Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эпоха Древнего Рима




Эпикуризм Древнего Рима имел ярко выраженную материалистическую направленность. Его школы функционировали в Неаполе, Афинах, Риме. Учение эпикурейцев являлось предметом научных споров многих последующих поколений мыслителей, а их атеистическая направленность становилась причиной угрозы существования их трудов.

Основные психологические взгляды римского эпикуризма отражены в поэме Тита Лукреция Кара (99-55 до н.э.) "О природе вещей":

- раскрывая сущность души, он писал: "Из ничего, словом, должно при­знать, ничто не родится". Материализм ученого проявился в отрицании духовной, нематериальной субстанции. Душа и дух материальны и составляют лишь силы, присущие человеческому телу: "И дух и душа обладают телесной природой". Вслед за Демокритом Лукреций убежден, что душа крайне подвижна и пластична. Она является сочетанием "воздуха, тепла и ветра незримой мощи";

- в поэме отражены зачатки эволюционного учения: органической произошло из неорганического, сложное из простого:" Должны существа, наделенные чувством, все состоять из зачаточных тел, совершенно лишенных всякого чувства... что из бесчувственных телец живые созданья возникли". Лукреций развивает гипотезу Эмпедокла о естественном отборе;

- зависимость психических процессов от тела обосновывается многочисленными опытными данными: "Ум растет и увядает вместе с телом, как и тело, подвержен болезням, помрачается при опьянении";

- из материалистических посылок делается вывод о ложности учения о бессмертии души: "Невозможно считать, что рожденья души не знают совсем и свободны от смерти законов";

- Лукреций отрицает существование "мировой души", разлитой в природе, потому что "все... не владеет божественным чувством, раз не имеет в себе никакого дыхания жизни";

- описание познавательных процессов делается ученым с позиций материалистического сенсуализма: чувственность и объективное бытие не оторваны друг от друга;

- Лукрецием выдвинута довольно стройная психо-физиологическая концепция сновидения, в соответствии с которой сон - "следствие состояния тела, изнеможденного под воздействием материальных причин, следствие того, что тело требует отдыха";

- во взглядах на развитие человечества новым является не идея его эволюции, а попытка найти движущие силы, которые лежат в ее основе;

- ценным для развития психологического знания явилось учение Лукреция Кара о происхождении языка. Язык, по его мнению, - не сверхъестественный дар, а имеет естественное происхождение: "Полагать, что кто-то снабдил именами вещи, а люди словам от него научились впервые,- это безумие...";

- во взглядах Лукреция на соотношение религии и чувств проявляется атеистическая направленность его учения:"Первых богов на земле создал страх" ("у кого не сжимаются члены в испуге");

- этико-психологические воззрения мыслителя направлены на устранение причин страданий, достижение умеренности, душевного покоя, "атараксии"- таков индивидуалистический идеал счастливой жизни. "Нужно телесной природе только немногое: то, что страдания все удаляет".

 


Римский стоицизм просуществовал в Риме с 155 г. до н.э. до 529 г. В центре его внимания - проблемы нравственности, независимости от материальных благ, совпадения счастья и добродетели. В римском стоицизме происходит ослабление внимания к изучению природы и теории познания.

Один из виднейших представителей стоицизма Эпиктет (род. ок. 50 г.) сочинений-оригиналов не оставил. Сохранились лишь труды его друга Флавия Арриана: "Рассуждения","Дружеские беседы" (12 книг), "Руководство Эпиктета". Взгляды Эпиктета несут ярко выраженную нравственно-психологическую ориентацию: от человека зависит только его духовная свобода, в которой заключается истинная свобода; познание природы и самопознание человека -необходимое условие счастливой жизни; начинать нужно с легкого, ежедневного самоиспытания, постоянно имея в поле зрения самого себя, свои помыслы и поступки. В результате длительных упражнений человек самосовершенствуется и приближается к мудрости; мы должны изучать природу не для того, чтобы изменять ее (ибо это не в нашей власти), а для того, чтобы согласовывать наши желания с естественным ходом вещей; материалистический сенсуализм Эпиктета проявился в трактовке влечений и желаний как выражений нашей воли, основанной на наших представлениях о мире. Представления же независимы от воли. Чувственные восприятия есть верный отпечаток реальных вещей: "Правильные представления правильны для всех людей". Дуализм души и тела выразился в представлении разума истинной сущностью человека: "Что же я такое? Разумное животное? Поэтому человек должен заботиться только о душе и не цепляться за тело".

