Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новый курс» Франклина Рузвельта

· финансовые законы

· структурную перестройку экономики

· социальные законы

· региональную политику.

1) Финансовые законы.

Здесь стоит выделить Чрезвычайный закон о банковской деятельности

  • введены гарантии федерального правительства по частным вкладам.
  • запрещено осуществлять деятельность, противоречащую Закону: быть держателем ценных бумаг, заниматься предпринимательством.

Банки вынуждены были вернуться к своей исходной деятельности – кредитованию предпринимателей и граждан, что сразу снизило волну финансовых и иных спекуляций. Изменения были внесены и в сфере обращения ценных бумаг.

С этой целью был принят Закон о честности биржевых операций и правилах торговли ценными бумагами. Таким образом, США надолго обезопасили себя от возможности повторения финансового кризиса и кризиса банковской системы.

 

 

2) Структурная перестройка экономики.

Во-первых, после введения «Нового курса» приоритет был отдан развитию национальной промышленности, американским производителям. Появился лозунг «Покупай американское!». Действовали запреты на закупки иностранных товаров по госзаказу (исключение составляли только такие случаи, если цена иностранного товара была как минимум вдвое ниже отечественного, а качество выше американских аналогов). Были введены квоты и высокие таможенные пошлины на импортные товары.

Во-вторых, изменения произошли в сельскохозяйственной политике. Основной проблемой сельского хозяйство было перепроизводство, избыток продовольствия на внутреннем рынке. Поэтому сельскохозяйственное производство было ограничено. Кроме того, были приняты Закон о фермерском кредитовании и Закон об ипотеке, согласно которым фермеры и городские жители получили доступ к кредитам под гарантии федерального правительства. Всего было предоставлено около 300 тыс. краткосрочных займов на сумму свыше 1,5 млрд. долл.

3)Социальная политика.

 

Наиболее пострадавшим от кризиса малоимущим гражданам была оказано чрезвычайная помощь. На организацию общественных работ с целью занятости малоимущих было выделена прямая финансовая помощь в размере 5 млрд. долл. Этой помощью было охвачено свыше 4 млн. человек. Всего в рамках «Нового курса» действовало около 400 тыс. различных программ, в рамках которых было построено около пятисот новых аэропортов, множество дорог, школ, прочих объектов инфраструктуры. Примечательно то, что помощь населению оказывалась не деньгами, а работами, на которых деньги нужно было зарабатывать трудом. Заметим, что главной целью программ была вовсе не их экономическая оправданность. Многие программы можно сравнивать с пересыпанием из пустого в порожнее, но при этом населения работало, а не тунеядствовало.

 

Для обеспечения работой молодежи и для борьбы с ростом преступности из-за безработицы был

Введен Закон о трудовых лагерях. Трудовые лагеря были созданы для охраны и консервации объектов промышленной и транспортной инфраструктуры, сохранения природных богатств (создавались национальные парки и заповедники). В течение первых трех месяцев после принятия Закона уже было создано 1300 лагерей на 300 тыс. молодых безработных. В течение 1933-40 гг. через трудовые лагеря прошло около 2,5 млн. человек, которые строили дамбы, охраняли леса и т. д. Впоследствии люди, прошедшие через трудовые лагеря, сформировали контингент резервистов, востребованный в ходе Второй мировой войны.

 

Естественные монополисты лишились возможности безраздельно диктовать обществу свои условия. Для контроля за уровнем цен создана Государственная корпорация по управлению всеми монополистами в сфере коммунальных услуг.

 

4) Региональная политика.

В депрессивных регионах страны были разработаны специальные программы развития, включающие федеральное финансирование и управление.

В частности, такая особая зона с федеральным управлением была создана в долине реки Теннеси и благополучно существует до сих пор.

 

 

«Новый курс» проводился Рузвельтом в условиях объединения нации. Американцам удалось сплотиться перед лицом кризиса, в обществе была достигнута консолидация. Действия президента поддержал Конгресс, который и принимал все законы. Сам Рузвельт лично разъяснял американцам свою программу действий, убеждал избирателей, выступая по радио. Все это имело огромное значение, поскольку согласование экономических программ развития с обществом значительно повышает шансы на успех. Не будем забывать и о связи «Нового курса» с передовыми экономическими теориями того времени:

 

Вывод

«Новый курс» послужил основой кейнсианской политики управления совокупным спросом. Неудивительно, что «Новый курс» оказался действенным, он вывел страну из Великой Депрессии и позволил США подойти к периоду Второй мировой войны с оздоровленной экономикой.

