Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 3. Эволюция садово-паркового дизайна от эпохи Ренессанса до наших дней




 

План

1. Сад в стиле Ренессанс

2. Сады в стиле Барокко и Рококо

3. Новое время - Английский сад

4. Развитие садово-паркового искусства в России и на Украине

 

1. Сад в стиле Ренессанс

 

Когда мы слышим слово «ренессанс», в нашем воображении возникает пышный королевский двор, играющий на лютне юноша с шелковистыми волосами, скульптура Давида и росписи Сикстинской капеллы Микельанджело, портрет Моны Лизы с ее загадочной улыбкой в исполнении гениального Леонардо да Винчи.

Это время недаром называют эпохой Возрождения. Действительно, это была продолжительная и благоприятная для искусств и науки эпоха в истории человечества: рождались великие открытия, создавались новые по форме и гуманные по содержанию произведения архитектуры, изобразительного искус­ства, литературы.

На протяжении ряда столетий для духовной жизни средневековья была характерна ограниченность художественных интересов и замкнутость культурно­го пространства. Догматические церковные учения призывали людей отрекаться от земных радостей, готовиться к потустороннему миру, вести аскетический образ жизни.

Желание вырваться из-под гнета сумрачных представлений стало активно проявляться в XIII - XIV веках, главным образом в Италии. Начали процветать горо­да - с развитой системой мануфактурного производства и республиканской формой правления. Все больше становилось зажиточных граждан, которые за­казывали архитекторам и художникам удобные жилища с красивым оформле­нием. Ощутимо преобразовались и взгляды граждан; становилось очевидным, что успех горожанина в значительной степени зависит от его собственной инициативы. Все громче звучали слова о том, что человек является не слепым орудием церкви, а созидателем жизни, центральной фигурой художественных произведений. У людей окрепла вера в силу отдельной личности, прежде всего, творческой, а в литературе и искусстве сформировалось направление, назван­ное гуманизмом.

Творческие личности эпохи Ренессанса ощущали себя родственными душами древних греков и римлян, внимательно изучали лучшие образцы их литературы и искусства, старались возродить высокую духовность, свойственную античной культуре. Отсюда и возникло название культурно-художественного направления, а затем и стиля "Renaissance" (Ренессанс) или Возрождение.

В искусствоведении эпоху Ренессанса принято делить на три периода: ранний, период расцвета и поздний (переход к стилю Барокко). Со стилем барокко мы познакомимся в дальнейшем, а сейчас рассмотрим примеры стиля Ренессанс.

 
 

К началу XV века на передний план культурной и экономической жизни Европы выдвинулась Италия, имевшая обширные торговые связи со многими странами мира. Богатая аристократия и меценаты искусства, по примеру знаменитого семейства Медичи, а также папа римский и высшая церковная знать становятся основными заказчиками благоустроенных вилл (рис. 20).

Рисунок 20. Рим, вилла Медичи. Сад перед фасадом виллы

 

Само понятие "вилла" обозначает комфортабельный, как правило, загородный дом с парком или садом, поэтому неудивительно, что ландшафтному проектированию уделя­лось большое внимание. Наиболее интересные объекты были возведены в провинциях вокруг двух крупнейших городов Италии того времени - Рима и Флоренции.

 
 

В период раннего Возрождения сады при виллах и дворцах выстраивались по типу аналогичных объектов Древнего Рима. Их планировка была достаточно свободной и не привязывалась к жестким осевым доминантам. Большинство садов располагалось на наклонной или холмистой местности и имело террасный принцип построения. На террасах разбивали партеры с цветниками и растени­ями, часть из которых содержалась в декоративных кадках. Композиции из зеленых насаждений дополнялись разнообразными водными устройствами: прудами с рыбами и лебедями, бассейнами, фонтанами, каскадами (рисунок 21). Часто на верхней террасе обустраивалась специальная смотровая площадка с беседкой, откуда открывался красивый вид на окружающее пространство. Вечнозелеными растениями окаймляли дорожки. Излюбленными декоративными растениями итальянских садов были кипарис, плющ, лавр, лимонник, тис. Под фруктовый сад выделялась отдельная часть сада.

 

Рисунок 21. Бассейн в саду

 

Выдающийся флорентийский архитектор того времени Леон Батиста Альберти не только проектировал виллы и садово-парковые комплексы, но и разработал теорию композиции открытых пространств. Он также восторженными словами восхвалял красоты жизни на вилле, не забывая подчеркнуть важность отдельных декоративных элементов и атрибутов организации пространства, в частности, портиков перед входом в здание и пергол, оплетенных вьющимися растениями.

В эпоху Возрождения проектирование архитектурных сооружений - дворцов, вилл, а также садово-парковых форм осуществлялось, как правило, одним и тем же зодчим. Это имело решающее значение для обеспечения безукоризненного стилевого единства между зданиями и объектами открытого пространства. Не только общее пластическое решение фасада здания, но и его конструктивно-декоративные элементы по стилистике совпадали с малыми архитектурными формами и отдельными фрагментами сада.

