Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отыскание исходного опорного плана перевозок




Существует несколько методов отыскания опорного плана транспортной задачи, например,

а) метод северо-западного угла;

б) метод минимального элемента в строке;

в) метод минимального элемента.

Пусть имеется транспортная задача (5.1 - 5.4). Хотя в системе (5.2 - 5.3) m+n уравнений, опорный план содержит только m+n–1 базисных переменных. Это объясняется тем, что одно из уравнений является следствием остальных, и в жордановой форме m+n–1 уравнений.

Опишем метод отыскания исходного опорного плана, называемый методом минимального элемента.

Возьмем клетку (Аij) с наименьшей стоимостью перевозок. Проставим в нее перевозку, равную min(ai,bj). Затем "уменьшаем" транспортную таблицу, руководствуясь правилами:

1) если ai < bj, то исключаем из дальнейшего рассмотрения пункт отправления (ПО) Аi (и соответствующую строку); а в "меньшей" таблице потребность пункта назначения (ПН) Вj полагаем равной bj - ai;

2) если bj <ai, то исключаем ПН Вj (и соответствующий столбец); в "меньшей" таблице полагаем запас ПО Аi равным ai - bj;

3) если ai = bj, то:

а) если в таблице только один ПО Аi и один ПН Вj, то алгоритм останавливается;

б) если в таблице один ПО Аi и несколько ПН, то исключаем Вj, считая в "меньшей" таблице запас пункта Аi равным 0;

в) если в таблице один ПН Вj и несколько ПО, то исключаем Аi, считая в "меньшей" таблице потребность пункта Вj, равной 0;

г) если в таблице несколько ПО и несколько ПН, то исключаем либо ПО Аi, полагая в "меньшей" таблице потребность ПН Вj равной 0, либо исключаем ПН Вj, полагая запас ПО Аi равным 0.

Подобные шаги проделывают до тех пор, пока не будут исключены все строки и столбцы.

В результате применения метода минимального элемента некоторые клетки заполнены, некоторые – нет. Заполненные клетки называются базисными (даже если стоит 0), незаполненные – свободными. Докажем, что число базисных клеток равно m+n-1.

Действительно, на каждом шаге, кроме последнего, исключаем либо строку, либо столбец. На последнем шаге исключаем и строку, и столбец. Так как число строк и столбцов в сумме равно m+n, то всего будет проделано m+n-1 шагов, а на каждом шаге заполняется одна клетка, т.е. число базисных клеток m+n-1.

Воспользуемся примером (табл. 5. 2).

Таблица 5.2

Пн По В1 В2 В3 В4 Запасы
А1 10 4 15 3 5 7  
А2 2 5 1 8 6  
А3 0 4 9 30 3 15 2  
Потребности         75=75

 

Рассмотрим произвольную клетку (Аi, Вj) - клетку транспортной таблицы с наименьшей стоимостью перевозок - клетку (2.2). Проставим в неё перевозку x22=min(a2,b2)=min(20,5)=5. После этого запас пункта А2 полностью исчерпан. Исключим мысленно из таблицы вторую строку. В меньшей транспортной таблице потребность пункта В2 положим равной 25–10=15. Рассматриваем клетку с минимальной стоимостью новой таблицы. Руководствуясь тем же правилом, проставляем в неё перевозку х34=15. Потребность пункта В4 полностью удовлетворена, и мы исключаем из таблицы четвертый столбец, а в полученной транспортной таблице запас пункта А3 делаем равным 45–15 = 30. В клетку (3,3) с минимальной стоимостью, равной 3, проставляем перевозку х33=min(30,30)=30. При этом одновременно исчерпывается запас пункта А3 и удовлетворяется потребность пункта В3.

Переходя к новой таблице, нельзя одновременно убрать и столбец, и строку. Нужно убрать либо столбец, либо строку. Уберем, например, столбец. Третья строка еще не исключена из таблицы, запас пункта А3 полагаем равным 0, поэтому в клетку (3,1) с минимальной стоимостью, равной 4, ставим перевозку х31=min(10,0)=0. После этого исключаем третью строку из рассмотрения. Далее полагаем х12=min(15,25)=15, исключаем второй столбец, а запас пункта А1 делаем равным 25-15=10. Наконец, в клетку (1,1) проставляем х11=10. Исходный опорный план найден. Базисными переменными являются х11, х12, х22, х31, х33, х34. Значения базисных переменных в опорном плане равны перевозкам, проставленным в соответствующих клетках. Опорный план является вырожденным, так как х31=0. Число базисных переменных равно m+n–1, т.е. 3+4–1=6.

Метод минимального элемента усваивается очень легко. Чтобы убедиться в этом, проделайте самостоятельно такой пример (табл. 5.3.):

Таблице 5.3

Пн По В1 В2 В3 Запасы
А1 2 3 1  
А2 4 2 5  
А3 3 2 6  
Потребности       150=150

У вас должен получиться результат, зафиксированный в таблице 5.4.

Таблица 5.4

Пн По В1 В2 В3 Запасы
А1 2 3 40 1  
А2 20 4 40 2 0 5  
А3 3 2 6  
Потребности       150=150

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.