КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Компетенция таможенных органов и формы ее реализации
ФТС России с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право: —создавать, реорганизовывать и ликвидировать таможенные посты, специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров; —определять регион деятельности таможенных органов; —утверждать общие или индивидуальные положения о таможенных органах. По разнообразию решаемых задач таможенные органы во многом уникальны. Данная уникальность заключается в том, что, осуществляя таможенное дело, таможенные органы одновременно являются органами государственного таможенного контроля, а также обладают полномочиями по осуществлению валютного контроля операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Решая правоохранительные вопросы, таможенные органы обладают статусом органов дознания, субъектов оперативно-розыскной деятельности, а также вправе осуществлять производство по делам об административных правонарушениях. В связи с этим следует иметь в виду, что таможенные органы, осуществляя таможенное дело, могут быть участниками не только таможенных, но и иных правоотношений. Все зависит от выполняемых функций. Например, при проведении таможенного контроля, совершении таможенных операций, связанных с выпуском товаров или при взимании таможенных платежей таможенные органы являются участниками таможенных правоотношений, поскольку данные отношения регулируются таможенным законодательством.
В случае выявления преступлений в области таможенного дела (например, факта контрабанды) таможенные органы проводят дознание, являясь участниками уголовно-процессуальных отношений, которые регулируются уже не таможенным законодательством, а УПК. Если таможенные органы оказывают услуги по хранению товаров на складах временного хранения или таможенных складах, они, соответственно, выступают участниками гражданских правоотношений, руководствуясь в своей деятельности ГК. В приведенных примерах меняется и статус лиц, с которыми таможенные органы вступают в различные правоотношения. Так, участниками таможенных правоотношений выступают лица, перемещающие через границу товары и транспортные средства, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела. Участниками уголовно-процессуальных отношений — подозреваемый, обвиняемый, свидетель и т.д. Участником отношений по хранению на таможенных складах товаров — поклажедатель. Все направления деятельности таможенных органов обозначены в ТК в виде отдельных функций (ст. 403 ТК) и правомочий (ст. 408 ТК). Вместе с тем внимательное изучение, например, функций таможенных органов позволяет прийти к выводу, что законодателю не удалось избежать некоторых дублирований. Так, в соответствии с подп. 1 ст. 403 ТК таможенные органы осуществляют таможенный контроль, под которым понимается (согласно подп. 19 п. 1 ст. 11 ТК) совокупность мер по обеспечению соблюдения таможенного законодательства. При этом подп. 3 ст. 403 ТК в качестве самостоятельной и основной функции выделяет «обеспечение соблюдения порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу», что, по сути, и является таможенным контролем. Таможенным контролем также является и контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты таможенных платежей (подп. 2 ст. 403 ТК). Кроме того, ст. 403 ТК не упоминает о некоторых не менее важных функциях таможенных органов, таких, например, как административно-юрисдикционное производство по жалобам на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц (гл. 7 ТК).
Для целей рассмотрения функций и правомочий таможенных органов представляется возможным сформулировать их в несколько ином виде, предварительно объединив в самостоятельные направления осуществляемой таможенными органами деятельности (административная, уголовно-процессуальная, оперативно-розыскная, научно-исследовательская и образовательная деятельность). Административная деятельность включает следующие функции: —контрольную; —фискальную; —административно-процессуальную; —учетно-регистрационную; —нормотворческую; —информационно-консультативную, включая принятие предварительных решений; —хозяйственную. Каждая из выделенных функций требует соответствующих пояснений, поскольку предложенные обозначения не лишены некоторой теоретической условности и не раскрывают всего многообразия правомочий таможенных органов. Проведение таможенного контроля (п. 1 ст. 95 ТК ТС, п. 7 ст. 358 ТК) — проверка законности перемещения через границу товаров и транспортных средств, проверка соблюдения условий пользования и распоряжения товарами, находящимися на таможенной территории под таможенным контролем, а также проверка деятельности в сфере таможенного дела. Таможенные органы являются агентами валютного контроля (подп. 7 ст. 403 ТК, ч. 3 ст. 22 Закона о валютном регулировании). Валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, заключается в проверке таможенными органами соблюдения сроков перечисления валютной выручки на счета в уполномоченные банки, подписавшие паспорта сделки по соответствующим внешнеторговым контрактам. Валютный контроль проводится таможенными органами также с целью проверки: —ввоза в Россию товаров, в отношении которых были перечислены за рубеж денежные средства; —возврата в Россию средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Россию (не полученные на территории РФ) товары. Отдельные действия по транспортному контролю проводятся таможенными органами в пунктах пропуска грузовых транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки (взвешивание и замер габаритов грузового транспортного средства, считывание государственных регистрационных номеров, проверка отличительных знаков государства, на территории которого зарегистрировано грузовое транспортное средство, проверка наличия необходимых документов) (см. постановление Правительства РФ от 26.06.2008 № 481 «Об утверждении Правил осуществления таможенными органами в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации отдельных действий по транспортному контролю»)2.
