Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ландшафтные аспекты проектирования зданий и сооружений




 

План

1. Взаимосвязь архитектурных и природных форм

2. Растения в архитектуре зданий и сооружений

 

 

1. Взаимосвязь архитектурных и природных форм

 

Природный ландшафт - важнейший фактор для ком­позиции любого архитектурного объекта. Общеизвест­но выражение: здание «вписалось» в ландшафт. Под этим подразумевается гармоничное сочетание его с рельефом, использование эффекта отражения в зеркале водоема, масштабные соотношения с массивами зеленых насаж­дений и т.д.

Взаимосвязь архитектуры и природы исторически обусловлена и развивается вместе с обществом. Доста­точно вспомнить старые русские и белорусские города -Ярославль, Псков, Суздаль, Несвиж, Новогрудок и др., отдельные сооружения - церковь Покрова на Нерли, расположенное на гористом острове аббатство Мо-Сен-Мишель во Франции, дом О. Нимейера в живопис­ной долине (рис.1), «Дом над водопадом» архитекто­ра Райта, жилые районы Зеленый Луг и по проспекту Машерова в Минске, отдельные общественные комп­лексы.

При сравнительно одинаковых природных данных облик населенного места или композиционное решение отдельного сооружения определяются творческим мето­дом архитектора, его профессиональным мастерством, знанием национальных традиций, пониманием природы. Рассматривая ландшафтные задачи проектирования зда­ний и сооружений, следует выделить три уровня:

- формирование архитектурно-ландшафтного ансамб­ля, гармоничное включение архитектурных сооружений в природное окружение, общая композиционная взаи­мосвязь архитектуры и природы, максимальное выяв­ление в функциональном и композиционном решении природных предпосылок;

- детальная архитектурно-ландшафтная проработка от­крытых пространств, примыкающих к зданиям и фор­мируемых ими, или организация их «архитектурно-ландшафтного стилобата»;

- введение природных элементов в архитектуру дома.

 

Поиски интеграции искусственного и природного завоевывают у архитекторов все большую популярность. В последнее время архитекторы осознанно или интуи­тивно стали шире пользоваться архитектурно-ландшафтными методами и средствами. И выражается это не в отдельных деталях - устройствах для цветов и вью­щихся растений на балконах и лоджиях, но и в общем методе проектирования - от ландшафта.

 

 

 

Рисунок 1 - Противоположные примеры композиционного единства архитектуры и ландшафта:

а - силуэт аббатства Мо-Сен-Мишель во Франции как бы вырастает из горы на острове, завершает ее;

б — плоские криволинейные формы дома арх. О. Нимейера пластично вписываются в живописную долину.

«Гораздо больше, чем сами здания, значит размеще­ние и характер открытых пространств, выявляемых ими, что и придает городу лишь ему одному присущее качест­во», - отмечает известный ландшафтный архитектор Дж. Саймондс (рис. 2).

 
 

Особенно важны эти положения, когда архитектор оперирует не отдельными элементами предметно-про­странственной среды, а значительными фрагментами культурного ландшафта, формирует архитектурно-ланд­шафтные ансамбли. Тенденция сближения архитектуры и природы имеет и более детальные аспекты: раскры­тие внутреннего пространства и зрительное объедине­ние интерьера с внешней средой - окружающими ланд­шафтами, устройство в зданиях лоджий, террас, балконов, обеспечивающих связь помещений с природой, архитек­турно-ландшафтное решение интерьеров путем приме­нения разнообразных живых и инертных материалов - цветов, декоративных трав, воды, гальки и т.п.

 

 

 

 

Рисунок 2 - Примеры соотношения природных и архитектур­ных форм по Дж. Саймондсу

 

Известно, что гармония архитектурного сооружения и ландшафта может быть достигнута различными при­емами - контрастом, нейтральностью или полным под­чинением. Постройки архитектора Р.Нейтры, например, отличающиеся предельной рациональностью, должны быть, казалось бы, контрастны ландшафту. Но именно разнообразие архитектурно-ландшафтных приемов по­зволяло ему найти своеобразие. Р.Нейтра формировал архитектуру ландшафта и в стиле сооружения, и кон­трастно, выражая различными приемами строгость ме­мориала и административного комплекса, а также ин­тимность, масштабность среды частного жилого дома.

Размещение архитектурных сооружений является формой преобразования природного ландшафта. Это пре­образование может быть положительным (когда соору­жение по форме, материалу, фактуре, масштабу и дру­гим композиционным качествам гармонирует с ландшаф­том) и отрицательным (когда архитектурные сооруже­ния не просто контрастны по отношению к ландшафту, а даже нарушают его).

Для того чтобы достичь определенной степени со­гласованности архитектурных сооружений с ландшаф­том, необходимо знать ряд композиционных приемов. Ис­ходным является сравнение пространственных форм за­стройки и ландшафта. Архитектору часто приходится сталкиваться с такими особенностями и формами ланд­шафта, которые он мало чем может изменить. Он дол­жен учесть их при проектировании. К этим неизменным формам относятся долины рек, равнины, озера, горные цепи и другие крупные ландшафтные формы.

Природные пространственные формы характеризу­ют следующие основные свойства: величина, геометри­ческий вид, фактура, цвет, светотень, положение в про­странстве. Природный фон может быть нейтральным или с ярко выраженными крупными формами типа гор, больших холмов, лесных массивов. По-разному воспри­нимаются небольшой дачный домик в горном ландшаф­те, где он подчинен среде, и крупный санаторный комп­лекс в равнинной местности, где он доминирует.

Степень согласованности застройки с ландшафтом зависит не столько от их абсолютных размеров, сколь­ко от их взаимосвязи. Геометрические характеристики архитектурных сооружений могут согласовываться с ландшафтными формами (пирамидальная форма зда­ния, остроугольный его силуэт напоминают нам окру­жающие скалы или еловый лес) или контрастировать с ними (протяженный многоэтажный дом-пластина на фоне живописного пейзажа).

