Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психофизиологические аспекты восприятия информации

ЛЕКЦИЯ № 3.

 

Рассмотрим человека как психофизиологическую систему, воспринимающую информацию. При этом необходимо сразу выделить два этапа реакции человека на информационное воздействие. Мы привыкли говорить, что информацию мы воспринимаем, подразумевая под этим процессы осмысления, процессы интеллектуальные. При этом мы совершенно упускаем из виду (не замечаем), что этап восприятия информации по счету уже второй. Ему предшествует этап получения информации, получения как такового. На этапе получения информации человек рассматривается как сигнально-сенсорная система, реагирующая на какое-либо воздействие окружающей среды. В случае восприятия информации наиболее важным является оценочный процесс поступающей информации (сигналов) на основе уже имеющегося личного опыта конкретного человека.

Может возникнуть вполне справедливый вопрос: «Зачем необходимо выделять психофизиологические аспекты восприятия информации? Не лучше ли сразу перейти к аспектам социальным?». Не ожидая того момента, когда этот вопрос «созреет», поясню. Дизайнер, проектируя некое визуальное сообщение должен четко знать процесс получения и восприятия информации человеком. Именно это знание позволяет дизайнеру предвидеть (а значит, и проектировать) необходимую реакцию человека на информацию. Знать механизм и сущность этих явлений необходимо в расширенном виде, по возможности учитывая все, даже самые незначительные на первый взгляд, аспекты.

Более того, рассматривая психофизиологические аспекты получения и восприятия информации, я предлагаю использовать метод безналогового мышления, конечно же, в упрощенном виде. Что под этим подразумевается? Необходимо сознательно (на время) отказаться от того, что на основе личного опыта нам и так уже известно - в социальной жизни (человек как единица социума) наиболее важны информация вербального (речевого) и визуального (зрительного) характера. Предлагаемый метод безналогового мышления не ставит целью опровергнуть эти факты. На основе простейших логических рассуждений и выводов мы можем их подтвердить. Подтвердить исходя из первого опыта профессиональной аналитики, которая предполагает критическое переосмысление каких-либо привычных (принимаемых на веру) стереотипов, возникших на основе коллективного или личного (субъективного) опыта человека. Это означает, что какие-либо понятия мы переводим из плоскости субъективных обобщений в плоскость профессиональных категорий.

Предваряя рассмотрение наглядного примера, необходимо зафиксировать очень важный факт. Восприятие человеком какого-либо явления или объекта представляет собой последовательный процесс. Этот процесс в нашем сознании мы крайне редко контролируем. Происходит он почти автоматически, обеспечивая человеку быструю адаптацию к условиям и изменениям внешней среды. Указанный процесс упрощенно можно представить как последовательность анализа и синтеза. «Мозг человека разбивает визуальный образ на отдельные компоненты и исследует каждую отдельную часть, после чего снова воссоединяет их в одно целое». В этой цитате Артура Бергера, исследователя и популяризатора визуальной культуры, четко определены анализ (разбиение образа на отдельные компоненты) и последующий синтез (воссоединение в одно целое). В данном случае мы оперировали только лишь визуальным аспектом объекта или явления. Проследим, что происходит с объектами или явлениями комплексными, имеющими одновременно несколько характеристик, разную природу компонентов.

Представим, что мы находимся на берегу моря. Целостная впечатляющая картина – образ морской стихии – при незначительном умственном усилии раскладывается на множество отдельных составляющих:

- морской ветер;

- свет и цвет;

- морской «соленый» запах;

- открытое пространство и движение волн;

- шум прибоя, крики чаек, гудок теплохода;

- прохлада воды и ощущения песка или гальки

и т.д.