 

Середина ХХ в. -После окончание Второй мировой войны могущество США возросло:

 

· США стали во главе Бреттон-Вудской системы валютных курсов, сущность которой заключалось в господстве американской валюты в качестве всемирного платежного в резервного средства. После окончание Второй мировой войны у США оказались также и значительные финансовые активы в виде запасов золото европейских стран, переведенного в предвоенное и военное время через океан в федеральное хранилище в Форте-Нокс. Имея возможности для покрытия национальной валюты золотом, обладая мощной экономикой, не затронутой войнами,

 

  • Экономическое могущество Соединенных Штатов политически подкреплялось наличием ядерного оружия.

 

 

  • Американские инвестиции широким потоком хлынули через океан, формируя т.н. «вторую экономику» Соединенных Штатов.

Помогая восстановлению экономики послевоенной Европы, США стали оказывать значительную финансовую помощь европейским странам в рамках плана Маршалла. Кроме того США путем экономической и консультационной поддержки во многом предопределили «восход солнца» над Японией.

 

По своему производственному и финансовому потенциалу «вторая экономика» США на базе зарубежных филиалов и дочерних компаний американских корпораций не уступает национальной экономике многих ведущих стран мира. Не будем забывать также и о портфельных инвестициях, ссудном капитале.

 

Итак, США превращаются в однозначного мирового экономического и политического лидера со всеми вытекающими отсюда последствиями.

 

Начало 1980-х гг. -Позиции США в мировой экономике, во внешней торговле значительно ухудшились поскольку по мере восстановления хозяйства стран Западной Европы и Японии ситуация в мире начинает изменяться. Конкурентоспособность американских товаров снижается, снижается и курс доллара по отношению к валютам европейских стран и Японии. Поскольку в рамках Бреттон-Вудской системы валютных курсов 1 доллар соответствовал 0,888 г. золота, и этот уровень курса с 1946 г. был неизменен, то фактическое падение курса доллара по отношению к другим валютам означало обмен меньшего, чем раньше количества европейских валют или японских йен на доллары. Далее доллары могли быть обменены на золото или положены на депозит с начислением процентов. Таким образом, количество долларов на руках у иностранных резидентов нарастало, а накопленный Соединенных Штатами золотой запас неуклонно снижался. В результате США оказались в ситуации, когда запасы золота, соответствовавшие сумме в 10 млрд. долл. не смогли бы покрыть 50 млрд. долл., находящихся на руках у иностранцев. В 1971 г. обмен долларов на золото был окончательно прекращен, и золотовалютный стандарт в виде золотодолларового стандарта канул в лету.

По мере роста производственных мощностей европейских стран и Японии доля США в ВВП промышленно развитых стран начала снижаться, примерно на 1/3 снизилась доля США в мировом экспорте капитала начала падать, примерно в три раза снизилась и доля американских ТНК в общем объеме мировых прямых зарубежных инвестиции. Европейские страны и Япония догнали США и по уровню производительности труда. В результате экспорт в США из стран Западной Европы и Японии возрос в два раза, а американский экспорт в Европу и Японию начал снижаться. К началу 1980-х гг. конкурентоспособная зарубежная продукция заполнила внутренний рынок США, а американская продукция все труднее находила зарубежных потребителей. В экономику США стали делаться инвестиции окрепшими зарубежными ТНК, которые, приближаясь к рынкам сбыта, создавали здесь производственные и сборочные предприятия, компании по сервисному обслуживанию.

Дефицит торгового баланса в середине 1980-х гг. достиг 150 млрд. долл., платежного – 140 млрд. долл. США превращаются в чистого импортера товаров и капиталов.

 

США пришлось предпринять меры ввиду угрозы потери лидерства в мировой экономике:

· для закрепления на мировом рынке высокотехнологичной продукции были значительно увеличены ассигнования на НИОКР,

· ускорилась и углубилась структурная перестройка промышленности в пользу наукоемких отраслей,

· возникли и получили развитие новые методы стимулирования НТП.

США стратегически правильно выбрали нишу на мировом рынке, сосредоточившись на экспорте продукции интеллектуальной собственности, высокотехнологичной продукции, услуг.