Показательным примером в этом отношении является знаменитая вилла кардинала д ‘ Эсте в городке Тиволи (рис. 22). Роскошный и огромный по размерам сад площадью 4 гектара спроектировал архитектор Лигорио в период позднего Возрождения, в 1575 году. Террасная часть сада поднималась к вилле на высоту почти 50 метров и завершалась аллеей Ста фонтанов. Основным композицион­ным акцентом выступал Овальный фонтан с каскадом, вода из которого падала полукруглой стеной в аналогичный по форме овальный бассейн.

 
 

Рисунок 22. Вилла д ' Эсте в Тиволи

 

Вода с присущими ей декоративными эффектами стала рассматриваться одним из самых главных украшений сада. Проектировщики старались найти необычные формы фонтанов, а по краям бассейнов и каскадов размещали скульптуры и декоративные вазы на пьедесталах.

"Сильные водяные струи сталкиваются в воздухе, борются друг с другом, а затем в виде бесконечного дождя падают в бассейн. Если вдобавок еще и светит солнце, то на зеркальной глади бассейна и в воздухе вокруг вырисовывается радуга такой необычайной чистоты, что перед ней меркнет та, что сияет на небосводе. Подобного я не встречал нигде.", - восторженно писал французский философ-гуманист эпохи Возрождения Мишель де

 
 

Монтень, посетивший в 1580 году виллу д ' Эсте (рис. 23).

 

Рисунок 23. Аллея Ста фонтанов на вилле д ' Эсте

 

 

В период позднего Возрождения в планировке садов начинают преобладать четкие геометрические формы. Прямые линии пешеходных дорожек и аллей расчленяли пространство сада на квадраты, треугольники, правильные много­угольники, которые в сочетании с круглыми по форме клумбами, бассейнами и фонтанами создавали уравновешенную пространственную композицию. В планировке основное настроение задавали выделяющие центр мотивы, в первую очередь, фонтаны, бассейны, статуи.

Простые каналы с водой и оросительные системы начального уровня стали окаймлять разнообразными по форме каменными парапетами с декоративной пластикой, в результате чего они обретали более нарядный вид и превращались в выразительные водные объекты малой архитектуры.

В садах эпохи ренессанса серьезное внимание начали уделять формам и поверхностям зеленых насаждений. Вечнозеленым кустарникам и деревьям стали придавать правильные геометрические формы. Гладкая поверхность подстрижен­ного дёрна, живые изгороди из темно-зеленого самшита и краснолистного барбариса, лиственные стены из вьющихся растений, перпендикулярные к идеально ровной поверхности травы, - все это создавало торжественный и в тоже время живописный вид сада.

Возросло значение террасных садов, причем это коснулось даже более закры­тых, церковных территорий. В целом же, эволюция монастырских садов в странах Западной и Центральной Европы проходила медленнее, чем в садах светского типа - сказывались сохранившиеся стереотипы догматического мыш­ления и приверженность каноническим правилам проектирования. Во многих монастырях по-прежнему общая территория двора, окаймленная высокими каменными стенами, разбивалась на несколько участков, каждый из которых выполнял определенную функцию: фруктовый

 
 

сад, сад цветов и лекарственных растений, сад для прогулок и т.д (рис. 24).

Рисунок 24. Фрагмент монастырского сада

 

 

С помощью невысоких подпорных стенок формировался террасный принцип построения сада. На площадках, засаженных цветами, группирование цветов происходило в соответствии с требованиями садоводства: отдельно высажива­лись однолетние и двулетние растения, отдельно луковичные и отдельно многолетние. Для окаймления зеленых газонов применяли низкорослые сорта - в большинстве своем кустарники. Таковыми, в частности, были всегда любимая лаванда (Levandula officinalis) и садовый шалфей (Salvia officinalis). Входит в моду применение деревьев в кадках. На лето их переносили в сад, а зиму они пережидали в подвале - точно так же, как это делается и сегодня. Поначалу в кадки высаживали лимоны и апельсины, позже лавр, гранат и олеандр.

Ренессанс принес богатство садовых планировок и продемонстрировал гармо­нию ландшафтного дизайна с архитектурой зданий и построек.

Проявилась увлеченность геометрическими формами, восхваление симметрии. Несмотря на внешнюю строгость форм, более разнообразными и живописными стали композиции из растений в сочетании со скульптурами и водными устройствами. Сады обрели художественную монументальность и декоративность, преврати­лись в важнейший фактор формирования полноценной жизненной среды.

 

Итак:

- Формирование садов в стиле Ренессанс начинается с 1400-х годов.

- Сады периода раннего Возрождения во многом копировали сады эпохи Древнего Рима. В моду вновь вошел принцип террасного построения сада. Любимые растения - тис, плюш, лимонник, лавр, кипарис

- В период позднего ренессанса пространство сада разбивается геометрически четкими композициями из зеленых насаждений и наполняется разно­образными малыми архитектурными формами, среди которых домини­руют водные устройства: бассейны, фонтаны, каскады, а также скульп­турная пластика.

- Планировочные решения сада соответствуют принципам симметрии, распространенным в архитектуре.

- Входит в моду террасный принцип построения сада с разбивкой на площадках цветочных клумб, партеров, рабаток.

- Жемчужиной садово-паркового искусства Италии является вилла д ' Эсте в Тиволи: главными украшениями территории считались террасные сады и мно­гочисленные фонтаны, придававшие пространству ритм и динамику форм.

