Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и источники административного права

Административное право — отрасль права, регулирующая отношения в сфере государственного управления.

Административное право при­меняет метод власти и подчинения: издание обязательных для исполнения приказов и распоряжений, ли­цензирование отдельных видов деятельности, наложение ад­министративных взысканий за совершенные правонарушения и т. п.

Все источники административ­ного права можно разделить на виды:

1) Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г. Непо­средственно регулирующими административные отношения яв­ляются ст. 77,110-117, устанавливающие порядок формирования и деятельности органов исполнительной власти; ст. 71-73, разгра­ничивающие предметы ведения и полномочия Российской Феде­рации, и ее субъектов и др.

2) Законы Российской Федерации, регулирующие общест­венные отношения, а также законы субъектов Российской Федерации, в которых оп­ределяется место органов исполнительной власти в механизме государственного управления, порядок их образования, основы компетенции и взаимоотношения с другими органами. К ним от­носятся прежде всего законы РФ, принимаемые Федеральным Собранием (Советом Федерации и Государственной Думой): за­коны о милиции, об обороне, о внутренних войсках, Таможенный Кодекс, Налоговый Кодекс и др. Кроме того, административное законодательство находится в совместном ведении федеральных органов и органов субъектов федерации, поэтому в некоторых республиках и областях развивается своя законодательная база и соответственно источники административного права. Напри­мер, Закон от 29 апреля 1996 г. Республики Башкортостан «Об от­ветственности за нарушение земельного законодательства».

3) Указы Президента РФ. Указами Президента РФ созда­ются новые и упраздняются старые органы власти, определяются их полномочия, назначаются министры и другие высшие должно­стные лица федеральных органов управления, судьи федераль­ных судов. Аналогичны нормативные акты президентов респуб­лик и глав администраций других субъектов Российской Федера­ции.

4) Постановления Правительства РФ и правительств иных аналогичных органов субъектов федерации.

5) Нормативные акты государственных комитетов, мини­стерств и ведомств Российской Федерации. К ним можно отнести, например, Санитарные правила для предприятий продовольствен­ной торговли, утвержденные постановлением Роскомсанэпиднадзора РФ от 30 марта 1994 г. № 14, различные приказы и распоряжения Министерства природы РФ, Министерства архитектуры РФ, Роскомзема, Федеральной комиссии по ценным бумагам и т. д.

6) Решения представительных органов субъектов Россий­ской Федерации (Устав Воронежской области, Конституция Рес­публики Коми и др.). Постановления и распоряжения глав адми­нистраций.

7) Акты органов местного самоуправления.

 

Международное право и внутригосударственное право.

Международное право существенно отличается от внутригосударственного права. Естественно, что это можно установить только путем их сравнения.

Во-первых, отметим то общее, что имеется в международном и во внутринациональном праве, что объединяет их под единым названием "право". Объединяет нормы международного и национального права то, что и те и другие являются социальными нормами, т. е. регулируют общественные отношения. И те и другие представляют собой продукт волевой деятельности людей. Говоря иначе, нормы международного права, как и нормы национального права, не являются законами, действующими помимо воли и сознания человека. Обращаясь к терминологии Гуго Гроция, можно сказать, что это нормы волеустановленные.

Во-вторых, международное право как совокупность норм, регулирующих отношения между государствами, имеет много особенностей по отношению к внутригосударственному праву. Эти особенности таковы, что международное право рассматривается как особая система права. Каковы эти особенности? Основная особенность международного права состоит в том, что в качестве его субъектов выступают главным образом суверенные государства. Субъектами же внутригосударственного права являются физические и юридические лица, органы государства. Суверенитет основных субъектов международного права (государств) предопределяет и другие особенности международного права. Напомню, что под суверенитетом понимается единовластие внутри государства и его независимость вовне. Из этого, в частности, следует, что на международной арене государства выступают как равноправные участники международного общения и над ними нет какой бы то ни было верховной власти.

Международное право отличается от национального и по объекту регулирования, каковым для него являются отношения между государствами, отношения независимых друг от друга суверенных образований. Национальное же право регулирует отношения, которые возникают между субъектами этой системы права в рамках государственных границ того или иного государства.

Международное право характеризуется и особым по сравнению с национальным правом процессом нормообразования. Поскольку в международном общении в качестве его участников выступают суверенные государства, то это исключает существование над ними какой-то власти. Указанное обстоятельство применительно к процессу образования норм означает, что в такой системе общения не может быть центральных, стоящих над государствами законодательных органов, а нормы, регулирующие подобное общение, могут создаваться только самими участниками общения, т. е. государствами. Подробно процесс образования норм международного права будет рассмотрен отдельно, сейчас же достаточно отметить, что нормы международного права создаются самими государствами в процессе согласования их воль. В национальном праве нормы права создаются соответствующими органами.

В международном праве в отличие от национального отсутствуют и исполнительные органы. Нормы права в международном общении применяют сами участники общения - государства.

Суверенитет основных участников международного общения определяет и такую особенность международного права по сравнению с национальным правом, как отсутствие обязательной юрисдикции. В национальном праве не правонарушитель решает вопрос о том, будет ли правонарушение рассмотрено судом; в большинстве случаев оно рассматривается в суде помимо желания нарушителя. По-иному решается вопрос в международном праве. Поскольку участниками международного общения являются суверенные государства, то и спор между ними о нарушении норм международного права может быть рассмотрен в том или ином международном суде только с согласия спорящих государств. В качестве примера можно сослаться на Международный суд ООН, наиболее известный и авторитетный международный судебный орган. В соответствии со Статутом Международного суда ООН спор между государствами в нем может быть рассмотрен только с согласия спорящих.

Сопоставляя международное право и внутригосударственное право как системы, можно установить, что связи между элементами первой системы в сфере нормотворчества и нормоприменения носят преимущественно координационный характер; в системе же национального права эти связи носят в основном субординационный характер.

Международное право и международное частное право.

Вопрос о соотношении международного и международного частного права является сложным теоретическим вопросом, рассмотрение которого требует достаточно высокого уровня познания как международного права, так и международного частного права. Не углубляясь в научные споры, постараемся определить, что есть международное право и что есть международное частное право.

Международное право, как мы уже установили, это совокупность правовых норм, регулирующих межгосударственные отношения. Иногда, уточняя характер таких отношений, их называют властными.

