Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возрастная динамика понимания художественного произведения




1) сопереживание конкретному герою → 2) понимание авторской позиции → 3) обобщённое восприятие художественного мира → 4)осознание своего отношения к этому миру → 5) осмысление влияния произведения на личностные установки.

Пройти этот сложный путь младший школьник может только с помощью взрослого (учителя).

Учителю необходимо помнить, что уровни читательской зрелости учеников I – II классов и III – IV классов существенно различаются.

Ученики I – II классов не могут самостоятельно, без помощи взрослого осознать идейное содержание прочитанного; дети этого возраста не могут по описанию воссоздать в воображении образ ранее неизвестного предмета, а воспринимают его только на эмоциональном уровне: «страшно», «смешно»; читатель 6 – 8 лет не осознаёт, что в художественном произведении воссоздаётся не реальная действительность, а отношение автора к реальной действительности, поэтому ими не ощущается авторская позиция, а значит, и не замечается форма произведения. Читатель этого уровня подготовки не может оценить соответствие содержания и формы.

Ученики III – IV классов уже приобрели некоторый читательский опыт, их жизненный багаж стал значительнее, и уже накоплен некоторый литературный и житейский материал, который может быть сознательно обобщён. В этом возрасте ребёнок, с одной стороны, начинает ощущать себя отдельной личностью, с другой, – расстаётся с детским эгоцентризмом. Он открыт для общения, готов «услышать» собеседника, сочувствовать ему.

Как читатель ученик III – IV классов проявляет себя уже на более высоком уровне: способен самостоятельно уяснить идею произведения, воображение достаточно развито; появляется сопереживание автору, без посторонней помощи может уяснить формальные признаки произведения. В итоге он может испытывать удовольствие от восприятия формы, заметить и оценить случаи соответствия содержания и их формы.

К концу начальной школы появляются новые тенденции в читательской деятельности. Эта тенденция имеет положительную сторону. Ребёнок не удовлетворяется только чувственной, эмоциональной реакцией на прочитанное, он стремится для себя логически объяснить читаемое; всё, что читается должно быть обязательно понятно.

Имеет тенденция и отрицательную сторону; всё, что непонятно, просто не читается в тексте. Важно учить ребёнка раскрывать «код произведения», иначе постепенно разовьётся читательская эмоциональная глухость когда за словом не возникает образа, представления или настроения. Читать становится не интересно, скучно, читательская деятельность затухает, человек взрослеет, но читателем не становится.

 

3. Методические закономерности работы с художественным

текстом в начальных классах.

Методические выводы из всего сказанного могут быть такими:

- при анализе произведения нужно разводить понимание того, о чём произведение и как об этом говорится в произведении, таким образом, помогать осознавать форму произведения;

- должны разбираться языковые средства, благодаря которым создаются образы произведения;

- при анализе произведения внимание детей должно привлекаться к структуре произведения;

- нужно активизировать в речи детей слова, обозначающие эмоциональные и моральные качества;

- при анализе произведения должны учитываться данные методической науки.

Основные методические положения, определяющие подход к анализу художественного произведения:

1) анализ содержания произведения и формирование навыков правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения сливаются в единый процесс (задания, направленные на понимание содержательной стороны произведения, одновременно является и заданиями, совершенствующими навык чтения);

2) выяснение идейно-тематической основы произведения, его образов, сюжетной линии, композиции, изобразительных средств служит общему развитию учащихся, обеспечивает развитие речи (словаря и связной речи);

3) опора на жизненный опыт учащихся является основой осознанного восприятия содержания произведения и необходимым условием его правильного анализа;

4) классное чтение рассматривается как средство активизации познавательной деятельности учащихся и расширения их знаний об окружающей действительности;

5) анализ текста должен будить мысль, чувства, возбуждать потребность высказываться, соотнести свой жизненный опыт с теми фактами, которые представил автор. Анализ не должен разрушать эстетическую ценность произведения. Необходимо, чтобы в процессе анализа произведение не утрачивало своей художественной красоты, чтобы логический анализ сочетался с эмоционально-художественным.

Таким образом, современная методика обучения чтению основывается на теоретических положениях, разработанных такими науками как литературоведение, психология, педагогика. Для правильной организации классного чтения учителю необходимо учитывать специфику художественного произведения, психологические основы процесса чтения на разных этапах обучения, особенности восприятия и усвоения текста младшими школьниками и т.д.

В конце лекции лектор подводит итоги.

 

 

Лекция № 6.

Методика чтения и анализа художественного произведения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 985; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.