Как архитектурные сооружения, так и формы ланд­шафта могут иметь массивную или ажурную простран­ственную структуру. Расчлененная застройка, ажурная структура здания ведут к большей согласованности ар­хитектуры с природой. Большую роль в согласовании архитектурного сооружения с ландшафтом играет фак­тура материала. Органичнее всего композиционно увя­зываются с природным окружением простейшие соору­жения из естественных материалов - дерева, камня, ка­мыша. Фактура искусственных строительных материа­лов (пластмасса, алюминий и др.) обычно контрастиру­ет с фактурой природных компонентов.

Доминирующее или подчиненное положение соору­жения в ландшафте во многом определяется его разме­щением: вдоль рельефа и в его понижениях ведет к согласованности, поперек рельефа и на его высоких точ­ках - к контрасту. Застройка ниже леса и среди леса подчинена природному фону, многоэтажная на фоне на­саждений - всегда контрастна. Таким образом, чтобы сооружение максимально согласовывалось с ландшаф­том, оно должно иметь малую величину, ажурную про­странственную структуру, геометрическую форму, анало­гичную формам ландшафта, гармоничное цветовое соче­тание архитектурных и природных компонентов.

Если обратиться к так называемому архитектурно-ландшафтному стилобату, архитектуре поверхности зем­ли, то здесь прослеживаются две ветви: одна тянется к архитектуре самих зданий, а другая - к ландшафт­ным деталям открытых площадей, примыкающих к зда­нию и как бы развивающих их функции и форму. Зе­леный стилобат типичен для таких сооружений как гостиница «Юбилейная» в Минске и др. (рис. 3, 4 на цветной вкладке).

 

 
 

Рисунок 3 - «Ландшафтные стилобаты» у гостиницы «Юбилейная» в Минске

 

 

 
 

 

Рисунок 4 – «Ландшафтные стилобаты» в ландшафтной архитектуре зарубежных стран

 

 

К решению архитектурно-ландшафтных задач орга­низации ближайшего окружения зданий, отдельных про­странств под открытым небом необходимо подходить как к проектированию интерьера, в создании которого объединяется творчество архитекторов, художников, ин женеров зеленого строительства, специалистов в облас­ти городского ландшафта и ландшафтного дизайна.

Так, архитектор А.Ахмедов, проектируя комплекс биб­лиотеки в Ашхабаде, выразил взаимосвязь архитекту­ры и природы посредством применения живых и не­живых материалов: воды, зелени, камня, металла - бо­гатства пластических элементов. На террасированной площади разыгрывается симфония каскадов и бассей­нов разной величины и формы. С модульным мощени­ем из бетонных плит контрастируют сложные и разно­образные по очертаниям участки газона.

Пластика эле­ментов благоустройства рассчитана на восприятие с раз­ных видовых уровней и точек. Интересны мотивы ху­дожественной интерпретации природных, в частности растительных мотивов. Сухое дерево в наружном дво­рике кафе и фантастическое из черного металла в све­товом дворике не противоречат друг другу, играя раз­личную композиционную роль.

Следует отметить, что в архитектурно-ландшафтных решениях территорий в композиции обычно используют несколько приемов: пласти­ческая обработка рельефа, сохранение старых деревьев, цветочное оформление, органичное включение оборудо­вания.

При использовании оборудования стремятся достигать индивидуаль­ного решения при применении типовых индустриаль­ных изделий по каталогу малых архитектурных форм.

Гармония человека и природы, архитектуры и ланд­шафта всегда будет достигнута, если архитектор не фор­мально, а творчески, опираясь на определенную сумму знаний, исходит в своем поиске из ландшафтной ситуа­ции, выявляя и подчеркивая ее лучшие качества.

 

 

2. Растения в архитектуре зданий и сооружений

 

В крупном городе человек оторван от естественной природы. Решить вопрос удовлетворения потребности городского жителя в общении с природой в значитель­ной мере можно не только ландшафтно-градостроитель-ными средствами, совершенствуя водно-зеленые систе­мы города, активно выявляя в застройке местные при­родные особенности, но и вводя элементы природы и прежде всего растения в здания и сооружения.

Природные материалы используются архитектора­ми как во внешнем, так и во внутреннем оформлении зданий. В экстерьере - это вертикальное озеленение фа­садов, озеленение и цветочное оформление балконов, лод­жий, окон, архитектурно-ландшафтное решение внутрен­них двориков, террас, плоских кровель.

Малые архитектурные формы для ландшафтного бла­гоустройства балконов и лоджий - напольные и навес­ные ящики для цветов, решетки - для вьющихся рас­тений, кашпо - для ампельных. Необходимо добиваться стандартизации и сборности такого оборудования, что­бы избежать нежелательной самодеятельности, вносящей хаос в архитектуру зданий. Озеленение и цветочное оформление лоджий и балконов - это задачи в первую очередь жилищного строительства. Одна из причин -необходимость постоянного ухода за растениями, что в общественных зданиях, как правило, затруднено.

Для посадки грунтовых цветов чаще используются деревянные ящики шириной 20-30 см и высотой 20-25 см (длина определяется в зависимости от общей ком­позиции лоджии или балкона, характера их огражде­ния, типа устройства для вертикального озеленения и пр.). Возможно применение малых форм из бетона, ша­мота, пластмассы. Бетонные изделия окрашиваются во­достойкой полимерной краской либо содержат в фак­турном слое цветные пигменты. Металлические детали покрываются масляной краской. Деревянные элементы лучше выполнять из тонированной древесины с после­дующим покрытием бесцветным водостойким лаком. Ящики для растений устанавливают на полу или на поручнях ограждения. Во всех случаях они должны быть надежно закреплены специальными кронштейнами и крючками толщиной не менее 0,5 см. Возможны как смешанные, так и однородные по ассортименту посадки. Рекомендуется в первом ряду высаживать ампельные (свисающие) или бордюрные растения (настурция, алис-сум, лобелия, агератум, тагетис и др.); во втором - пе­ларгонию, клубневую бегонию, циннию, астры, петунию и др., в третьем - душистый горошек, ипомею, фасоль и т.д. Для северных фасадов выбор растений ограничен, однако и здесь можно высаживать низкорослые: марга­ритки, анютины глазки, примулы, маттиолу, алиссум; сред-нерослые: настурцию, петунию, душистый табак, кален­дулу, гипсофилу, фуксию. В лоджиях и на балконах иног­да устраивают мини-рокарии.