Такое разнообразие ощущений мы получаем благодаря уникальному устройству человеческого организма, который природа наделила органами чувств. К этим органам, как известно, относятся органы слуха, обоняния, осязания, вкуса, зрения. При «наложении» составляющих образа/явления моря на органы чувств можно легко определить сенсорную функцию и специфику каждого органа в получении информации. Каждое из вышеперечисленных составляющих есть раздражение специализированных рецепторных зон нашего организма. Проследим их отличия по схеме ЯВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ – СЕНСОРНАЯ ФУНКЦИЯ ОРГАНА ЧУВСТВ – ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗДЕЙСТВИЯ.

1. Шум волн – СЛУХ – физическое воздействие звуковых волн на звуковые рецепторы.

2. Морской ветер – ОСЯЗАНИЕ – механическое воздействие на кожные покровы.

3. Морской запах – ОБОНЯНИЕ – воздействие пахучих веществ на рецепторы носовой полости.

4. Соленый морской привкус – ВКУС – воздействие веществ на вкусовые рецепторы языка и полости рта.

5. Свет, цвет, пространство, движение – ЗРЕНИЕ – воздействие волновых излучений света/цвета на сетчатку глаза.

 

Объединяющим фактором, который обеспечивает синтез-реконструкцию целостного образа, является передача и обработка нервных импульсов от рецепторов в мозг человека. По мере накопления человеком индивидуального опыта один из органов чувств может обеспечивать передачу информации сразу о нескольких характеристиках объекта или явления. К примеру: всем хорошо известна реакция взрослого человека на вид разрезанного лимона, а вот у годовалого ребенка подобная реакция вряд ли возможна, поскольку опыта использования лимона как пищевого продукта (предположим) у него нет.

Для того, чтобы не делать из нашего повествования экскурс в исследования Сеченова и Павлова, не углубляться в специфическую проблематику рефлекторной деятельности живых организмов и человека, остановимся на следующем факте. Любую информацию, поступающую в мозг и последующую мозговую деятельность можно рассматривать в двух аспектах:

- «сигнальный» аспект,

- «чувственный» образный аспект.

 

Рассмотрим справедливость этого утверждения на нескольких примерах.

 

1. Стоит к телу прикоснуться иглой тотчас в мозг идет сигнал об опасности. Аналогичная ситуация происходит в случае прикосновения кожи к раскаленным или очень охлажденным предметам и т.д. Подобная сигнальная информация обеспечивает человеку адаптацию к условиям внешней среды, обеспечивает функцию самозащиты.

Прикосновение к шелку, бархату, коже ребенка производит иное действие – возникает ощущение покоя, комфорта и гармонии. Человек испытывает чувственные ощущения, которые дают богатый материал для трансформации кожных ощущений в некий образ.

2. Характерный гнилостный запах, исходящий от рыбы или мяса дает сигнал опасности. Едкие запахи аммиака, хлора и подобных агрессивных веществ мгновенно дают человеку информацию-сигнал об опасности нахождения в этой среде.

С другой стороны, запах хвои, свежескошенной травы, пряные ароматы специй способны возбудить в нашем сознании множество образов, дают определенное эстетическое наслаждение.

 

Несколько усложним примеры.

 

3. Для молодой матери характерна мгновенная реакция даже на тихое всхлипывание ребенка. Усталость и достаточно громкие внешние шумы во время сна, тем не менее, не мешают ей быстро отреагировать на малейший сигнал, исходящий от любимого чада. В этом примере мы сталкиваемся с очевидным фактом сознательного ожидания сигнала. Такое состояние очень характерно для человеческой психики и человеческого мышления. В терминах теории коммуникаций это явление именуется «горизонтом ожидания».

4. Актуализация получаемой определенной информации (на уровне сигнала) может существенно влиять на избирательность восприятия человеком сигналов иной природы или исходящих от иных источников. К примеру: мы увлечены выбором того или иного аромата духов и можем не замечать посторонних сигналов, поскольку все наше внимание поглощено приданию чувственной, образно-эмоциональной окраски сигналам одной (ароматической) природы.

