Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тематические парки – парки яразвлечений




 

В настоящее время развитие туристского предложения идет как по пути совершенствования существующего традиционного туристского продукта, так и формирования нового выходящего за рамки традиционного представления о туристском предложении, который бы учитывал историко- культурную специфику региона, позволял бы существенно разнообразить традиционные предложения благодаря развитию туристических услуг ранее для этой территории не характерных. Эти предложения направлены на предоставлении туристам, в том числе, и новых развлечений, так как развлечения относятся к числу главных мотиваций в туризме: без них не обходится ни одна поездка. Люди отправляются в путь за новыми незабываемыми впечатлениями, положительными эмоциями и острыми ощущениями. Для удовлетворения этих и других потребностей человека создаются средства развлечения, проводятся увеселительные мероприятия.

Особое место в мировой индустрии развлечений занимают тематические парки. В последнее время они составили серьезную конкуренцию традиционным дестинациям с большим количеством историко-культурных достопримечательностей. Идея тематических парков зародилась в Европе и была реализована в виде парков удовольствия, которые существовали во многих европейских столицах в конце X1X в.: Сады Тиволи в Копенгагене, Парк Пратера в Вене и др. Современная модель тематических парков также впервые появилась в Европе, хотя обычно ее создателем считается Уолт Дисней, американский кинорежиссер-мультипликатор, художник и продюсер. В 1952 г.,за три года до открытия “Диснейленда”, корпорация “Де Эфтелинг” построила парк по мотивам европейских сказок на юго-западе Нидерландов. Однако на старом континенте тематические парки развивались медленно, в скромных масштабах. Подлинный расцвет они переживают в США, а затем получают распространение во всем мире. Тематические парки предлагают посетителям широкий выбор развлечений, которые, как правило, объединены общей темой или выделены по какой-нибудь характерной черте. Темы могут раскрывать самые разнообразные сферы человеческих интересов, как-то: история, сказка, культура, спорт, география, космос, подводный мир и т.д.

Увлекательная тема, будь-то погружение в “Страну грез” или в тайны морских пучин, кладется в основу работы парка. Она развивается в аттракционах и представлениях, ей подчинены все вспомогательные парковые службы. Тематическая часть стилизуется под какую-нибудь страну, географическую зону с характерной природой, архитектурой, развлечениями. Обязательными элементами тематических парков кроме собственно тематической части с соответствующим ландшафтом выступают аттракционы и живые спектакли, система предприятий питания, розничная торговля, отели и кемпинги. Все что находится на территории парка должно отвечать общей идее подчиненной тематической направленности.

Наибольшую известность во всем мире получили парки сказочных героев, так называемые “Диснейленды”. Первый Диснеленд предстал публике в 1955 году в сельской местности округа Оранж, штат Калифорния, США. С тех пор Диснейленды появились во Франции, Японии, Гонконге.

Среди главных секретов успеха тематических парков следует выделить использование высоких технологий. Диснейленды являются пионерами в техническом оснащении аттракционов. Они первыми перешли на компьютерные системы контроля за светозвуковыми и мультпликационными эффектами. В тематических парках применяются новейшие лазерные технологии и голографические спецэффекты. В последнее время все внимание проектировщиков тематических парков сосредоточено на технологиях виртуальной реальности, которая открывает широкие перспективы перед индустрией развлечений. Для того, чтобы интерес к тематическому парку с годами не пропадал, необходимо периодически обновлять аттракционы. В круглогодично работающих парках срок их эксплуатации обычно составляет три-четыре года, после чего они замещаются более совершенными средствами развлечений. Сезонные парки, существенно ограниченные в финансовых возможностях, регулярно видоизменяют аттракционы и организуют новые тематические представления.

Просветительная и образовательная политика тематических парков.

Тематические парки выделяют крупные целевые средства на образование. Они создают при себе специализированные школы, открывают программы обучения, приглашают преподавателей для проведения занятий, выпускают учебные книги. Спектр образовательных программ чрезвычайно широк. Часть их рассчитана на детей младшего возраста, другая - на детей старшего возраста и взрослых. Организуются также краткосрочные семинары для взрослых. Тематика программ очень разнообразна. Например, тематический парк “Дисней Уорлд” предлагает от курсов по фигурной стрижке кустов до цикла семинаров по теории и практике менеджмента.