Комплексное озеленение жилых домов с использо­ванием высококачественного, выполненного в едином сти­ле оборудования для растений позволит значительно обо­гатить архитектуру типовой жилой застройки, повысить комфортность ее среды.

Особую область ландшафтного творчества составля­ют террасные жилые дома. Сады-террасы являются как бы продолжением жилища, «зеленой гостиной». Этот воп­рос связан с организацией и других типов садов на кры­шах. К сожалению, в современной отечественной прак­тике они еще мало распространены, хотя устройство их известно с глубокой древности.

Родина садов на крышах и террасах - Ассирия и Вавилон. К смелым конструктивным решениям относятся «висячие» сады Семирамиды, созданные в VI в. до н.э. Из истории известны сады Помпеи, «плавающие» сады Греции и Малой Азии, роскошные сады на террасах византийских императоров, сады на крышах в немецких городах и др. С XIX столетия появились новые экономические и технические предпосылки создания садов на крышах. В XX в. широкое освоение плоских кровель нашло отражение в творчестве архитекторов Ле Корбю­зье, Райта, Гропиуса и др.

Однако сегодня нельзя говорить только о садах на крышах. Правильнее ставить вопрос о принципах устрой­ства садов на различных искусственных основаниях -крышах, террасах, эстакадах, перекрытиях подземных со­оружений.

Устройство садов на искусственных основаниях свя­зано с решением ряда социально-экономических, экологических, технических и эстетических проблем. Прежде всего это экономика градостроительства, рацио­нальное использование городских земель, которые сти­мулируют создание многоуровневых надземных соору­жений с площадями-платформами, эстакадами, терраса­ми для пешеходного движения, стоянками и благоуст­роенными местами для кратковременного отдыха.

Разноэтажность современной застройки города не только создает предпосылки для эффективной эксплу­атации плоских крыш малоэтажных блоков в качестве дополнительных мест отдыха, летних кафе под откры­тым небом и т.п., но и ставит чисто архитектурно-худо­жественные задачи. Пока в большинстве случаев из окон и лоджий высотных зданий открывается неприглядный вид на черные крыши торговых центров, блоков обслу­живания и др. Летом рубероидно-битумная поверхность кровли перегревается, излучает излишнее тепло и дале­ко не безвредные летучие вещества, а в ветреную погоду пылит.

В зависимости от расположения относительно уров­ня земли сады на искусственных основаниях подразде­ляются на надземные (в прошлом - «висячие»); назем­ные, находящиеся на уровне земли; и смешанного типа. Это сады, соответственно устраиваемые на крышах зда­ний или на других конструкциях, приподнятых над зем­лей, над подземными сооружениями и на сооружениях, которые частично заглублены или примыкают к скло­ну местности.

Таким образом, к садам на искусственных основаниях можно отнести те архитектурно-ландшафтные объекты, в которых зеленые насаждения отделены от естественного грунта теми или иными строительны­ми конструкциями (рис. 5, 6).

 
 

 

 

Рисунок 5 - Сады на крыше жилого дома

 

 
 

 

Рисунок 6 - Сады на крыше производственного здания

1 - лифтовые шахты;

2 - ветрозащитная стенка;

3 - навесы;

4 - столики со стульями;

5 - пергола.

 

 

Необходимо иметь в виду, что устройство садов на искусственных основаниях экономичнее и технически надежнее, если эти вопросы решаются при проектиро­вании зданий и сооружений, а не при последующем приспособлении кровель и соответствующей техниче­ской реконструкции, их архитектурно-ландшафтном обо­гащении. Наибольшими эстетическими и экологиче­скими возможностями обогащения «пятого» фасада го­рода располагает ландшафтная архитектура. С устрой­ством садов на крышах улучшается микроклимат, об­щий ландшафтно-художественный облик города. Про­блема организации садов на искусственных основани­ях актуальна не только для общественных центров и комплексов, но и для промышленных зон и жилой за­стройки. На территориях существующих промышлен­ных объектов часто невозможно организовать даже небольшие площадки для кратковременного отдыха, в то время как плоские кровли зданий, как правило, пус­туют. Большая плотность застройки в старых жилых кварталах также не позволяет увеличить площадь зе­леных насаждений и площадок для игр детей и отды­ха взрослых.

Дифференцировать возникающие при организации садов на искусственных основаниях специфические ар­хитектурные, инженерные, агротехнические задачи по­зволяет типологический подход, выявление факторов, вли­яющих на формирование этих фрагментов природно­антропогенной среды. Прежде всего они подразделяют­ся на эксплуатируемые и неэксплуатируемые. Группа эксплуатируемых садов предполагает активное исполь­зование их площади и представлена в основном рекре­ационными и реже продуктивными типами (последние создаются с целью выращивания цветов, овощей и т.п.). Группа неэксплуатируемых садов подразделяется на де­коративные и защитные типы. Декоративные сады на ' крышах не предусмотрены для посещения людьми, а слу­жат исключительно эстетическим целям, представляя собой фактически декоративные панно. Их покрытия вы­полняются с применением как естественных живых и неживых (трава, мхи, цветы, невысокие кустарники, ка­мень, иногда вода), так и искусственных (керамика, кир­пич, стекло, пластмассы и др.) материалов. Защитные функции садов на крышах связаны в основном с пре­дохранением зданий от чрезмерного перегрева, от сол­нечной радиации. По преобладанию того или иного ма­териала выделяются сады водяные (наиболее распрост­раненный тип защитного сада на юге), растительные и сухие ландшафты. В «сухом ландшафте» используют неживые материалы - песок, гальку, валуны, коряги; иногда по примеру японского сада - мхи, малые архи­тектурные формы.

