Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международные стандарты в области прав и свобод человека

Указанные стандарты выработаны во второй половине ХХ века. Первым универсальным документом в этой сфере стала принятая 10 декабря 1948 г. на 3-й сессии ГА ООН Всеобщая декларация прав человека. В ее 30 статьях впервые был изложен комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека.

Документ не обладает обязательной силой. Однако он оказал огромное влияние на международное право, международные отношения, законодательство государств в области прав человека. Следует отметить, что во Всеобщей декларации прав человека имелись недостатки, из-за которых СССР воздержался при голосовании по ней. В ней не было закреплено: права народов на самоопределение; права национальных меньшинств; запрет деятельности фашистских и иных антинародных организаций; запрет пропаганды войны.

16 декабря 1966 г. в рамках ООН были приняты и открыты для подписания с последующей ратификацией два важнейших документа в области прав человека.

Первый - Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., вступил в силу в 1976 г. На 1 января 2006 г. в нем участвовали 148 государств, в том числе РФ. Пакт состоит из преамбулы и 31 статьи, в которых зафиксированы экономические, социальные и культурные права и свободы человека. Участвующие в Пакте государства обеспечивают равное для мужчин и женщин право пользования всеми экономическими, социальными и культурными правами.

Второй документ - Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., вступил в силу в 1976 г. На 1 января 2006 г. в нем участвовало 151 государство, в том числе РФ. Пакт состоит из преамбулы и 53 статей. Взяв за основу содержание Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Пакт закрепил важнейшие гражданские и политические права и свободы человека. Пакт предусматривает, в частности, что всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должны быть запрещены законами государства.

Международный пакт о гражданских и политических правах имеет два Факультативных протокола. Первый из нихпредусматривает, что государство, участвующее в Пакте и в данном Протоколе, признает компетенцию созданного на основе положений Пакта Комитета по правам человека принимать и рассматривать сообщения от лиц государства – участника Пакта и Протокола, утверждающих, что они являются жертвами нарушения данным государством каких-либо из прав, изложенных в Пакте. Первый протокол был открыт для подписания и ратификации одновременно с Пактом в 1966 г. и вступил в силу в 1976 г. На 1 января 2006 г. его участниками были 104 государства, в том числе РФ.

Второй Факультативный протокол направлен на отмену смертной казни. Онбыл открыт для подписания и ратификации в 1989 г. В нем участвуют несколько десятков государств. РФ в нем не участвует, хотя при вступлении в Совет Европы приняла на себя обязательство отменить смертную казнь, на которую до 2009 г. ввела мораторий.

В отношении прав женщин в МП было принято несколько конвенций. Главная из них - Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. (вступила в силу в 1981 г.). На 1 января 2006 г. в ней участвовали 175 государств, в том числе РФ. Согласно положениям Конвенции, запрещаются и пресекаются все виды торговли женщинами и эксплуатации проституции женщин; принимаются все меры, включая законодательные, по ликвидации дискриминации в отношении женщин в политической и общественной жизни страны; в приобретении, изменении или сохранении гражданства; в образовании; занятости; экономической и социальной жизни; в брачно-семейных отношениях.

В 1989 г. была принята Конвенция о правах ребенка ( вступила в силу в 1990 г.). На 1 января 2006 г. в ней участвовали 192 государства, в том числе РФ. Конвенция провозглашает и защищает права детей.

МП особо выделяет еще одну группу лиц, которые нуждаются в особой защите, - инвалиды. 13 декабря 2006 г. ГА ООН на 61-й сессии приняла Конвенцию о правах инвалидов. Документ стал результатом пятилетней кропотливой работы государств – членов ООН, в том числе РФ, в состав делегации которой входили и представители российских объединений инвалидов.

Конвенция ориентирует государства на применение к лицам с ограниченными возможностями международных стандартов в области прав человека без какой-либо дискриминации. Учреждается международный Комитет по правам инвалидов, задача которого - обзор выполнения участниками Конвенции своих обязательств. Конвенция открыта для подписания в центральных учреждениях ООН в Нью-Йорке с 30 марта 2007 г. Согласно ст. 45 Конвенции, она вступает в силу на 30-й день после сдачи на хранение 20-й ратификационной грамоты или документа о присоединении, т.е. 20 государств должны стать участниками этого договора.

13 сентября 2007 г. на пленарном заседании 61-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН была одобрена Декларация ООН о правах коренных народов. За принятие документа проголосовало 143 государства, 4 делегации проголосовали против и 11 государств, включая РФ, воздержались. Декларация носит рекомендательный характер. Она содержит важные положения, касающиеся защиты прав и интересов коренных народов мира, а также взаимоотношений данной категории населения с государствами, на территории которых коренные народы проживают. У РФ, как и у многих других государств, в том числе голосовавших «за», возникли трудности с положениями документа, касающимися прав коренных народов на землю и на природные ресурсы, а также порядка компенсаций и возмещения.