 

Этих примеров вполне достаточно, чтобы убедиться в том, что существуют и реально взаимодействуют два типа реакции человека на внешние раздражители (источники информации) – сигнальный и чувственно-эмоциональный (образный) типы реакции и восприятия.

Есть смысл задаться вопросом: «Чем обеспечены (обусловлены) эти различия?». Обратимся за ответом на этот вопрос к самому загадочному объекту нашего организма – головному мозгу.

Способность обрабатывать поступающую информацию «… связана с анатомическим строением человеческого мозга, состоящего из двух полушарий. Исследования в данной сфере показывают, что у нормального человека, невзирая на то, что оба полушария участвуют в большинстве предпринимаемых им действий, их функции все же специализированы» (Артур Бергер). Роберт Орнштайн описывает данное явление следующим образом: «Левое полушарие (связанное с правой частью тела) отвечает, главным образом, за аналитическое, логическое мышление, … Принцип его работы преимущественно линейный. Это полушарие обрабатывает информацию последовательно.… Если левое полушарие отвечает за аналитические функции, то правое (связанное с левой частью тела) обеспечивает процесс мышления в целом. Это полушарие преимущественно отвечает за ориентацию в пространстве, творческие стремления, мастерство, общий вид объекта, способность узнавать лица».

Приведенная ниже таблица отражает «функциональные» особенности и взаимосвязь полушарий головного мозга.

 

ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ

(правая часть тела) (левая часть тела)

 

Аналитичность Целостность

 

Логичность Артистичность

 

Линейность Пространственная ориентация

 

Последовательность Комбинаторика

 

Детализация Общий взгляд, наблюдение

 

Допуская определенную степень обобщения (а значит, - и упрощения) можно утверждать, что левое полушарие – область рационального восприятия/мышления, основой которого является логичность и последовательность. Правое полушарие – область иррационального, т.е. чувственно-образного восприятия/мышления, что дает основу формирования уникальной человеческой личности (характер, творческие способности, чувственность, эмоциональность и т.д.). Ошибочно было бы считать, что полушария мозга действуют вне зависимости друг от друга. В процессах приема и восприятия информации оба полушария играют одинаково важную роль. Джарис Хансон, исследователь воздействия масс-медиа на человеческую психику, утверждает, что если левое полушарие «… способно более точно фокусировать внимание на объекте, нежели правое, оно, в то же время, быстрее устает и часто предоставляет возможность действовать правому полушарию». Интересен и тот факт, что когда правое полушарие не прибегает к помощи левого, происходит, так называемая «наркотизация» образа – ощущение монотонности и скуки. К этому следует добавить, что сознательное провоцирование человеком упомянутой «наркотизации» часто используется для введения человеческого сознания в состояние транса или медитации.

Можно смело предположить, что геометрия простейших и сложных сакральных символов Индии и Тибета рассчитана на специфическое рассматривание деталей, общей формы символов, в которых запрограммированы движения глаза и считывание повторяемых форм в виде цикла с определенной ритмикой. Подобное воздействие на психику человека оказывает и сознательная концентрация зрительного внимания на пламени свечи.

Проводя условную черту «теме полушарий» зафиксируем, что «… для оптимальной обработки информации необходимы как левая, так и правая части мозга, работающие в тандеме» (Артур Бергер).

Казалось бы, в течение повествования уже накопилось достаточно фактов и промежуточных заключений, что бы можно было подводить какие-то итоги и выходить на «визуальную» тематику. Тем не менее, остается ощущение, что явно не хватает еще какого-то ключевого факта, который приведет все вышеизложенное к ожидаемой целостности. Прежде чем заявить, что может быть таким связующим звеном, сделаем простое логическое действие. Из перечня органов чувств человека будем убирать тот или иной сенсорный (рецепторный) объект или зону. При этом попробуем представить,- к каким последствиям приведет подобная манипуляция в реальной жизни.