Под международным частным правом понимается совокупность норм, регулирующих гражданско-правовые отношения, усложненные иностранным элементом. Иностранным элементом может выступать субъект правоотношения, объект правоотношения или юридический факт. Говоря иначе, не будь иностранного элемента в конкретном правоотношении, оно регулировалось бы нормами гражданского права определенного государства без каких-то дополнений. Проблема возникает только тогда, когда в такое правоотношение включается иностранный элемент.

Вопрос о месте международного частного права в системе права является дискуссионным. Одни авторы считают международное частное право частью национального права государства, другие относят его к международному. Более убедительной представляется точка зрения тех авторов, которые включают международное частное право в систему национального права.

Слово "международное" в названии международного частного права следует понимать в том смысле, что регулирование конкретного гражданско-правового отношения в случае с иностранным элементом требует выхода за пределы правопорядка одного государства, подключения к данному регулированию права других государств. Иными словами, в этом случае взаимодействуют правопорядки нескольких государств, возникают отношения между несколькими государствами, а потому регулирование конкретного гражданско-правового отношения получает международный характер.

Международное право и международное частное право тесно соприкасаются друг с другом и особенно по поводу правового регулирования экономических связей. Сказанное можно пояснить на таком примере. Два государства заключают между собой торговый договор, которым устанавливаются принципы регулирования их торговых отношений. Положениями упомянутого договора регулируются отношения между этими двумя государствами, т. е. властные межгосударственные отношения по вопросам торговли. Говоря иначе, отношения между такими государствами регулируются нормами международного права, содержащимися в данном торговом договоре. На основе указанного договора физические и юридические лица одного государства заключают торговые сделки с физическими и юридическими лицами другого государства, и их отношения по поводу этих сделок будут регулироваться международным частным правом.

Функции международного права. В доктрине нет единой точки зрения на функции международного права. Г. И. Тункин выделял две основные функции международного права, а именно стабилизирующую и созидающую. В соответствии с первой функцией международное право стабилизирует, укрепляет отношения между государствами на определенном уровне, на том, какого они достигли к моменту принятия новой нормы международного права. Но международное право не только закрепляет сложившиеся между ее субъектами связи, но и способствует развитию этих связей, поднимает отношения между государствами на новый уровень, т. е. выполняет функцию созидания.

Сошлемся в качестве примера на Устав ООН. Положения Устава закрепили те отношения, которые сложились между государствами на момент принятия Устава; таким образом, здесь проявляется стабилизирующая функция. Вместе с тем Устав ООН содержит положения, которые открывают возможности для установления и развития новых связей между государствами; следовательно, речь идет о созидающей функции. В реальной жизни эти две функции не отделимы друг от друга, они находятся во взаимодействии. В норме международного права имеются элементы и первой, и второй функций.

На протяжении веков международное право было известно под названием jus gentium. Но это заимствование из римского права совершенно не отражало существа международного права как совокупности норм, регулирующих отношения между государствами. В римском праве jus gentium регулировал частные отношения между римскими гражданами и негражданами, а также между негражданами. В середине XVII в. английский ученый Зеч предложил вместо jus gentium употреблять более правильное выражение jus inter gentes (право между народами), откуда и пошло название международного права.

 

Наука налогового права определяет налоговую систему как совокупность существующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения.

Существенными условиями налогообложения, характеризующими налоговую систему в целом, являются:

- порядок установления и ввода в действие налогов;

- виды налогов (система налогов);

- порядок распределения налогов между бюджетами различных уровней;

- права и обязанности налогоплательщиков;

- формы и методы налогового контроля;

- ответственность участников налоговых отношений;

- способы защиты прав и интересов налогоплательщиков.*(33)

Наиболее обобщенным показателем, характеризующим налоговую систему и роль налогов в жизни общества и государства является налоговый гнет (налоговое бремя). Он определен как отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту. Иными словами, он показывает, какая часть произведенного обществом продукта перераспределяется посредством бюджетных механизмов.

Отправной точкой современной налоговой реформы можно считать принятие Налогового кодекса. После этого любые изменения в систему налогообложения должны вноситься не чаще одного раза в год, причем одновременно с принятием закона о федеральном бюджете на соответствующий год. Законы, приводящие к изменению размеров налоговых платежей, обратной силы не имеют. Очень часто в законе о внесении изменений и дополнений в другие законы о налогах и сборах содержат ремарку, что данные законы распространяются на отношения, возникшие до вступления в силу закона о внесении изменений. Например, Федеральный закон от 29 мая 2002 года "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс". Данную ремарку следует понимать буквально только в случае, если закон улучшает положение налогоплательщика. Если улучшения не происходит, то закон о внесении изменений будет распространяться на отношения, возникшие только после вступления в силу данного закона.

Современная российская система налогов и сборов представляет собой совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков - юридических и физических лиц на территории страны. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи "питают" бюджетную систему РФ. Кроме того, существуют государственные внебюджетные фонды, доходная часть которых формируется за счет целевых отчислений. Источником этих отчислений также является произведенный валовый внутренний продукт, за счет которого на стадии образования первичных доходов формируются соответствующая часть платежей во внебюджетные фонды социального назначения по тарифам страховых взносов, привязанных к оплате труда и включаемых в себестоимость продукции.

Особенности налоговых отношений вытекают из многогранности социально-экономических функций налоговой системы и условий реализации налоговых норм в интересах государства и граждан. Специальные функции налогов формируют структуру налоговой системы, определяют ее основные звенья, правовые институты, принципы и методы. К таким функциям относятся следующие:

1) реализация конституционных основ налогового федерализма установлением совместной налоговой компетенции федерации и ее субъектами (конституционная);

2) создание общего налогового режима в интересах формирования единого рынка(координирующая);

3) обеспечение доходов бюджетов разного уровня (фискальная);

4) регулирование через систему налоговых льгот и налоговых санкций производственной и социальной активности (стимулирующая);

5) координация и контроль финансовой деятельности с использованием госорганами налоговых методов (контрольная);

6) влияние налоговых отношений на возникновению условий для согласования и взаимодействия различных финансовых и правовых сфер в интересах развития современного права в сфере экономики и финансов (межотраслевая),

7) формирование системы норм налогового законодательства и его кодификация (правовая)

8) защита национальных экономических интересов регулированием таможенных и валютных обязательных платежей, специальным налоговым режимом иностранных инвестиций, обеспечивающих внешнеэкономическую безопасность государства(внешнеэкономическая).