24 сентября 2008 г. в штаб-квартире ООН в рамках «договорного мероприятия» 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, приуроченного к 60-летию принятия Всеобщей декларации прав человека, Министр иностранных дел С. В. Лавров от имени Российской Федерации подписал Конвенцию о правах инвалидов. Эта Конвенцияявляется первым международным договором в области прав человека, разработанным и принятым ООН в XXI веке. Сам факт подписания данного документа свидетельствует о пристальном внимании, которое уделяется в Российской Федерации вопросам обеспечения достойного уровня и качества жизни инвалидов, их реабилитации и интеграции в общество. Именно такой подход лежит в основе Конвенции.

Тогда же, 24 сентября 2008 г. Генеральному секретарю ООН как депозитарию была передана на хранение грамота о ратификации Россией Факультативного протокола к Конвенции о правах ребенка, касающегося участия детей в вооруженных конфликтах.

Ратификация Российской Федерацией Факультативного протокола к Конвенции о правах ребенка, касающегося участия детей в вооруженных конфликтах, является еще одним свидетельством нашей приверженности соблюдению в полном объеме прав несовершеннолетних граждан, всесторонняя забота о которых является одним из приоритетов проводимой российским руководством политики.

Международные органы по защите прав человека делятся на конвенционные и иные. Первые созданы в соответствии с названными здесь конвенциями о правах человека. Вторые - действуют в рамках различных международных организаций, например, в рамках ООН.

Следует отметить, что на протяжении многих десятилетий в рамках ООН действовала Комиссия по правам человека. Ежегодно Комиссия принимала более ста резолюций и решений по широкому кругу вопросов, причем число документов росло год от года. Большинство затронутых проблем вряд ли можно охарактеризовать как исключительно правозащитные. Можно привести несколько примеров: перевозка и захоронение токсичных отходов, разоружение, доступ к легкому стрелковому оружию, международная торговля и т.д. Подобные попытки ряда государств, а порой и неправительственных организаций «объять необъятное» и заставить Комиссию расширить свою компетенцию и выйти за рамки мандата нередко способствовали снижению авторитета этого органа, не говоря уже о потери им эффективности.

Кроме того, представление на рассмотрение Комиссии проектов резолюций и решений по заведомо конфронтационным вопросам неизбежно приводило к политизации дискуссии и росту недоверия среди государств. Таким образом, складывалась парадоксальная и неприемлемая ситуация, при которой обсуждение вопросов защиты и поощрения прав человека способствовало не объединению государств, а, скорее, их разобщению, т.е. на практике противоречило целям и задачам ООН, которые закреплены в Уставе ООН. Кроме того, это шло вразрез с мандатом и ролью самой Комиссии.

В ходе встречи глав государств и правительств государств-членов ООН 14-16 сентября 2005 г. в Нью-Йорке было принято решение о реформировании правозащитного направления деятельности Организации. В развитие данного решения 15 марта 2006 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 60/251.

Стержневым элементом резолюции стало создание Совета ООН по правам человека (СПЧ), заменившего Комиссию ООН по правам человека (КПЧ). По сравнению с упраздненной Комиссией статус Совета был повышен до уровня вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи ООН, количество государств-членов сокращено с 53 до 47, введены определенные критерии их участия в работе нового главного органа по правам человека. Все государства-члены ООН имеют право быть избранными в состав Совета.

 

В тексте резолюции в общих чертах определены контуры дальнейшего реформирования правозащитного измерения ООН – создание механизма универсального периодического обзора ситуации с правами человека в отдельных странах (УПО) и рационализация сложной системы специальных процедур в области прав человека, которые СПЧ унаследовал от своей предшественницы – КПЧ.

В ходе состоявшегося 9 мая 2006 г. в Нью-Йорке на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН голосования Российская Федерация была избрана в состав СПЧ на три года. Нашу кандидатуру поддержали 137 делегаций из 192 государств-членов ООН. В соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 60/251, Россия выдвинула свою кандидатуру на переизбрание в Совет на период 2009-2012 гг. по квоте Группы восточноевропейских государств.

За период с июня 2006 г. по октябрь 2009 г. состоялось 12 регулярных и 10 специальных сессий Совета (четыре по Палестине, одна по Ливану, одна по Судану, одна по Мьянме, одна по ДРК, одна по всемирному продовольственному кризису и одна по влиянию глобальных экономических и финансовых кризисов на всеобщее осуществление прав человека).