- Большинство проектных принципов, планировочных и художественно-пласти­ческих приемов нашло свое дальнейшее воплощение и развитие в следующем историко-культурном периоде, именуемом "барокко".

 

 

2. Сады в стиле Барокко и Рококо

 

У многих из нас при слове "барокко" возникают ассоциации с богатым миром пышных, динамичных форм, ослепительным оформлением дворцовых сооруже­ний, захватывающими театральными зрелищами, картинами великого Рубенса.

А ведь изначально слово "барокко" в переводе с итальянского трактовалось как "странный", "причудливый". Этот термин впервые использовали те, кто посчитал недопустимым нарушение жестких правил античной архитектуры, предписанных еще зодчими Древней Греции и Древнего Рима.

Этим согражда­нам динамичные по форме и богато декорированные сооружения XVII века казались безвкусицей, достойной осуждения, и, как знак этого осуждения, они обозначали его словом "барокко".

Теперь мы понимаем, что подобное отношение к стилю барокко являлось несправедливым, так как большинство дворцовых ансамблей и других сооруже­ний олицетворяли новый тип красоты и несли на себе отпечаток новой эсте­тики.

"Ars longa - vita brevis" ("искусство вечно, а жизнь коротка"), - утверждает ла­тинская пословица. Истинность этого изречения как нельзя лучше доказала история, продемонстрировавшая неуклонный рост всех видов искусства в сложный период перехода от феодального строя к капиталистической форма­ции. Именно на этот период и пришлось становление стиля барокко.

Художественный стиль не возникает сам по себе, а всегда отражает происхо­дящие социально-политические процессы. Не являлся исключением и стиль барокко, отразивший дворянско-церковную культуру зрелого абсолютизма, тяготеющую к пышности, декоративности и торжественности. Контрастность, напряженность, динамичность образов, совмещение реальности и иллюзии - все эти художественные приемы передавали атмосферу антифеодальных устрем­лений, желание познать многообразие и изменчивость мира.

Наряду с масштабным строительством соборов, выражающих величие церкви, стало активно развиваться садово-парковое искусство, которое выделялось своей многосторонностью, оригинальностью идей.

Показательным примером того времени являлся сад виллы Альдобрандини, который спроектировал Джиакомо делла Порта, ученик великого Микеланджсло.

Геометрические по форме фрагменты сада располагались симметрично относительно центральной оси и дополнялись длинными, занимающими две трети территории, подпорны­ми стенами в виде широких крыльев, украшенными декоративными бассейнами и фонтанами. В различных точках сада были установлены ажурные павильоны. Композицию из многочисленных террас завершало здание самой виллы. Вдоль подъема были расположены каменные перила с решетками и высаженными в горшках растениями. По обеим сторонам широкой лестницы красовались водные каскады и скульптурные композиции.

Кстати, воду подводили к саду с расстояния в шесть миль!

Характерным для стиля барокко стали пространственный размах, слитность сложных криволинейных форм, необычные декоративные и визуальные эффекты.

Во многих дворцовых и церковных сооружениях начал главенствовать принцип синтеза видов искусств: архитектуры, монументальной и салонной живописи, скульптуры, садово-паркового и прикладного дизайна.

 
 

Крупнейши­ми мастерами барокко были признаны итальянские архитекторы Л. Бернини и Ф. Борромини, а также обрусевший итальянец - автор знаменитых Зимнего и Большого дворцов, а также построек в Царском Селе под Петербургом - Варфоломей Растрелли.

 

Рисунок 25. Великолепные водные каскады и фонтаны Петродворца

 

 

К середине XVII века центр садово-паркового искусства перемешается из Италии во Францию, где появляются очень богатые и влиятельные заказчики на объекты этого вида творчества. Имен­но здесь формируются принципы так называемого "французского сада", воп­лотившего в себе лучшие черты средне­векового замкового и монастырского садоводства, с одной стороны, и вели­чие садов папского Рима - с другой.

 
 

В отличие от Италии, где проектирова­нием садов и парков занимались про­фессиональные зодчие, французы со­здают собственную школу ландшафт­ного дизайна и архитектуры. Ее при­знанным лидером становится Андре Ленотр (Andre Le Notre) - младший из знаменитой династии ландшафтных ар­хитекторов. Величайшим произведени­ем его творчества становится дворцово-парковый комплекс в Версале - загородной резиденции короля Людовика XIV.

 

Рисунок 26. Портрет французского ландшафтного архитектора Анри Ленотра

 

 

Правление этого короля, изрекшего знаменитую фразу «Государство - это я», ознаменовалось не только многочисленными войнами и любовными интригами, но и значительными расходами на строительство пышных дворцов, величе­ственных садов и парков.

На проектирование и сооружение первой очереди дворцово-паркового комп­лекса в Версале - до этого ничем не примечательного маленького городка в окрестностях Парижа - ушло почти семь лет. На месте относительно скромного по размерам сада (около 100 га) и охотничего замка предыдущего монарха Людовика XIII, к концу 1660 годов возник гигантский садово-парковый комплекс с территорией в десятки раз больше (рис. 27).

 

 

 
 

Рисунок 27. Версаль - вид с высоты птичьего полета

 

Вся композиция комплекса была развернута вдоль главной оси "восток - запад", протянувшейся на несколько километров.