Пункт 5 ст. 94 ТК ТС отдельно выделяет экспортный и радиационный контроль. Фискальная функция заключается во взимании, а в необходимых случаях и принудительном взыскании таможенных платежей (подп. 2 ст. 403 ТК). Осуществление административно-процессуальной функции имеет несколько направлений. 1. Привлечение таможенными органами к ответственности лиц, совершивших административные правонарушения -* является одновременно важной составляющей правоохранительной работы таможенных органов. Основная группа административных правонарушений, за совершение которых таможенные органы вправе привлекать к ответственности, представлена административными правонарушениями в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) (гл. 16 КоАП). КоАП предусмотрены несколько форм привлечения к административной ответственности: —производство по делу об административном правонарушении, включая возможность проведения административного расследования (ст. 28.7 КоАП); —упрощенная форма назначения административного наказания (ст. 28.6 КоАП) — без составления протокола. Помимо нарушений таможенных правил существует еще ряд административных правонарушений, производство по которым (в части возбуждения дела об административном правонарушении и составления протокола) отнесено к компетенции таможенных органов. Это нарушения авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав (ч. 1 ст. 7.12 КоАП), незаконное использование товарного знака (ст. 14.10 КоАП) и др.
Наделение компетенцией составления протоколов по данным правонарушениям, которые не относятся к нарушениям таможенных правил, объясняется задачами и функциями таможенных органов, способных первыми выявлять признаки данных правонарушений и принимать эффективные меры по закреплению доказательственного материала. Кроме того, привлечение к ответственности за совершение отдельных правонарушений носит одновременно и обеспечительный характер, позволяющий таможенным органам решать возложенные на них задачи (см. ст. 19.7 «Непредставление сведений (информации)», ч. 1 ст. 19.4 «Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор 2. Производство по жалобам на решения, действия (бездействие) таможенных органов, нарушающие права граждан и организаций. Производство по жалобам является альтернативой гражданскому и арбитражному судопроизводству по делам, возникающим из административных (публичных) правоотношений1. Учетно-регистрационная функция проявляет себя в следующих направлениях. 1. Совершение таможенными органами операций, предшествующих подаче таможенной декларации, и таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру. Результатом таких операций является принятие таможенными органами юридически значимых решений о выпуске (условном выпуске, отказе в выпуске, приостановлении выпуска) товаров. Любое из перечисленных решений подлежит обязательной регистрации и учету. Данные о товарах, полученные таможенными органами в процессе совершения таможенных операций, используются для ведения таможенной статистики. Ведение таможенной статистики (гл. 5 ТК ТС, подп. 8 ст. 403 ТК, гл. 5 ТК). Таможенная статистика представляет собой сбор и обработку сведений о внешней торговле, результатах фискальной, контрольной и других осуществляемых таможенными органами функций. Нормотворческая функция. В соответствии с Указом Президента РФ от 11.05.2006 № 473 «Вопросы Федеральной таможенной службы» на ФТС России возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела. Результатами реализации данной функции выступают приказы и распоряжения ФТС России, принимаемые во исполнение положений федеральных законов и отдельных подзаконных документов (указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ). Информационная и консультационная функции (гл. 2 ТК ТС), принятие предварительных решений (п. 5 ст. 52 ТК ТС). В соответствии с п. 2 ст. 10 ТК ТС таможенные органы обеспечивают беспрепятственный доступ к информации о таможенном законодательстве таможенного союза, размещенной на официальном веб-сайте в сети Интернет (www. customs.ru). Осуществление хозяйственной функции заключается в обеспечении нормальной и бесперебойной работы всей системы таможенных органов путем надлежащего и своевременного материально-технического обеспечения, создания необходимой таможенной инфраструктуры1. Следующее самостоятельное направление деятельности таможенных органов — уголовно-процессуальная деятельность. Содержанием уголовно-процессуальной деятельности является осуществление предварительного расследования в форме дознания1 по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 188 и ст. 194 УК, а также производство неотложных следственных действий2 по преступлениям, предусмотренным ч. 2—4 ст. 188, ст. 189, 190, 193 УК (ст. 151, 157 УПК). Указанные виды преступлений имеют еще одно название (неофициальное) — таможенные преступления. Осуществлению уголовно-процессуальной деятельности таможенных органов способствует оперативно-розыскная деятельность, преследующая несколько целей, которые частично подчеркивают ее самостоятельность по отношению к производству по таможенным преступлениям. Заслуживает внимания еще один вид деятельности — научно-исследовательская и образовательная деятельность. Таможенное дело, как самостоятельная сфера профессиональной деятельности, довольно многогранно и требует серьезного изучения каждого из элементов, его составляющих. Поэтому важное значение придается: —вопросам подготовки профессиональных кадров для работы в системе таможенных органов; —проведению научных исследований по различным отраслям специальных знаний в сфере таможенного дела; —анализу статистических данных в области внешнеэкономической деятельности; —вопросам международного таможенного сотрудничества, в том числе с целью обмена опытом с зарубежными таможенными службами; —вопросам организации и проведения для таможенных целей необходимых товароведческих и иных экспертиз.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1109; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |