Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и предназначение культуры




 

Культура – одно из самых сложных слов, используемых в нашем практическом и научном обиходе. В обыденном сознании большинства людей культура связана с представлениями о дворцах, парках культуры, музеях, театрах, библиотеках. В узком смысле этого слова «культура» выступает как собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку. Культура - это не просто слово обыденного языка, это одно из фундаментальных понятий социально-гуманитарного знания.

По некоторым источникам, понятие «культура» (с лат. cultura – возделывание, уход) впервые употребил известный древнеримский мыслитель и государственный деятель Марк Туллий Цицерон (106 - 43 гг. до н.э.) в 45 г. до н.э. в труде «Тускуланские беседы». Под культурой он понимал:

- с одной стороны, человеческую деятельность, связанную с преобразованием природы (очеловечиванием природы) – прежде всего обработку земли, разведение растений или животных и уход за ними, поэтому cultоr – это возделыватель, землепашец;

- с другой стороны, способ усовершенствования духовных способностей человека, его разума – воспитание человека наставником, человеческую ученость, образованность. Отсюда термин cultura получил еще одно значение – воспитатель, наставник.

Трансформация данного термина в римской античности свидетельствует о его наполненности общечеловеческим содержанием. Человек (homo), если он человек воспитанный (humanus), достигает этого состояния не только благодаря природному нраву, но и на основе умозрения (ratio) и специального воспитания.

В древнегреческом полисе культура была одновременно «воспитанием», «возделыванием» и «культом». Культ (от лат. cultus — уход, почитание) — совокупность действий, обрядов, ритуалов, связанных с верой в сверхъестественное. Культ возникает в традиционной культуре; один из обязательных элементов любой религии, выражающийся в особых магических обрядах, действиях священнослужителей и верующих с целью оказать желаемое воздействие на сверхъестественные силы. Кроме того, культ — это преклонение перед кем-либо или чем-либо; почитание кого-либо или чего-либо. Греки создали уникальную систему образования, в которой формируется человек как личность с определившимися ценностными ориентациями.

Таким образом, культура - это

Обработка, возделывание почвы

 

Постепенно понятие «культура» приобрело более широкое значение и стало включать в себя те явления, которые отличались человеческим происхождением, с помощью которого выражалась идея культуры. В качестве научного понятия «культура» стала употребляться с XVIII века – эпохи Просвещения. Культура трактовалась, с одной стороны, как средство возвышения человека, совершенствование духовной жизни и нравственности людей, исправление пороков общества; с другой стороны, – как реально существующий и исторически изменяющийся образ жизни людей.

В современных гуманитарных науках и общественной практике понятие «культура» многомерно и многозначно, что порождает трудности в понимании самого феномена культуры.

В различных источниках насчитывают сотни (до 500) определений культуры. Можно выделить наиболее общие подходы к определению понятия культуры:

- описательные определения, в которых перечисляются и раскрываются отдельные элементы и проявления культуры: обычаи, верования, виды деятельности;

- исторические определения, в которых подчеркивают, что культура есть продукт истории общества и развивается путем передачи приобретаемого человеком опыта от поколения к поколению;

- семиотические определения, в которых культуру рассматривают как систему знаков;

- символические определения, в которых культуру рассматривают как систему символов;

- социологические определения, в которых культура понимается как фактор организации общественной жизни; совокупность идей, принципов, социальных институтов, обеспечивающих коллективную деятельность людей;

- нормативные определения, в которых содержание культуры составляют нормы и правила, регламентирующие жизнь человека;

- герменевтические определения, в которых к культуре относятся как к множеству текстов, которые интерпретируются и осмысливаются людьми;

- ценностные определения трактуют культуру как совокупность духовных и материальных ценностей;

- антропологические определения исходят из того, что культура есть совокупность артефактов, знаний и верований.

Фундаментальной основой культурологии стали четыре концепции культуры: адаптационистская (деятельностная),эволюционистская, аксиологическая и антропологическая.

Деятельностная (адаптационисткая) концепция культуры: авторы и сторонники Э. Маркарян, В. Давидович, Ю Жданов, З. Файнбург.

Сущность адаптационисткой концепции:

- культура рассматривается как специфично человеческий способ взаимодействия с окружающим миром;

- центральное место в объяснении культурных явлений отводится деятельности.

Деятельность - это способ существования человека; преобразующая форма активности человеком и обществом естественных условий своего существования в искусственные. Особенностями человеческой деятельности, в отличие от поведения животных, являются осознанная постановка цели (причем за рамками своей биологической потребности) и целеустремленность деятельности; создание и совершенствование средств деятельности (прежде всего орудий труда). Тем самым культура понимается как способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития всей человеческой жизни, социальной и индивидуальной.

Эволюционистская концепция культуры: авторы -американский этнограф Льюис Морган (1818 - 1881), английский историк Эдвард Тэйлор (1832 - 1917), английский социолог Герберт Спенсер (1820 - 1903). Все они, обобщив эмпирический этнографический материал, обосновали закономерности развития культуры всех народов.