 

Действующая налоговая система России базируется на Законе РФ "Об основах налоговой системы" от 27.12.1991 г. N 2118-1 (с изменениями от 24.07.2002 г.), первой и второй части Налогового Кодекса Российской Федерации (НК РФ) - в редакции от 24.07.2002 г. Ее солидная правовая база заложена в первой части НК РФ. Она устанавливает принципы формирования и функционирования налоговой системы России, определяет порядок введения, изменения и отмены налогов. В ней сформулировано правовое положение налогоплательщиков и налоговых органов. Представлены правила выявления объектов налогообложения и исполнения обязательств налогоплательщиками. Кроме этого в общей части перечислены меры исполнения налоговых обязательств и изложен порядок их применения.

Правила начисления и уплаты конкретных налогов регламентируются упомянутым Законом N 2118-1 и частью второй НК РФ, а также совокупностью других законов о конкретных налогах и нормативных актов, разработанных на их основе.

В условиях рыночной экономики налоговая система представляет собой актуальную часть экономики государства, которая служит мощным стимулирующим или, наоборот, угнетающим фактором деятельности коммерческих предприятий.

Стремление государства увеличить доходную часть бюджета за счет налоговых поступлений вполне естественно. Но так же естественно желание учредителей и работников конкретной коммерческой фирмы обеспечить себе с помощью напряженного и творческого труда достойную материальную жизнь и экономическую независимость.

Основные принципы налоговой системы, заложенные в кодексе, выражаются в следующем.

Каждое физическое и юридическое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги и сборы (в дальнейшем просто налоги).

Налоги должны быть экономически обоснованы.

Перечень налогов определяется исключительно Налоговым кодексом. Никто не может требовать уплачивать налоги, не предусмотренные в нем.

Налоги не могут иметь дискриминационный характер и не могут зависеть от политических, идеологических, этнических и конфессиональных соображений.

Не допускается установление различных ставок налогов в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц и места происхождения капитала.

Допускается законодательное принятие различных ввозных таможенных пошлин для товаров, происходящих из различных стран.

Материалы части второй НК РФ и разработанные на ее основе инструкции должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый экономический субъект мог легко установить, какие налоги в какие сроки и в каких величинах он должен уплачивать. Все сомнения, противоречия и неясности должны трактоваться в пользу налогоплательщиков.

При определении налоговых обязательств предприятий и физических лиц, ведущих хозяйственную деятельность в различных странах или связанных экономическими отношениями с различными странами, приоритет отдается международным налоговым договорам.

Перечень основных налогов и сборов налоговой системы, действующей на 01.01.2003 г. и декларированной первой частью Налогового кодекса РФ. Таблица.

В соответствии с НК РФ, налог или сбор считается установленным, если определены следующие его составляющие:

1) объект налогообложения;

2) налоговая база;

3) налоговый период;

4) налоговая ставка;

5) порядок исчисления налога;

6) порядок и сроки уплаты.

Особое место в Налоговом кодексе занимают статьи, определяющие права и обязанности налогоплательщиков и контролирующих их налоговых органов. Они устанавливают юридические основы взаимоотношений обеих сторон.

Права налогоплательщиков заключаются в следующем:

получать от налоговых органов информацию и письменные разъяснения о налогах;

использовать налоговые льготы при наличии оснований на них;

получать отсрочки платежей в законном порядке и осуществлять своевременный зачет или возврат излишне уплаченных сумм;

представлять свои интересы в налоговых правоотношениях;

давать налоговым органам пояснения по начислению налогов;

присутствовать при выездных проверках со стороны налоговых органов и получать копии актов об этих проверках;

требовать от налоговых органов соблюдения законодательства, не выполнять неправомерные указания должностных лиц и налоговых органов и обжаловать их действия;

требовать соблюдения налоговых тайн и возмещения причиненного ущерба в результате незаконных действиями налоговых органов.

Обязанности налогоплательщиков состоят в следующем:

вставать на учет в налоговых органах и уплачивать законно установленные налоги;

вести учет доходов и расходов;

предоставлять в налоговые органы налоговые декларации и другую требуемую документацию;

выполнять законные требования налоговых органов по устранению нарушений;

сохранять в течение четырех лет документацию по начислению и уплате налогов.

Права налоговых органов заключаются в следующем:

требовать от налогоплательщиков отчетные документы и пояснения к ним;

проводить налоговые проверки и письменно вызывать налогоплательщиков для объяснений;

изымать по акту документы, свидетельствующие о наличии нарушений;

приостанавливать операции по банковским счетам налогоплательщиков и накладывать арест на их имущество;

обследовать любые помещения налогоплательщиков, используемые для извлечения доходов;

определять суммы налогов расчетным путем, требовать устранения нарушений, взыскивать недоимки и пени, а также предоставлять отсрочки по платежам;

требовать от банков документы, подтверждающие перечисления налоговых платежей;

привлекать для налоговых проверок различных специалистов и вызывать свидетелей;

ходатайствовать перед соответствующими органами об аннулировании лицензий налогоплательщиков на определенные виды деятельности;

предъявлять иски в арбитражные суды и суды общей юрисдикции по поводу взыскания налогов, о признании недействительной регистрации предприятия, о признании сделок недействительными, о взыскании в доход государства имущества по недействительным сделкам и о досрочном расторжении договоров о налоговом кредите.

Обязанности налоговых органов состоят в следующем.

соблюдать законодательство о налогах и сборах;

осуществлять контроль поступления налогов;

вести учет налогоплательщиков и проводить разъяснительную работу с ними;

возвращать налогоплательщикам излишне уплаченные ими суммы налогов;

соблюдать налоговую тайну;

направлять налогоплательщикам акты о проверках.

Как было сказано выше, в настоящее время наметилась тенденция снижения суммарных налоговых платежей предприятий, и появились некоторые дополнительные льготы по налогообложению фирм, занимающихся изготовлением и продажей отечественных товаров. Одновременно ухудшилось положение с получением лицензий на право заниматься различными видами деятельности.