Из произведений Луция Аннея Сенеки (родился между 6 и 3 г. до н.э.) сохранились "Письма к Луцилию" и "Естественно-исторические вопросы". К положениям его стихийно-материалистического учения относятся следующие:

- в мире царит материальное, но вместе с тем одушевленное существо (закон, судьба, провидение, мир - "как угодно тебе назвать"). Разум в этой связи определяется как особого рода материя, пневма - соединение воздуха и огня, "теплое дыхание", а природа - круговорот одушевленной материи;

- занятие наукой означает не только увлечение теорией, но и практическое осуществление добродетели. В познании эмпирического опыта усматривается средство против болезней и сил природы;

- при анализе познавательных процессов Сенека продолжает древнегреческие традиции сенсуализма. Познание, по его взгляду, обусловлено воздействием внешних вещей на наши чувства, на показаниях которых основывается разум: "От чувства берет разум свое начало, ибо он не имеет ничего другого на что бы опереться и откуда бы проникнуть к истинному, и в себя возвращается";

- страсти - гнев, любовь, скорбь - понимаются материалистически: "Если ты сомневаешься в этом, посмотри, как они меняют выражение лица, заставляют хмурить лоб, улыбаться, краснеть или бледнеть. И неужели ты думаешь, что столь явственные изменения в теле могут происходить не от причин материальных? Если страсти материальны, то материальны душевные болезни: скупость, жестокость";

- идеалистическая тенденция психологического учения Сенеки проявилась в трактовке тела как оковы души и в признании ее бессмертия: "Скелет, который ты видишь у нас, мышцы и обтягивающая их кожа, лицо и послушные руки, равно как и все другие члены, которыми мы окружены,- это оковы духа и тьма. Они подавляют, затемняют, заражают дух, отклоняют его от истины и навязывают ему ложь; с этим отягчающим его телом душе приходится вести настоящую борьбу".

Предметом особого внимания у Сенеки явились социально-психологичес­кие проблемы. Ученый утверждает зависимость организации жизни людей от объективных законов, что послужило для Ф.Энгельса поводом назвать Сенеку "дядюшкой христианства": "Судьбы ведут того, кто хочет, и тащат того, кто не хочет"; "Не может быть природы без бога и бога без природы"; "Природа должна быть нашим руководителем: разум следует ей и советует это нам. Следова­тельно, жить счастливо - одно и то же, что жить согласно с природой". Человек, по оценке мыслителя, есть высшее звено в ряде явлений природы, близко стоящее к богу и содержащее в себе его частицу - логос. Основная цель жизни - выработка абсолютной "невозмутимости духа".

В некоторых суждениях Сенеки нашли отражение проблемы филогенеза: "Общительность обеспечила его (человека) господство над зверями... Устрани общительность, и ты разорвешь единство человеческого рода, на котором покоится жизнь человека". Высказаны идеи о том, что отечество людей - это весь мир, а границы общества совпадают с границами мира.

В творчестве римского императора Марка Аврелия Антонина (121-180) еще в большей мере, чем у его предшественников, проявляются религиозные стороны стоицизма: противопоставление души и тела, утверждение религиозного чувства и т.д.

В отличие от материалистического стоического учения о душе как пневме Марк Аврелий различает тело, душу и дух. Все человеческое, согласно его концепции, есть дым, ничто, люди - "мухи-однодневки". В сочинении "Наедине с собой" он пишет: "Время человеческой жизни - миг; ее сущность - вечное течение; ощущение - смутно; строение всего тела - бренно; душа - неустойчива; судьба - загадочна; слава - недостоверна. Одним словом, все, относящееся к телу, подобно потоку, относящееся к душе -сновидению и дыму. Жизнь - борьба и странствие по чужбине; посмертная слава - забвение... Что бы не случилось с тобой, оно определено тебе от века,... радуйся, что среди всеобщего хаоса имеешь руководителя в себе самом - свой дух".

