Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лингвистические основы формирования морфемных понятий у младших школьников




Методика изучения морфемного состава слова и словообразования.

1 Лингвистические основы формирования морфемных понятий у младших школьников.

2 Особенности реализации принципов системности и процессуальности в содержании раздела «Состав слова» в учебно-методических комплексах разных дидактических систем.

3 Методы, приёмы и средства обучения на уроках по теме «Состав слова».

Содержание лекции

Предметное содержание учебной деятельности на уроках русского языка влияет на качество языкового образования младших школьников. В связи с этим учитель должен уметь оценить представление теоретического материала (определений, сведений, классификаций) в учебниках и рабочих тетрадях.

В учебнике Т.Ф. Рамзаевой “Русский язык” (пр. 1-4) для 2 кл. дано определение корня - “общая (одинаковая) часть родственных слов”. Это определение неверно и недостаточно, т.к. в родственных словах звуко-буквенное выражение корня может отличаться. В корнях родственных слов могут быть чередования, позиционная мена гласных и согласных (снег, снежок; посадить, саженцы и т.д.). Как показало опытное обучение, дети 8-10 лет вначале способны воспринимать сведения о вариантах корня (без употребления терминов) на основе анализа слов, в которых корневой алломорф не включает орфограмму (“саженцы”). Для формирования орфографических навыков особенно важно обращать внимание на алломорфы, содержащие орфограммы. Кроме того, в некоторых действующих учебниках по русскому языку для начальных классов в определении корня нет указания на то, что это главная часть слова, в которой “спрятано” основное (вещественное) значение слова).

Формирование морфемных понятий и представлений должно осуществлятьсяна основе знаний о функциях частей слова, месте по отношению к корню, формальных признаках; понимание учениками разницы понятий «значение слова», «форма слова», «начальная форма слова», «изменение слова» и «родственные слова», установление взаимосвязи между понятиями «основа слова», «формообразующие части слова», «неизменяемые части речи».

Принцип научности – главное требование для формирования умений а) анализировать слова по морфемному составу, б) моделировать состав слова с применением графических схем; в) соотносить морфемный состав слова с графическими моделями;

Необходимо создать условия для применения учащимися знаний о морфемном составе слова для решения грамматических и орфографических задач;

развития речи посредством обогащения лексического запаса на основе представлений о словообразовании, анализа использования морфем в коммуникативных целях;

развития мыслительных операций: анализа, синтеза, моделирования, абстрагирования, сравнения при разборе слов по составу, подборе одноструктурных слов,

1. Особенности реализации принципов системности и процессуальности в содержании раздела «Состав слова» в учебно-методических комплексах разных дидактических систем.

Наиболее удачна следующая последовательность изучения морфемного состав слова:

1 этап - пропедевтический (обучение грамоте) – формирование представления об окончании как части слова, зависимой от других слов в предложении, словосочетании,: как части слова, выражающей значение один, два или несколько слов, называющих предмет и признак предмета, представление о начальной форме слова.

2 этап - изучение раздела «Морфемный состав слова» на понятийной, теоретической основе _2-3 классы): «окончание», «нулевое окончание» «форма слова», «словоизменение», «корень», «родственные (однокоренные слова)», «суффикс», «приставка», «основа», «словообразование»,

3 этап – углубление и уточнение знаний о морфемном составе слова, о моделях словообразования различных частей речи, о неизменяемых словах, о формообразующих суффиксах (в связи с изучением частей речи и орфографии).

Наиболее оптимальная последовательность изучения и структурирование учебных единиц в системе «Гармония» - учебники М.М. Соловейчик. Перед изучением родственных слов вводится понятие «значение слова» - принципиально значимое для формирования системы знаний о морфемике.

Примеры неудачных минимизации и распределения материала по данной теме находим в учебнике «Моя любимая азбука» Е.В. Бунеевой и Р.Н. Бунеева. Первоклассников знакомят с терминами «корень», «суффикс» до формирования представления об окончании, что, безусловно, неправильно. Как известно, для того, чтобы выделить суффикс, нужно найти окончание. Иначе у учащихся может сложиться неправильное представление о суффиксе как части слова на конце слова.