Разновидностью тематических парков можно считать и реконструированные доисторические деревни, такие как “ Стоянка каменного века” на польдере Флеро в Голландии, “ Экспериментальная деревня” в Лейре в Дании, “Кельтское поселение” в Батсер-Хилле Англии, “Средневековая деревня” в Германии. Эти деревни в настоящее время используются в познавательных и развлекательных целях. Особый интерес они вызывают у детей школьного возраста. Так в “ Экспериментальную деревню” в Дании можно приехать на однодневную экскурсию, а можно и пожить в лагерной школе дней пять, обучаясь от 3до 4 часов в день ткацкому делу, выделке и обжиге керамики, ковке, сельскохозяйственным работам и другим видам деятельности. Школьники таким образом усваивают знания об обществе древних людей в процессе личного труда. Наряду с обучением проводятся обзорные экскурсии где ежегодно участвует около 20 тыс. школьников и 60 тыс. взрослых. Таким образом в тематических парках сконцентрирована не только сфера развлечений, но и познавательный интерес который в зависимости от возраста, наблюдательности и заинтересованности вызывает различные ассоциации. Так дети школьного возраста знакомятся с историей, географией этнографией, археологией; взрослые могут в сконцентрированном виде увидеть ценности мировой культуры, достижения техники.

В отличие от обычных центров отдыха и развлечений тематические парки размещаются за чертой города. Подсчитано, что для прибыльного функционирования они должны находиться в пределах двухчасовой досягаемости для 20 млн. потенциальных посетителей или в одном часе езды от крупного туристического центра и в двух часах езды от населенных пунктов с общей численностью жителей 5-6 млн. человек. Старейший тематический парк США “Диснейленд” построен в 60 км к юго-востоку от Лос-Анжелеса (штат Калифорния), самый известный американский тематический парк “Дисней Уорлд” – недалеко от Орландо (штат Флорида). Крупнейший тематический парк Европы “ЕвроДиснейленд” расположен в 30 км от столицы Франции. “Страна умитроллей”,(Мооminworld) в Финляндии находится в20 км от г. Турку. Тематические парки относятся к капиталоемким объектам (табл. 1). Капиталовложения зависят от насыщенности парка высокими технологиями, размеров и размаха строительства. Некоторые крупные современные аттракционы обходятся их владельцам в десятки миллионов американских долларов. Например, аттракцион “Галактика”, смонтированный в 1994 г. в немецком тематическом парке “Фантазиаланд”, стоил 20.8 млн. долл., а аттракцион в парке “Колорадо Эдвенчур” 17.6 млн. Их стоимость сравнима с расходами на строительство небольших тематических парков. Высокая конкурентноспособность тематических парков достигается в результате грамотной ценовой политики. В отличие от прежних объектов досуга в них введены единые входные билеты, в стоимость которых включен пакет услуг – посещение парка, питание, трансферы, проживание. “Диснейленд” пошел еще дальше, предложил новый тип билетов - “Флэкс Паспорт” (гибкий паспорт). Он представляет большие возможности посетителям парка. Его обладатели могут пять дней подряд бывать в “Диснейленде”, причем входить в парк на 1.5 часа раньше официального времени открытия. Кроме того гибкий паспорт позволяет без дополнительной платы посещать пляжи и бассейны Южной Калифорнии.

Доходы тематических парков складываются от продажи билетов (основная статья – до 70% всех поступлений), питания, реализации сувенирной продукции и игрушек. В парках продается огромное количество сувениров, как правило, с символикой парка.

Для тематических парков характерны: глубокая и всесторонняя проработка проектов их организации, отточенные приемы маркетинга, сочетание разнообразия и простоты в предложении услуг, достижению стабильности и высокого качества обслуживания посетителей, создание квалифицированной и заинтересованной менеджерской команды, обеспечение чистоты и порядка, которым уделяется большое внимание. Подтверждением этого служат слова У. Диснея, адресованные продолжателям его начинаний: “Дайте людям все, что вы можете дать. Поддерживайте идеальную чистоту. Будьте дружелюбны, Сделайте это место самым веселым местом на земле”.