Следует также отметить то, что на протяжении большей части послевоенного периода развития в США активно применялась кейнсианская политика управления совокупным спросом, в основе которой лежал постулат обеспечения полной занятости и высоких темпов экономического роста.

 

Послевоенной период кейнсианства в американской экономике можно разделить на три этапа.

 

Первый этап - Пассивная антициклическая бюджетная макрополитика (1946-1962, период президентстваГ. Трумэна и Д. Эйзенхауэра). В рамках данного периода активно эксплуатировались «встроенные стабилизаторы» государственной бюджетной системы, правительство довольствовалось минимальными финансовыми акциями. Постепенно отвергался докейнсианский догмат о сбалансированности государственного бюджета, вводился дефицитный бюджет по Кейнсу.

Второй этап - Бюджетный активизм (1962-1977, эпоха Дж. Кеннеди, Л. Джонсона, Р. Никсона, Дж. Форда). Этот период времени связан с активным регулированием совокупного спроса на основе использования государственного бюджета. В периоды спада сокращались государственные доходы и наращивались расходы правительства, а во время экономического бума поступления федерального правительства росли, а расходы, напротив, сокращались. В 1961-63 гг. администрация Д.Кеннеди для форсирования экономического роста и сокращения безработицы напрямую перешла к бюджетному воздействию на совокупный спрос, что получило у экономистов такую характеристику как американский «кейнсианский фискализм», поскольку государственный спрос нара-щивался за счет увеличения налогового бремени.

С начала 1970-х гг. была обнаружена негативная сторона такого процесса обеспечения полной занятости – инфляция (взаимосвязь между инфляцией и безработицей, как известно, представляет широкоизвестная кривая Филипса). В результате от активизма пришлось перейти к градуализму, т.е. замене широкомасштабных фискальных акции на умеренное и постепенное регулирование спроса. Период 1976-77 гг. поэтому представляет собой своеобразную эклектику: взаимосуществование обновленных принципов активной и пассивной стратегий.

Третий этап - Кейнсианский бюджетный консерватизм (1978-1980 гг., период президентства Дж. Картера ). В это время был осуществлен возврат к классическому бюджетному активизму,существовавшему при Дж. Кеннеди. Сам президент Картер утверждал, что бюджетный дефицит время от времени необходим для поддержания покупательной способности, однако длительной бюджетный дефицит усугубляет инфляцию. Долговременной стратегией стал бездефицитный бюджет, для достижения которого предполагалось введение управления и контроля за федеральными расходами, а также сокращение налогов. Однако фактически сократить дефицит бюджета и сбить волну инфляции не удалось. Инфляция стала главным фактором, который подрывал стабилизационный потенциал кейнсианской бюджетной макроэкономической политики.

Высокий уровень инфляции, рост безработицы, снижение темпов экономического роста, неблагоприятное состояние государственных финансов привели к утере стабилизационного эффекта кейнсианского подхода к регулированию макроэкономических процессов. И для политиков, и для экономистов, да и для большей части избирателей все яснее становилась необходимость смены кейнсианской модели развития. Поэтому вовсе не случайно кейнсианская эпоха развития американской экономики сменилась началом «консервативной экономической революции», которая произошла вскоре после победы на президентских выборах Рональд Рейгана.

1981-1992 - Неоконсервативный этап развития ( эпохапрезидентов Р. Рейгана и Дж. Буша ). Оздоровлению экономики США и возвращению былых внешнеэкономических позиций в немалой степени способствовали реформы, проведенные президентом Р. Рейганом, получившие называние «рейганомика».* Основные программы «рейганомики» позволили оживить стимулы к предпринимательству и трудовой деятельности у американцев, сократить масштабы неэффективного государственного вмешательства в экономику.

 

Три основные задачи концепции «рейганомики»:

1) снижение уровня инфляции;

2) увеличение темпов экономического роста, производительности труда и занятости;

3) обеспечение сбалансированности федерального бюджета.

 

 

Основные меры, предпринятые Рейганом и его командой:

 

А) Жесткая кредитно-денежная политикаспособствовала снижению уровня инфляции, повышение процентов ставки на первых порах привлекало в страну иностранный капитал, в немалой степени способствовавший модернизации американской промышленности, затем для обеспечения роста экономически процентные ставки были снижены.