О научном уровне мышления Марк Аврелий пишет:"Чаще размышляй о связи всех вещей, Находящихся в мире, и об их взаимоотношении. Ибо все они как бы переплетены между собой и поэтому - в содружестве друг с другом, следуя друг за другом в определенном порядке. Это объясняется непрерыв­ностью движения, общей согласованностью и единством сущности". Отсюда человек должен действовать сообразно разумным законам природы,"следовать разумному закону их государства и его старинной конституции". Во власти человека лишь его мысли и желания.

 

 

 


Римский скептицизм, стремясь доказать недостоверность всех известных наук,тем не менее сохранял тесную связь с естествознанием и медициной. После эллинизма он возобновляется в Александрии Сарпедоном и Гераклидом (учеником Птолемея), Энесидемом (I в. до н.э.).

Среди трудов представителей римского скептицизма наиболее известны сочинения Энесидема "Пирроновские речи", "О мудрости", "Об исследовании". В своих произведениях мыслитель продолжил традиции Гераклита в трактовке души, а также поставил проблему о ее рациональных возможностях. Это нашло отражение в формулировке "тропов" - аргументов, направленных против суждений о реальности, которые основаны на непосредственных впечатлениях. Уже сама проблематика "тропов" представляет определенный интерес для психологической мысли: о различии в происхождении, строении и, как следствие, восприятии живых существ одних и тех же предметов; о телесной и моральной обусловленности содержания суждений людей; о различном устройстве органов чувств у одного человека; о неодинаковости восприятия по причине "различий состояний" человека (его возраста, сытости, трезвости, движения и т.д.) и другие.

 

 

 

 


Римский эклектизм. Название данного направления развития античной мысли, как и многих древних школ, носит условный характер, ибо в большинстве случаев мыслители все же ориентировались на определенные мировоззрен­ческие традиции. Среди выдающихся представителей римского эклектизма выделялись Марк Теренций Варрон, Корнелий Цельс, ученики школы Секстиев.

О психологических идеях многих выдающихся ученых эллинизма и Древнего Рима мы знаем благодаря произведениям Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до н.э.) "Республика", "Закон", "Оратор", "Академические вопросы", "О природе богов", "О высшем благе и зле", "Тускуланские беседы". Об интегративном характере психологических мыслей Цицерона могут свидетельствовать следующие положения его учения:

- природа есть материальное единство, в котором имеется разумное начало, "разлитое" в определенной пропорции;

- разумное начало находит свое выражение в высшем творении природы -человеке, состоящем из тела и души. Тело есть сосуд для души, а душа - начало, оживляющее тело;

- признавая бога, Цицерон презирает выдумки о традиционных представлениях о богах и судьбе души после смерти;

- человек, по мнению мыслителя, отличается от животного тем, что ему присуща высокая Целесообразная деятельность в силу наличия у него разумной души;

- сущность души - в интеллектуальной деятельности, животное же имеет только неразумную душу как начало вегетативной и чувственной деятельности;

- благо состоит в возможном усовершенствовании души и тела;

- по причине того, что к душе относится не только мышление, но и воля, совершенство души должно быть теоретическим и практическим. Теоретичес­кое совершенство предполагает мудрость, рассудительность, знание человеческих и божественных вещей, их причин. Практическое совершенство – это умеренность, смелость, справедливость. Употреблен термин "утешение души" и их виды. Таким образом, утверждается мысль о возможном изменении душевных состояний человека под воздействием разнообразных "утешительных" средств.

Психологические и особенно социально-психологические идеи Цицерона имели большое влияние на Западе в период поздней античности, в средние века, особенно в период Возрождения и эпоху Просвещения.

 

Античные врачи. Успехами античных врачей были укреплены естественно­научные традиции в науке о душе, нашедшие продолжение в творчестве ученых-исследователей всех последующих эпох.

Одним из первых приверженцев "мозго-центрической" теории - локализации мыслительной деятельности человека в головном мозгу, явился древнегреческий врач-пифагореец Алкмеон Кротонский. Ощущение, согласно его учению, является исходным пунктом всей познавательной деятельности человека:"Мозг доставляет (нам) ощущения слуха, зрения и обоняния, из последних же возникают память и представление (мнение), а из памяти и представления, достигших непоколебимой прочности, рождается знание".