В отличие от гористых итальянский садов Версальский сад создавался на низком болотистом месте. Поэтому строителям (а их, по свидетельству историков, было задействовано 36000 человек!) пришлось формировать искусственный рельеф, завозить грунт, растения, строительные материалы. Работы продлились до на­чала следующего, XVIII века, и перед изумленными посетителями предстал величественный комплекс с 14-ю тысячами фонтанов, бассейнами, каналами, парками.

"Версаль - это огромная сеть, которая состоит из дворцов и замков, побочных зданий и садов. Весь парк наполнен роскошными звуками журчащей воды, здесь камень и мрамор, ботанические редкости, декоративные сады. И все это вопреки худосочной почве", - так писал о Версале один из очевидцев этого величественного творения.

 
 

 

 

 
 

Рисунок 28. Фрагменты версальского дворцового сада

 

 

По сравнению с садами стиля ренессанс, формы в саду барокко внешне выглядят более пышными, массивными и динамичными.

Характерной чертой планировки являлась органическая связь криволинейных (в том числе и волнообразных) поверхностей искусственно созданного рельефа с монумен­тальными архитектурными сооружениями. Проектировщики в интересах дости­жения пели часто создавали террасы различного цвета и планировки.

Движение проявлялось во всем: в формах цветников и стриженых кустарников. изогнутых линиях подпорных стенок и лестниц, обрамлении водоемов. Активно использовались приемы достижения динамичности, построенные на сочетании противоположных пространственных форм типа: "расширение - сужение", "подъем - погружение", "выдвижение вперед - отступление назад".

Из садов позднего барокко постепенно исчезает интимность и камерность, свойственная эпохе средневековья. Сад превращается в масштабное и внешне открытое природное зрелище, насыщенное большим количеством искусственно созданных форм.

 
 

В интересах выделения какого-либо главного мотива другие мотивы ставятся в подчиненное положение, вместо центральных форм в виде квадрата применя­ются более выразительные формы круга и многоугольников. Все большую роль начинают играть продольные оси, вдоль которых формируются композиции из растений, в частности, цветочные клумбы с разнообразным декоративным рисунком (рис. 29).

 

Рисунок 29. Бельведер, Вена - 1730-е годы

 

Сформированные пространства не просто располагаются рядом друг с другом, а являются композиционно соподчиненными, сплетенными сложными ритми­ческими связями, умело выстроенными в заданной иерархии по отношению к главным мотивам.

Важными средствами формирования пространства являются выступающие вперед арки, крылья подпорных стен, лестницы, скульптурные композиции.

Эпоха барокко с ее любовью к пышности и динамичным формам создала богатую питательную почву для развития скульптуры, особенно садово-парко­вой. Здесь в полной мере проявилось богатство творческой фантазии художни­ков, демонстрировавших раскованность поз и романтично-лирическое выраже­ний лиц фигур, водруженных на пьедесталы под открытым небом.

Чудесным фоном для скульптур являлось широкое пространство зеленых партеров с так называемыми "вышитыми клумбами", поражающими богатством орнаменталь­ных рисунков.

В период барокко меняется и способ использования воды. В эпоху ренессанса вода обычно проявлялась в виде ажурных линейных форм, в частности, тонких струй фонтанов. В садах стиля барокко применение воды носит уже иной характер: здесь она воздействует, прежде всего, своей массой. Это уже не безмятежный полет грациозной струи, а плотная обрушивающаяся масса больших размеров, сверкающая волнообразными поверхностями и демонстри­рующая непреодолимую мощь движения.

"В одном из водных театров сада есть статуя Атланта, которая «выстреливает» водную струю на невероятную высоту, а также чудовище, которое рогом производит устрашающий рев. Но особенно естественным является изображение вихря. «Струи грозового дождя, ветер и гром такие, словно мы находимся прямо в центре страшного урагана», - так описывал впечатление от увиденного Джон Эвелин в своем дневнике путешественника в мае 1645 года.

Но даже в тех случаях, когда столь активные театрально-зрелищные эффекты не проявлялись, и поверхность воды находилась в состоянии штиля, ее активное воздействие достигалось за счет больших размеров и масштабных пропорций искусственно созданных водоемов.

Сад в стиле барокко является особенным во всех отношениях: проявился ди­намизм криволинейных пространственных форм, активный масштаб, многооб­разный декор.

Большие пространства сада пополнились сложными и выразитель­ными формами клумб, боскетов, декоративных бассейнов.

Увеличились масси­вы зеленых насаждений, значительно зрелищнее стала проявлять себя вода, многочисленные скульптуры стали композиционным дополнением подпорных стен, лестниц, аллей.

Вошел в моду так называемый "компартиментный партер", который обычно состоял из четырех одинаковых по форме цветочных фигурных ковров, симметрично расположенных вокруг фонтана.

 

 
 

Рисунок 30. Партер с газоном, клумбами, подпорными стенами и скульптурными композициями возле замка "Schonbrunn" (Вена)

 

 

Новые, смелые и выразительные приемы формирования садово-паркового пространства, разработанные в эпоху барокко, находят и сегодня широкое применение.

Итак:

- Сад барокко тяготеет к монументальности, большим открытым пространствам, сложным, динамичным формам.

- При его планировке предпочтение отдается геометрическим компози­циям с выраженными осями, по отношению к которым выстраиваются органически взаимосвязанные площадки, насыщенные разнообразными по форме клумбами, декоративными бассейнами, скульптурными композици­ями.

- С целью зрительного увеличения пространства дорожки строятся в диагональном направлении. Активно используются криволинейные линии подпорных стен, лестниц

- Характерно создание "вышитых" цветочных клумб с выразительным художественным узором.

- Монументальные формы приобретает использование воды в декоратив­ных бассейнах, каскадах, фонтанах.

 

Сад барокко своим монументальным воздействием создавал помпезное обрам­ление для светских приемов времен правления Людовика XIV. Но менялись времена, менялись и нравы: господствующая атмосфера театральности и помпезности постепенно стала отягощать участников празднеств. Посетители садов всё больше начали ощущать психологическое давление напряженных, выстроенных в динамичном порядке монументальных, пространственных форм, среди которых человеку не всегда было неуютно. Нужно признать, что многие сады, несмотря на красивые формы и пропорции, часто больше походили на театральные декорации, нежели места для отдыха и удобного времяпровожде­ния. Огромные размеры садов, многочисленные декоративные террасы и пандусы, усложненные переходы создавали ряд функциональных неудобств. К примеру, с территорий, открытых лучам палящего солнца, можно было попасть в спасительную тень деревьев только после длительных и не всегда логичных перемещений. Многие люди, ищущие тишины и интимности, не находили прелести в сложно спроектированной системе природных объектов и малых архитектурных форм. Все это в сумме обусловило снижение популярности сада барокко и смену стиля.

Стиль барокко внешне безболезненно сдавал свои позиции, постепенно уступая место элементам нового стилевого направления - рококо.

Рококо, как стиль переходного типа между барокко и классицизмом, возник в начале 18 века во Франции и отразил атмос­феру утонченных нравов и придворных интриг, которая была свойственна окружению короля Людовика XV. Этот стиль отличался причудливой асимметричной орнаментаци­ей, изяществом и грациозностью форм.

Пластическая изощренность порой переходила границы разумного, и за витиеватыми резными орнаментами иногда трудно было рассмотреть истинное назначение вещи. Например, форма мебельной горки или бюро для размещения канцелярских принадлежностей могла больше напоминать вычурную дамскую прическу с бантами, заколками и другими аксессуарами, нежели функциональный объект мебели.

Такие же принципы формообразования переносились из интерьера в простран­ство дворцовых садов. Вместо выстриженных арок и колонн, свойственных стилю барокко, появлялись зеленые "скульптуры" зверей, птиц, причудливых геометрических фигур. Иногда результатом такой неограниченной игры с формой становилась навязчивая безвкусица.

 

 

3. Новое время - Английский сад

 

В Англии, которую от материковой Франции отделяет лишь узкий пролив Ла Манш, традиции садово-паркового искусства отличались большей степенью консервативности. Монументальные по размерам и геометрии сады версальского типа не нашли там столь широкого распространения, как в Западной и Центральной Европе. В противовес барочной пышности французских, австрий­ских или саксонских садов, сады Англии отличались большей сдержанностью форм и естественностью пластических решений, гармонирующих с пейзажем местности. Зарождающаяся философия романтизма с его стремлением к вечным идеалам красоты и природной гармонии обрела на туманном Альбионе питательную среду.

Одним из первых английских пейзажных парков стал парк Стоу в 100 км от Лондона, строительство которого начал в 1713 году архитектор Бриджмен, а затем продолжил и завершил в 1938 году признанный мастер садово-паркового дизайна Уильям Кент.

Этот парк отразил новую эстетику садово-паркового искусства. Он представлял собой полную противоположность регулярным французским садам: на смену геометрически четким партерам, аллеям, дорож­кам, бассейнам пришла более свободная планировка без прямых линий.

На территории почти в 200 га размещались группы деревьев и кустарников в сочетании с открытыми большими и малыми полянами. Дорожки и аллеи огибали водоемы и группы деревьев свободными извилистыми линиями, иногда теряясь в плотных массивах зелени и вновь появляясь в поле зрения на видовых точках живописных прудов, мостиков, парковых павильонов.

Формы и очертания садовых объектов были навеяны пластикой природных пейзажей. Автор предложил продуманную систему путей, следуя которым можно было поочередно обозревать сменяющиеся ландшафтные ситуации во взаимосвязи с садовыми павильонами и другими архитектурными сооружени­ями. Посетители восхищались гармонично найденными пропорциями больших открытых пространств в виде идеально стриженных зеленых газонов и высокой растительности, сформированной из кустарников и различных пород деревьев.

Выбранный Бриджменном и Кентом проектный принцип в определенной мере отражал философские взгляды их предшественника, лорда Бэкона (Lord Bacon), которые тот опубликовал в своих исследованиях о садах более ста лет тому назад, еще в 1624 году. Английский философ рекомендовал избегать слишком строгих и навязчивых геометрических очертаний. Он предлагал заимствовать у природы органические формы и создавать фрагменты с зарослями из кустар­ников и дикого, вьющегося винограда в продуманном сочетании с группами многолетних растений и цветами, наполняющими сад благоуханьем и естествен­ными живописными эффектами.

Разработка парка Стоу стала первой полноценной страницей, открывшей историю английского ландшафтного сада Нового времени. С того времени понятия "английский" пейзажный сад и "ландшафтный" сад стали синонимами (рис. 31).

 
 

Рисунок 31. Планировка парка Стоу. Англия, 1738 год

 

 

Идеи ландшафтного сада, демонстрирующего девственную природную красоту, в противовес французскому саду, выражающему придворный стиль, находили свое отражение в творчестве не только ландшафтных архитекторов, но и ху­дожников, и поэтов.

Так, английский мастер слова Мильтон в своем известном поэтическом произведении "Потерянный рай" описывал идею свободно растущего, не регламентированного строгими архитектурными рамками, сада. Он отрицает насильственное придание формы растениям при помощи фигурной стрижки и высмеивает тщеславные забавы придворной знати времен барокко.

Другой английский поэт и философ Шэфтсбюри, давая оценку французским садам и паркам, писал: "Это все порождение аристократических капризов, в которых жизнь поддерживается за счет придворной готовности услужить".

 
 

К середине 18 века в Англии создаются еще несколько крупных ландшафтных садов. Большой интерес публики вызвал сад архитектора Александра Поупа в поместье Твикенхэм (Twickenham), на берегу Темзы (рис.32).

 

Рисунок 32. Сад в поместье Твикенхэм. Англия, 1749 год

 

Особенность сада заключалась в том, что через него проходила проезжая дорога между Лондоном и городком Хэмптон. Поэтому узкий передний сад (имеющий пологий уклон в сторону Темзы и покрытый дерном) и более широкий по площади задний сад связали подземным переходом. Этот переход Поуп оформил в виде грота, а поверхность стен отделал ракушками и камнями кристалличес­ких пород. Грот (искусственная пещера) позднее стал одним из наиболее привлекательных и посещаемых мест ландшафтного сада.

Живописными прудами, обрамленными плотным массивом деревьев, отличался еще один известный сад в поместье Стоархед (рис. 33). В соответствии с принципами проектирования классического английского сада замок располагался на возвы­шенности, откуда открывался красивый пейзаж.

 
 

Рисунок 33. Сад в поместье Стоархед. Англия, 1777 год

 

В пространстве классического английского сада часто отводилось место и памятникам, посвященным членам семьи или выдающимся личностям. Англий­ские архитекторы мыслили категориями целостной пространственной среды и включали памятники, равно как и другие скульптурные объекты, в общую структуру сада в виде необходимых композиционных акцентов. Особенно хорошо они смотрелись на фоне больших зеленых поверхностей газонов, кое-где прерываемых плавными, широкими изгибами пешеходных дорожек.

В 1758 году архитектором Чемберсом на берегу реки Темза был создан парк Кью - один из красивейших в Англии.

Всемирной известностью пользуется и городской Гайд-Парк в Лондоне, отличающийся большими размерами зеленых, не вытаптываемых газонов и выразительными раскидистыми деревьями, выса­женными на большом расстоянии друг от друга.

Слава английских ландшафтных садов вскоре достигла и других стран Европы. Вельможные особы стали приглашать английских проектировщиков для созда­ния загородных дворцов и поместий, тем самым демонстрируя приверженность идеям свободной, органичной планировки. Погоня за помпезным геометричес­ким эффектом была оттеснена на задний план, а основополагающим принци­пом проектирования пространства стала потребность в пейзажном построении. Что же касается эффекта художественного воздействия, то он создавался за счет плавных природных очертаний и уравновешенного ритма постепенно меняю­щихся картин местности (рис 34).

Для создания большего впечатления в границах ландшафтных садов и парков устраивали видовые площадки для обзора окружающего пейзажа.

 
 

Рисунок 34. Сад шведского королевского замка, 1790 годы

 

 

Еще одним примечательным примером, демонстрирующим все возрастающую популярность английских ландшафтных садов за рубежом, может служить сад Орци в Будапеште - столице Венгрии, сооружение которого началось в 1794 году по проекту Бернарда Петри. В центре сада располагался просторный пруд, берега которого окаймлялись разнообразной растительностью. С холма, на котором стоял замок владельца усадьбы Ласло Орци, открывался прекрасный вид на Дунай и возвышающиеся над ним будайскую крепость и гору Гелерт (рис. 35).

 
 

Рисунок 35. Городской сад в Будапеште, созданный по примеру сада Орци, 1845 год

 

Английский ландшафтный сад олицетворяет собой признанный стиль садово-паркового искусства, в котором органически соединились элементы романтизма и классицизма. На протяжении более двух столетий он демонстрирует законо­мерности формообразования, почерпнутые человеком у природы. История показывает, что классический английский сад в своем развитии прошел путь от частного объекта, возводимого по заказам просвещенной аристократии до общедоступного, городского парка.

 

Итак:

- Английский ландшафтный сад возводится на большой территории.

- В английских парках и садах большое внимание уделяется лугам, окаймленным живописными группами деревьев и кустарников.

- В планировочном решении преобладают плавные, дугообразные линии.

- По характеру проектно-художественного образа английский сад произ­водит впечатление нарисованного пейзажа.

- Большие поверхности воды в сочетании с зелеными газонами и разно­образной растительностью придают саду атмосферу романтики.

- Английский ландшафтный сад дышит покоем и стимулирует к отдыху.

 

 

4. Развитие садово-паркового искусства в России и на Украине

 

Первые упоминания о садово-парковом строительстве на Руси относятся еще к V веку. Именно тогда греческий историк Геродот написал о садах в долине нижнего Днепра.

Позже, в XI-XII веках рассказ о садах Киева изложил в своих летописях Нестор. В те древние времена сады выполняли, прежде всего, утилитарную функ­цию: в них выращивали лекарственные растения, плодоягодные деревья и кустар­ники. До начала XIII века особенно были распространены монастырские сады.

С приходом к власти Петра I Россия активно включилась в общеевропейский культурный процесс и стала заимствовать многие принципы планировки и прие­мы оформления территории, свойственные регулярным садам и паркам Фран­ции, Германии, Англии, Австрии.

Уже в 1717 году общественности Петербурга был представлен план застройки Васильевского острова с тремя крупными сада­ми, в которых присутствовали террасы с лестницами и скульптурными компо­зициями, фонтаны, декоративные бассейны (по типу французских).

В 1725 году для широкой публики был открыт знаменитый Летний сад.

В те же годы завер­шается строительство крупных дворцовых комплексов с роскошными садами в Царском Селе, Петродворце и Павловске под Петербургом, усадьбе Архангель­ское под Москвой.

Сады и парки имели продуманную геометрическую планировку с системой боскетов из стриженой зелени и кустарников, на фоне которых выра­зительно смотрелись многочисленные скульптуры и богато украшенные фонтаны.

Особый восторг у посетителей вызывал (и продолжает вызывать) фонтанный парк Петродворца с величественным каскадом и фонтаном "Самсон", венча­ющим пышную барочную композицию из множества скульптур. Садово-парко­вый ансамбль с Верхним садом площадью 15 га и Нижним парком площадью более 100 га был возведен по проекту французского архитектора Ж.Леблона в сотрудничестве с русскими архитекторами А.Воронихиным, отцом и сыном Растрелли, скульпторами Ф.Толстым, М.Козловским и другими. Композицион­ная ось Верхнего сада, направленная перпендикулярно к центру главного фасада дворца, проходит в Нижний парк к берегу Финского залива (рис. 36).

 

 
 

 

Рисунок 36. План садово-паркового комплекса Петродворца

 

Сады и парки с регулярной планировкой создавались и во многих крупных усадь­бах ближнего Подмосковья, в частности, в Останкино, Кусково, поместье Архан­гельское. Такие усадьбы, принадлежавшие богатой знати, по размерам и роскоши приближались к дворцовым.

 
 

Особый интерес вызывает регулярная планировка усадьбы фельдмаршала Б.П. Шереметьева в поместье Кусково (архитекторы Аргунов и Миронов). Здесь, в соответствии с канонами регулярной планировки, также существует главная ось, по обе стороны которой разворачивается про­странственная композиция парка с рощами, каналами, гротом, огромным пру­дом и красивыми постройками: дворцом, небольшой церковью, оранжереей, Эрмитажем, Итальянским и Голландским домиками (рис. 37, 38, 39). Стриженые деревья с шарообразными кронами и строгие, симметрично развернутые аллеи с живыми изгородями дополняются богатыми коврами зеленых газонов с цветочными узорами, мраморными скульптурами на постаментах, уютными павильонами.

 

 

Рисунок 37. План садово-паркового комплекса в Кусково

 
 

 

 
 

Рисунок 38. Павильон Эрмитаж в регулярном парке Кусково. Картина неизвестного художника второй половины XVIII века

 

Рисунок 39. Вид усадьбы графа Б. П. Шереметьева со стороны Большого пруда. Картина художника Н.Подключникова, 1839 год

 

 

Регулярные сады и парки сохраняются до тех, пока за ними ведется постоянный уход, осуществляется стрижка деревьев и кустарников, происходит посадка новых зеленых насаждений. Как только такой уход прекращается, крона деревьев начинает активно развиваться, растения вновь приобретают свою естественную форму и парки постепенно преобразуются в пейзажные.

Характерной чертой русских усадебных садов является их лиричность, слитность с окружающим ландшафтом. Такие сады (во всяком случае, лучшие образцы) соразмерны по отношению к человеку и не подавляют его своим масштабом даже в тех случаях, когда имеют большие по площади территории, а в основу планировки заложен принцип геометрической регулярности. Как правило, усадеб­ный сад начинался регулярным французским партером возле главного здания, а затем пластически переходил в английский пейзажный (ландшафтный) сад.

Многие русские усадебные сады и парки можно назвать садами смешан­ного типа, так как в них гармонично соседствовали элементы классических регулярных и ландшафтных садов.

 

Поразительной красотой и лиричностью отличались пейзажно-романтические парки Украины, среди которых можно выделить парк Софиевка в городе Умани, построенный в 1796 году и парк Александрия, открытый для посети­телей годом позже в городе Белая Церковь.

Ландшафтный парк Софиевка, раскинувшийся на берегу небольшой реки Каменка, был создан по заказу польского магната Потоцкого талантливыми украинскими крепостными под руководством инженера-архитектора Метцеля.