 

Общее представление о действующей налоговой системе

 

Налогом называется обязательный взнос, осуществляемый плательщиком в бюджет определенного уровня или во внебюджетные фонды. Порядок внесения и размер суммы взноса устанавливается законодательством.

В настоящее время в России определены три уровня бюджетов: государственный, региональный (республиканский) и местный. Они соответствуют административному делению страны.

Как определено в главе 11, под бюджетом понимается централизованный фонд государства, края, области, города и т.п. Он формируется сроком на один год в виде финансового плана, в котором расписаны доходы и расходы государства или соответствующего субъекта. Важнейшим источником доходов бюджета является совокупные поступления в виде налогов, сборов, пошлин и т.п. Контроль исполнения бюджета России осуществляет Государственная Дума. Ответственность за исполнение бюджетов других уровней несут местные органы власти. Учет расчетов с бюджетом ведется на счете 68 "Расчеты по налогам и сборам".

К внебюджетным фондам относятся экономические и социальные фонды федеральных и местных органов власти: дорожные, экологические, социального страхования и обеспечения. Расчеты с дорожными и экологическими фондами тоже осуществляются с применением счета 68 "Расчеты по налогам и сборам".

Фонды социальной поддержки населения включают следующие фонды:

1) социального страхования;

2) пенсионного обеспечения;

3) обязательного медицинского страхования.

Кроме того, в стране действует система негосударственного пенсионного страхования и обязательного страхования работников от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

Отчисления в фонды социальной поддержки объединены в единый социальный налог. Расчеты по данному налогу и взаимодействие со службой страхования от несчастных случаев ведутся с использованием счета 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению".

Налоги выполняют 5 следующих функций:

1) регулируют товарно-денежные отношения;

2) стимулируют экономическое развитие;

3) усиливают научно-технический прогресс;

4) распределяют доходы;

5) обеспечивают содержание государственного аппарата (фискальная функция).

По налогам могут устанавливаться следующие виды льгот:

необлагаемый минимум;

изъятие из обложения отдельных элементов объекта налога;

освобождение от уплаты отдельных лиц или категорий плательщиков;

понижение налоговых ставок;

вычеты из налогового оклада;

отсрочки платежей;

целевые налоговые льготы.

Для правильного начисления налога необходимо знать, как минимум, три его основные характеристики:

1) источник платежа, т.е. статью, на которую списываются затраты на данный налог и которая определяет бухгалтерскую проводку;

2) базу платежа, т.е. количественную величину объекта налогообложения;

3) ставку налога, т.е. долю изъятия объекта налогообложения.

Налоги России делятся на:

федеральные;

региональные (налоги республик, краев, областей и т.п.);

местные.

Федеральные налоги в действующей налоговой системе устанавливаются органами федеральной власти и действуют на всей территории страны. Суммы налогов в определенных пропорциях могут зачисляться в бюджеты разных уровней.

Региональные (республиканские, краевые, областные) налоги тоже устанавливаются федеральными органами власти, конкретные ставки определяют региональные (республиканские) органы власти. Их суммы могут в определенной пропорции зачисляться как в региональный, так и федеральный бюджет.

Местные налоги устанавливаются местными органами власти. Их суммы могут в определенной пропорции зачисляться в бюджеты всех уровней.

 

Правоотношения, регулируемые Бюджетным кодексом Российской Федерации это круг тех общественных отношений, которые им регулируются и которые приобретают в результате характер бюджетных правоотношений. Можно сказать, что речь идет о предмете бюджетного права Российской Федерации.

Кодекс не дает общей характеристики или определения бюджетных правоотношений - он ограничивается перечислением основных их видов. Они подразделяются на три группы:

1) отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов;

2) отношения, возникающие в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней (бюджетный процесс);

3) отношения, связанные с определением правового статуса участников бюджетного процесса и их ответственности за нарушение бюджетного законодательства. При этом в составе первой группы особо выделяются отношения, возникающие в связи с государственным и муниципальным долгом.

Таким образом, Кодекс регулирует лишь отношения между различными государственными и муниципальными органами, возникающие в связи с формированием и исполнением бюджетов всех уровней, и не устанавливает непосредственно каких-либо прав и обязанностей для организаций и граждан, то есть для юридических и физических лиц.

Организации и физические лица могут участвовать в формировании бюджетов различных уровней в качестве налогоплательщиков и плательщиков сборов. В установленных законом случаях они могут быть получателями бюджетных средств. Но возникающие при этом правоотношения являются не бюджетными, а налоговыми, трудовыми и т.д. и, следовательно, регулируются не бюджетным, а налоговым, трудовым, социальным и тому подобным законодательством.

Среди отношений, регулируемых Кодексом, можно выделить отношения в области бюджета:

1) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, между последними и органами местного самоуправления;

2) между Правительством РФ и Государственной Думой;

3) между палатами Федерального Собрания РФ - Государственной Думой и Советом Федерации;

4) между Федеральным Собранием РФ и Президентом РФ;

5) между органами исполнительной власти, осуществляющими исполнение бюджетов всех уровней и обеспечивающими контроль за их исполнением.

Правовой статус и полномочия участников бюджетного процесса регламентируются частью третьей Кодекса. При этом в главе 18 характеризуются система и основные полномочия всех органов, участвующих в бюджетном процессе как на федеральном, так и на региональном и местном уровне, а в главе 19 дается более развернутое определение состава участников бюджетного процесса и осуществляемых ими полномочий только на федеральном уровне. Кодекс исходит из предположения, что детальная регламентация полномочий участников бюджетного процесса на других уровнях может быть дана лишь в законодательстве субъектов РФ и в нормативных правовых актах представительных органов местного самоуправления.

 

Структура бюджетного законодательства определяется в первую очередь федеративным устройством России и существованием в ней системы местного самоуправления. Наряду с БК РФ, принимаемыми в соответствии с ним ежегодными федеральными законами о федеральном бюджете и другими федеральными законами, регулирующими бюджетные отношения, в бюджетное законодательство Российской Федерации входят и аналогичные акты, принимаемые на уровне субъектов РФ и местного самоуправления.

Если на уровне Российской Федерации основополагающим законодательным актом, регулирующим бюджетные отношения, является БК РФ, то в субъектах РФ ему соответствуют, полностью или частично, акты, носящие разные наименования. В Республике Бурятия, например, подобные отношения регулируют два закона - от 24 августа 1999 г. N 238-11 "О бюджетном процессе в Республике Бурятия" и от 18 октября 2000 г. N 501-11 "О бюджетной системе и бюджетных правоотношениях в Республике Бурятия" (далее - Закон о бюджетной системе в Бурятии), в Волгоградской области - законы от 29 октября 1997 г. N 144-ОД "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе" и от 26 декабря 1997 г. N 152-ОД "О бюджетной классификации", в Омской и Ульяновской областях - законы от 4 ноября 2000 г. N 257-03 "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Омской области" и от 12 сентября 1996 г. N 005-30 "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Ульяновской области" и т.д. В Хабаровском крае принят Бюджетный кодекс Хабаровского края (принят Законодательной думой Хабаровского края 28 июля 1999 г. (N 152)).

К бюджетному законодательству Российской Федерации, как уже отмечалось, федеральные законы о федеральном бюджете на соответствующий год, законы субъектов РФ о годовых бюджетах этих субъектов и нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год. Тем самым акты о годовых бюджетах всех уровней, принимаемые соответствующими представительными органами власти, рассматриваются в качестве актов законодательства. Они ставятся в один ряд с иными законами и нормативными правовыми актами. Однако следует иметь в виду, что они являются весьма специфичными актами законодательства, обладающими особой правовой природой.

В правовой теории и юридической практике законом принято считать акт высшей юридической силы, изданный представительным органом государственной власти или иным органом, наделенным законодательными полномочиями, и имеющий нормативный характер. А нормативным признается обычно акт, устанавливающий общие правила поведения или нормы, рассчитанные на неоднократное применение и распространяющиеся на все предусмотренные ими случаи или субъекты. Ознакомившись с содержанием ежегодных законов о бюджете на соответствующий год и актов представительных органов местного самоуправления, которыми утверждается местный бюджет, легко убедиться, что они в значительной своей части не обладают этими признаками.

Все постановления (статьи) этих актов можно разбить на три группы.

На первое место можно поставить статьи, которыми утверждаются основные показатели бюджета - общий объем бюджета по доходам и расходам, предельный размер дефицита, если он предусмотрен, суммы запланированных поступлений по главным источникам доходов, размеры ассигнований на те или иные цели, финансируемые из бюджета, и т.п. Именно эти постановления акта об утверждении бюджета составляют главное его содержание. Между тем они сами по себе не носят нормативного характера. В рамках деления всех актов органов власти на нормативные и индивидуальные их следует отнести к последним. Но нельзя упускать из виду, что в актах об утверждении бюджета содержатся нередко и постановления (статьи), устанавливающие общие правила или нормы, рассчитанные на многократное применение, однако действующие лишь в пределах ограниченного срока - одного бюджетного года. Это весьма специфические нормы. Если обычно принимаемые законодателем правовые нормы рассчитываются на неопределенно длительный срок и действуют впредь до их отмены или замены другими, то нормы данной группы, содержащиеся в актах об утверждении бюджета, сохраняют свою юридическую силу лишь в пределах соответствующего бюджетного года. После истечения этого срока они автоматически утрачивают свою силу и применяться не могут.

Типичными примерами таких норм являются статьи актов об утверждении годового бюджета, регулирующие распределение различных видов доходов между уровнями бюджетной системы, устанавливающие конкретные процентные размеры поступлений от тех или иных источников в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и в местные бюджеты (все или отдельные из них).

В актах об утверждении годового бюджета, особенно на федеральном уровне, имеются обычно и статьи, которые можно отнести к третьей группе, -статьи, содержащие типичные полноценные правовые нормы, действие которых не ограничено каким-либо сроком.

Так, статьей 61 Федерального закона от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" было установлено, что "средства в счет возврата ранее выданных из федерального бюджета бюджетных ссуд, бюджетных кредитов и платы за пользование ими вносятся в федеральный бюджет.

Возврат бюджетных кредитов, а также плата за пользование ими приравниваются к обязательным платежам в бюджет".

Под бюджетной системой Российской Федерации понимается основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Такое определение содержится в статье 6 Кодекса.

Такое определение бюджетной системы Российской Федерации в целом соответствует сложившемуся в отечественной экономической и юридической науке понятию бюджетной системы как совокупности всех видов бюджетов страны.

Организация и принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь между отдельными звеньями составляют понятие "бюджетное устройство".

К сожалению, эта важная категория финансового права осталась неопределенной в действующей редакции БК РФ. Возможно, это и привело к некоторым композиционным огрехам, проявившимся в структуре Кодекса и связанным с неурегулированностью на законодательном уровне понятий "бюджетная система" и "бюджетное устройство". Речь идет о том, что часть вторая Кодекса, названная "Бюджетная система Российской Федерации", начинается с раздела "Бюджетное устройство Российской Федерации", который, в свою очередь, открывается главой "Бюджетная система Российской Федерации" (глава 3).

Одной из важнейших характеристик бюджетного устройства государства является структура его бюджетной системы. Построение бюджетной системы зависит в первую очередь от формы государственного устройства страны. В унитарных государствах имеется два звена бюджетной системы - государственный (центральный) бюджет и местные бюджеты. Бюджетная система федеративного государства состоит из трех звеньев - федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов.

В соответствии со статьями 1, 5, 71, 73 и 132 Конституции РФ, а также статьей БК РФ бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней - федерального, регионального (уровень субъекта РФ) и местного.

Первый уровень - это федеральный бюджет. Второй уровень бюджетной системы составляют региональные бюджеты (бюджеты субъектов РФ), которые представляют собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ (статья 15 БК РФ). Наконец, в основании бюджетной системы находятся многочисленные местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований). По аналогии с региональными бюджетами бюджеты местные определяются как форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления (статья 14 БК РФ).

Согласно сложившемуся государственному устройству и административно-территориальному делению бюджетная система Российской Федерации объединяет федеральный бюджет, 21 бюджет республик в составе Российской Федерации, 55 краевых и областных бюджетов, бюджеты гг.Москвы и Санкт-Петербурга, один бюджет автономной области, 10 бюджетов автономных округов и около 29 000 местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).

Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга (местные бюджеты не включаются в бюджеты субъектов РФ, а те, в свою очередь, не включаются в федеральный бюджет).

Новеллой Кодекса является включение в бюджетную систему бюджетов государственных внебюджетных фондов (см. подробнее статью 13 БК РФ, а также главу 17 Кодекса).

 

Перечень принципов бюджетной системы Российской Федерации

В этих принципах в концентрированном виде выражено содержание законодательства о бюджетной системе Российской Федерации, важнейшие основы бюджетно-правового регулирования.

Принципы бюджетной системы формулируются, как правило, в результате тщательного изучения совокупности норм, регулирующих соответствующую сферу общественных отношений. Поэтому изучение принципов бюджетной системы Российской Федерации имеет то положительное значение, что раскрывает смысл сразу многих правовых норм и позволяет глубже и точнее понять их смысл.

Перечисленные принципы бюджетной системы Российской Федерации подробно раскрываются в последующих статьях Кодекса:

1) единство бюджетной системы Российской Федерации (статья 29);

2) разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации (статья 30);

3) самостоятельность бюджетов (статья 31);

4) полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов (статья 32);

5) сбалансированность бюджета (статья 33);

6) эффективность и экономность использования бюджетных средств (статья 34);

7) общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов (статья 35);

8) гласность (статья 36);

9) достоверность бюджета (статья 37);

10) адресность и целевой характер бюджетных средств (статья 38).

 

Каждое государство имеет собственную валютную систему, то есть "форму организации валютных отношений, закрепленную национальным законодательством" Основой национальной валютной системы выступает установленная законом денежная единица страны.

По форме деньги подразделяются на:

-золотые (приобретают свою стоимость от стоимостной субстанции денежного товара, которая создается в сфере добычи золота);

-бумажные (денежные знаки, выпускаемые прямо (косвенно) государственным казначейством для бюджетных нужд и снабженные принудительной покупательной способностью (казначейские векселя, государственные облигации, некоторые виды государственных ценных бумаг и билонная монета);

-кредитные (различные виды денег, возникшие на основе замещения имущественных обязательств частных лиц (государства): вексель, банкноты, депозитные деньги (внешне их обращение связано с чеком)).

Под валютой РФ законодатель понимает:

а) находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот) Центрального банка РФ и монеты;

б) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях в РФ;

в) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами РФ на основании соглашения, заключаемого правительством РФ и Центральным банком РФ с соответствующими органами иностранного государства об использовании на территории данного государства российской валюты в качестве законного платежного средства.

Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством платежа на территории РФ. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону. Это безусловные обязательства Банка России, обеспечиваемые всеми его активами. Они обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории РФ.

Банкноты и монета Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образца. Не допускаются какие-либо ограничения по суммам или субъектам обмена.

При обмене срок изъятия банкнот и монеты из обращения не может быть менее одного года, но не превышает пяти лет.

В соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" рубль является официальной денежной единицей РФ (ст. 27 закона).

Важным элементом валютной системы выступает валютный курс цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах других стран или в международных валютных единицах. В основе формирования курсов валют находятся стоимостные пропорции обмена - интернациональные стоимости определенного количества товаров и услуг, представляемых той или иной денежной единицей. На практике стоимостные пропорции обмена валют получают отражение в виде соотношения покупательной способности валют.

Валютные курсы формируются на мировом валютном рынке в зависимости от спроса и предложения, которые определяются многими факторами. Прежде всего положение валюты любой страны зависит от состояния ее экономики, а также от соотносительных темпов инфляции в различных странах, от темпов роста производительности труда и ее соотношения между странами, от темпов роста ВНП (основы товарного наполнения денег), места и роли страны в мировой торговле, вывозе капитала. Чем выше темпы инфляции в стране, тем ниже курс ее валюты. Долгосрочные тенденции развития валютного курса являются отражением хода воспроизводственного процесса в национальной экономике и роли страны в мировом хозяйстве.

Непосредственно на курс валюты влияют состояние ее платежного баланса, межстрановые разницы процентных ставок на денежных рынках различных стран, степень использования валюты данной страны на еврорынке и в международных расчетах, доверие к валюте страны и другие факторы. Наибольшее значение среди последних факторов имеет состояние платежного баланса. При улучшении платежного баланса курс валюты повышается, поскольку возрастает спрос на эту валюту. При ухудшении платежного баланса, то есть при его дефицитности, курс валюты падает, поскольку на такую валюту спроса нет.

Центральный банк приказом от 20 мая 1996 г. N 02-168 определил порядок установления официального обменного курса рубля к иностранным валютам.

Департамент иностранных операций (ДИО) Банка России каждый рабочий банковский день, начиная с 9 часов московского времени, осуществляет сбор информации о текущих котировках рубля к доллару США по операциям ведущих коммерческих банков на межбанковском валютном рынке со сроком поставки на следующий за днем заключения сделки рабочий банковский день (конверсионные сделки на условиях поставки "tomorrow").

На основании полученной информации, а также исходя из соотношения спроса и предложения на иностранную валюту на межбанковском и биржевом валютных рынках, динамики показателей инфляции, положения на международных рынках иностранных валют, изменения величины государственных золотовалютных резервов, динамики показателей платежного баланса страны ДИО не позднее 9 часов 45 минут по московскому времени готовит предложения по установлению курсов Банка России по операциям покупки и продажи долларов США за рубли Российской Федерации на межбанковском валютном рынке и представляет данные предложения руководству Банка России на утверждение. Установленные курсы вводятся в 10 часов по московскому времени в информационную систему "Рейтер".

Курсы устанавливаются на текущий рабочий банковский день с обязательством Банка России осуществлять покупку и продажу долларов США за рубли по этим курсам с банками - ведущими операторами межбанковского валютного рынка, заключившими с Банком России специальное соглашение.

