КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Членство в международных организациях
Содержание правосубъектности международных организаций Международные организации и их виды Международная организация – это объединение государств, созданное в соответствии с международным правом и на основе международного договора для осуществления сотрудничества в различных областях. Любая международная организация должна обладать как минимум следующими признаками: 1. Создается на основе международного права, т.е. правомерно. Учредительный акт организации должен соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права. 2. Учреждается на основе международного договора. Его объектом является поведение субъектов и самой международной организации. 3. Осуществляет сотрудничество в конкретных областях деятельности. Международные организации создаются для координации усилий государств в определенных областях. Так, ОБСЕ координирует деятельность государств в политической области, экономической, гуманитарной областях, НАТО – в военно-политической, МВФ и МБРР – в финансовой, МОТ – в социально-трудовой. В то же время ООН, СНГ уполномочены координировать деятельность государств широком спектре областей. 4. Имеет соответствующую организационную структуру. Международные организации имеют систему главных и вспомогательных органов, штаб-квартиру. 5. Имеет права и обязанности и самостоятельно их осуществляет. Наличие тех или иных прав и обязанностей организации зависит от государств-участников, определенных в ее учредительном акте. 6. Обладает автономной волей, отличной от воли государств-членов. Этот признак означает, что в пределах своей компетенции любая организация вправе самостоятельно избирать средства и способы выполнения прав и обязанностей, возложенных на нее государствами-членами.
Итак, международная межправительственная организация - это добровольное объединение суверенных государств или международных организаций, созданное на основе межгосударственного договора или резолюции международной организации общей компетенции или координации деятельности государств в конкретной области сотрудничества, имеющее соответствующую систему главных и вспомогательных органов, обладающее автономной волей, отличной от воль ее членов.
Каждая международная организация обладает только ей приписанным объемом правосубъектности, выраженным в ее учредительном акте. Организация не может совершать иные действия, чем те, которые предусмотрены в ее уставе и в других документах. Наиболее важными критериями правосубъектности международных организаций являются: 1. Признание качества международной личности со стороны субъектов международного права. Сущность данного критерия заключается в том, что государства-члены и соответствующие международные организации признают и обязуются уважать права и обязанности соответствующей межправительственной организации, их компетенцию, круг полномочий, наделять организацию и ее сотрудников привилегиями и иммунитетами и т.д. Согласно учредительным актам все межправительственные организации являются юридическими лицами. Государства – члены наделяют их право- и дееспособностью в таком объеме, в каком это необходимо для выполнения их функций. 2. Наличие обособленных прав и обязанностей. Этот критерий правосубъектности межправительственных организаций означает, что организации обладают такими правами и обязанностями, которые отличны от прав и обязанностей государств и могут быть осуществлены на международном уровне. 3. Право на свободное выполнение своих функций. Каждая межправительственная организация имеет свой учредительный акт, правила процедуры, финансовые правила и другие документы, формирующие внутреннее право организации. Нередко при выполнении своих функций межправительственные организации исходят из подразумеваемой компетенции. При выполнении своих функций они вступают в отношения с государствами-нечленами. Так, ООН обеспечивает действия государств-нечленов в соответствии с принципами Устава ООН, так как это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности.
4. Право на заключение договоров. Договорная правоспособность международных организаций является одним из главных критериев международной правосубъектности. Международные организации имеют право заключать договоры, имеющие публично-правовой, частно-правовой и смешанный характер. Это вытекает из содержания Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями. 5. Участие в создании норм международного права. Правотворческий процесс международной организации включает деятельность, направленную на создание правовых норм, а также их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену. Однако никакая международная организация не обладает «законодательными» полномочиями. Это значит, что любая норма, содержащаяся в принятых международной организацией рекомендациях, правилах и проектах договоров, должна быть признана государством, во-первых, как международно-правовая норма, во-вторых, как норма, обязательная для данного государства. Правотворчество международной организации: 1) правомерно только в том случае, если оно направлено на прогрессивное развитие международного права; 2) присуще только тем организациям, которые обладают международной правосубъектностью; 3) должно происходить в таком объеме и направлении, как это предусмотрено в ее учредительном акте. 6. Право обладать привилегиями и иммунитетами. Без них невозможна нормальная практическая деятельность любой международной организации. В одних случаях объем привилегий и иммунитетов определяется специальным соглашением, в других – национальным законодательством. В общей форме объем привилегий и иммунитетов закрепляется в учредительном акте организации. Например, ООН пользуется на территории каждого из своих государств-членов такими привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для достижения ее целей (ст. 105 Устава).