Убирая из органов чувств обоняние, осязание, вкус, мы, тем самым, ограничиваем информационный поток из внешней среды. Это может привести к ограниченному восприятию окружающего мира. Градация последствий достаточно широка,- от состояния дискомфорта (отсутствие ароматической «окраски» мира при затяжном насморке) до реальной опасности для здоровья и жизни человека (возможность отравления, отсутствие сигналов об агрессивности среды). Когда такие явления испытывает человек, происходит максимально возможная активизация других органов чувств и соответствующая им сенсорная активизация. Включается, так сказать, компенсирующая реакция нашего организма, человеческой психики.

Исключая из органов чувств слух или зрение (слух и зрение одновременно), мы можем объективно оценить последствия этих действий для человека. Компенсирующее действие иных органов чувств не в состоянии восполнить такие потери, - человек частично либо полностью теряет собственную автономность и нуждается в тщательной и долгой адаптации к своему дальнейшему существованию. О последствиях стресса и душевных расстройствах и говорить не приходится, - на лицо большая человеческая трагедия.

Таким простым способом, мы уже выделили два наиболее важных канала поступления информации – слух и зрение. Можно продолжить виртуальные негуманные эксперименты и с оставшейся парой органов чувств. Попробуйте это сделать самостоятельно, конечно же, не прибегая к натурным испытаниям. Я же ограничусь примером адаптации к окружающей среде (забегая вперед, - в социальном аспекте) людей, не имеющих с рождения или потерявшим слух.

С давних времен для общения таких людей (и общения с ними) используются разнообразные системы визуального кодирования информации. Самые распространенные системы – азбука жестов, характерная для межличностного общения и общения с аудиторией, а также рельефная печатная азбука (алфавиты) в виде комбинаций выпуклых точек, которая позволяет считывать текстовую информацию, такая рельефная азбука – убедительный пример компенсаторных возможностей органов чувств человека.

Далее обратимся к фактам, которые нам предоставляет физиология человека: «75% информации головной мозг получает через зрение, 38% всех входящих и исходящих волокон находятся в зрительном нерве. Согласно современным исследованиям в этой области, глаз обладает более чем 100 млн. чувствительных элементов, находящихся в сетчатке, но только 5 млн. из них связаны с мозгом. Это означает, что большую часть получаемой информации обрабатывает глаз, а не мозг. Глаз также фильтрует информацию…» (Джарис Хансон).

Цифры и факты впечатляющие. Особо следует обратить внимание на фильтрующую функцию глаза, обеспечивающую щадящую подачу зрительной информации (в виде импульсов) головному мозгу. Уникальное устройство человеческого глаза способно передать гораздо больше информации, нежели ее может проанализировать и усвоить мозг. Если представить, что функция фильтра у глаза отсутствует, то можно предположить, что наш мозг должен ежесекундно усваивать новое изображение, неясные очертания предметов во время движения глаз или полный мрак во время мигания.

Артур Бергер: «То, что мы называем зрением, представляет собой физиологический процесс, который включает в себя световое раздражение сетчатки и первичную обработку сигналов фоторецепторами … Полученная таким образом информация, затем обрабатывается в мозгу». Благодаря такому универсальному устройству глаза и механизмам передачи зрительной информации «… мы используем свои способности к познанию и приобретению знаний. Это происходит с помощью восприятия, интуиции и мышления».

С давних времен уникальные способности органов зрения поэтизировались, отождествлялись с божественным даром и сверхъестественными проявлениями. «Лучи твои создают глаза всех тварей твоих» - это слова египетского гимна Атону - богу Солнца. Советский ученый Сергей Вавилов в научно-популярной книге «Глаз и Солнце» неопровержимо доказал правоту египтян, указывая, что «солнечность глаза» определяет его спектральную чувствительность, т.е. чувствительность к разным цветам солнечного спектра. К более позднему периоду (по отношению к временам египетских царств) относится восторженная цитата греческого мудреца Герофила: «Стянутая рыбачья сеть, закинутая на дно глазного бокала и ловящая солнечные лучи!».