Растительные сады подразделяются на сады с по­чвенным слоем в виде сплошного покрова или несколь­ких участков, разделенных дорожками и площадками, и сады, в которых земля размещается только в специ­альных емкостях - контейнерах.

Из зарубежного опыта широко известен сад на пере­крытии пятиэтажного гаража-стоянки в Окленде, США, а также сад на крыше музейных зданий Смитсониевского института в Вашингтоне (рис. 7), крыша-парк в Берне, декоративное «живое» покрытие столовой в Ба­зеле (Швейцария), парк на крыше Форума центрально­го рынка в Париже (рис. 8) и мно­гие др. (рис. 9,10)

Можно привести ряд примеров из практики быв­ших советских республик. Это сад с цветущими кустар­никами, разбитый на крыше подсобных помещений цирка в Сочи, декоративное решение озеленения плоских крыш санатория «Приморье» там же и т.д.

В Минске в 70-х гг. были заложены сады на террасах, завершающих 16-этажные жилые дома по проспекту Ф.Скорины. Для озеленения использовались невы­сокие деревья и кустарники, высаженные в контейнеры. С северной стороны от ветра сад защищен стеной. До­статочно высокие парапеты обеспечивают необходимую безопасность, не мешая при этом обзору окружающих ландшафтов. Однако просущество­вали они недолго, так как не нашлось средств на их постоянное поддержание при эксплуатации. Сыграло не­гативную роль отсутствие необходимой культуры у жи­телей домов.

По мнению специалистов, затраты на строительство садов на крышах сравнительно невелики, они определя­ются разницей в стоимости эксплуатируемых и неэксп­луатируемых плоских крыш. Стоимость крыш с садом не более чем в 2 раза превышает устройство неэксплуа­тируемых кровель.

 

 
 

Рисунок 7 - Сад на крыше музейных зданий Смитсониевского института

 

 
 

Рисунок 8 -. Парк на крыше Форума Центрального рынка в Париже

Рисунок 9 - Зеленые крыши культурно-оздоровительного центра

 
 

 

 
 

Рисунок 10 - Покрытые газоном стены и крыши стадиона в парке Берси, Франция

 

 

От развития практики устройства садов на искусст­венных основаниях можно ожидать многосторонний эф­фект: экономический - рациональное использование цен­ных городских земель и получение дополнительной по­лезной площади; экологический - улучшение санитар­но-гигиенических параметров городской среды; социаль­но-культурный - развитие системы новых мест обще­ния и повседневного отдыха, совершенствование эсте­тики городского ландшафта.

Ассортимент посадок для устройства садов на кры­шах подбирается из местных (или давно интродуциро-ванных) растений, наиболее приспособленных к необыч­ным условиям произрастания. Например, для условий Украины Центральным ботаническим садом были ре­комендованы хвойные древесные породы: сосна горная, можжевельник казацкий, можжевельник обыкновенный, тис ягодный, сосна обыкновенная; лиственные породы: облепиха крушиновая, форзиция свисающая, береза по­вислая, самшит вечнозеленый, рододендроны, розы полиантовые; цветочные растения: бегония клубневая, фи­алка душистая, настурция, хризантемы, крокусы, сциллы, тюльпаны, нарциссы, лук декоративный; вьющиеся рас­тения: лианы, виноград девичий, жимолость каприфоль, ломоносы.

Газон может создаваться на естественной почве, ков­ровый - на синтетической основе, а также с применени­ем гидропоники. Иногда газон заменяют неприхотливыми почвопокровными и даже вьющимися растениями, а также применяют мхи. Цветы, как правило, высажива­ются в кашпо и вазах, древесно-кустарниковые расте­ния - в кадках, специальных контейнерах, редко в от­крытом грунте. Иногда деревья, высаженные в кадки, мас­кируют холмами земли с естественными очертаниями.

При расположении растительности учитывается мас­са почвы, сила ветра, необходимость устройства дренажа, водостоков. Размещение почвы, растений увязывают с несущими конструкциями, на которых устраивается сад.

Одним из средств дематериализации архитектуры является размещение зданий под землей или их частич­ное заглубление. С этим связано и применение «зеле­ных крыш» как нового экологического направления в градостроительстве и архитектуре. Новое отношение к природе в этом плане подтверждают примеры, приве­денные на рис. 9 и 10.

Зеленая крыша применена в за­стройке студенческого городка Технологического уни­верситета в Делфте, доминантой является 40-метровый бетонный конус, пронизывающий зеленую крышу и за­мыкающий главную композиционную ось всего комплек­са. Технологические свойства крыши позволяют поддер­живать оптимальный микроклимат в течение всего года. Важна экологическая сторона архитектурно-конструк­тивного решения: дождевая вода по наклонной кровле собирается в специальные резервуары и в дальнейшем используется.

Возможны различные формы реализации визуаль­ных взаимосвязей «здание - ландшафт», в том числе колористическая гармония сооружения и ландшафтно­го окружения, стены из зеркального стекла, как бы «ра­створяющие» здание в отражении неба, растений, воды (рис. 11) и др.

 

 

 
 

Рисунок 11 – Стеклянные стены визуально воспроизводят ландшафтное окружение и позволяют реализовать взаимосвязь «интерьер – экстерьер»

 

 

Введение природных элементов во внутренние про­странства зданий имеет множество форм. Для интерьера важны визуальные связи с окружающим ландшафтом. Это достигается раскрытием внутреннего пространства «на природу» через панорамные окна, устройством лод­жий, террас, раздвижных стенок и т.п.

Самостоятельной задачей является введение в интерьер природных эле­ментов - растений, камня, воды и т.д. В архитектурно-ландшафтном решении интерьера выделяют два аспек­та: создание зимних садов и использование растений в качестве архитектурно-декоративных композиций.

Зимний сад - сад экзотических растений, выращи­ваемых в условиях искусственного микроклимата. Со­здание зимних садов достаточно сложно, так как надо удовлетворить особые требования к температурно-влаж-ностному режиму помещения, освещенности, а отсюда к ограждающим конструкциям, системе отопления и вен­тиляции, условиям естественного и искусственного ос­вещения и т.д.