Первые пять регулярных сессий СПЧ были, в основном, посвящены разработке институциональной структуры Совета и решению организационно-процедурных вопросов его функционирования. По итогам этой работы на 5-й сессии СПЧ был принят всеобъемлющий пакетный документ (A/HRC/5/1), который определил параметры дальнейшей деятельности Совета. В нем установлены модальности УПО, заложены основы работы Консультативного комитета СПЧ (преемника Подкомиссии ООН по поощрению и защите прав человека), определена стратегия реформирования системы специальных процедур, принят Кодекс поведения специальных докладчиков и независимых экспертов СПЧ, сохранена конфиденциальная процедура подачи жалоб на нарушения прав человека в отдельных странах, зафиксированы повестка дня, программа работы, правила процедуры и методы работы Совета.

В ходе 6-й - 12-й сессий Совета пакетный документ показал свою жизнеспособность, был предпринят ряд шагов по его развитию. Продолжает работу УПО (в рамках этой процедуры уже рассмотрено положение с правами человека почти в 70 странах, включая Россию), завершен процесс обзора и рационализации мандатов специальных процедур Совета, проведена первая сессия Консультативного комитета.

Рассмотрение доклада по положению с правами человека в Российской Федерации состоялось 4 и 6 февраля 2009 г. на 4-й сессии Рабочей группы СПЧ по проведению УПО. Дискуссия продемонстрировала искренний интерес к происходящим в России демократическим процессам со стороны большинства государств, которые приняли участие в интерактивном диалоге.

12 мая 2009 г. в ходе выборов, состоявшихся на пленарном заседании 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, Российская Федерация была переизбрана в Совет ООН по правам человека на второй трехлетний срок (2010-2012 гг.). В поддержку России проголосовали 146 государств – на 9 больше, чем на предыдущих выборах в 2006 г.

В состав Совета ООН по правам человека были также избраны Бангладеш, Бельгия, Венгрия, Джибути, Иордания, Камерун, Киргизия, Китай, Куба, Маврикий, Мексика, Нигерия, Норвегия, Саудовская Аравия, Сенегал, США и Уругвай.

Переизбрание Российской Федерации в Совет ООН по правам человека является свидетельством высокой оценки российского вклада в международное сотрудничество в области поощрения и защиты прав человека и признанием ключевой роли нашей страны в международных правозащитных структурах.

10 июня 2009 г. в Женеве в ходе 11-й сессии СПЧ был принят доклад Рабочей группы по проведению Универсального периодического обзора (УПО) по итогам рассмотрения ситуации с правами человека в России, которую на данном заседании представлял заместитель Министра юстиции Российской Федерации Г. О. Матюшкин.

Россия согласилась полностью принять порядка 40 тематических «блоков» рекомендаций, сформулированных в рамках Рабочей группы, или свыше 70 процентов от их общего числа, продемонстрировав таким образом свое конструктивное и ответственное отношение к процессу УПО, к сотрудничеству в рамках Совета ООН по правам человека и подтвердив приверженность делу поощрения и защиты прав человека.

В частности, Россия готова выполнить рекомендации Рабочей группы, касающиеся продолжения политики в области защиты достоинства человека, свободы мысли, убеждений и религии, реализации экономических, социальных и культурных прав; укрепления национальных правозащитных институтов. Без ущерба для принципов международного права, касающихся международных договоров, будет продолжена работа по присоединению к международным договорам по правам человека. Надлежащее внимание по-прежнему будет уделяться борьбе с проявлениями расизма и экстремизма.

Российская Федерация осуществляет плановую работу по реализации вынесенных в ее адрес рекомендаций. Информация о проделанной работе будет регулярно направляться в международные органы.

2 октября 2009 г. СПЧ в ходе своей 12-й сессии большинством голосов принял представленный Российской Федерацией от имени группы соавторов проект резолюции «Поощрение прав человека и основных свобод благодаря более глубокому пониманию традиционных ценностей человечества».

В проекте подтверждается универсальность прав человека, обязанность всех государств выполнять свои обязательства по поощрению всеобщего уважения, соблюдения и зашиты прав человека и основных свобод для всех без какой-либо дискриминации в соответствии с Уставом ООН, Всеобщей декларацией прав человека, Венской декларацией и Программой действий, а также нормами международного права в области прав человека.

В соответствии с принятой резолюцией, Управлению Верховного комиссара ООН по правам человека поручается в 2010 году провести семинар с широким участием с тем, чтобы обсудить пути и способы поощрения прав человека путем лучшего понимания традиционных ценностей человечества, которые подкрепляют международные нормы и стандарты в правозащитной сфере.

Российская Федерация рассчитывает, что данное мероприятие будет способствовать лучшему пониманию основ прав человека, внесет вклад в их поощрение, развитие. Есть надежда в том, что данный диалог будет открытым и конструктивным, создаст площадку для обмена положительными наработками по данной проблематике, существующими во всех без исключений регионах мира, укрепит доверие в международных отношениях.

Более глубокое понимание и осмысление прав человека, осознание того, что они базируются на традиционных ценностях человечества, должно стать консолидирующим фактором в работе ООН на правозащитном направлении.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Право убежища | Тема 14. Международное трудовое право
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 233; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.