Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные направления столыпинской земельной реформы. Новое аграрное законодательство




Аграрная политика правительства в 1895-1905 гг.

Основа аграрной политики в этот период – поддержка общины. В конце 19 – начале 20 вв. социальное положение в деревне ухудшилось. Весь прирост продукции произошел за счет помещиков и зажиточных крестьян, доля которых была 20%. В центре России преобладали бедные и средние крестьяне. Их положение было ниже среднего уровня. Часто крестьяне продавали хлеб в ущерб своему питанию (голод 1892г.). Обеднение населения центра на фоне общего роста обычно называют оскудением центра. Это вызывало социальную напряженность. Причины совершенствования аграрной политики:

· Падение платежеспособности крестьян и рост недоема

· Рост аграрных волнений

22 января 1902г. под председательством Витте было создано специальное междуведомственное «Особое совещание о нуждах с/х промышленности». Имело 2 задачи:

· Изучение положения крестьян

· Выработка основ новой аграрной политики

Было создано 82 губернских комитета особого совещания на местах, 536 уездных. Особое совещание проработало до января 1905г. Сделало выводы, изложенные Витте в докладе Николаю II «О крестьянском деле». Для улучшения положения крестьян необходимо:

1. выровнять социальные права крестьян и других сословий

2. ввести в деревни частное подворное обложение (ликвидация общины).

Император посчитал, что община по-прежнему опора правительства, положение в деревне не безнадежно, поэтому нужно сохранить общинное землевладение. Первое требование было учтено. Последовали указы, улучшающие положение крестьян:

· 1902-1903гг. – отмена телесных наказаний

· ликвидация круговой поруки в уплате податей

· 1904г. – упрощение паспортного режима

· Правительство содействовало переселению крестьян на свободные земли Сибири

Весна 1905г. – аграрная революция в деревне, в ходе которой крестьяне требовали ликвидацию помещичьего землевладения и передачи земли крестьянам. В ходе революции община выступила как организатор, т.е. перестала быть опорой государства на местах, ее ликвидация стала актуальной.

 

Петр Аркадьевич Столыпин (1862-1911). В 1884г. окончил физ-мат. факультет ПГУ. Служил в МВД. 1899г. – губернский предводитель дворянства в г. Ковна, 1902г. – губернатор Гродненской губернии, 1903г. – Саратовской губернии. 1906г. – министр МВД и председатель Совета министров. 25 августа 1906г. – опубликование программы реформ. Главные цели:

· Разрешение аграрного кризиса

· Поднять производственные силы с/х

· Улучшить благосостояние крестьян

· Усилить государственную мощь России

В условии революции на первый план вышли 2 социально-политические цели:

1. Создание новой социально-политической опоры в деревне в лице зажиточных крестьян-собственников

2. Стабилизация социально-политической ситуации в деревне

Замысел реформы: крестьяне, став собственниками, должны был склониться к защите принципа собственности (т.е. и права собственности помещиков). Будущий аграрный строй представлялся в виде сложной системы, которая должна была включать 2 подсистемы:

· Мелкие и средние культурные крестьянские хозяйства

· Капиталистические помещичьи хозяйства

Модель будущего аграрного строя была идеалом реформы, а путь к нему – процесс перехода земли от плохих хозяев к хорошим путем купли-продажи на рынке, т.е. естественным рыночным путем. Для этого нужно было завершить в России формирование земельного рынка. Этому процессу мешали 3 земельных монополии:

1. исторически сложившаяся монополия крупных помещиков

2. монополия общины на надельное землевладение и крестьянское землепользование

3. монополия государства на свободные земли востока России, а также финансовая монополия государства (деньги для переселения были свободны только у государства)

Монополии нужно было ослабить или разрушить. Отсюда 3 направления реформы:

1. Разрушение общинного землевладения и общинного чересполосного землепользования. Насаждения частного крестьянского индивидуального участкового (не чересполосного) землепользования. Это должно было сформировать класс собственников и рынок надельных земель.