На практике чаще встречается второй вид натурали­зованного интерьера - различные формы декоративно­го озеленения и цветочного оформления помещений об­щественных и жилых зданий. В общественных зданиях кроме растений широко используются бассейны, фонта­ны, скульптура, неживые природные материалы - ка­мень, песок, дерево.

Растения в помещениях играют санитарно-гигиениче­скую и декоративную роль. Они аккумулируют свежий воздух, регулируют температурно-влажностный режим, поглощают шум, пыль. Все это, конечно, в небольшом масштабе.

В композиции интерьера используется цвет, факту­ра, рисунок листьев, цветков, силуэт, масса растений и другие их качества. С помощью растений пространство расчленяется, зонируется. Возможны разнообразные формы исполнения: одиночное растение (чаще на фоне чистой плоскости стены); вертикальное озеленение вью­щимися растениями, устройство зеленых бордюров и т.д.

Часто различные приемы сочетаются. Отличается ме­тодика озеленения жилых, производственных и обще­ственных зданий. Если в жилище декорирование расте­ниями - индивидуальное творчество его владельца, то в общественных и производственных помещениях -это один из аспектов архитектурного решения, закла­дываемого в проекте.

При использовании декоративных возможностей одиночного растения на первый план выступают дета­ли: рисунок и размер листьев, соцветий, оттенки цвета. Одиночные растения устанавливаются на фоне стены или светового проема в вазах, кашпо в углублении пола или на специальных подставках. Применяются разно­образные ящики для цветов в сочетании с мебелью (сто­лики, подставки, выполняемые из дерева, металла, плас­тика).

Большую роль в формировании интерьера играют зеленые бордюры. При их проектировании внимание уделяется не индивидуальным качествам отдельных ра­стений, а силуэту бордюра в целом. По цвету, компози­ции могут быть найдены контрастные и нейтральные решения. Расположение бордюра возможно в горизон­тальной и вертикальной плоскостях, вдоль оконных про­емов, стен, передвижных экранов, на полу или в углуб­лении пола, в виде обрамлений лестниц, заменяющих балюстраду. При высоком расположении зеленых бор­дюров возможны варианты ниспадающей зелени из ам­пельных растений.

Приемы, основанные на оформлении зеленью верти­кальных плоскостей, также отличаются многообразием. Это или густая масса вьющейся зелени - зеленый за­навес, или одна ветвь, затейливо ползущая по стене и образующая легкий прозрачный рисунок, или отдель­ные разбросанные пятна. Для оформления растениями используются как непрозрачные вертикальные плоско­сти, так и трельяжные стенки из металла или дерева. С помощью прозрачных перегородок, декорированных зеленью, зонируют помещения, частично отделяют одно от другого.

К объемным зеленым композициям относятся отдель­но стоящие экземпляры, их группы, целые садовые угол­ки. Выразительны композиции в низких плоских вазах. В крупные кашпо высаживаются несколько растений, различных по высоте, характеру роста, контрастирую­щих по форме и фактуре листьев.

Очень благодатный материал пенобетон. Он хоро­шо поддается обработке, резьбе обычным инструмен­том. В выдолбленные отверстия можно или непосред­ственно высаживать растения, или устанавливать цве­точные горшки.

В группах растений, размещенных на плоскости пола или в специальном углублении, пространство между ра­стениями заполняют до уровня пола или до края бор­дюра мхом, галькой, песком. Несколько крупных камней, уложенных между растениями, придают композиции ес­тественность.

Ландшафтные композиции, продолженные за преде­лы интерьера (на террасе, в придомовой полосе) и раз­деленные лишь стеклом окон и балконных дверей, со­здают иллюзию единства внешнего и внутреннего про­странств. Распространено у витринных окон со стороны экстерьера и интерьера устройство полос, засыпанных галькой. На них устанавливаются кактусы (рис. 12).

 
 

 

Рисунок 12 - Наружный цветник, «переходящий» в зимний сад - прием визуальной взаимосвязи интерьера и экстерьера

 

 

Как пример натурализованного интерьера был заду­ман в свое время авторами проекта вестибюль Дворца пионеров в Москве. Площадь его 500 м2. Газонам отво­дилось около 2% площади пола. Центральные группы растений, близкие по своим массам, имели среднюю вы­соту 4 м, а отдельные деревья достигали 6,5 м. В центре зала был расположен бассейн с коллекцией водных ра­стений. Специально проектировались вентиляция, осве­щение, электроподогрев почвы. В потолке сделаны три круглых отверстия диаметром 5 м, покрытые стеклян­ными куполами, для освещения растений в зимнее вре­мя. Кроме того, по контуру куполов вмонтированы лам­пы, дающие дополнительный свет.

В озелененном интерьере так же, как и в малом саду под открытым небом, большое внимание уделяется раз­работке плоскости земли, малым архитектурным фор­мам, мебели, рассчитанным на близкое восприятие. Инте­ресно, когда фойе или вестибюль решены в нескольких уровнях. Каждый уровень имеет свою растительность, и благодаря тому, что высота помещения увеличивается, возрастает контраст между высокими растениями на террасах с невысокими потолками и маленькими рас­тениями в высоких помещениях. Эффект натурализа­ции связан с видимым пространством парка за стеклом, а спускающиеся террасы вызывают ощущение спуска по рельефу.

Пока не представляется возможным вырастить в ин­терьере березовую рощу или группу яблонь, когда за окном стоит мороз. Растения живут ритмичными цик­лами соответственно смене времен года. Поэтому в ус­ловиях интерьера используются южные теплолюбивые вечнозеленые растения, интродуцированные в наших ус­ловиях. Однако попытки дендрологов включить в инте­рьер растения умеренного климата должны увенчаться в конце концов успехом, и это откроет новые возможно­сти для архитекторов, работающих в области форми рования интерьеров. К сожалению, приходится конста­тировать, что в озеленении интерьера, как и в озелене­нии городских территорий, часто преобладает непрофес­сионализм, ведущий к уходу от основного композицион­ного замысла автора-архитектора, бессистемному, коли­чественному заполнению помещений растениями, во мно­гих случаях безвкусному.