Банк России определяет официальный обменный курс рубля к доллару США как средний курс между указанными выше курсами, без обязательства осуществлять по нему операции покупки и продажи иностранной валюты; ежедневно не позднее 12 часов по московскому времени устанавливает официальный обменный курс рубля к свободно конвертируемым валютам, а также к валютам стран, являющихся ведущими внешнеэкономическими партнерами Российской Федерации, без обязательства осуществлять операции покупки и продажи иностранной валюты по указанным курсам. При этом:

1) официальные обменные курсы рубля к иностранным валютам с ограниченной конверсией определяются в соответствии с котировками московского биржевого и межбанковского валютного рынка по соответствующим валютам и с учетом кросс-курсов данных валют к доллару США;

2) официальные обменные курсы рубля к свободно конвертируемым валютам рассчитываются на основе курса доллара США к рублю и текущих кросс-курсов данных валют к доллару США на международных валютных рынках. Официальные обменные курсы рубля вводятся приказом по Банку России и вступают в силу в календарный день, следующий за днем подписания приказа, сроком действия до выхода следующего приказа.

Кроме того, Центральный банк в последний рабочий день месяца устанавливает сроком действия с первого числа и до конца следующего календарного месяца официальный обменный курс рубляк прочим иностранным валютам, временным денежным и международным счетным единицам без обязательства осуществлять операции покупки и продажи иностранной валюты по указанным курсам.

После подписания приказа об официальных обменных курсах ДИО передает данную информацию в информационное агентство Рейтер по каналам банковской связи. А информация об официальных обменных курсах рубля Банка России направляется в территориальные Главные управления (Национальные банки) Банка России телеграфной связью в день подписания соответствующего приказа.

К ценным бумагам, номинированным в валюте РФ, относятся платежные документы (чеки, векселя и другие платежные документы), эмиссионные ценные бумаги (включая акции и облигации), ценные бумаги, производные от эмиссионных ценных бумаг (включая депозитарные расписки), опционы, дающие право на приобретение эмиссионных ценных бумаг, и другие долговые обязательства, выраженные в валюте РФ.

Иностранной валютой считаются:

а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств (наличная иностранная валюта), а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки;

б) средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Валютные ценности - это:

- иностранная валюта;

- ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, - платежные документы (чеки, векселя и другие платежные документы), эмиссионные ценные бумаги (включая акции, облигации), ценные бумаги, производные от эмиссионных ценных бумаг (включая депозитарные расписки), опционы, дающие право на приобретение ценных бумаг, и долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте;

- драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий;

- природные драгоценные камни - алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий.

В пункте 5 статьи 1 закона "О валютном регулировании и валютном контроле" российский законодатель впервые использовал термин "резидент" и дал ему "собирательное" определение (через перечисление составляющих элементов). Принадлежность к резидентству РФ основывается на критерии постоянного места проживания для физических лиц и теста инкорпорации для юридических лиц.

Резидентами России являются:

а) физические лица, имеющие постоянное местожительство в РФ, в том числе временно находящиеся за пределами РФ;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ;

в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ;

г) дипломатические и иные официальные представительства РФ, находящиеся за ее пределами;

д) находящиеся за пределами РФ филиалы и представительства резидентов, указанных в пунктах "б" и "в".

В число нерезидентов входят:

а) физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами РФ, в том числе временно находящиеся в РФ;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ;

в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ;

г) находящиеся в РФ иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства;

д) находящиеся в РФ филиалы и представительства нерезидентов, указанных в пунктах "б" и "в" (пункт 6 статьи 1).

В пункте 7 комментируемой статьи законодатель определяет, какие операции следует считать валютными.

Во-первых, это "операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте".

Во-вторых, к валютным операциям относятся ввоз и пересылка в РФ, а также вывоз и пересылка из РФ валютных ценностей.

В-третьих - осуществление международных денежных переводов.

И в-четвертых, расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте РФ.

Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала (пункт 8 статьи 1).

Текущими валютными операциями являются:

а) переводы в РФ и из РФ иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ и услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней;

б) получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней.

В соответствии с пунктом 6 письма Центрального банка РФ от 27 декабря 1993 г. N 67 "О некоторых вопросах порядка обращения наличной иностранной валюты на территории Российской Федерации" предоставление в кредит наличной иностранной валюты, а также погашение наличной иностранной валютой полученных кредитов допускается только по договорам, заключенным между уполномоченными банками РФ в целях обеспечения расчетно-кассового обслуживания клиентов в соответствии с законодательством РФ;

в) переводы в РФ и из РФ процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;

г) переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из Российской Федерации, включающие:

выплаты заработной платы, стипендий, пенсий, алиментов, государственных пособий, доплат и компенсаций, а также выплаты по возмещению вреда, причиненного работникам в результате несчастных случаев или профессиональных заболеваний при исполнении ими своих трудовых обязанностей;

оплату расходов, связанных с командированием работников за рубеж;

платежи в связи с принятием наследства;

платежи, связанные с погребением умершего;

выплаты денежных компенсаций жертвам политических репрессий, членам их семей и наследникам;

оплату приобретения и строительства за пределами территории Российской Федерации зданий для нужд дипломатических представительств, консульских учреждений и постоянных представительств Российской Федерации при международных межгосударственных (межправительственных) организациях;

средства на содержание дипломатических и других официальных представительств государства за рубежом;

платежи, связанные с нотариальными и следственными действиями, платежи, связанные с судебными и арбитражными издержками, платежи по возмещению расходов арбитражным и административным органам, а также суммы государственной пошлины, уплаченные в связи с произведением указанных действий и рассмотрением дел в судах;

выплаты денежных средств на основании приговоров, решений и определений судебных, следственных и других правоохранительных органов;

платежи за участие в международных конгрессах, симпозиумах, конференциях, спортивных и культурных мероприятиях, а также в других международных встречах, выставках и ярмарках, за исключением затрат на капиталовложения и других материальных затрат;

плату за обучение граждан одного государства в образовательных учреждениях другого государства, лечение граждан одного государства в лечебно - профилактических учреждениях другого государства;

выплату авторских вознаграждений;

взносы в международные общественные объединения;

расходы, связанные с гастролями артистов;

иные валютные операции, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

Валютные операции, связанные с движением капитала, подразделяются на:

а) прямые инвестиции, то есть вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;

б) портфельные инвестиции, то есть приобретение ценных бумаг;

в) переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;

г) предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности);

д) предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;

е) все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.

В целях ограничения вывоза капитала из страны Банком России установлен лицензионный порядок на совершение указанных операций, то есть все они являются законными только при наличии у российского предприятия или гражданина соответствующего разрешения (лицензии) Банка России.