Таблица 2.1

Стоимость строительства некоторых тематических парков в Европе

 

 

Парк Местонахождение, год открытия Инвестции, млн. ам. долл.
ЕвроДиснейленд Фрация - 1992 3150,0
Валиби Флево Нидерланды - 1994 12,7
Порт Авентура Испания - 1995 458,7
Варнер Броз. Муви Уорд Германия - 1996 243,8
Леголенд Виндзор Великобретания - 1996 130,0
Сега Уорлд Великобретания - 1996 68,8
Варнер Броз. Муви Уорд Великобретания -1999 344,0

 

 

В настоящее время только в США насчитывается более 600 тематических парков. Столицей “Страны грез” стала Флорида. В этом штате размещаются лучшие тематические парки не только Америки, но и всего мира: “Дисней Уорлд” и “Юниверсал Стьюдиос”. Они необнокрактно удостаивались престижных премий в сфере мирового туристического бизнеса в соответствующей номинации.

В Европе, по самым приблизительным оценкам, построено около двух десятков крупных тематических парков, не считая многочисленных аквапарков. Наиболее известные из них принимают от 2 до 10 млн посетителей в год каждый.

 

 

2.3. Теории международной торговли, объясняющие международное разделение и общие направления туристских потоков

 

Изучение развития международного туризма производится на основе теорий международной торговли, объясняющих позицию страны в международном туристском обмене, международное разделение и общие направления туристских потоков с помощью теоретических методов анализа, опирающихся на эмпирические исследования. Как наука, т. е. систематизированное знание о сущности, целях и задачах экономической системы, экономическая теория возникла в ХVI – ХVII веках. С развитием человеческого общества, как социума, развивалась и экономическая теория, объяснявшая развитие рыночных отношений на основе теорий международной торговли. В период становления капитализма, зарождения мануфактуры, углубления общественного разделения труда, расширения внешних и внутренних рынков, интенсификации денежного обращения появляется теория меркантилизма (накопления капитала). Ее сторонники считали экономически оправданным только экспорт. Меркантилисты требовали, чтобы государство всячески поощряло экспорт готовых изделий добиваясь притока валюты (золота) в страну. В результате притока валюты в страну осуществляется положительный торговый баланс, увеличивается возможность накопления капитала. Использование экспортноориентированной модели развития Турцией после 1980 г. и прежде всего развитие въездного туризма, обеспечило стране значительные инвестиции. Если до перехода на новую модель экономики в Турцию было вложено 229 млн. долл. иностранных капиталовложений, то в 1990 г. – 1.3 млрд. долл., а в 1997 – 6.4 млрд. долл.

Теория абсолютного преимущества была высказана Адамом Смитом. Он вошел в историю экономической науки, как основоположник классической политической экономики. В возрасте 44 лет он решил исполнить грандиозный план – дать миру теорию социально-экономического устройства. Через 10 лет он выпустил книгу “Исследование о природе и причинах богатства народов”(1776г.) Систематизировав в этой книге всю сумму накопленных к тому времени знаний. Основная идея в учении – идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного регулирования на основе свободных цен складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Эти экономические регуляторы он назвал “невидимой рукой”.

А. Смит заложил основы трудовой теории стоимости, возвысил роль производительного труда как создателя стоимости, показал значение разделения труда как условия повышения его производительности, создал учение о доходах, сформулировал принципы налогообложения и многое другое.. Он утверждал, что богатство страны базируется на наличии у нее товаров и услуг. Он также указал, что если торговля между странами не будет ограничена, то каждая из них начнет специализироваться в той области производства, в которой она обладает абсолютным преимуществом, т.е. некоторые страны монополизируют определенные виды экспорта. “Если какая-либо чужая страна может снабжать нас каким-нибудь товаром по более дешевой цене, чем сами в состоянии изготавливать его, гораздо лучше покупать его у нее на некоторую часть продукта нашего труда, прилагаемого в той области в которой мы обладаем некоторым преимуществом.”
Суть этой теории для международного туризма заключается в том, что уникальные природные памятники и произведения искусства, созданные человеком, определяют монопольное положение той или иной страны и побуждают туристов приезжать в нее. Действительно, некоторые страны имеют уникальные туристические ресурсы: исключительные природные места – Ниагарский водопад (США), водопад Виктория (Ботсвана), наивысшая гора в мире – Джомолунгма (Непал), высочайшая точка Европы – Эльбрус (Россия) и др.; памятники архитектуры и искусства – пирамиды фараонов (Египет), Тадж Махал (Индия), Акрополь (Греция), Колизей (Италия) и др.

