Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие гипертекста. Назначение

ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ.

Лекция 7.

План лекции:

1. Понятие гипертекста. Назначение.

2. Использование гипертекста в глобальной сети.

3. Электронная почта. Назначение службы, ее характеристики.

 

Гипертекстом называется текст, состоящий из отдельных текстографических фрагментов - узлов, между которыми указаны логико-смысловые связи. Связи могут устанавливаться и внутри большого узла, в этом случае они ведут от одного места в тексте к другому.

Гипертекст называется еще нелинейным текстом, свойства которого во многом отличаются от свойств обычного текста.

Примерами гипертекста служат толковые словари и энциклопедии, состоящие из статей, в которых содержатся ссылки на другие статьи.

Компьютерная реализация гипертекста наиболее удобна. Она обеспечивает физическую легкость перехода от узла к узлу.

Просмотр гипертекста осуществляется путем следования от узла к узлу по выбираемым связям, которые пользователь наблюдает во время ознакомления с содержанием узла.

Создатели гипертекста полагали, что такой просмотр – деятельность более естественная, чем просмотр базы данных в обычных информационных системах, и что психологическая модель гипертекстовой системы удобнее, чем психологическая модель обычной информационно-поисковой системы.

Гипертекст может составляться для более широкого диапазона читателей, чем линейный текст. В нем может быть предусмотрено для них множество уровней подробности и все нужные для этого узлы и связи, что особенно важно при использовании гипертекста в обучении.

Составление гипертекста может потребовать больше усилий, и тем самым в некоторой мере гарантировать его более высокое качество по сравнению с линейным текстом. Считается, что гипертекст сближает автора с читателем лучше, чем обычный текст.

Но гипертекст автора не является готовым продуктом, который легко извлечь из головы. В процессе линейного письма автор извлекает из своей памяти совокупность сведений, образующих несовершенный гипертекст с нечеткими узлами и связями, и одновременно переводит его в линейный текст. Гипотеза состоит в том, что прежде, чем составлять линейный текст, было бы полезно упорядочить материал в виде гипертекста с четкими узлами и связями.

Составление гипертекста не приводит к такому насилию над материалом, как составление линейного текста. Из-за наличия множества точек ветвления материала автор обычного текста вынужден много раз повторяться или делать пропуски и надеяться, что читатель сумеет восстановить общую картину.

Но автор линейного текста все-таки ведет читателя от узла к узлу, помогая ему не запутаться в массе узлов. Читатель же гипертекста нуждается в подобной помощи, которая в гипертексте становится более разнообразной, т.к. является ответом на более разнообразную активность читателя.

Нелинейность гипертекста

Одни и те же знания можно изложить в виде обычного текста и в виде гипертекста.

Если разбить текст на фрагменты (узлы) и указать связи между соседними, то такая структуризация еще не переводит текст в гипертекст – для этого еще нужно, чтобы были установлены связи между любыми фрагментами, а не только между смежными.

Тогда появляются узлы, из которых можно переходить в узлы, расположенные где угодно, а не только в следующий узел, так что читатель должен делать выбор из нескольких возможностей.

Из-за наличия таких точек ветвления из одного узла в другой можно попасть разными путями.

В этом и состоит нелинейность гипертекста и его отличие от линейного текста, у которого узлы расположены как бы вдоль одной линии.

Способы подачи материала

При переходе к гипертексту трудно ограничиться только установлением дополнительных связей. Появляется возможность изменить структуру подачи всего материала, и это более существенно.

В частном случае гипертекст можно организовать иерархически. Тогда из каждого узла связи ведут только в двух направлениях – к узлам более высокого или узлам более низкого уровня. Иерархия похожа на линейный текст, т.к. можно установить разумные правила ее просмотра.

Трудности при прочтении

По-настоящему же нелинейный текст намного труднее просмотреть без нарушения плавности изложения, пропусков или возвращений к пройденным узлам. Поэтому и стремятся иерархизировать гипертекст или выделить в гипертексте иерархические сплетения узлов.

В то же время знания существенно нелинейны из-за того, что все связаны между собой, и можно надеяться, что именно с помощью гипертекста можно описать их структуру.

В случае гипертекста инициатива находится в руках читателя, который сам выбирает путь, следуя своим потребностям. Считается, что он их знает лучше. Но хотя гипертекст, по мнению некоторых, обладает либеральными свойствами, нельзя согласиться, что читатель лучше всех знает свои потребности, особенно тогда, когда он знакомится с неизвестным для него материалом. По крайней мере, нельзя с этим безоговорочно согласиться, когда речь идет о школьнике. Да и любого читателя не стоит оставлять один на один с безбрежным гипертекстом, предоставляя ему возможность выбора любых путей просмотра.

Помощь

Можно оказывать читателям непосредственную помощь, если предусмотреть узлы с общими советами и рассуждениями.

Структура гипертекста допускает усовершенствования (композицию узлов), с помощью которой можно пополнить потери, обнаруживающиеся при переходе от обычного текста к гипертексту.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Протоколы высших уровней | Использование гипертекста в глобальной сети
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2810; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.