедии» закончим на термине «проектирование». «Проектирование – процесс создания проекта, прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния».

Последующее обращение к еще одному авторитетному источнику, а именно, - «ДИЗАЙН. Словарь-справочник» (МАРХИ 2004) – дает приближение термина к специфике дизайна, но, все равно, остается предельно лаконичным и обобщенным.

«Проект – промежуточное или конечное описание объекта проектирования, зафиксированное в соответствующей художественно-конструкторской документации, необходимое для составления технической документации производства и последующей эксплуатации продукции».

«Проектирование – тип деятельности (наряду с планированием, программированием и др.) по предварительному определению общих целей и характера любой деятельности, лежащей в основе всей созидательной, преобразовательной практики и включенный в общую систему общественного производства».

Изучив приведенные выше толкования терминов, становится очевидным тот факт, что для продвижения вперед (в процессе овладения основами проектирования на профессиональном уровне) универсальности изложенных трактовок явно недостаточно. Кроме того, можно предположить, что для разных профессий процесс проектирования, цели и задачи проектирования, внутренняя логика проектного процесса и механизмы реализации проектных идей будут разными. Как минимум, - иметь различные акценты. В технике проектирование нацелено на создание новых сооружений, механизмов, сложных технических устройств и т.п., и опирается на весь комплекс объективных законов физики, химии, математики, т.е. всего того, что мы привыкли называть «точными науками».

Уже к середине XX века проектирование выходит за рамки техники, архитектуры и строительства и начинает охватывать человеческий социум. Тому подтверждение – бурное развитие социологии, практической психологии, политических технологий, более узких направлений – маркетинга, менеджмента и т.п.

В силу своей специфики дизайн вбирает в себя и техническое проектирование (объект дизайна может быть реализован, т.е. должен соответствовать технологиям реализации) и социальное проектирование, поскольку человек (во всем многообразии поведения, статуса, интеллекта, культуры) был и остается изначально «ключевой» фигурой. Особенности постиндустриального периода развития человеческой цивилизации определяют важность именно социального проектирования. И дизайн, с этой точки зрения, находится среди лидирующих направлений профессиональной деятельности, которые быстро адаптируют, и применяют на практике самые последние достижения из сферы социальных наук и социальных профессиональных практик. Но, не смотря на «эксклюзивность» дизайнерской практики, проектирование представляется как логическая связь, логическая последовательность неких этапов, свойственных проектному процессу вообще, в универсальном его представлении.

Рассмотрим основные этапы проектирования исходя из того, что цели дизайнерской деятельности (в параметрах конкретной проектной ситуации) – развитие ситуации, эволюция ситуации в новое качество. Толчком к действию по развитию ситуации является проблема. Кстати, в русский язык термин «проблема» пришел еще во времена Петра I из западноевропейских языков и восходит к греческим источникам. В буквальном переводе «что-то выступающее вперед, преграждающее». В современном лексиконе этот термин закрепился как «задача», «спорный вопрос». И если дизайн нацелен на развитие ситуации, то, очевидно, проблема – это и есть та «преграда», которая мешает, либо усложняет, либо делает невозможным дальнейшее развитие ситуации в желаемом направлении. Констатация проблемы, конечно же, не исчерпывает проблемной ситуации. Для последующих проектных этапов необходимо четко описать, изучить суть проблемы, причины, которые привели к неблагоприятной ситуации. Итак, этап первый – проблематизация, постановка проблемы. В дизайне этот этап представляется как целостный комплекс аналитики, который кроме изучения сути конкретной проблемы, охватывает и изучение опыта решения подобных проблем путем изучения аналогов, прототипов, сведений из соответствующих литературных источников и т.д.

Совмещение конкретики проблемной ситуации и обобщенной аналитики профессионального опыта предоставляет содержательную базу для выработки проектной идеи. Проектная идея – второй этап процесса проектирования. Кстати, способность создавать проектные идеи, - порождать единицы нового смысла – по сути – деятельность изобретателя, трендмейстера (trendmaster (англ.) – trend –тенденция; master – специалист). Учитывая социальный аспект в дизайнерском проектировании, можно предположить, что проектная идея как взаимосвязь «проблема-решение» не совсем всегда, и даже совсем не всегда линейна, однозначна. Для дизайнерской деятельности этот факт достаточно естественен. Дизайнер предлагает свое решение, основанное на своем видении проблемы и путей ее решения. Именно здесь заложена креативная, творческая суть профессии, возможность реализации индивидуального творческого потенциала и профессиональных амбиций путем оригинального (авторского) решения «чужих» проблем.

В методологии проектирования последующие этапы связаны с определением комплекса целей (целеполагание), определением результатов процесса и возможных рисков, реальных ресурсов, способов оперативной аналитики эффективности проектирования и т.д. На данном этапе, в контексте данного теоретического курса эти этапы можно лишь «обозначить», поскольку более глубокое изучение сути этих этапов в большей степени относится к изучению методов организации и управления проектированием.

Начальные этапы (постановка проблемы, формирование проектной идеи) дают основание для выработки проектной задачи. Достаточно часто употребляется и термин «задание на проектирование». Рассматривая суть этого этапа с точки зрения дизайнерской практики, проектная задача фиксирует способы (механизмы, приемы) решения проблемы посредством задействования профессионального арсенала дизайна. Проще говоря, - задание на проектирование фиксирует описание объекта (либо системы объектов), разработка и последующая реализация которого приведет к разрешению проблемы и развитию ситуации в желаемом (необходимом) направлении.

По мере движения в проектном процессе проектная идея находит воплощение в конкретике проектно-графических решений. Доля работ прикладного характера становится все более весомой. Поиск наиболее оптимального графического выражения (опосредования) содержаний, определенных в проектном задании - этап поисковых графических решений – требует постоянного контроля и оперативного анализа промежуточных результатов. Именно на этом этапе проектная идея начинает приобретать конкретную зрительную форму. Сложность данного этапа характерна еще и тем фактом, что, решая «чужие» проблемы дизайнер обязан согласовывать принимаемые решения с клиентом. И здесь, чрезвычайно важны не только специальные знания и умения дизайнера, но и способности убеждения, аргументации, способности выработки компромиссных решений с минимальным ущербом для результатов проектирования. В несколько «жесткой» формулировке подобные ситуации можно обозначить формулой: «уметь не только создавать, но и уметь продавать созданное».

Переходя к рассмотрению следующего «ключевого» термина зафиксируем изложенное выше в обобщенной форме. Проектирование – деятельность, направленная на решение (разрешение) проблемы. Конечная цель проектирования – развитие ситуации (состояния) в новое качество.

Проектирование – процесс, имеющий внутреннюю структуру и соподчиненность структурных этапов, а именно:

- проблематизация (постановка проблемы);

- изучение опыта решения аналогичных (сходных) проблемных ситуаций;

- определение проектной идеи;

- трансформация проектной идеи в проектную задачу;

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Современные тенденции в визулистике: графический дизайн как профессиональная культура, дизайн визуальных коммуникаций как профессиональная деятельность | Реализация проектной задачи
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.