2. Сформировать рынок на помещичьи земли для покупки их крестьянами. Другая сторона направления – реформа деятельности крестьянского поземельного банка (т.к. у крестьян не было денег на покупку земли). Банк давал ссуду на 30 или 50 лет.

3. Переселение крестьян на свободные земли азиатской части России, формирование сибирского земельного рынка и присоединение его к общероссийскому поземельному рынку. Это породило новую переселенческую политику (правительство поддерживало переселение крестьян в финансовом плане).

Новое аграрное законодательство:

Периодизация:

1. 9 ноября 1906г. – 29 мая 1911г. – крестьянин мог выйти из общины и свезти свои полоски в один индивидуальный участок, а также закрепить новую собственность документально

2. 1911-1916гг. – крестьянин мог стать хозяином, не выходя из общины (через землеустройство)

1906-1911гг:

По указу 9 ноября 1906г. крестьянин мог выйти из общины и закрепить свою землю в собственность. Он мог свести свои полоски в один участок, при этом за ним сохранялось право пользования общинными угодьями (пастбища, луга). Предполагалось, что выходить будут зажиточные крестьяне, у которых были земельные излишки. Для решения этого вопроса указ делил все общины на 2 типа:

· беспередельные (без передела в 24 года) – подворные и беспередельные общины в промышленных губерниях. В них выходящий крестьянин за излишек не платил

· передельные (60% от общего числа общин). Выходящий крестьянин должен был платить за излишек, но по ценам 1861г. (ниже в 8 раз).

Т.е. эта статья указа стимулировала богатых крестьян выйти из общины и сформировать опору правительства. Указ формировал насильственный механизм выхода из общины. По нему крестьянин подает прошение о выходе, этот вопрос решается голосованием на сельском сходе простым большинством (50% + 1 голос). Обычно на этом этапе разрешение получали только 30% крестьян, подавших заявление. Тогда дело рассматривалось земским начальником, который был за выход. Община могла оспорить это решение в уездном съезде волостных лиц. Но обычно съезд решал в пользу выхода. Существовала статья о возможности перехода общины в целом, для этого нужно было решение схода большинством в 2/3.

Однако реформа шла очень медленно. Указ действовал, но его должна была одобрить Гос. Дума. Дума утвердила его в виде закона от 14 июня 1910г. В закон были внесены изменения с целью ускорить процесс реформы. Механизм выхода был упрощен. Был расширен круг общин 1 типа, где за излишек не платили (убрали цифру в 24 года). Для выхода одного теперь было достаточно того, чтобы 20% крестьян одновременно подали заявление (сельский сход уже не вмешивался). Для перехода общества в целом необходимо было простое большинство. В случае с передельной общиной было необходимо согласие 2/3 с участием тех, кто уже вышел из общины.

1911-1916:

1910г. – Столыпин совершил поездку в Сибирь. Сибирские крестьяне охотно шли на землеустройство. 29 мая 1911г. – закон о землеустройстве. Цель – сделать крестьян независимыми хозяевами. Для этого нужно было расширить в европейской части России землеустройство – сведение полосок в один участок (для индивидуального хозяйствования). Виды землеустройства:

· межобщинное

· внутриобщинное: внутринадельное и вненадельное (в один участок или 2-3 полосы сводились общинная и купленная земля).

Согласно закону просьбу о землеустройстве могло подать любое количество крестьян. Тогда приезжала землеустроительная комиссия и проводила землеустройство. Устраивающийся крестьянин:

1. становился полным хозяином на своей земле. Отменялся принудительный общинный севооборот. Общине запрещалось на его землях пасти скот

2. получал акт о землеустройстве с приложенной схемой участка. Этот документ оформлял его право собственности в форме землепользования.

Т.е. в ходе землеустройства в общине складывалось 2 формы землевладения. При внутринадельном землеустройстве земля находилась в собственности общины. При вненадельном землеустройстве земля оказывалась в частной собственности. При желании крестьяне могли оставить свой участок в общинной собственности. Теперь реформа пошла в 2 раза быстрее.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 523; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.