Но все же, что является ключевым фактом в рассматриваемой нами проблематике психофизиологических особенностей восприятия информации? От чего мы будем отталкиваться, переходя к следующим темам лекционного курса? Именно сейчас, когда есть достаточная ясность в физиологическом аспекте восприятия информации, есть смысл более подробно рассмотреть опыт человека. Опыт есть «продукт» информационного происхождения. И сам опыт, и процесс его накопления и использования – это информация, структурирование и анализ информации, использование информации.

С момента появления человека на свет его мозговая деятельность направлена на получение опыта. Процесс этот непрерывен, даже во сне человек не выходит из процессов, связанных с информацией. Механизм накопления и использования опыта (как суммы знаний и умений эти знания использовать) совершенствуется от приобретения ребенком первых условных рефлексов до научной аналитики и самостоятельного регулирования человеком направленных на него информационных потоков.

Мы уже упоминали «оценочную» функцию, характерную для нашего мышления при восприятии информации. Сталкиваясь с новыми предметами, явлениями, людьми человек «оценивает» все новое опираясь на уже полученный опыт, который, образно говоря, работает как некая «шкала оценки». Популярная фраза «Все познается в сравнении» в этом случае как нельзя более кстати. Продолжим ее: «Все познается в сравнении с собственным опытом (суммой знаний, умений, чувственных образов и эмоциональных переживаний)». Новое явление органами чувств передается как информация в мозг, где принятая информация наполняется конкретным содержанием (а значит, - и определенными ценностями) при сопоставлении с уже накопленными содержаниями – опытом. Как итог трансляции нового явления на опыт человека появляется новый опыт, новое знание, новый образ или эмоциональное переживание, которые будут задействованы в жизни человека, как только представится подходящий случай.

Трудно, да и вряд ли возможно, опровергнуть утверждение, что наиболее равномерное задействование всех органов чувств характерно для периода накопления начального опыта человека – младенчество, детство. По мере взросления человека органы зрительного восприятия, мозговая деятельность, связанная с обработкой, адаптацией и усвоением зрительной информации, выходят в приоритетное положение. Знания, усвоенные в течение предыдущей жизни («информационный багаж») позволяют нам судить о предметах материального мира, явлениях природы и явлениях социального характера используя, зачастую, только лишь визуальную информацию.

 

Детально различные аспекты визуалистики мы будем рассматривать в последующих темах лекционного курса. Пока подведем краткие и наиболее важные итоги изучения психофизиологических аспектов восприятия информации.

 

1. Анализ физиологических механизмов принятия информации и определение

основных психических аспектов восприятия информационных импульсов-сообщений, - все это в совокупности дает для дизайнера достаточно полное представление об универсальности механизмов восприятия информации и формировании опыта человека.

 

2. Два типа мышления человека, - рациональное и иррациональное, - позволяют дифференцировать реакцию человека на воспринимаемые информационные потоки. Эти знания дают дизайнеру возможность использовать в своей проектной деятельности как сигнальные, так и чувственно-образные составляющие информационных сообщений.

 

3. Приоритет визуальной (зрительной) информации в жизни, как отдельного человека, так и в жизни человеческого сообщества дает (как минимум) обоснование дизайнерской деятельности в области визуальных коммуникаций и (как максимум) предоставляет огромнейший образный материал для целевого воздействия на мышление и поведение человека.

 

……………………………………………………………………………………………………...

Вопросы для самопроверки и контроля знаний:

  1. В чем заключается специфика метода безаналогового мышления?
  2. Каковы два основных этапа реакции человека на информационное воздействие?
  3. Приведите пример «сенсорной» реакции человека на воздействие / явление окружающей среды.
  4. Каковы два основных аспекта реакции человека на поступающую информацию?
  5. Каковы функции левого и правого полушария человеческого мозга?
  6. Как происходит эволюция индивидуального опыта человека в аспекте восприятия информации?

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Реализация проектной задачи | ЛЕКЦИЯ № 4
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.