Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Системы информирования журналистов




Предметно-вещевая среда как источник журналистской информации.

Человек как источник журналистской информации

Человек является ключевым звеном в системе информационных источников. Г. В. Лазутина приводит американскую научную традицию, где оно классифицируется как «живой источник», «и в этом – не только прямой смысл: человек – субъект деятельности, он включён в природные и социальные процессы множеством связей и потому как источник информации неиссякаем».

Действительно, человек, с одной стороны – свидетель или участник происходящих вокруг нас событий и потому выступает в качестве носителя информации об этих событиях. С другой стороны, он держатель информации о себе, о своём внутреннем, неповторимом мире. И, наконец, он транслятор информации, полученной от других.

Особенность этого источника в том, что он может открыться или не открыться для журналиста: как существо социальное он сам программирует своё поведение, это необходимо учесть каждому журналисту, работающему с этим источником информации.

Под предметно-вещевой средой понимается обстановка, которая нас окружает. Предметы и вещи могут рассказать о событиях иной раз не меньше, чем человек. Главный вопрос для журналиста: где отыскать эти источники. На данный момент в обществе утвердилось понимание необходимости оказывать средствам массовой информации организационную информационную поддержку.

Сегодня у нас в стране существует достаточно развёрнутая система информирования журналистов о происходящих событиях. К основным его формам Г. В. Лазутина относит следующие:
1. Брифинги – короткие совещания работников средств массовой информации, на которых идёт ознакомление с позицией властных структур по тому или иному вопросу;
2. Презентации – торжественные встречи представителей каких-либо государственных, общественных или частных структур с общественностью, в том числе с представителями прессы, для ознакомления с новым предприятием, новой продукцией, новыми результатами деятельности;
3. Пресс-конференции – встречи государственных или общественных деятелей, представителей науки, культуры и т.д. с журналистами для информирования их в связи с актуальными событиями или для ответов на их вопросы;
4. Пресс-релизы – специальные сводки сообщений для прессы о существенных фактах в той или иной сфере действительности, подготовленные соответствующими пресс-службами;
5. Специальные информационные бюллетени о текущих событиях той или иной сферы деятельности, создаваемые корпоративными информационными агентствами;
6. Экстренные сообщения по факсу или электронной почте, поступающие в органы массовой информации от пресс-секретарей, пресс-служб. Пресс-центров различных ведомств и общественных объединений.

Все вышеупомянутые источники поставляют редакциям СМИ деловые сведения, которые в дальнейшем находят отражение в материалах печатной и эфирной журналистики. Отдельно следует упомянуть клубы и ассоциации журналистов. Они фактически не являются производителями информации, но способствуют обмену и распространению важных сообщений, заключению контрактов и соглашений в этой сфере. «Примером может служить ассоциация корреспондентов зарубежных СМИ, аккредитованных в Москве, число которых с либерализацией внешней политики России возросло в геометрической прогрессии».

Журналоистам необходимо хорошо представлять себе всю совокупность естественных «накопителей информации», сложившихся в обществе на тот или иной период. Оказывается, что для информации о неблагоприятных событиях и для информации о событиях благоприятных в обществе существуют разные «накопители», причём первые (милиция, «скорая помощь», пожарная служба, аварийные службы, ГАИ, народные суды и так далее) в силу естественных причин известны людям гораздо больше, а потому и журналистами освоены лучше.

Информация же о благоприятных фиксируется с большей или меньшей степенью отчётности в соответствующих управленческих службах муниципальных округов. К сожалению, это происходит не так оперативно, как в случаях неприятного свойства. Поэтому достаточно важно представлять себе структуру органов управления, как страны, так и города и области.

На данный момент издаётся невероятное количество периодических справочников, содержащих информацию такого рода. Такой справочник является неплохим помощником в нелёгком деле добычи информации.

Сегодня в законодательстве предусмотрено право журналистов запрашивать и получать информацию от государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц.

Но все-таки своевременная добыча сведений о существенных изменениях действительности, о тех сторонах жизни, знание которых для аудитории – необходимость, остается для средств массовой информации проблемой номер один. Причем у этой проблемы много аспектов.

Собирая информацию, журналист должен знать, какие данные секретны, поскольку их разглашение влечет за собой уголовную ответственность. К ним относятся, прежде всего, такие:

  • об объемах производства, поставок, о запасах стратегического сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов;
  • о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства;
  • об объемах запасов, добычи, передачи и потребления платины, металлов платиновой группы, природных алмазов, а также об объемах других стратегических видов полезных ископаемых (по списку Правительства РФ);
  • о внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности РФ, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;
  • о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства.

Не засекречиваются сведения:

  • о катастрофах, стихийных бедствиях и их последствиях;
  • о состоянии экологии, здравоохранении, санитарии, демографии, образовании, культуре, сельском хозяйстве, а также о преступности;
  • о привилегиях, компенсациях и льготах для физических и юридических лиц;
  • о фактах нарушения прав и свобод человека;
  • о размерах золотого запаса и государственных валютных резервов страны;
  • о состоянии здоровья высших должностных лиц РФ;
  • о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

На первом месте по закрытости стоят коммерческие структуры. На втором — работники исполнительных и правоохранительных органов. На третьем — работники госпредприятий и представители финансовых структур.