Сущность эволюционистской концепции:

- человечество однородно по своей природе, и разные народы имеют единые потребности в формировании культуры. Культура как результат человеческой деятельности – это специфический способ приспособления человека к окружающей среде, и универсальными для всех народов являются культурные формы: обычаи, обряды, традиции, верования, одежда, еда, жилище и т.д.;

- прямолинейность общественного прогресса предполагает обязательность прохождения каждым народом всех стадий культурного развития: дикость, варварство и цивилизацию (по Л. Моргану).

Аксиологическая концепция культуры: авторы – немецкие философы и социологи Вильгельм Дильтей (1833 - 1911), Вильгельм Виндельбанд (1848 - 1915), Генрих Риккерт (1863 - 1936), российский современный культуролог П.С. Гуревич.

Сущность аксиологической концепции:

- культура – это мир ценностей, которые человек формирует в результате своей деятельности, это идеально-ценностный предметный мир, взятый под углом зрения его значения для человека;

- совокупность материальных и духовных ценностей, мир материальных ценностей – артефакты (с лат. artefactus – штучно сделанный) имеют физическую материальную оболочку. Мир духовных ценностей – продукты духовно-творческой деятельности человека, в том числе и художественной деятельности; они имеют духовную оболочку и существуют в виде идей, представлений и убеждений;

- каждая культура имеет свои ценности, но все они находятся в определенной иерархии (соподчинении) друг с другом;

- главные проблемы концепции – понимание природы ценностей, их происхождение и общезначимость.

Аксиологическая концепция культуры весьма ограничена, она замыкает культуру в узкий мир ценностей; все, что негативно, деструктивно выносится за «скобку» и полагается как «антикультура». Ценность, ценимое, предпочитаемое, желаемое – все это указывает на нечто позитивное для человека и относительно в каждой культуре.

Антропологическая (функциональная) концепция культуры: авторы – английский этнограф и социолог Бронислав Малиновский (1884 - 1942), французский социолог Клод Леви-Стросс (1908 - 1991), американский этнограф А. Кребер (1876 - 1960) и другие.

Сущность антропологической концепции:

- возникновение и развитие культуры связано с потребностями человечества:

1) во-первых, с первичными потребностями – в продолжение рода, в физическом, физиологическом и умственном развитии (развитие знаний, образования);

2) во-вторых, с вторичными потребностями, сориентированными на изготовление и совершенствование орудий труда; им соответствует развитие экономики и хозяйственной культуры;

3) в-третьих, с интегративными потребностями, которые объединяют и «цементируют» людей;

- в процессе исторической эволюции человек переходит из мира природы в мир культуры через знакомство с ее элементами, их усвоением в культурной системе того общества, в котором он проживает;

- каждая культура как функциональное единство общества является целостной, а значит, общечеловеческая культура есть целостное образование.

Многомерность понятия «культура» в данных концепциях связана с многоаспектностью и многообразием культуры, но в них есть то общее, что сделает одно основополагающее определение культуры универсальным. В основу его положим деятельностный подход к природе культуры и аксиологический - к системе производства культурных ценностей.

Культура - это совокупность всех видов небиологической деятельности человека (труда), ее результат, система производства и функционирования материальных и духовных ценностей, созданных обществом для ориентации человека в окружающем мире и для оправдания собственного существования.

Деятельность человека разнообразна, многолики продукты человеческой активности. Но не всякая деятельность порождает культуру, а только та ее часть, которая связана с поиском смыслов. В основе культурного прогресса человечества лежит постоянное превращение средств деятельности в ее цели, а целей - в средства. Можно указать на такие деяния человека, которые сопряжены с творческим актом, порывом в новое духовное пространство, пониманием смысла окружающего. Это и есть культура. Но есть такие артефакты, которые не содержат в себе духовного смысла, не рождают горения человеческого духа, они служат процессу тиражирования однажды найденного. Человек, который изобрел колесо, - творец культуры; работник, который на конвейере располагает колесо на ось, - человек цивилизации.

По видам человеческая деятельность может быть также прогрессивная (преобразующая), рождающая культуру и регрессивная (разрушающая), уничтожающая культуру (антикультура). Для понимания культуры важно не только что производят, и не только кто производит, а главное - как производят, какие способы освоения действительности выбирает человек. И тогда противопоставления «культура - варварство», «культура – хамство», «культура - невежество» и т.д. вполне оправданы.

В результате созидания, преобразовательной деятельности человек творит ценности, как духовные, так и материальные. Ценность – это положительная значимость вещи или идеи. Духовная культура – это мир духовных ценностей, материальная культура – это мир материальных ценностей. Культура как система по созданию ценностей включает в себя компоненты: культурное производство ценностей (культурная деятельность), деятельность по распространению культуры (образование, просвещение, наука) и потребление культурных ценностей (литература, театр, музыка).

Таким образом, понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и самого себя. Каждая культура — это неповторимая Вселенная, созданная определенным отношением человека к миру и к самому себе. Иными словами, изучая различные культуры, мы изучаем не просто книги, соборы или археологические находки, — мы открываем для себя иные человеческие миры, в которых люди и жили, и чувствовали иначе, чем мы. Каждая культура есть способ творческой самореализации человека. Поэтому постижение иных культур обогащает нас не только новым знанием, но и новым творческим опытом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2270; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.