Например, вопрос о необходимости разрешения на приобретение нерезидентом и резидентом за иностранную валюту акций предприятий-резидентов будет решаться следующим образом. В соответствии с законом РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" портфельные инвестиции (то есть приобретение ценных бумаг) относятся к валютным операциям, связанным с движением капитала. Такие операции осуществляются резидентами только по лицензии Банка России.

Таким образом, резидент должен получить разрешение Банка России на зачисление на свой текущий валютный счет средств в иностранной валюте, поступающих от реализации акций предприятия-резидента нерезиденту. В случае, если предприятие-резидент реализует свои акции за иностранную валюту резиденту, то резидент, приобретающий акции, должен получить разрешениеЦентрального банка на перевод денежных средств в иностранной валюте на текущий валютный счет предприятия-резидента, реализующего акции.

При совершении перечисленных сделок или действий без лицензии Банка России, то есть с нарушением действующего законодательства, сделки в установленном порядке признаются недействительными, действия - незаконными, а все полученное по этим сделкам или в результате таких действий изымается в доход государства на основании статьи 14 комментируемого закона.

Лица, осуществившие перевод капитала без лицензии Банка России, а также руководители предприятий, учреждений, организаций (независимо от формы собственности), оставившие средства в иностранной валюте на открытых без лицензии Центрального банка счетах за границей, могут быть также привлечены к уголовной ответственности на основании статей 162.7, 162.8 Уголовного кодекса РФ (Письмо Центрального банка РФ от 25 октября 1994 г. "О законности валютных операций").

Пункт 11 статьи 1 посвящен уполномоченным банкам - банкам и иным кредитным учреждениям, получившим лицензии Банка России на проведение валютных операций.

Согласно Инструкции Центрального банка РФ от 23 июля 1998 г. N 75-И "О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности" вновь созданному банку могут быть выданы следующие виды лицензий на осуществление банковских операций:

- лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);

- лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);

- лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов.

Вновь созданной небанковской кредитной организации в зависимости от ее назначения могут быть выданы следующие виды лицензий на осуществление банковских операций:

Банковские операции с иностранной валютой разделяются по степени нарастания их сложности и рискованности на:

1) ведение валютных счетов клиентуры;

2) неторговые операции (представляют собой операции по обслуживанию клиентов, не связанные с проведением расчетов по экспорту и импорту товаров и услуг клиентов банка);

3) установление корреспондентских отношений с иностранными банками (является необходимым условием проведения банком международных расчетов; соглашение об установлении корреспондентских отношений представляет собой договоренность о порядке и условиях ведения банковских операций);

4) операции по международным расчетам, связанные с экспортом и импортом товаров и услуг (регламентируются законодательством РФ (чеки и векселя), унифицированными правилами и обычаями Международной торговой палаты, соответствующими банковскими инструкциями);

5) операции по продаже и покупке иностранной валюты на внутреннем рынке;

6) кредитные операции по привлечению и размещению валютных средств внутри РФ (представляют собой один из наиболее сложных и рискованных видов банковских операций; привлечение валютных средств в РФ осуществляется от клиентов или от других российских банков, размещение валютных средств производится банками на российском межбанковском рынке или в кредиты клиентам);

7) кредитные операции на международных денежных рынках (наиболее сложны технически и сопряжены с наибольшими рисками; такие операции разрешаются только генеральной лицензией, которая выдается банкам лишь после освоения перечисленных ранее других видов операций в иностранной валюте);

8) валютные (депозитные и конверсионные) операции на международных денежных рынках (требуют особенно тщательной подготовки кадров и современного технического оснащения).

В пункте 12 рассматриваемой статьи содержится понятие свободно конвертируемой валюты. К ней относится иностранная валюта, которая без ограничений обменивается на валюту другого иностранного государства при осуществлении текущих валютных операций.

В соответствии с пунктом 13 статьи 1 отсчет сроков платежа при осуществлении расчетов, связанных с экспортом товаров, ведется с даты фактического пересечения экспортируемыми товарами таможенной границы РФ.

 

Случаи и порядок использования иностранной валюты в качестве средства платежа определяются Законом о ЦБР (ст.82) и Законом о валютном регулировании, а также изданными в соответствии с ними нормативными актами. Согласно указанным актам расчеты в иностранной валюте на территории Российской Федерации допускаются только в безналичном порядке (ст.86 Закона о ЦБР) и в строго ограниченных случаях.

ЦБР 24 января 1992 г. издал телеграмму N 19-92, которая подтвердила действие на территории Российской Федерации Основных положений о регулировании валютных операций на территории СССР, утв. письмом Госбанка СССР от 24 мая 1991 г. N 352 (Валютные операции. Нормативные акты с комментариями. М., Агентство "Бизнес-Информ", 1996, с.3-12) (далее - Основные положения). Раздел III Основных положений определяет, когда между юридическими лицами - российскими резидентами допускается использование иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте:

а) при расчетах между экспортерами и транспортными, страховыми и экспедиторскими организациями в случаях, когда услуги этих организаций по доставке, страхованию и экспедированию грузов входят в цену товара и оплачиваются иностранными покупателями;

б) при расчетах импортеров с транспортными, страховыми и экспедиторскими организациями за услуги по доставке грузов в российские морские и речные порты, на пограничные железнодорожные станции, грузовые склады и терминалы покупателей;

в) при расчетах за транзитные перевозки грузов через территорию Российской Федерации;

г) за услуги предприятий связи по аренде международных каналов связи для российских предприятий и организаций в случае, если расчеты с иностранными владельцами средств коммуникаций осуществляются предприятиями связи;

д) при оплате комиссионного вознаграждения организациям, осуществляющим посреднические операции с иностранными партнерами по заказам поставщиков экспортной и покупателей импортной продукции;

е) при расчетах между поставщиками и субпоставщиками продукции (работ, услуг) на экспорт из валютной выручки, остающейся в распоряжении экспортеров;

ж) при оплате расходов банковских учреждений и посреднических внешнеэкономических организаций, если указанные расходы производились этими учреждениями и организациями или были предъявлены им нерезидентами в иностранной валюте, а также при оплате комиссий, которые взимаются банковскими учреждениями и посредническими внешнеэкономическими организациями для покрытия расходов в валюте;

з) при проведении расчетов, связанных с п

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Прокуратура | Мир психических явлений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 265; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.334 сек.