Мотивировка отказов в предоставлении документов:

  • ссылки на засекреченность информации;
  • запрет руководства давать информацию;
  • ссылки на отсутствие у сотрудника времени на поиск информации;
  • отсутствие требуемой информации;
  • без объяснения причин;
  • ссылки на неполноту информации;
  • опасение, что журналист исказит информацию, использует ее во вред;
  • нежелание сотрудничать с данным изданием;
  • нежелание будоражить общественное мнение;
  • личный страх иметь неприятности;
  • нежелание журналиста платить за информацию.

Своеобразные трудности встречают журналисты в случае, когда возникает необходимость в розыске бытовых документов — той совокупности официальных и личных материалов, которые обеспечивают информационное обслуживание людей в быту. Подавляющее большинство их не регистрируется. Обращение к документам такого рода (письмам, дневникам, обязательствам, распискам) требует от журналистов такта. Особое внимание нужно обращать и на то, в какой мере репрезентативны полученные данные, в какой мере они могут служить основой для серьезных выводов.

Для положительного материала допустимо собирать сведения, не представляясь информирующим лицам. Неведение последних позволяет увидеть суть дела изнутри, пронаблюдать людей в естественной обстановке, ведь визит журналиста часто вызывает напряженность, волнение будущих героев. Для критической корреспонденции также возможен сбор сведений, при котором источники информации не догадываются о том, что стали объектом внимания журналиста, или об истинной цели сбора. Такой прием порой сочетается со скрытым фиксированием информации — «лицедейством». Однако включение диктофона без ведома собеседника и его согласия не только не рекомендуется, но и прямо запрещено законодательством.

Более честным и принципиальным является открытый сбор сведений. Принципиальная позиция заставляет журналиста прямо и недвусмысленно выражать свое отношение к отрицательным фактам: высказать все открыто и честно.

Полная драматизма социально-экономическая и политическая обстановка в стране, отсутствие единой идеологии, конкуренция средств массовой информации, эйфория журналистов от осознания своей реальной силы как «четвертой власти» в России (после законодательной, исполнительной и судебной), недостаточная компетентность, ощущение безнаказанности за ошибки привели к многочисленным нарушениям правовых и этических норм. Практика освещения только негативных фактов, нагнетания нервозности особенно недопустима на телевидении, аудитория которого во много раз больше читательской.

Для журналистов существует соблазн занять внешне эффектную радикальную позицию, потрафлять дурным вкусам, ублажать обывателя дешевой сенсацией, скандальными историями. Такие подходы чреваты размежеванием различных социальных групп населения, расколом массовой аудитории.

Скандальность журналисты порой отождествляют с популярностью. Негативно сказываются противоречивость и несовершенство Закона РФ «О средствах массовой информации». Хотя им не допускается использование прав журналиста в целях «распространения слухов под видом достоверных сообщений» (ст. 51), доказать нарушение этой нормы закона трудно, так как журналист и редакция обязаны сохранять в тайне источник информации (ст. 41 и 49).

Неудивительно, что в СМИ нередко появляется заведомо ложная информация, в которой доводы журналиста строятся на ставших уже штампами словосочетаниях: «По неподтвержденным данным», «Как нам сообщил источник», «Как нам стало известно»... На этом строится фальсификация, к которой прибегают в некоторых изданиях, когда журналист придумывает событие и плоды своей фантазии выплескивает на газетные страницы.

Правда, в последнее время процент таких фальсификаций становится меньше. Это связано с возрастающим недовольством читателей, которые откликнулись на подобные публикации и, узнав истинное положение дел, почувствовали себя обманутыми. Многие газеты, прислушивающиеся к аудитории, отказываются от фальсификаций. Но пока далеко не все.

Читатель имеет право знать, откуда вы получили ту информацию, которую ему выдаете. Ведь одно дело, если о приближающейся эпидемии гриппа говорит какая-нибудь тетя Вера, и совсем другое — когда об этом заявляет министр здравоохранения. Поэтому необходимо ссылаться на источник — кроме тех случаев, когда это может повредить человеку, предоставившему вам информацию. В таком случае читателю надо объяснить, почему вы не раскрываете источник.

Конечно, слишком частые ссылки на самые разные источники тоже не нужны. Но если выдаете информацию, которая задевает чьи-то интересы, то ссылка обязательна.

И вот еще что очень важно: настоящий профессионал никогда не доверяет ни одному из источников на 100%. Лучше все факты лишний раз перепроверить, чем хоть один из них переврать. Первый пункт "Декларации принципов поведения журналиста" Международной Федерации Журналистов гласит: "Уважение правды и права общества знать правду — первоочередной долг журналиста". И далее: "Журналист обязан оперировать только той информацией, источник которой ему известен". Это положение развивает статья 49 российского Закона "О средствах массовой информации": "Журналист обязан проверять достоверность сообщаемой им информации". Как же добиваться уверенности в этой "достоверности"? В профессиональной среде выработалась такая формула: информация становится фактом, если она подтверждается тремя независимыми (то есть разными по позиции и не ссылающимися друг на друга) источниками. Пользуйтесь этой формулой.

Одна из самых серьезных проблем информационного поиска – определение КАЧЕСТВА полученной информации. При этом под качеством мы понимаем, прежде всего, достоверность (правдивость, истинность) информации. Вряд ли вы сами сможете точно определить, насколько качественна информация, скорее всего, ваших знаний о проблеме будет для этого недостаточно. Поэтому желательно привлекать к работе экспертов, хорошо знакомых вам людей, мнению которых вы доверяете. Хотя и в этом случае могут возникать серьезные проблемы. Помните, мы говорили о том, что экологическая журналистика – это "журналистика неопределенности", что, по сути, многие научные утверждения можно опровергнуть или подвергнуть критике.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1715; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.