Часто озеленение и цветовое оформление производ­ственных помещений связаны со специфическими труд­ностями. Далеко не все растения выдерживают постоян­ное искусственное освещение, загрязненность, запылен­ность воздуха и т.д. Возникают дополнительные труд­ности с содержанием растений в производственных по­мещениях. Из-за запыленности растения требуют допол­нительного ухода (обтирание, опрыскивание). Опыт по­казал, что там, где запыленность превышает 3,8 мг/м2 (например, в чесальном, ровничном цехах текстильного производства), озеленение нецелесообразно.

Освещенность в зоне озеленения должна быть около 800-1000 лк. Светильники (люминесцентные лампы) ре­комендуется размещать непосредственно над растения­ми на высоте 1 м. Несмотря на более сложные условия произрастания растений, специфическую агротехнику, озе­ленение цехов, в том числе с искусственным освещени­ем, возможно.

Зеленые зоны в производственных помещениях устраиваются с учетом направления движения работа­ющих и внутрицехового транспорта, требований техни­ки безопасности - так, чтобы не нарушать технологи­ческого процесса.

Последние годы все чаще и шире в производствен­ных и общественных интерьерах стали использоваться искусственные растения.

 

Вопросы к лекции

 

Лекция 9 Ландшафтное обустройство некоторых специфических территорий

План:

1 Рекультивация непригодных для использования земель

2. Лесопарки и зоны отдыха

 

1 Рекультивация непригодных для использования земель

 

Неудобные земли, непригодные для использования, портят природный ландшафт. Заболоченные мертвые участки, пустынные песчаные территории, горы отработанных ма­териалов уродуют целые районы. Средствами озеленения можно достичь очень многого. Заболоченные участки, требующие мелиоратив­ных мероприятий, после осушения могут быть покрыты сначала посадками ольхи, оси­ны, ивы и тополя, а затем и хвойных пород. Так на этих пустынных участках возникают прекрасные лесные массивы.

Интересен зарубежный опыт создания на заливаемых в весеннее время талыми водами территориях парков и зон отдыха (рис.1-3).

На месте тор­фяных болот после выборки торфа можно создать водоемы. Участки песков и дюн ук­репляются полосами травяного покрова, об­разующими ячейки в виде сот, затем в эти ячейки сажается сосна горная и обыкновен­ная, а в южных районах Украины — сосна румелийская, черная или крымская.

Типичным пейзажем с песчаными дюна­ми служит побережье Балтийского моря, где большие прибрежные территории покрыты сосновым лесом в большинстве случаев ис­кусственного происхождения — результат более чем столетней работы по закреплению и облесению подвижных дюн. По опыту ра­бот, проводимых в Латвийской ССР, лучшие насаждения получены при глубинном введе­нии в песок торфа, хвороста и лесной под­стилки в виде прослоек. Кроме сосны обы­кновенной, крымской и горной в понижениях высаживается и береза. Ландшафт прибреж­ной зоны Балтийского моря немыслим без соснового леса, который кроме укрепления песков дюн и защиты от ветра имеет еще и эстетическое значение.

       
   
 

 

Рис.1-3 Примеры освоения пойменных территорий для создания новых парков в зарубежной практике:

а - пейзажная часть парка «Бальзак» в период ежегодного затопления, Анже, Франция;

б - в - регулярная часть парка «Бальзак» с модульной композицией растительности в затопленном и обычном состоянии

 

 

В индустриальном ландшафте отрица­тельную роль играют значительные по пло­щади территории неудобных земель, непри­годных для строительства или ведения сель­ского хозяйства. К таким землям относятся:

- участки с сильно изрезанным рельефом;

- мес­та старых мусоросвалок;

- карьеры;

- золоот­валы промышленных предприятий;

- террико­ны;

- участки, лишенные почвенно­го покрова, а следовательно, и растительно­сти.

Эти участки служат источниками пыли; они подвержены размывам и смывам, что при­водит к загрязнению стоков и водоемов.

Отечественный и зарубежный опыт освое­ния таких участков показывает, что со време­нем они могут быть превращены либо в лу­говые пространства (склоны оврагов, золоотвалы, бывшие мусоросвалки), либо в пруды с озелененными берегами (карьеры, овраги), либо в участки защитных посадок (терриконы, места разработок угля и т. п.).

В на­стоящее время освоение этих земель в основ­ном сводится к вопросам возможностей про­израстания отдельных видов растений, хотя оно и преследует как санитарно-гигиениче­ские, так и эстетические цели. Получение новых качеств ландшафта неприглядных тер­риторий очень важно при районной плани­ровке.

Много тысячелетий человек изучал свой­ства растений, для того чтобы уметь их ис­пользовать. Потребуется еще много времени, чтобы изучить свойства материала, который мы достаем из-под земли — заброшенные карьеры с отвалами земли — или сваливаем отработанным — горы шлака около шахт. Для каждого такого материала можно найти удачное применение.

Наиболее трудно озеленять терриконы и золоотвалы. Устройство защитных посадок на терриконах возможно только на старых отвалах, на которых поверхностный слой по­роды со временем подвергался выветриванию и эрозии, а образовавшаяся мелкая зола по­степенно превращалась в почву слоем от 5 до 20 см.

Первый этап освоения поверхности терри-
конов - создание дерново-травянпстого покрова, способного оказывать влияние на почвообразовательный процесс, предотвра­щать пыление и вымывание мелкоземлистых частиц. Посев корневищных и дерновищных многолетних злаков (пырей бескорневищ­ный, мятлик живородящий, ковыль, степная овсяница и др.) должен производиться при предварительной планировке склонов с до­бавлением питательной почвы, с обязатель­ным прокатыванием и последующим поли­вом для обеспечения нормального роста зла­ков с первых дней.

