Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы ораторского искусства

План

Основы ораторского искусства

Речевой этикет

План

Речевой этикет

1. Понятие речевого этикета.

2. Функции речевого этикета.

3. Ситуации речевого этикета.

4. Формулы речевого этикета и факторы, влияющие на их выбор.

5. Национальная специфика речевого этикета.

Литература:

1. Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. – М., 1975.

2. Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. – М., 1992. – С. 230-234.

3. Львов Н.И. Риторика. – М., 1995. – С. 152-160.

4. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М., 1989.

5. Все об этикете. Книга о нормах поведения в любых жизненных ситуациях. – Ростов-на-Дону, 1995.

 

Практическое занятие № 2 (2 часа)

I. Теоретическая часть.

1. Что такое речевой этикет?

2. Перечислите функции речевого этикета.

3. Охарактеризуйте основные ситуации речевого этикета.

4. Докажите, что речевой этикет имеет национальную специфику.

Литература:

1. Введенская Л.А. и др. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д., 2001. – С. 144 – 161.

2. Культура русской речи: Учебник… / Под ред. Л.К.Граудиной и Е.Н.Ширяева. – М., 1998. – С. 90 - 93.

3. Ф. Папп. Паралингвистические факты. Этикет и язык // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XV. М., 1985. – С. 546 – 553.

4. Львов Н.И. Риторика. – М., 1995. – С. 152 – 160.

5. Все об этикете. Книга о нормах поведения в любых жизненных ситуациях. – Ростов н/Д., 1995. – С. 312 – 336.

II. Практическая часть.

1. Выпишите из источника в списке литературы №1 формулы речевого этикета.

2. Какие невербальные средства могут быть эквивалентом речевых формул? В каких ситуациях общения удобнее поздороваться жестом, улыбкой? Когда жест возникает как необходимое дополнение к речевому приветствию? (см. источники в списке литературы под №3 и №5).

3. Из поэтических текстов выпишите примеры использования обращений.

4. Напишите письмо, используя различные формулы речевого этикета, стилизованное под:

- эпистолярную форму XIX века;

- современный молодежный жаргон.

 

Лекция №3 (4 часа)

1. Понятие ораторского искусства.

2. Образ оратора (голос, внешний вид).

3. Роды и виды ораторской речи.

4. Подготовка к выступлению (тема, цель).

5. Композиция публичного выступления.

6. Приемы захвата и поддержания внимания аудитории.

7. Этикет ораторской речи как важный функциональный компонент выступления.

Литература:

1. Введенская Л.А. и др. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д., 2001. – С. 211 - 302.

2. Культура русской речи: Учебник… / Под ред. Л.К.Граудиной и Е.Н.Ширяева. – М., 1998. – С. 129 - 147.

3. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. – М., 2001. – С. 348 – 361.

4. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. В.И. Максимова. – М., 2000. – С. 95 – 115Волков А.А. Основы русской риторики. – М., 1996.- С. 7-45.

5. Основы ораторской речи. – М., 1992.

6. Мурашов А.А. Основы педагогической риторики. – М., 1996. – С. 101-135.

 

Лабораторная работа №1 (2 часа)

I. Цель: отработать умение анализировать выступления ораторов.

II. Задания:

1. Выполните задания 115, 116, 117, 118, 120, 122 [Введенская Л.А. и др. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д., 2001. – С. 149].

2. Прочитайте рассказ В.М. Шукшина «Срезал» и проанализируйте описанный там спор. Какие аргументы приводят спорящие, какие приемы и уловки используют? Сделайте вывод о том, к какому виду относится данный спор. Что можно сказать о культуре поведения «полемистов»?

3. Познакомиться со схемой анализа выступления

Схема анализа выступления

1. Содержание и построение речи:

- жанр выступления;

- соответствие названия (например, доклада, лекции) и содержания;

- отбор материала;

- пропорциональная композиция.

2. Контакт с аудиторией:

- наблюдается в течение всего выступления?

- тактичное обращение к публике?

- речь обращена ко всем?

- смотрит на слушателей?

- есть непосредственное общение?

3. Культура речи и поведение оратора:

- владение речевыми нормами;

- характеристика голоса:

- достаточна звучность?

- чрезмерна звучность?

- дыхание?

- надлежащая выразительность?

- темп слишком быстрый?

- слишком медленный?

- достаточна длительность звучания?

- достаточно пауз?

- отрывистая, замедленная речь?

- подходящий темп?

- высота голоса слишком большая?

- слишком малая?

- монотонность?

- подчеркнуты главные слова?

- повторяющийся мелодичный рисунок?

- разнообразие выразительности?

- приятный тембр?

- шумное дыхание? Хриплость? Сипота? Пронзительность? Гнусавость?

Сдавленный звук?

- малоподвижная челюсть?

- неправильное произношение?

- нечеткая артикуляция? Затрудненная артикуляция?

- характеристика внешнего облика:

- правильно избрано место (относительно кафедры и аудитории)?

- непринужденно держится? Уверенно ли?

- дружеский тон?

- воодушевление?

- выражение лица (приятное, застывшее, хмурится)?

- поза прямая, энергичная? Скованная? Неудобная? Правильно поставлены ноги? Откидывается назад? Сутулится? Неправильное положение рук? Головы? Целесообразны движения рук? Кистей?

- слишком много жестов? Мало жестов?

- жесты естественны? Осмысленны? Разнообразны? Уместны?

 

Лекция №4 (2 часа)

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Разновидности речи по типовому значению. Речевые жанры | Речевые жанры официально-делового стиля
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 710; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.