7. Право на обеспечение выполнения норм международного права. Наделение международных организаций полномочиями по обеспечению выполнения норм международного права свидетельствует о независимом характере организаций по отношению к государствам-членам и является одним из важных признаков правосубъектности. При этом основными средствами являются институты международного контроля и ответственности, включая применение санкций. Контрольные функции осуществляются двумя способами: 1) путем представления докладов государствами-членами и 2) наблюдением и обследованием контролируемого объекта или ситуации на месте. 8. Международно-правовая ответственность. Выступая как самостоятельные образования, международные организации являются субъектами международно-правовой ответственности. Так, международные организации должны нести ответственность за противоправные действия своих должностных лиц. Ответственность организаций может наступить в случае злоупотребления ими привилегиями и иммунитетами. Материальная ответственность организаций может возникнуть в случае нарушения законных прав своих сотрудников, экспертов, перебора денежных сумм и т.д.
В учредительных актах организаций содержится ряд положений о категориях членов и критерии вступления и выхода из этих организаций. 1. Категории членов в международных организациях. Для западной доктрины характерно разделение членов международных организаций на две категории: полноправные и неполноправные члены. К полноправным, по их мнению, относятся государства, а к неполноправным – несамоуправляемые территории и даже некоторые суверенные государства. Такое деление как бы оправдывает легализованное превосходство государств-метрополий над колониями. Международные межправительственные организации объединяют членов одного порядка, которые равны друг перед другом. Поэтому классификация членов международных организаций на полноправных и неполноправных противоречит современному международному праву и служит правовой основой для произвола небольшой группы западных государств.
2. Условия вступления в организацию. Учредительные акты всех организаций устанавливают, что прием в члены организации открыт для всех государств, которые разделяют принципы данной организации. Как правило, члены организации подразделяются на первоначальных и других. Первоначальные члены – это государства, которые участвовали в разработке и принятии учредительного акта организации. Для них устанавливаются более льготные условия вступления. Другие государства могут быть приняты большинством в две трети голосов. Членами организации могут быть государства, другие международные организации, автономные территории, зависимые территории. В соответствии с принципом суверенного равенства государств любое государство имеет право принадлежать или не принадлежать к международным организациям. В этой связи ограничение в приеме государств в любую организацию является нарушением международного права. 3. Права и обязанности членов организации. Анализ учредительных актов и деятельности международных организаций показывает, что права и обязанности государств-членов можно объединить в две категории: индивидуальные и коллективные. Любой член организации может обладать индивидуальными правами и обязанностями как партнер такой организации или ее член. Как правило, индивидуальные права и обязанности закрепляются в учредительных актах или в решениях международной организации. Так, часто организация является депозитарием соглашения. Каждый член организации обязан регулярно платить членские взносы, в определенный срок представлять отчеты о выполнении своих конвенций или учредительного акта. Коллективные права и обязанности государств-членов закреплены в учредительном акте или в резолюциях международных организаций. Эти права и обязанности имеют общих адресатов, т.е. обращены ко всем членам или двум и более членам организации, предписывают предпринять совместные действия, затрагивающие интересы всех участников организации. 4. Прекращение членства. Проблема выхода из международной организации непосредственно связана с более общим вопросом – порядком денонсации международного договора. В учредительных документах организаций закреплены в основном пять способов прекращения членства: 1) добровольный выход; 2) автоматический выход; 3) исключение; 4) прекращение существования государства; 5) ликвидация организации. Уставы всех организаций предусматривают возможность добровольного прекращения членства. Если бы они этого не предусматривали, все равно государство-член имело бы право выйти из организации на основе принципа суверенного равенства государств. Выход из организации влечет за собой выполнение ряда обязательных условий: письменного заявления о денонсации учредительного акта; установление периода для выхода; выполнение ряда обязательств в связи с выходом и др. Автоматический выход – это разновидность добровольного выхода. Его сущность состоит в том, что государство ipso facto в силу сложившихся обстоятельств обязано прекратить членство в организации. Например, любое государство, переставшее быть членом МВФ, через три месяца автоматически выбывает из числа членов МБРР. Исключение применяется в качестве санкции и в целях защиты интересов самой организации. Государство, которое систематически нарушает уставные положения самой организации, может быть исключено из организации, если даже устав прямо не предусматривает такую возможность. Например, согласно ст. 8 Устава Совета Европы любому члену, серьезно нарушающему нормы о защите прав человека, может быть предложено выйти из Совета. От прекращения членства следует отличать приостановление членства, хотя они и имеют ряд общих черт. Прекращение членства является процессом завершенным, приостановление – длящимся. Приостановление членства возможно двумя способами: добровольно и принудительно. Последний способ – это своего рода санкция за невыполнение государством своих обязательств или нарушение основных принципов, которые содержатся в учредительном акте.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3137; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |