Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение ислама и общеарабская цивилизация

1,5-1,6 млрд. мусульман в мире. За последние 50 лет количество мусульман в население Западной Европы утроилось (сейчас около 20 млн.), в США стало в 14 раз больше (7 млн.). В России около 20 млн. мусульман. Современные проблемы – радикализация ислама и исламофобия.

 

Арабское общество в доисламский период

Ислам возник на Аравийском п-ве. Это была неоднородная территория (кочевое скотоводство в полупустыне наряду с развитыми городами). Здесь были очаги древней государственности: Собейское государство, на юге Аравии государство Химьяритье (территория современного Йемена). На севере Аравии государство Гассанидов. На западе Аравии в 6в. крупными торговыми городами были Таиф, Ятриб (переименован в Медину, что означает «город»), Мекка.

Большинство арабов были кочевыми скотоводами, но все большую роль начинала играть торговля. Византия и Иран – великие державы того времени. Аравийский п-ов – сфера борьбы за влияние. В государстве Химьяритье было 2 партии. Первая была связана с иудеями, ей покровительствовал Иран, второй – христианская Византия. В борьбе за сферы влияния выиграл Иран. Это отрезало арабскую элиту от источников доходов от торговли, что выделяют одним из факторов социально-экономического кризиса 6в. в Аравии.

Арабское общество этого времени – переходное общество. Начинают формироваться элементы государственности. Большинство арабов были язычниками, почитали астральных божеств. Были элементы фетишизма в виде культа камней. Один из важнейших камней (Черный камень) до сих пор располагается в Мекке в святилище Кааба (слово «куб» происходит от этого названия). В Каабе было святилище божества Хубал – корень ал указывает на общесемитское происхождение культа (тот же корень богов Ваал, Элохим, Аллах). Святилище Кааба постепенно становиться главным культурным центром, возникает традиция паломничества в Мекку, с чем связано возвышение и обогащение Мекки. В это время многие почитали Ал-лаха и Рахманана – в дальнейшем имена исламского господа. Существовали джины и шайтаны – добрые и злые посредники между богами и людьми. С обычными людьми боги общались редко. Боги общались с провидцами – аррафы (кахины), которые имели способность к ритмической организации речи (говорили стихами). Их почитали. На это время приходиться взлет арабской поэзии, поэты – люди, способные общаться с сакральным миром.

Идет спор и возможности возникновения монотеизма собственно на арабской почве. До конца его не разрешить. Однако о такой возможности говорят возвышение Мекки, складывание общеарабского культа (Кааба). Однако ислам возник не только на почве доисламской арабской религии, а под влиянием развитых к тому времени других монотеистических религий: иудаизма, в меньшей степени христианства, в том числе его неортодоксальные версии (несторианство). Влияние оказал зороастризм (ортодоксальный и манехейство с его идеей мира во зле).

Возникновение общеарабского государства и ислама («покорность Богу»)

6-1/2 7вв. – Аравия в ситуации интеллектуальных поисков. Халифы – проповедники, призывающие отказаться от язычества, они не противопоставляют себя ни христианству ни иудаизму. Одним из таких халифов был Мухаммед (Магомет). О жизни пророка известно многое на основании мощной традиции: из Корана, в котором через Мухаммеда с умой (общиной) общается Бог, из хадис – тематические сборники, где зафиксированы предания о Мухаммеде (на хадисах основана Сунна). Но эти источники субъективны, т.к. их цель – обращение в ислам. Практически нет внешних ранних источников о биографии Мухаммеда.

Родился Мухаммед ок. 570г. Принято считать, что день рождения и смерти пророка одинаковы (сложности в подсчете из-за лунного календаря). Родился в Мекке. Мекка была торговым городом, где господствовал родовой уклад жизни. Самый влиятельный клан Мекки – клан Омейядов. Мухаммед принадлежал к клану Хашимитов (этот род выполнял ритуальные функции, хранил ключи от Каабы). Дед Мухаммеда Абдалмутталиб возглавлял род, был почитаем за благочестие. Его отец Абдаллах был младшим сыном, умер рано, оставив жене небольшое наследство. Мать Мухаммеда Амина тоже вскоре умерла. В 6 лет Мухаммед стал сиротой. Его воспитывали сначала дед, а потом дядя Абу Талиб. Как то дядя взял его на ярмарку, там к ним подошел монах и возвестил что среди них пророк. Мухаммед подростком был пастухом, потом снаряжал караваны. В 25 лет нанялся как приказчик к вдове Хадидже, женился на ней. В этом браке дети умирали и рождались одни девочки. Только одна дочь Фатима пережила отца. Мухаммед не отличался красноречием, у него не было братьев, сестер, сыновей, т.е. был неприкаянным. Зато любил поговорить с людьми, сведущими в религии. Стал все больше и больше уединяться в пещере на г. Хира. В этой пещере постились арабы накануне паломничества к Каабе. Здесь Мухаммед становиться пророком, ему открывается истина, общается с архангелом Джебраилом. Здесь у него открывается дар к ритмической организации речи, который расценивает, что так через него говорит Бог. 610г. – в возрасте ок. 40 лет Мухаммед становиться пророком, начинает проповедовать в Мекке. Сначала это ничего не меняет. Первых слушателей было немного, но они все почитаются в исламской традиции: жена, тесть Абу Бакр, тесть (О)Умар, зять (О)Усман, двоюродный брат и зять Али. Молодежь, слабые - обозначение первых слушателей. Можно предположить, что вокруг Мухаммеда объединились люди, не нашедшие себе места в жесткоклановой системе арабского общества.

Идея равенства всех членов уммы перед Богом была уже знакомой. Молитвенные собрания не привлекали внимания. Молились, обращая лицо к Иерусалиму. В Коране есть понятие народы Книги – это мусульмане, иудеи и христиане. В Коране Абрахим – это Авраам, Мусса – Моисей, Иса – Иисус.

Постепенно обстановка для Мухаммеда стала неблагоприятной. Его общество не вписывалось и разрушало клановую систему. Главы кланов обратились к Абу Талибу, угрожали Хашимитам бойкотом. Однако клан пророка поддержал, байкот продолжался 3 года. За это время умерли Абу Талиб, Хадиджа, Мухаммед остался без поддержки. 622г. – хиджра – переселение Мухаммеда и его сподвижников из Мекки в Ятриб (Медину) – начало летоисчисления у мусульман. Отсюда родом была мать пророка. Жители Ятриба соперничали с Меккой. В Ятрибе жили также иудеи, поэтому требовался посредник. Посредником между арабами и иудеями стал Мухаммед, сказав «нет принуждения в вере» (речь идет о народах Книги). Мухаджиры - те, кто совершил хиджру вместе с Мухаммедом. Ансары (помощники) – те, кто поддержал его в Ятрибе.

Мухаммед начинает воевать с мекканцами, нападает на их караваны. 624г. – сражение при Бадре. У мекканцев был численный перевес, они были конные, но Мухаммед одержал победу. Мекканцы мыслили еще категориями рода и не спешили сближать оружия с родственниками. Сторонники Мухаммеда мыслили уже категориями приверженец-язычник. Борьба с Меккой шла долго. Одновременно укреплялись позиции Мухаммеда в Ятрибе. Здесь Мухаммед не поладил с местными иудеями, т.к. достаточно вольно толковал Тору. Все знания пророка были почерпнуты не из книг, а из бесед с проповедниками, иудеи указывали на расхождение с Писание. Это накаляло отношения. В итоге одно из племен иудеев было изгнано, а около 600 мужчин другого племени истреблены. Эти события стали важным фактором размежевания ислама с другими народами Книги. Именно в Ятрибе ислам становиться самостоятельной религией.

Военная кампания мусульман в Аравии развивалась успешно. 628г. – мекканцы пошли на переговоры (это говорит о том что они презнали его как равного политического партнера). Январь 630г. – войско Мухаммеда (10 тыс. чел) подошло к Мекке. Мекканцам была гарантирована полная безопасность, если не будут сопротивляться. Мекка была занята пророком почти без боя. По условиям мекканцы приняли новую религию. Свершилось очищение Каабы от идолов. При этом сам культ Каабы был сохранен, он стал важнейшим исламским ритуалом. Позже арабы захватили Таиф. Мухаммед совершил паломничество в Мекку, сделав еще один доисламский обряд элементом ислама.

632г. – смерть Мухаммеда. К этому времени б о льшая часть Аравийского п-ова была подчинена. В основных чертах сформировалась религиозная доктрина и государство, во главе которого стоял пророк. Поэтому исламское государство определяют как теократическое.

Основные положения исламского вероучения

5 столпов веры:

  • Исламский символ веры – шахида: «Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммед пророк его».
  • 5-кратная молитва (салат или намаз). Моляться, обращая лицо в сторону Мекки.
  • Месячный пост Саум в рамад(з)ан – ограничение еды и питья до захода солнца. Пост – обычай доисламский.
  • Зака(я)т – милостыня в пользу бедных. Этот сбор в пользу уммы стал основой формирующейся налоговой системы.
  • Хадж – паломничество.

Иман – убежденность в истинности исламских догматов. Его основа – вера в единого Бога Аллаха. Позже в Сунне было определено 6 условий имана: вера в Аллаха, его имена и атрибуты. Атрибуты:

  • Необходимость
  • Предвечность (Его существованию не было начала)
  • Вечность (Его существованию не будет конца)
  • Единственность (Ему ничто не подобно)
  • Неподражаемость (Его свойства и сущность Его творения не могут воспроизвести)
  • Постоянство (Его существование не зависит от того, что Он сотворил)
  • Жизнь
  • Знания (изначальны, беспредельны, вечны и неизменны)
  • Слух (все слышит)
  • Зрение
  • Воля
  • Мощь
  • Слово (не нуждается в голосе и языке, чтобы говорить)
  • Способность создавать

Мусульманин должен верить в ангелов, Коран, пророков и грядущий конец света. Главная фигура Корана – Аллах. Коран категорически не приемлет и не понимает христианскую концепцию богочеловека (как впрочем и иудеи). В Коране нет события страдания Христа за грехи человеческие. Страдания Бога для ислама немыслимы и бессмысленны, также как и то, что Бог может быть сыном земной женщины (Марии – Марьям).

В христианстве одна из ключевых идей относительно человека – идея первородного греха (никто не благ). В исламе грех Адама – грех его личного неповиновения Аллаху, он не наносит непоправимого ущерба человеческой природе. Коранический человек существо скорее благое, но слабое, глуповатое, склонное сойти с пути, поэтому нуждается в руководстве. Отношения Бога и человека опосредуются через закон, данный в Коране и Сунне.

В христианстве все люди равны, т.к. человек богоподобен, равны через таинство искупления. В исламе члены уммы равны перед законом.

Разное понятие чуда. В Сунне Мухаммед говорит о хождении Христа по воде, что будь у него больше уверенности, то он бы ходил по воздуху, т.е. можно приблизиться к Богу еще больше. Первое чудо Иссы в Коране – разговор во младенчестве с иудейским послом совершается открыто, в Новом Завете – Канна Галилейская, совершается тайно, просто, чтобы помочь людям. Карамат – чудо-свидетельство святому, что он избрал праведный путь. Муджизат – знак святому близости его к Богу и правильности его учения. Т.е. тема чуда в Коране пропагандистская, основная цель – уверование.

 

Арабское государство после смерти пророка. Гражданская война и образование халифата Омейядов

После смерти Мухаммеда в 632г. встал вопрос об унаследовании власти над умой. Принципа передачи власти не было, как и единства (мухаджиры, ансары, мекканцы). Умар завел речь, что Мухаммед вернется. Но Абу Бакр сказал: тот, кто поклонялся Мухаммеду, знайте, что истинный Бог Аллах, и он будет всегда с нами. В последние годы жизни Мухаммед поручил вести молитву Абу Бакру. Он был мягким и компромиссным человеком, его избрали халифом (заместитель посланника Аллаха). Продолжилось объединение светской и духовной власти. Было подавлено движение лжепророков (возникло, т.к. союз был с Мухаммедом, а он умер).

Аравийский п-ов был окончательно подчинен. В это время прославился полководец Халид Бен-ал Валид. Арабы начали заглядываться на Византию и Иран. Пограничные византийские крепости были заброшены. Византия давно не платила пограничным арабским племенам за защиту.