Примерно в этот же период (в VI веке до н.э.) врач Филопон описывает опыты с раздражением оболочек мозга, вызывавшим потерю чувствительности и двигательный паралич. Историки психологии нашли сведения, что опыты ставились и над живыми людьми - приговоренными к казни преступниками.

"Отцом медицины" по праву считается Гиппократ (ок.460-ок.377 до н.э.) -один из основоположников научного подхода к болезням человека и их лечению. Придерживаясь линии Демокрита и разделяя взгляды Алкмеона, он считал мозг ("большую железу") органом мышления и ощущения, которым "мы мыслим и разумеем, видим, слышим и распознаем".

Авторитет Гиппократу принесло созданное им учение о темпераментах, подход к классификации которых был заимствован современной наукой. Основу человеческого организма, по его оценке, составляют четыре сока, преобладание одного из которых определяет темперамент. Преобладание крови, вырабатываемой в сердце, - основа сангвинического (от лат. "кровь") темперамента; слизи, вырабатываемой в мозгу, - флегматического (от греч. "слизь"); желтой желчи из печени - холерического (от греч. "желчь"); преобладание черной желчи из селезенки является основой меланхолического (от греч. "черная желчь") темперамента. Гиппократ вывел классификацию человеческих типов на соматической основе.

Школа Гиппократа, известная нам по так называемому Типпократовскому сборнику", рассматривала жизнь как изменяющийся процесс. Болезни человека объясняются преобладанием одной из сочетающихся в нем стихий, а здоровье -их "соразмерностью". Изменить природу организма люди могут сами - при помощи обычаев, человеческих установлений. Тем самым предпринимается одна из первых попыток решения вопроса о соотношении биологического и социального в человеке.

Существенных результатов в исследовании физиологических основ пси­хического добились александрийские врачи Герофил и Эразистрат (III в.до н.э.). Свои концепции ученые строили на основании вскрытия человеческих тел, что впоследствии категорически запрещалось. Им принадлежит приоритет в открытии нервов, которые до них не отличали от связок и сухожилий, в описании мозга и других органов, выделении их частей (к примеру, мозговых желудочков и полушарий головного мозга), дифференциации их функций (например, чувствительных и двигательных). Герофил, кроме того, дал описание устройства глаза, его хрусталика и оболочки. Эразистрат подробно исследовал разные части головного мозга, обратив внимание на многообразие извилин мозговых полушарий как причину умственного превосходства человека над животными.

Сравнение анатомических данных с экспериментальным изучением обусловленности функций различных органов от их повреждения или раздражения, выраженных в сформулированных закономерностях, определили успехи врачей-александрийцев в вопросах психофизиологии, поднятых лишь через два тысячелетия.

Синтезирующую роль в использовании опыта античных медиков, биологов и философов выполнил Гален (II в.до н.э.). Существенно расширить свои анатомические познания ему позволила хирургическая практика у гладиаторов. Воспитанный на традициях стоицизма, утверждавшего наличие "растительной" и "психической" пневмы, ученый разграничил последнюю на периферическую и центральную. Гален стоял на позиции дифференциации и связи "психических" функций различных телесных органов, что было существенным шагом в формировании понятия о сознании. К этому вели достижения в исследовании регуляции движения и органов чувств.

Высший сорт "психической пневмы", как главный признак принадлежности к человеческому роду, по его взгляду, находится в заднем желудочке мозга как "носителе" разума. Нервную систему античный исследователь представил в виде ветвистого дерева. Ему принадлежат открытия, связанные с выяснением структуры и функций головного и спинного мозга, их компонентов. Сами нервы выделяются в виды в соответствии со своим предназначением, но построены из того же вещества, что и мозг. Ученый пришел к выводу, что "без нерва нет ни одной части тела, ни одного движения, называемого произвольным, и ни единого чувства".

Дальнейшее развитие в концепциях Галена получила теория о темпера­ментах, которая вводила понятия нормы и отклонения. Из этого учения обосно­вывалась смертность разума, как и остальных функций души после разложения элементов головного мозга. Характеризуя в целом теоретическое наследие Галена, следует подчеркнуть, что на его уровне эволюция психофизиологичеких представлений античности приостановилась, тем не менее они явились отправной точкой средневековых исследований арабских ученых.

 

ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ЭПОХИ АНТИЧНОСТИ В РАЗВИТИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

 
 


Достоинства Недостатки




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 592; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.