Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: «Память»

 

План:

  1. Общее представление о памяти.
  2. Различные подходы к изучению памяти, теории памяти.
  3. Виды памяти.
  4. Общая характеристика процессов памяти.

 

Фундаментом всякого обучения является память. Со времен появления всего живого, именно память самое вечное и непременное условие развития. У человека она лежит в основе предвидения, базирующего на анализе прошлого и настоящего, мыслительная деятельность которого опирается на сравнительно-логический и интуитивно-вероятностный анализ, который не возможен без памяти. Память – это путеводитель человека во времени. Благодаря памяти мы ощущаем время и себя в нем. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни жизни, ни общества.

Память можно определить, как запоминание, сохранение, воспроизведение (забывание прошлого опыта).

Теории памяти.

Первая теория. Ассоциативная память. Разрабатывалась в 19 веке. В основе этой теории лежит понятие ассоциации (связи между отдельными физическими феноменами). Память понимается как сложная система, кратковременных и долговременных, более или менее устойчивых ассоциаций, по смежности, по бытию, контрасту, временной и пространственной близости. Благодаря этой теории, были открыты и описаны многие механизмы и теории памяти (закон забывания Эббингауза). Отдельные элементы информации, согласно данной теории, запоминаются, хранятся, воспроизводятся, не изолированно, а в определенных логических структурно-функциональных и смысловых ассоциациях с другими.

Проблема возникшая перед данной теорией: избирательность человеческой памяти. Ассоциации образуются на случайной основе, а память из всей поступающей и хранящейся в мозге информации выбирает всегда определенную информацию.

В русле данной теории было установлено, как сохраняется и воспроизводиться информация в зависимости от времени прошедшего между заучиванием и воспроизведением.

В конце 19 века сменяет теория:

Вторая теория – Гештальт-теория. Для представителей данной теории исходным понятием и одновременно главным принципом, была предпринята попытка объяснить феномены памяти, выступила не ассоциация первичных элементов, а их изначально-целостная организация Гештальт. Именно законы формирования Гештальта определяют память.

В русле данной теории подчеркивалось: структурирование материала, доведение его до целостности, организации в систему, при запоминании и воспроизведении, а также роль намерений и потребностей человека в процессах памяти.

Найдя психологическое объяснение некоторым фактам избирательности человеческой памяти, данная теория столкнулась с потребностями формирования и развития памяти в фило и онтогенезе. Не было найдено удовлетворительного ответа о генезисе памяти и у представителей других направлений.

Третья теория. Взгляды сторонников бихевиоризма оказались близки к тем, которые разделились ассоционистами. Различие между ними заключалось в том, что бихевиористы подчеркивали роль подкреплений в запоминании материала и много внимания уделяли изучению того, как работает память в процессах обучения.

Четвертая теория. Психоанализ. Заслугой З. Фрейда и его последователей в исследовании памяти, явилось выяснение роли положительных и отрицательных эмоций, мотивов и потребностей в запоминании и забывании материала. Благодаря психоанализу были обнаружены и описаны психологические механизмы подсознательного забывания, связанные с мотивами и мотивациями.

Пятая теория. Смысловая. Представители данной теории утверждали, что работа соответствующих процессов находиться в зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей объединяющих материал в более или менее смысловые структуры. На первый план при запоминании и воспроизведении выдвигалось смысловое содержание материала.

Шестая теория. Информационно-потребительская теория. Появилась и развилась с использованием кибернетики и информатики.

 

В отечественной психологии, развитие и изучение памяти было связано с общей психологической теорией деятельности. В контексте этой теории память выступает как особый вид психологической деятельности, включающей систему теоретических и практических действий, подчиненных решению мимической задачи: запоминанию, воспроизведению и хранению информации. Начало изучения памяти как деятельности положено работами французских ученых (пример, Поль Жане). Французской школой в психологии была доказана социальная обусловленность всех процессов памяти, ее прямая зависимость от практической деятельности человека.

В нашей стране эта концепция получила свое дальнейшее развитие в культурно-исторической теории происхождения высших психических функций. Были выделены этапы фило- и онтогенетического развития.

 

Виды памяти.

По продолжительности сохранения материала рассматривают:

1. Память мгновенная или иконическая память, связана с удержанием точной и полной картины, только что воспринятого органами чувств без какой бы то ни было переработки полученной информации. Это память с непосредственным отображением информации органами чувств.

Эйдетики – те люди, которые способны воспринять образ и удерживать увиденное долгое время.

2. Кратковременная память, работает без предварительной сознательной установки на содержание, на с последующей установкой на воспроизведение. Данную память характеризует такое показатель как объем. Этот объем определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии воспроизвести спустя несколько десятков секунд, после потери информации. Потеря информации из кратковременной памяти представляет собой один из типов забывания. Информация из кр/памяти может переводиться на более глубокие уровни системы, где она может сохраняться практически бесконечно.

3. Долговременная память. В ней храниться огромное количество самой разнообразной информации. Информация поступающая в хранилище дол/памяти может воспроизводиться сколько угодно много раз без потери или утраты. Многократное и систематическое воспроизведение данной информации закрепляет ее следы в долговременной памяти. Последнее предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что было когда-то им запомнено. При пользовании долговременной памятью для припоминания, требуется мышление и усилие воли.

 

ОПЕРАТИВНАЯ память, рассчитана на хранение информации в течение определенного заранее заданного срока (от нескольких секунд до нескольких дней) срок хранения в даной памяти определяется задачей, которой ставит перед собой человек и рассчитан только на решение данной зад. Иногда ОП называется рабочей памятью.

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ П. Информация в данной памяти хранится в генотипе, передается и воспринимается по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти является скорее всего мутации и связанные с ними изменения генных структур.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ П. Представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразия сложных движений. Эта память участвует в формировании двигательных, трудовых и спортивных умений и навыков.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ П. (аффектвная). Память на переживания и чувства. Этот вид памяти участвует в работе всех видов памяти и особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала.

ОБРАЗНАЯ ПАМЯТЬ начинает формироваться гораздо позднее. Это память на представления и образы.

ЗРИТЕЛЬНАЯ память – это память, связанная с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Эта П. предполагает развитие у человека способности к воображению.

СЛУХОВАЯ – хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, музыкальных, речевых. Лучше развита у музыкантов, у тех, кто изучает иностранные языки.

ОСЯЗАТЕЛЬНАЯ. (обонятельная, вкусовая) особой роли в жизни человека не играют.

СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКАЯ - Теснейшим образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид п характеризуется тем, что чел обладающий его быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений, смысла матер и т.д. В данном виде памяти главная роль отводится второй сигнальной системе. Этот вид присущ только человеку.

ПРОИЗВОЛЬНАЯ И НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ – запоминание и восприятие осуществляется без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. Произвольная.память – когда человек ставит перед собой цель что-то запомнить. Сам процесс требует волевого усилия, контролируется сознанием.

МЕХАНИЧЕСКАЯ П. Запоминание информации в той форме, в которой она запоминается, не опирается на осмысление.

СМЫСЛОВАЯ (ЛОГИЧ) – запоминание не внешней формы, а смысла изучаемой информации.

ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ. Общим для всех психических процессов (процессов памяти) является то, что они отражают или воспроизводит прошлое, прежде пережитое индивидом.

Запоминание начинается с запечатления, которое первоначально совершается непроизвольно в той или иной деятельности, учитывая необходимость сохранения в интересах своей практической и теоретической деятельности, человек начал ставить перед собой цели сознательно и преднамеренно запечатлевать то, что является более ценным. В этом случае сознательное запечатление переходит в сознательное запоминание и выделяется в особую сознательную целенаправленную деятельность. Когда запоминание сопряжено с известными трудностями, а закрепление материала требует специальных приемов, оно принимает формы организованного запоминания – заучивания. Для запоминания существенно, чтобы сам процесс первичного восприятия регулировался сознательной установкой на запоминание. Особое место отводится повторению, продуктивность повторения зависит в значительной степени от того, в какой мере этот процесс выходит за пределы механической рекапитуляции, а превращается в новую переработку материала, связанную с новым углубленным его осмыслением. Существенным условием запоминания является понимание.

Воспроизведение - может совершатся непроизвольно, определяясь в этом случае ассоциативным механизмом и неосознанными установками, но восприятие может происходить на основе сознательной установки на восприятие, превращаясь в таком случае в сознательный процесс воспоминания при затруднениях припоминания. Припоминание является не только предпосылкой воспроизведения, но и его результатом. Существенной особенностью активного воспроизведения является сознательное отношение к воспроизведению. Воспроизведение осознается субъектом в своем отношении к прошлому, которое оно воспроизводит. Частным видом воспроизведения является процесс воспоминания. Воспоминание – это представление отнесен к более или менее точно определен моменту в истории нашей жизни.

сохранение является сложным динамичным процессом, который совершается в условиях определенным образом организованного усвоения и включает многообразие процессов переработки информации. Обратной стороной сохранения является забывание.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема: Восприятие | Тема: МЫШЛЕНИЕ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.