В конце лета 634г. Абу Бакр заболел, его приемником был Умар. Не все члены уммы одобрили выбор Абу Бакра, но большинство поддержало Умара. В августе 634г. Абу Бакр умер не оставив ни динара ни дирхема (идеальный правитель должен быть беден, умма сплочена идеей равенства). Вторым халифом стал Умар (634-644). Он принял власть примерно в 50 лет. Это был человек быстрый в решениях, благочестивый, неприхотливый, суровый. За его правление воевали с румами (византийцами), Ираном. Захватили Египет, Сирию, Западный Иран. Стала формироваться империя. Такое государство требовало формирование новых принципов управления. Запрещалась практика раздела завоеванных земель, т.к. это было чревато сепаратизмом. Умар вводит жалование воинам, что требовало формирование денежно-фискального аппарата. Арабы сохраняли налоговую практику завоеванных земель. Это было фактором лояльности по отношению к завоеванному населению. Арабы активно адаптировали административные, экономические, культурные практики завоеванных территорий. Уровень развития арабов был ниже уровня развития завоеванных территорий, но они учились.

644г. – случайная смерть Умара. Иранский ремесленник Файруз угодил в арабский плен, став рабом. Его тяготил оброк – 2 дирхема в день (рубаха в день, 1 дирхем – 1/12 динара, 1 динар – цена овцы). Когда Умар делал обход базара, Файруз пожаловался ему. Умар ответил, что не считает, что при хорошем владении ремеслом, подать Файруза велика. Потом они вновь встречаются, когда Умар просит сделать ветряную мельницу. Через несколько дней Файруз ударил Умара кинжалом в мечети, а потом сам зарезался. О слабости государственных институтов и простоте нравов, предполагавших равенство членов уммы, говорит факт, что к халифу мог запросто подойти обычный раб, заговорить с ним.

Умар перед смертью успел назначить регентский совет из 6 человек, чтобы выбрать нового халифа. Совет избрал Усмана из рода Омейядов (достаточно богат и родня пророку). Это был человек не очень решительный, склонный договариваться. При Усмане арабы успешно захватили Северную Африку, окончательно сокрушили Иран. Началось обогащение исламской верхушки. Это вызывало напряжение в умме. В умме еще помнили, что Омейяды были врагами пророка (хотя Усман и был его сподвижником), а теперь они назначались на государственные посты. Во время УсманавозникКоран. До этого речи пророка ходили в разных записях. Они были собраны и обобщены, Усман лично их редактировал. Многие не приняли книгу. Недовольство вылилось в открытый конфликт, а затем гражданскую войну. Она положила конец единству ислама.

Недовольные стали объединяться вокруг Али, зятя и двоюродного брата пророка. Их в дальнейшем стали называть шиитами (от араб. шиа(т) – партия, секта). Основная идея – халиф должен быть из рода пророка, это означало, что халифом должен стать Али. В январе 656г. 1,5 тыс. мусульман отправилось в Медину с претензиями к халифу. Усман выслушал, гарантировал разобраться. Но делегация поймала посла, у которого было письмо египетскому начальнику, чтобы тот подавил мятеж. Делегация вернулась к халифу и осадила его дом. В итоге ворвались в дом, убили Усмана. По преданию Усман держал в руках Коран, страницы которого окропила кровь.

Халифом был провозглашен Али. Его власть не признала младшая жена Мухаммеда Айша, а также племянник Усмана наместник Сирии Муавийя. Он обвинил Али в организации убийства Усмана. Али начал войну с сирийцами. Июнь 657г. – на р. Ефрат сошлись 2 войска. На стороне Али было преимущество. Но противники подняли на копьях страницы Корана, что означало переговоры, переход к третейскому суду. Али вступил в переговоры, от него отделились хариджиты («вышедшие»), выбрав своего халифа. Али теперь воевал против них. В 661г. Али был убит хариджитами. Муавейя провозгласил себя халифом, добившись от Хасана, сына Али, отказа от притязаний. Это положило конец гражданской войне и начало правлению династии Омейядов (правили до с. 8в.).

Закончилось единство ислама. В гражданскую войну на основе групп, решавших вопрос о власти, оформилось 3 основных направления ислама: суннизм, шиизм и хареджизм.

При Омейядах продолжались завоевания (Средняя Азия, Закавказье). Хазарский кагант остановил продвижение арабов на север. Арабы завоевывают Северную Африку, Пиренейский п-ов. С Пиренеев арабы двинулись на территорию современной Франции, где в сражении при Пуатье Карл Мартелл остановил их.

Арабская элита решила объединительную задачу. Арабы быстро освоили традиции покоренных народов., сумели выстроить единый административный аппарат и добиться относительного идеологического единства. Важным фактором строительства империи была исламизация.

Оформился принцип наследственной передачи власти. Муавийя передал халифат сыну Йазиду. Халифат был поделен на эмираты. Пределы власти эмиров были очерчены приблизительно. Эмиры стремились к все большей независимости, сепаратизм также подкреплялся разностью культурно-исторических регионов империи. Делопроизводство шло на арабском языке, существовала единая монетная система что способствовало централизации. Теоретически все земли принадлежали умме. На самом деле существовали разные категории земель:

  • Савафи – земли собственно государственные
  • Мульк (милк) – частное землевладение, с которых государство получало ренту. Эта землю могла отчуждаться и покупаться
  • Икт – первоначально государство передавало некоторым лицам право получения налогов с определенной территории. Потом икты превратились в землю, дававшуюся за службу (лен). Была тенденция превращения иктов в наследственную собственность.

Важным элементом решения вопроса централизации была успешная исламизация. Главным инструментом был налог. Мусульмане платили зак а т (1/40 дохода). Если была земля, то с земли платили утр (десятина). Немусульмане с земли платили харадж (до 2/3), а также специальный налог джизья – подушный налог (обязательно денежный). Систему сочетания поземельного и подушного налогов мусульмане позаимствовали у иранцев. Торговые пошлины для немусульман были выше (именно такая политика халифата быстро превратила евреев в торговый народ). Исламизация была очень быстрой. Она стала представлять проблему для государства (мусульмане платили мало налогов). В итоге хараджные земли оставались таковыми вне зависимости от изменения религии. В связи с этим периодически вспыхивали восстания, поэтому государство то отменяло, то вводило харадж.

Сражение на р. Талас с империей Тан, в результате которого контроль за южной частью Великого шелкового пути перешел к арабам.

 

Образование халифата Аббасидов

Социокультурный и социально-экономический факторы, а также конфессиональный (шиизм, суннизм) разрывали империю. Правление Омейядов прекратилось в середине 8в. Борьбу против Омейядов организовал клан Абассидов (Али Абасс – дядя пророка). Они заручились поддержкой социальных низов, региональных элит, значительной части суннитов, при этом шииты их тоже считали своими. Обещали отменить харадж для мусульман, а также налоговое послабление для немусульман. 9 июня 747г. в г. Мерв началось восстание. Его возглавил агент Абассидов Абу Муслим (бывший раб). Называли себя мусаьиды – одетые в черный цвет (цвет Абассидов был черным). А бу Муслим был шиитом, как и другой активный деятель восстания Абу Салам.

Мерлан II – последний халиф из Омейядов. Он направил войско на подавление достаточно поздно. В 749г. халифом был объявлен Абу-л-Аббас Саффах (милостливый) из Абассидов. Мерлан II погиб. Большинство Омейядов было вырезано. Уцелел Абд-ар-Рахман, который бежал в Андалусью, где возник Курдовский эмират. Восточные провинции контролировала армия Абу Муслима. Абу Салам был недоволен новым халифом (шииты ожидали, что Абассиды примут шиизм, но они этого не сделали). Абу Салам был зарезан. 754г. – второй абассидский халиф Аль-Мансур (Победоносный). Абу муслима вызвали во дворец, где его и убили. Затем были уничтожены люди из его окружения. Этим был ознаменован окончательный разрыв с шиитами, которым Абассиды были обязаны победой над Омейядами. Абассиды приняли сторону большинства (суннитов), подавив вспыхнувшие восстания. Символом окончательного утверждения власти Абассидов стало решение строительства новой столицы. На западном берегу р. Тигр был заложен Медина Ассалам – «город мира», другое его название – Багдад.

За 100 с небольшим лет небольшая община создала новую религию и громадную империю. Завоева громадные территории, арабы сумели удержать их. При этом ислам лишь в течение правления пророка и первых 2 халифов был единым учением. Первоначально раскол был связан с вопросами о власти. Вскоре стали возникать доктринальные разногласия. На разногласия стали оказывать влияния разные культурные традиции (иранское влияние на шиизм). Формирование государства неизбежно вело за собой разрыв с идеей равенства всех членов перед умой. Народные движения часто облекались в конфессиональную оболочку.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Япония в 3 – н. 11вв | Китай в конце 8-12вв
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1570; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.