Кроме того, учащимся легче сначала выделить окончание как изменяемую часть слова и понять назначение окончания быть средством связи слов в предложении, чем понять словообразовательную функцию суффикса. Исключение авторами названного учебника для 2 класса грамматической связи слов из признаков предложения не может быть связано с принципом доступности, так как нетрудно организовать посильное для учащихся наблюдение над зависимостью слов в предложении (выраженной окончанием, предлогами и порядком слов) на языковом материале приемлемого для учащихся уровня сложности.

И в дальнейшем уделяется недостаточное внимания окончанию как средству связи слов в предложении и словосочетании.

3 Методы, приёмы и средства обучения на уроках по теме «Состав слова».

Для формирования умения находить в словах корень следует на первом этапе использовать родственные слова без чередования согласных в корне. Обязательная часть морфемного и словообразовательного анализа - семантизация слова, для чего необходимы толковые и этимологические словари. (Хорошая методика использования различных словарей разработана коллективом под руководством В.В. Репкина, этимологического - В.В. Волиной).

Действия по разбору слов обязательно должны начинаться с определения значения слова. У учеников необходимо воспитать привычку выяснять значение непонятных слов.

Ученики младшего школьного возраста без труда находят слова с непроизводной основой, выполняя задание найти слово, которое поможет объяснить значение слова с таким же корнем.

На следующих уроках необходимо не только закреплять знания и умения, но и усложнить условия решения грамматической задачи: использовать так называемый конфликтный материал, т.е. ряд слов с признаками, провоцирующими неправильные выводы об однокорневом или разнокорневом происхождении слов. Это однокорневые слова, общность семантики которых трудно сразу установить - лебедь, лебеда (в значении слова - указание на белый цвет), разведчик - ведьма - соотносятся со словом “ ведать” - знать; столица, престол, стол).Э тимологический анализ позволяет установить принадлежность этих слов к одному гнезду родственных слов: раньше слово стол обозначало предмет, на котором ели, а слово престол - кресло, трон, на котором сидел царь, следовательно, с толица с- место, где находился престол царя, главный город государства (престольный город).

Необходимо понимание учениками разницы понятий «форма слова» и «родственные слова», установление взаимосвязи между понятиями «основа слова», «формообразующие части слова», «неизменяемые части речи».Этому способствуют такие задания: 1.Найди лишнее слово: гриб. грибок, гриба, грибница, грибник;.2. Выпиши слова с нулевым окончанием; 3. Подчеркни схему, соответствующую данному слову; 4. В правый столбик выпишите изменяемые слова, а в левый неизменяемые слова.

В учебниках даны памятки для анализа слов по морфемному составу, которые следует использовать для сравнения с алгоритмом-таблицей, составленной учениками. Подбор одноструктурных слов для выделения приставок и суффиксов развивает мышление и обогащает речь детей, так как способствует более полному пониманию значения слова.

О применении словообразовательного анализа в обучении учащихся начальных классов установлению связей между производными и производящими словами на уроках русского языка в начальных классах писали Т.Г. Рамзаева, Э.И. Полякова, Т.Ф. Потоцкая, Е.Г. Мережко и др. авторы. Но в учебниках и учебных пособиях недостаточно упражнений для формирования умений словообразовательного анализа, формирования представлений и умений, связанных с понятиями “лексическое значение слова”, “происхождение, этимология слова”.

Словообразовательный анализ даёт хорошие возможности для повторения на более высоком уровне сложности понятия «окончание», устанавливать взаимосвязь между словами с производной и производящей основами: волчище - волк. Слово волчище с формальным показателем среднего рода, с окончанием -е, тем не менее является существительным мужского рода, потому что существительное с производящей основой - волк - мужского рода.

Ученикам термины “производная и производящая основы” не сообщаются, но детей подводят к выводу о словообразовательной соотнесенности слов: какое слово появилось раньше, а какое позже, первичное и вторичное слово (см. статью Е.Г. Мережко [7])..

Подобные лингвистические задачи интересны детям и, действительно, содержат потенциал для возникновения положительных мотивов изучения русского языка, а установление мотивированности значений слов способствует развитию таких интеллектуальных умений, как определение внутрипонятийных и межпонятийных связей, причинно-следственных отношений, иерархической структуры языковых и внеязыковых понятий (определение главных и зависимых, вторичных единиц какой-либо системы

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5842; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.