Для древесно-кустарниковых посадок ре­комендуются газоустойчивые породы, так как в районах терриконов и шахт происхо­дит газовыделение, в том числе сернистых газов, наиболее отрицательно действующих на растения. Так, в районе Донбасса наибо­лее устойчивыми считаются акация белая, клен ясенелистный, тополь канадский, ака­ция желтая, бирючина, лох серебристый, та­марикс. Эти породы обладают разнообразны­ми декоративными качествами и дают воз­можность создавать красочные композиции из растительности на склонах отвалов.

Ввиду крайне неблагоприятных условий для роста древесных и кустарниковых пород посадку растений следует производить в оп­тимальные сроки с соблюдением всех агро­технических требований и с обязательным поливом. Порода террикона влагопроницаема и поэтому произрастание растений возможно только при условии искусственного орошения.

Иногда для полива можно исполь­зовать воду, откачиваемую из шахт. По­садка деревьев и кустарников должна производиться в ямки, заполненные на 50% верхним слоем мелкозема из террикона. Желательно добавлять гашеную из­весть для нейтрализации и связывания имеющихся в почве кислот и ангидридов, со­держащих серу.

Особенно неприглядны обширные площа­ди золоотвалов, достигающие десятки и сотни гектаров. Эти «индустриальные пустыни», со­стоящие из мельчайших частиц золы, образу­ются при сжигании угля на тепловых элект­ростанциях. Даже при небольшом ветре на золоотвалах поднимаются тучи пыли, и ветер разносит ее па большие расстояния. Озелене­ние таких участков - задача первостепенной важности, так как самозарастания, как пра­вило, в первые 5 лет не бывает.

Производственные испытания по закреп­лению золоотвалов, проведенные на Ново­московской ТЭС еще в 1954—1957 гг., показали, что решить данную проблему вполне можно и для этого не требуется больших затрат. Раньше для закрепления золоотвалов реко­мендовалось покрывать золу слоем плодород­ной почвы до 20 см. Это создавало условия для роста травянистых растений, но требова­ло больших затрат и объемов растительной земли (до 2000 м3 на 1 га). Последние же исследования показали возможность более экономичного решения данной проблемы. Так, при слое плодородной почвы до 3 см (при толщине слоя шлака и золы 8 м) в те­чение одного года можно создать закрепля­ющую отвал дернину из смеси трав. Предва­рительно площадь золоотвала выравнивается бульдозером, плодородный слой либо рассы­пается, либо распределяется по площади гид­равлическим способом.

В условиях средней полосы посев трав лучше производить в начале августа, исполь­зуя влагу осенних осадков и возможность их укоренения до зимних заморозков. На сле­дующий год получается закрепленная по­верхность, травянистый покров оказывается способным противостоять летней засухе и предотвратить пыленне зольной поверхности. Весенние поливы рекомендуется производить только в первой половине мая. Непременное условие для создания хорошего дернового покрова — полив газона и нескашивание его в течение 3—4 лет, а также укрепление всей площади золоотвала, чтобы предотвратить засыпание газона золой с открытых участков золоотвала. При удобрении бытовыми отхо­дами в дальнейшем можно получить всходы ивы, малины, шиповника, осины, можжевель­ника.

В настоящее время с развитием химиза­ции почв и, в частности, благодаря примене­нию гидропоники можно добиться произра­стания многих растенпй на непригодных поч­вах.

 

 

2. Лесопарки и зоны отдыха

Значительное преобразование ландшафта происходит при проектировании лесопарков и отдельных мест отдыха. Законы построе­ния ландшафта в обоих случаях одни и те же, только в первом случае охват площади будет большим.

Лесопарки предназначены для пребы­вания городского населения за городом. Хотя пребывание в нем отдыхающих ограничено временем, зато плотность посещений высо­кая. В лесопарках естественная природа при­способляется к массовому ее использованию населением. Вместе с тем в лесопарке макси­мально учитывается естественный ландшафт, и главная функция лесопарка - обеспечение массового отдыха населения в условиях лес­ной среды, специально для этого приспособ­ленной.

Превращая лес в лесопарки, т. е. в худо­жественно обработанную систему ландшаф­тов, следует считаться с типологическими особенностями данного леса и не навязывать ему чуждые элементы. Перед проектировщи­ками лесопарка стоит задача создать естест­венный парк па базе приспособленной лесной среды, обеспечивающей массовый отдых на­селения. Лесопарк — это не городской парк с максимальным благоустройством, но это и не просто лес. Прпспособление лесной среды к массовому посещению и решение эстетиче­ских задач, стоящих перед ландшафтом лесо­парка, сильно меняют облик лесного массива. В лесопарке должны быть предусмотрены: туристские базы, лужайки для массовых игр и отдыха, физкультурные площадки, игровые поля, пляжи, водные станции, пункты пита­ния, навесы-укрытия и беседки, места для палаточного отдыха, гостиницы, пансионаты и базы однодневного отдыха, зимние спортив­ные сооружения, автостоянки.

В зависимости от продолжительности пре­бывания посетителей и их количества систе­ма планировки, озеленения и насыщенности благоустройством территории лесопарка меняется. По различным данным, свободный режим пользования лесными массивами для отдыха без вреда для насаждений определяется в 625 м2 на человека. т. е. 16 человек на 1 га. Эта норма колеблется в зависимости от использования территории. У воды или в местах с особо красивыми природными данными плотность посещений может быть значительной — до 60 человек на 1 га (или 170 м2 на 1 человека). Планировка этих зон по своим принципам будет приближаться к планировке парковых территорий. Здесь предусматривается развитая сеть благоустроенных дорог и площадок и значительное количество сооружений - водные базы, пункты питания, оборудованные пляжи и т. д.

В других зонах, где посещаемость будет меньшая — до 23 человек на 1 га (или 760 м2 на 1 человека), будет сохраняться характер естественного леса. Благоустройство в этой зоне будет минимальным: небольшое колкчество дорог и тропинок, проложенных по основным направлениям, оборудованные лужайки для массовок и отдыха, простейших приспособления для палаточного отдыха, места для костров, питьевые источники, мусоросборники, автостоянки и пр.

Крупные сооружения лесопарка - рестораны, открытые театры, спортивные coopуженпя, игровые площадки - необходимо собирать вместе, оставляя основную территорию лесопарка свободной от капитальных сооружений. Это относится и к зонам отдыха, пансионатами, пионерскими лагерями или крупным спортивным паркам.

На остальной территории лесного массива размещаются небольшие сооружения: укрытия от дождя, скамейкп с навесами, мостики, туалеты, бе-седки, пункты питания с печками и запасами топлива, лодочные причалы, колодцы, мусоросборники, щиты с планами лесопарка, указателями, кормушки и поилки для зверей и птиц, скворешники, искусственные дупла и гнездовые ящики и т. д. Все мелкие coopужения должны максимально приближаться к характеру природного окружения.

Интересен проект лесопарка - Голосеевского леса - в зеленой зоне Киева. Голосеевский лес разработан Украинским институ­том градостроительства (автор И. Д. Родичкин).

Общая площадь лесопарка 1500 га, центральная часть, которая строилась вначале, составляет 820 га (рис. 4,5).

Основное внимание в проекте было уделено вопросам реконструкции существую­щих насаждений, так как Голосеевскнй лес - это уникальная грабовая дубрава с отдельны­ми экземплярами вековых дубов.

Дубрава примыкает к дендрологическому парку Сельскохозяйственной академии, что еще больше увеличивает ценность данного места.

Наиболее привлекательный для посетите­лей уголок лесопарка - пруды, образующие центральный район парка. Этот район при­способлен для активного отдыха, для чего здесь сосредоточены основные сооружения лесопарка — однодневный дом отдыха, спор­тивная база, водная станция,
кафе, танце­вальная площадка, автостоянки и хозяйст­венные сооружения. Через центр проходят авто- и велопрогулочные маршруты.

 

 

Условные обозначения: —— - автомаршрут — — — веломаршрут ■" - пешеходный маршрут • ^ - видовые точки =п - существующие сооружения "■ - проектируемые сооружения

 
 
Условные обозначения: - существующие насаждения - проектируемые насаждения видовые точки  

 
 

 


Рис. 4,5. Схема и фрагмент Голосеевского лесопарка

1 - однодневный дом отдыха; 2 - спортивная база; 3 - водная станция; 4 -кафе; 5 - танплощадка; 6- автостоянка

 

Пеше­ходные маршруты соединяют центральные видовые точки, с которых открываются ха­рактерные пейзажи.

Задачей планировки лесопарка было рас­крыть ландшафтную характеристику участка. Разные ландшафты — открытые (луга и вод­ные пространства) и закрытые (пейзажи лес­ных массивов, лиственные, хвойные и сме­шанные) — раскрываются по мере движения по определенным маршрутам. Реконструкция существующих зеленых насаждений и созда­ние новых, улучшение и обогащение лесопар­кового ландшафта занимают в проекте основ­ное место. На приведенном фрагменте (рис. 6) показаны пейзажи, открывающиеся с различных видовых точек и их разнообразие.

       
 
   
 

       
   
 

 

Рис. 6. Видовые точки Центрального пру­да Голосеевского лесопарка

1 - вид I; 2- вид II; 3 -вид III; 4- вид IV

 

К существующим массивам, состоящим в основном из граба и липы с незначитель­ным подлеском, добавляются посадки из хвойных (сосна веймутова, ель колючая, пихта, туя) и лиственных (дуб летний, тополь белый, черный и туркестанский, береза пу­шистая, ива белая, клен остролистный и се­ребристый, орех серый, ясень пушистый и обыкновенный, платан западный). На опуш­ках делаются подсадки из кустарников (мож­жевельник виргинский и казацкий, клен гин-нала, дерен белый, чубушник, ракитник, ле­щина). На полянах создаются кулисы, членящие открытые пространства и зритель­но увеличивающие их глубину. Аллеи в суще­ствующих массивах трактуются по-разному: то выделяются отдельной породой по всей длине, то акцентируются групповыми посад­ками на поворотах.

Однако авторы слишком увлекаются, вво­дя декоративные породы, не характерные для ландшафта лесопарка. Так, ель колючая, туя, тополь туркестанский, орех серый, платан за­падный, можжевельник виргинский не растут в естественных массивах района Киева, по­этому их введение придает лесопарку излиш­нюю декоративность (рис.7)

 
 

Рис. 7. Пейзаж в Голосеевском парке

 

Для лучшей связи отдельных районов ле­сопарка проложены прогулочные маршруты: автомобильный маршрут длиной 17 км, свя­занный с подъездными магистралями и рас­считанный на просмотр наиболее интересных участков лесопарка и живописных окрестнос­тей, три велопрогулочных маршрута общей протяженностью около 30 км, система пеше­ходных маршрутов общей протяженностью в 35 км, приводящих к наиболее интересным видовым точкам.

Водная поверхность лесопарка - пять прудов в центральном ландшафтном районе лесопарка - составляет 54 га.

Для благоустройства лесной части парка преду­сматриваются легкие сооружения и малые формы в виде укрытий от дождя, беседок, скамеек, мостиков, туалетов, мусоросборни­ков, лодочных причалов и прочих легких де­ревянных сооружений.

Лесные массивы насыщаются искусствен­ными гнездовьями, кормушками и поилками для птиц и зверей.

Кроме лесопарков - мест свободного от­дыха - могут быть устроены пригородные места массового отдыха специального назначения - спортивные, дет­ские, водные и др. Все эти места массового отдыха предполагают большую посещаемость, и поэтому отдельные части отведенных тер­риторий приближаются по благоустройству и планировке к парковым участкам, мало чем отличающимся от городских парков. Специ­фику этих мест загородного отдыха создают большие территории минимально преобразо­ванных лесных массивов.

 

Вопросы к лекции

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 6983; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 1 сек.