Свое абсолютное преимущество такая страна может усилить инновационной политикой, которая позволит ей создавать специфические турпродукты и тем самым обеспечивать себе выгодное направление в международном туризме.

Инновации охватывают главным образом индустрию гостеприимства (новые технологии в гостиничном бизнесе, индустрии развлечений, формирование нового турпродукта и маркетинг). Именно здесь чаще всего используют новые информационные технологии, технологии обслуживания, новые системы управления гостиничным бизнесом и индустрией развлечений, с помощью которых формируются новые турпродукты.

 

Теория сравнительного преимущества. Дилер Лондонской биржи Давид Риккардо продолжил разработку теории А. Смита. В книге “Принципы политической экономии и налогового обложения “ развил идеи А. Смита и еще больше укрепил доводы в пользу свободной торговли. Он доказывал, что единственным источником стоимости является труд рабочего, который и лежит в основе доходов различных классов. Прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего. Указал на тенденцию нормы прибыли к понижению. Он показал выгодность внешней торговли для страны, если она специализируется на выпуске той продукции, которую способна производить более эффективно, чем другие страны, без учета абсолютного преимущества. Иными словами, страна, даже имея абсолютное преимущество, может специализироваться на других более эффективных производствах.

Теория сравнительного преимущества объясняет характер двусторонних обменов продуктами международного туризма как результат разницы цен между странами.

На цену туристического продукта влияют затраты на транспорт, проживание и сопутствующие услуги. Транспортные услуги зависят, в свою очередь, от цен на горючее, применения новых технологий, государственной экономической политики.

Стоимость проживания также зависит от применения новых технологий и государственной политики в области налогообложения. Например, во Франции в начале 80-х гг. прошлого века из-за увеличения налога на добавленную стоимость (НДС) гостиницы класса «люкс» вынуждены были повысить цену или снизить категорию, что привело к сокращению числа останавливающихся иностранных клиентов.

С помощью новых технологий развивающиеся страны пытаются снизить цену труда и соответственно цену проживания, чтобы получить сравнительное преимущество перед другими странами с низкой ценой труда. Нововведения существенно снижают цену турпродуктов и обеспечивают победу в конкурентной борьбе. Этого можно добиться и льготной налоговой политикой

Затраты на дополнительные услуги существенно зависят от развития индустрии развлечений.

При этом нужно учитывать качество обслуживания. Для сохранения конкурентоспособности и завоевания сравнительного преимущества государствам необходимо поддерживать высокий уровень обслуживания, как это делают передовые туристические страны – Великобритания, Германия, Швейцария, Австрия, где цены относительно высоки.

Теория соотношения факторов. Какие именно товары обеспечивают абсолютное и относительное преимущество стране? Ответ на этот вопрос дает теория, развитая в первой половине ХХ столетия шведскими учеными Хектером и Олиным. Она базируется на соотношении факторов в каждой стране для обеспечения сравнительного преимущества и определяет потоки международного туризма.

Согласно этой теории страны, владеющие большим капиталом, должны экспортировать капиталоемкие товары и импортировать трудоемкие.

Соотношение факторов – это средства, доступные для обеспечения производства услуг международного туризма страны.

Выделяют три основные группы факторов, которые тесно взаимодействуют с главными факторами функционирования всей экономики:

– природные ресурсы, историко-культурное наследие;

– капитал;

– трудовые ресурсы.

Для международного туризма важным фактором являются природные ресурсы. Так, наличие превосходных морских пляжей и солнечный климат Средиземноморья порождают туристские потоки из таких стран, как Австрия, Великобритания, Германия, Швейцария и др. А свой спрос на лыжный спорт испанцы, греки, израильтяне удовлетворяют в Швейцарии, Австрии, Италии и Франции.

Важным мотивом прибытия иностранных туристов является историко-культурное наследие: Собор Парижской Богоматери, картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза, (Джоконда)» (Париж), пирамиды фараонов (Египет), Сикстинская Капелла (Рим) и др. В зависимости от степени доступности и эксплуатации для целей туризма эти историко-культурные ресурсы приобретают экономическую ценность.

Капитал. Развитие туризма требует развитой инфраструктуры, а для этого нужны огромные инвестиции. Поэтому туризм и развит преимущественно в богатых странах. Страна, имеющая богатые природные ресурсы, но слабый капитал, не сможет в достаточной степени развивать туристический сектор.