Привлекательной особенностью этого уникального природного объекта с выразительным рельефом являлся Большой водопад, объединивший несколько каскадов, расположенных между Верхним и Нижним прудами, а также ряд искусственно созданных скальных нагромождений и гротов с такими романти­ческими названиями, как грот Венеры, грот Дианы, грот Страха, грот Сомнений, Львиный и т.д.

Каштановая аллея, проложенная вдоль русла реки, дендрарий с экзотическими растениями, извилистые дорожки, ведущие к беседкам, скульптурам, видовым площадкам, создавали в Софиевском парке атмосферу душевного спокойствия и уюта.

Выдающимся памятником садово-паркового искусства эпохи романтизма, которым восхищались великие поэты Т.Шевченко, А. Пушкин, Г. Державин, является усадьба Александрия.

Она раскинулась на площади более чем в 200 гектаров в живописном месте над рекой Рось и являлась загородной резиден­цией семьи гетмана Браницкого.

 
 

Главной достопримечательностью усадьбы был прекрасный парк с фонтанами, зеркальными прудами и уютными островками, водопадами и каналами с переброшенными через них арочными и так называемыми "китайскими" мостиками, обзорными площадками и павильона­ми (рис.40).

Рисунок 40. Фрагмент парка "Александрия" с арочным мостом

 

 

По рассказам очевидцев, самым популярным местом была Большая поляна с зеленым ковром цветущих трав в окружении величественных деревьев. С этого залитого солнечным светом пятачка хорошо просматривались наиболее привле­кательные точки и объекты: долина реки, "Романтические руины" и арочный мост над каскадом, костел Иоанна Предтечи с ведущей к нему широкой лестницей, развернутая по окружности большой цветочной клумбы белокамен­ная колоннада "Эхо" со статуей Гермеса посредине.

В теплое время года богатая растительность парка дополнялась яркими фигурными композициями из сезон­ных цветов, а также выставляемыми в кадках экзотическими растениями, которые выращивались в местных оранжереях, либо привозились из-за границы.

Следует отметить, что в 18-19 веках во многих областях Укра­ины (в границах ее нынешней территории) было создано боль­шое количество усадебных, а также общественных парков и садов.

Особенностью многих са­дов являлся переходной тип планировки. Так, в центральной части парка или сада, примы­кавшей к главным архитектур­ным сооружениям, преоблада­ли четкие геометрические чле­нения территории с ровными аллеями, правильными по фор­ме партерами и клумбами, ко­торые (по мере отдаления от центра) постепенно сменялись более свободными, криволиней­ными поверхностями и есте­ственными пейзажными компо­зициями.

 

История садово-паркового искусства России и Украины насчитывает немало славных страниц. Созданные в прошлые века частные и общественные сады и парки являются наглядными примерами талантливых, профессионально гра­мотных композиционно-планировочных и оформительских решений.

Вплоть до начала 60-х годов XX века в СССР наглядно ощущалось положительное наследие отечественной школы ландшафтного дизайна и архитектуры, уделя­лось внимание развитию среды массового отдыха граждан, часто формируемой, правда, на слишком "идеологизированной" основе.

К сожалению, в последние десятилетия на "постсоветсткой" территории практически не создано ни одного более или менее значимого парка, зато значительно активизировалось кооперативное и частное садоводство, резко возрос интерес к знаниям в области ландшафтной архитектуры и дизайна приусадебных территорий. Эти тенденции внушают надежду на новый виток развития отечественного садово-паркового искусства.

 

Вопросы к лекции 3

 

1. 1.Назовите характерные черты садов Древнего Египта

2. В каком древнем государстве появились «висячие сады», их конструкция. какое культовое сооружение послужило их праобразом?

3. Охарактеризуйте особенности садовой культуры древних персов

4. «Священные рощи героев» - страна происхождения и характерные особенности.

5. Опишите сады - дворики Древнего Рима, приведите их латинское название

6. Характерные черты загородных вилл древних римлян

7. Различия в восприятии взаимоотношения «человек - природа» нв Востоке и Западе

8. Характеризуйте типичные черты древних Китайских садов

9. Как отразилось философское восприятие мира вещей на строении Японского сада?

10. Перечислите факторы, вызвавшие возникновение монастырских садов

11. Какие традиции древнего мира использовались при создании монастырских садов

12. Опишите принципы построения крепостных садов и факторы, послужившие подъему уровня садово- паркового искусства в Европе ХІІ- ХІІІ веков.

13. Перечислить характерные черты садов эпохи ренессанса.

14. Каких выдающихся архитекторов и мастеров ландшафтного дизайна эпохи Возрождения Вы знаете?

15. Приведите примеры и краткое описание садов в стиле Ренессанс

16. Что обозначает слово «барокко» и почему стали использовать этот термие для характеристики художественного стиля

17. Характерные черты стиля барокко

18. Перечислите известные Вам сады в стиле барокко и архитекторов, которые из спроектировали.

19. Принципы построения «Французского сада»

20. Назовите выдающегося французского ландшафтного архитектора и величайшее произведение его творчества.

21. Приведите характерные черты Версальского паркового комплекса

22. В чем состоит отличие французского и английского садово-паркового дизайна

23. Перечислите характерные особенности классического английского сада.

24. Опишите парк Стоу. Кто был проектировщиком этого парка?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4222; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.