Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Европейский культурный регион




Культурные регионы Земли и их общая характеристика

 

Европейский континент в прошлом был заселен разными народами и племенами: в Западной Европе – греки, римляне, кельты, на северо-восточном побережье Франции – лигуры, немецкие племена от р. Эльба до р. Рейн, в Испании – иберийские племена и кельтиберы, на восточном берегу Адриатического моря (в Истрии) – воинственные имирийские племена, от Карпат до Балкан – фракийские племена. В Древнем мире в Европе не существовало единой культурно-исторической общности, греко-римская цивилизация резко отличалась от варварского мира.

Зарождение основ европейской культурно-исторической общности началось лишь в период раннего средневековья и стало результатом жизнедеятельности и взаимосвязи народов, заселявших Европу с давних времён и пришедших сюда вследствие миграционных процессов.

Рассмотрим основные исторические типы культуры, лежащие в основе европейской культуры. Каждому историческому типу присущи свои фундаментальные мировоззренческие ориентиры, определяющие представления человека о мире, роли и месте самого человека в части этого мира.

В основе европейского типа культуры лежит культура античности. Ей были присущи следующие особенности: синкретичный взгляд человека на окружающий мир и природу - мир рассматривался как единый, ограниченный в просторе чувственно-материальный космос, населенный божествами и людьми; человек находился в постоянной гармонии с миром, и божественный мир жил в нем. Античное общество жило интересами земного мира, где точкой отсчета был полис, а с эпохи эллинизма – индивид.

Эти особенности формирования духовной культуры античности сформировали истинные ценности в европейской культуре. К ним относятся зарождение гуманистической традиции; опыт демократии античного полиса и возникновение в его культуре разных философских систем, первых образцов теоретической науки (математики, географии, медицины); общественная свобода и общественная обязанность, гармоничность развития личности. Яркое воплощение духовных ценностей античного человека находится в античной мифологии, литературе, в непревзойденной пластике скульптуры и высокоразвитой реалистической живописи.

Угасание полисной общины и традиционных культов способствовало духовному вакууму в мировосприятии античного человека. Заполнить этот вакуум суждено было христианству, ставшему основой средневекового мировоззрения.

В эпоху средневековья христианство стало доминирующей идеологией эпохи и наиболее концептуально формировало массовое сознание, заложило основы в развитии европейской культуры. Главным принципом отношения к истине выступал догматизм, а методом ее познания – схоластика. Средневековая европейская культура – это период формирования христианской традиции с ее представлениями о человеческой индивидуальности, евангельской концепцией морали и трактовках человеческого раздела как созданного по божественному образу.

Христианство в Европе представлено тремя направлениями: православием, католицизмом и протестантизмом, каждое из которых имеет свои специфические особенности. Своеобразие конфессиональных изменений во многом определялось характером, духом этнокультурной общности, на почве которой эта конфессия зарождалась и развивалась. Объединение конфессиональных и этнично-культурных факторов определило формирование трех самобытных конфессионально-культурных миров в христианстве: православно-христианского, католическо-романского и протестантско-германского. Рассмотрим кратко их специфические черты.

Православно-славянский культурный регион возник на базе византийской культуры и объединял славянские народы. Отличительными чертами византийской культуры были:

Ø четко выраженный восточный колорит;

Ø ориентация на культурные традиции античной Греции;

Ø наследие длительных связей с цивилизациями Древнего Востока.

Специфика православного мировоззрения проявилась в своеобразном понимании человека как духовно-телесного индивида, где объединяются две ипостаси – земное и божественное. Характерными чертами православной культуры являются эмоциональность, трансцендентализм, недостаточное развитие эмпирических наук; подчиненность церкви государству; глубокий спиритуализм.

Католический культурный регион формировался под влиянием культурных традиций античного Рима и развивался на базе Западной Римской империи. Специфика католического мировоззрения проявилась в своеобразном понимании человека как духовно-телесного индивида, где объединяются две ипостаси – земное и греховное. Социальная организация внешних межчеловеческих отношений определила черты культуры, отличающиеся от православных, а именно универсализм, рационализм, прагматизм в культуре Запада.

Протестантский культурный регион определялся германским элементом, которому были присущи внутренний динамизм, стремление к бесконечному, воля.

Основная тема развития теологической, философской и правовой мысли Нового времени выдвинута именно протестантизмом – это тема духовного мира человека, представления о морали, совести. Этот протестантский акцент на внутреннем мире личности и практичной религиозности оказал влияние на дальнейшее историко-культурное развитие Европы.

Основы современной европейской культуры были заложены в эпоху Ренессанса. На основе переработки достижений античной и средневековой культуры произошло формирование новой гуманистической идеологии с новыми отношениями между Человеком и Миром. В эпоху Возрождения зародился философский рационализм, который ознаменовал переход от средневекового авторитаризма к критицизму Нового времени. Наука приобрела мировоззренческие функции, а научный рационализм стал рассматриваться как важнейшая ценность человеческой жизнедеятельности.

На почве духовности Возрождения в XVII в. начинает формироваться понятие современной европейской цивилизации. Для этой цивилизации характерны ускоренный прогресс техники и научных технологий, развитие и внедрение их достижений в производство, наличие в культуре ярко выраженных инноваций, постоянно ломающих и пересматривающих культурные традиции. В духовной жизни существенным элементом массового сознания является рационализм. Вместе с тем намечается тенденция на переориентацию, на иррациональные способы познания, на эмоционально-интуитивное познание мира. В зависимости от этого в современной европейской культуре формируются различные течения и направления.

Современная европейская индустриальная цивилизация ведет поиск в направлении многомерного понимания человеческой жизни, которое сводится не только к рациональному исходу. Идет процесс дополнения европейской духовной культуры другими компонентами, наполняющими ее гуманистическим содержанием.

Европейская культура развивается не изолированно, а в тесной связи с народами других континентов. Эта связь все более органична и неразрывна. Огромный опыт борьбы за свободу, демократию, социальную справедливость – это высокие достижения европейской человеческой мысли и прогресса. Сегодня европейцы, опираясь на опыт прошлого и уроки истории, должны мобилизовать духовный потенциал и сохранить бесценное наследие своей культуры и цивилизации, объединив усилия в борьбе за мир и безопасность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.