Труд – продукт сферы обслуживания. Поэтому преимущество стран в международном туризме обусловлено наличием трудовых ресурсов и степенью их мастерства.

Так, курорты французской и итальянской Ривьеры, где есть достаточное количество трудовых ресурсов, процветают, в то время как Корсика в тех же условиях не имеет такого процветания туризма, поскольку большинство населения нетрудоспособно.

Фактор труда подразделяется по квалификации. В индустрии туризма спрос на квалифицированных работников относительно невысок, много сезонных рабочих. Однако развивающиеся страны привлекают иностранных менеджеров или обучают своих специалистов за рубежом, так как нуждаются в квалифицированных управляющих.

Теория жизненного цикла. Согласно этой теории продукт эволюционирует, проходя стадии: внедрение, рост, зрелость, упадок.

На стадии внедрения продажа растет медленно, потому что не хватает информации о преимуществах продукта для преодоления инерции потребителей. Начинается активная кампания по продвижению продукта с помощью рекламы и т.д. Сам продукт сосредоточен в немногих руках, которые занимают монопольное положение, продукт имеет высокую цену.

Рост – расширение рынка, увеличение продаж, ознакомление клиентов с продуктом и признание его. Прибыль выше, чем на первой стадии, из-за высокой стандартизации производства и сокращения издержек маркетинга. Появляются конкуренты.

Зрелость – этой стадии присущи высокий уровень повторных покупок продукта и стабильный уровень продаж. В международном плане происходит снижение экспортной продукции из страны и начало производства продукта в других странах, издержки производства низкие.

Упадок – потребители страны нововведения теряют интерес к продукту. Объем продаж сокращается и все меньше потребителей делают повторные покупки.

В международном туризме ключевым элементом туристического продукта является туристический центр. В туризме все начинается с исследования небольшой группы путешественников. На стадии внедрения жители сами начинают привлекать их. Дальнейший рост стимулирует местные власти развивать инфраструктуру, как происходило на небольших островах Карибского бассейна.

Далее число туристов интенсивно растет, контроль за развитием туризма переходит из рук местной администрации в руки внешних компаний, которые быстрыми темпами развивают инфраструктуру, изменяя облик нарождающегося туристического центра. Иногда это бурное развитие имеет и свою негативную сторону – чрезмерная нагрузка на места жизнеобеспечения (Северная Африка, Тунис и Марокко), нарушение экологического баланса. На стадии зрелости замедляется рост прибытий иностранных гостей, хотя общее число туристов все еще растет.

Дальнейшее развитие центра туризма достигает своего пика, после чего мода на него падает и он держится за счет повторных прибытий, которые стоят больших усилий, предпринимаемых центром. На заключительной стадии упадка туристический центр становится малопривлекательным, его пытаются оживить. Так случилось с очень известным курортом Атлантик-Сити, который превращен в центр игорного бизнеса.

Теория подобия стран (или теория спроса). Ее сформулировал в 1961 г. шведский экономист Стефан Линдер. Он утверждает, что различия в уровне насыщенности факторами между странами не всегда говорят об интенсивных международных обменах. На самом деле множество обменов часто происходят между странами, которые имеют похожие факторы. Согласно данной теории международная специализация страны в высокой степени зависит от внутреннего спроса. Внутренний туризм составляет более 80 % всех туристских потоков, и во всем мире расходы на внутренний туризм в общем превышают расходы на международный туризм в 10 раз.

Объем международных обменов будет бόльшим между странами, которые имеют высокий уровень внутреннего туризма и одинаковую структуру. Этот объем велик и продолжает расти в индустриально развитых странах Европы, Северной Америки и Юго-Восточной Азии.

Для измерения внутреннего спроса применяют следующие показатели: численность населения, валовой национальный продукт (ВНП) на душу населения, количество мест во всех комплексах проживания.

Страны с высоким внутренним спросом представлены в табл. 2.1.

Однако некоторые страны, такие как Испания, Португалия, Тунис, Сенегал преуспевают в развитии международного туризма независимо от внутреннего спроса, благодаря специальной туристской политике, проводимой правительством этих стран.