 

Б) Налоговая политикастимулировала предпринимательскую активность. Снижение налогов при одновременной расширении налоговой базы (ликвидации прежних налоговых льгот) увеличили поступления федерального бюджета, а долговременным эффектом, проявившим себя уже к концу 1990-х гг., стало оздоровление государственных финансов.

 

 

* «Рейганомика» была бы невозможной без сильной команды молодых экономистов-советников Рейгана. Огромная заслуга президента Рейгана как раз и заключается в том, что будучи дилетантом в экономике (Рейган, как известно, в прошлом был киноактером), он окружил себя весьма квалифицированной командой реформаторов. В основе кредитно-денежной политики лежала теория Нобелевского лауреата Милтона Фридмена, над налоговой реформой трудились А. Лаффери и М. Фелдстейн, взаимодействовали с администрацией Рейгана и другие видные экономисты современности.

Уникальность ситуации заключалась в том, что реформаторам приходилось буквально «с колес» воплощать свои теоретические концепции на практике. В частности, авторы налоговой реформы и модели «экономики предложения» (supply-side economics), сменившей кейнсианскую экономику спроса, первоначально представляли собой просто группу журналистов, пишущих на экономические темы в The Wall Street Journal. Большинство сэпплай-сайдеров были не сильны в экономической теории, но их статьи оказывали влияние на общественное мнение. С газетой сотрудничал и молодой экономист Артур Лаффер, который в свою очередь был увлечен идеями канадского профессора Роберта Манделла (Нобелевского лауреата 1999 г.), преподавав-шего в Чикаго. Именно Манделла в начале 1970-х гг. начал пропаганду сокращения налогов и усиления монетарной политики, что должно было дать толчок экономическому росту и стать средством борьбы с инфляцией. Идеи Манделла поддержал главный редактор The Wall Street Journal Джуд Ванниски и экономист Р. Бартли. Вместе с Лаффером они вывели теорию, взаимосвязывающую сокращение налогов, рост производства и доходов государства, известную как «кривая Лаффера».

Теория Лаффера, которая, в принципе, являлась наглядными изображением классических идей в области налогообложения, произвела эффект разоравшейся бомбы. Лаффер, экономист, которого никто никогда не воспринимал всерьез, и который никогда до этого не принимал участия в каких-либо научных симпозиумах и конференциях, заставил призадуматься многих. Идей Лаффера, благодаря Ванниски и The Wall Street Journal, нашли широкую поддержку среди бизнесменов, конгрессменов, оказали заметное влияние на будущего президента Р. Рейгана. Жизнь предоставила сэпплай-сайдерам уникальный шанс проверить свою теорию на практике. Используя политическое влияние Ванниски и личного друга Лаффера Д. Шульца, ставшего последствие госсекретарем в администрации Рейгана, сэпплай-сайдеры осуществили гран-диозную налоговую реформу в США.

Ставки федеральных налогов (индивидуальный подоходный налог, налог на прибыль корпораций) были существенно снижены. Низкие налоговые ставки усилили уровень сбережений и инвестиций, привели к раскрепощению рынка от прежнего фискализма, стимулировали экономический рост.

 

 

В)Пересмотр социальной политики, сокращение федеральных расходов на всю социальную инфраструктуру заставили американцев трудиться более энергично, не быть иждивенцами на шее «государства благоденствия».

 

Г)Самый главный стратегический элемент «рейганомики» -это поддержка НТП путем государственного финансирования НИОКР и стимулирования расходов на НИОКР со стороны частного бизнеса за счет соответствующих налоговых льгот. «Рейганомика» предполагала резкое увеличение финансирования НИОКР, фундаментальной науки. Не случайно в настоящее время США имеют самые большие расходы на НИОКР среди ведущих развитых стран мира (около 3% ВВП), что в долгосрочной перспективе обеспечивает стране лидерство в мировом НТП, в разработке современных технологий.

Вывод В результате реализации программ «рейганомики»изменилась структура федерального бюджета (сократились непроизводственные расходы правительства и вскоре повысились налоговые поступления), произошел отход от активной политики государственного вмешательства в экономику в пользу применения косвенных методов регулирования. Доля государственного сектора в результате программ приватизации и дерегулирования сократилась, а частный сектор получил новый импульс своему развитию.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 1. Экономико-географическая характеристика | Г. - США вновь на гребне волны
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 598; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.