Таблица 2.1. Страны с высоким внутренним спросом

 

Страна Численность населения, млн. чел. (1990 г.) ВНП на душу населения, тыс. дол. Число мест для туризма
внутрен- него международного
Индустриальные страны
Германия 80,4 23,65    
Дания 5,1 23,66    
Испания 38,9 12,46    
Франция 56,6 20,60    
Италия 57,1 18,58    
Нидерланды 15,2 18,56    
Польша 38,3 1,83    
Португалия 10,6 5,62    
Великобритания 56,5 16,75    
Развивающиеся страны
Марокко Мьянма Сирия Танзания Сенегал Шри-Ланка Того Тунис 27,6 42,6 13,0 28,4 7,6 17,2 3,6 8,4 1,03 0,19 1,00 0,12 0,72 0,50 0,41 1,51    

 

Какие же факторы влияют на развитие международного туризма? К ним нужно в первую очередь отнести: экономическую ситуацию в туристообразующих регионах, колебания обменного курса, военные конфликты и терроризм, глобальные экологические катастрофы, пандемии.

Спад в мировой экономике приводит к сокращению международных путешествий. С начала 1980 и вплоть до 1984 гг. он был причиной сокращения международных путешествий. 1989 г. стал годом экономического подъема, и темпы роста прибывающих в Европу туристов увеличились на 9 %. В 1991 г. в связи с экономическим спадом этот показатель уменьшился на 2,4 %.

Международный туризм чувствителен к колебанию обменного курса. В 1980-1985 гг. доля общемировых денежных поступлений снизилась на 7 %, тогда как в 1985–1990 гг. эта доля с колебаниями выросла на 1,5 %, а в 1990-1996 гг. – снова уменьшилась на 3,5 %. Это связано с тем, что в 1984 и 1985 гг. курс американского доллара резко упал по сравнению с курсами европейских валют, а в 1985-1990 гг. – стабилизировался.

Платежный баланс страны может зависеть от того, на сколько больше ввозится или вывозится валюта. Например, поступления от международного туризма устранили дефицит торгового баланса Испании в 1994 г. и помогли ей занять десятое место среди индустриальных стран.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), изучая развитие международного туризма за 1963-1994 гг., разделила этот период на три этапа, которые связаны с колебаниями обменного курса доллара к валютам других стран.

С 1963 по 1968 гг. денежная система подчинялась Бреттон-Вудской системе, которая характеризовалась фиксированным (35 дол. за унцию золота) уровнем конвертации доллара и, следовательно, фиксированным обменным курсом.

За этот период доля международных туристских расходов лидирующих стран изменилась несущественно. Несколько увеличилась доля Франции и Японии из-за более высоких темпов экономического роста.

После 1968 г. вплоть до 1980 г. международная денежная система приняла плавающий обменный курс. С 1968 г. курс германской марки к доллару, составлявший 4:1, изменился к 1990 г. как 1,62:1. В результате доля расходов Германии в международных туристских расходах стран-членов ОЭСР удвоилась благодаря увеличению покупательной способности ее валюты, а доля США уменьшилась.

С 1990 по 1994 гг. курс доллара США поднялся по отношению к другим валютам, и доля расходов США увеличилась, сравнявшись с расходами Германии (по 18 %), среди стран-членов ОЭСР.

В 1994 г. Япония заняла 3-е место по расходам туристов (12,7 %) в основном вследствие увеличения курса иены и покупательной способности жителей.

Для некоторых стран валютная политика позволяет поддерживать конкурентоспособные цены в туризме, часто вопреки высокому уровню инфляции. Так, Испания искусственно девальвировала свою валюту в 1992 г., тем самым увеличив приток международных туристов в страну.

Военные конфликты, терроризм, глобальные экологические катастрофы, пандемии однозначно отрицательно влияют на прибытие международных туристов. В результате войны 90-х гг. в Ираке, так называемой «Бури в пустыне», были прекращены путешествия в этот регион, на Восточное Средиземноморье и в Северную Африку. Конфликт в Югославии привел к оттоку туристов из этой страны. Угроза турецких курдов начать террористические акции в отместку за смертный приговор их лидеру вызвала значительное уменьшение поездок западноевропейских туристов на курорты Анталии. Чернобыльская катастрофа привела к тому, что международные туристы не хотят посещать районы, которые подверглись радиационному загрязнению.

И все-таки, несмотря на различные отрицательные факторы, поступления от туризма растут быстрее и регулярнее, чем число туристов, путешествующих в мире. Это связано не столько с инфляционными процессами, сколько с повышением эффективности отрасли.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.