Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 3. Правоохранительная деятельность государства и система правоохранительных органов (2 часа)

Правоохранительная деятельность государства и система правоохранительных органов (2 часа)

План лекции:

1. Сущность правоохранительной деятельности государства.

2. Принципы функционирования правоохранительного механизма.

3. Отличие правоохранительных органов от спецслужб и контролирующих органов.

4. Правоохранительные функции государственных органов.

1. Правоохранительная деятельность в государстве обусловлена, прежде всего, характером самого государства. Именно государство устанав­ливает систему юридических норм, регулирующих наиболее значимые отношения между людьми, и создает систему органов, призванных охранять эти нормы от нарушений.

Правоохранительная функция – отражает деятельность всего государственного аппарата и его органов. Эта функция является основным направлением деятельности и правоохрани­тельных органов. Именно на основе соблюдения провозглашенных юридических норм у долж­ностных лиц возникают соответствующие юридические обязан­ности.

Сущность государства и сущность права — взаимосвязанные категории. Поэтому от сущности государства во многом зависят сущность тех норм, которые устанавливаются государством, ме­тоды и способы правовой охраны общественных отношений и тот уровень свобод, который становится реальностью в конкретном государстве.

2. В демократическом государстве принципиаль­ное значение с точки зрения расширения прав и свобод личности приобретает проблема оптимального соотношения дозволений и запретов. Неверно было бы сказать, что дозволение – это всегда хорошо, а запрет – плохо. Дозволение тоже может быть использовано не только для добрых дел. Так правовая и моральная вседозволенность, бес­контрольное использование природных и материальных ресурсов, загрязнение окружающей среды – не есть благо. И назначение запретов также может быть различно, их можно адресовать чиновникам, но можно и гражданам. Они могут быть направлены на защиту общественных и личных интересов, прав и свобод граждан, а могут, наоборот, создавать ненужные ограничения.

Запрет – это грань, отделяющая свободу от произвола, от вме­шательства в личную жизнь. И для того чтобы эффективно охра­нять человека, его достоинство, права и свободы, нужно четко определить эту грань. Это непременное условие нормальной ор­ганизации и нормального функционирования правоохранитель­ной системы в демократическом правовом государстве.

Соотношение дозволения и запрета может выражаться в двух противоположных принципах правового регулирования: «Все, что не запрещено — дозволено» и «Дозволено только то, что прямо разрешено законом».

Использование первого принципа гражданами не должно допускать какой бы то ни было правовой неопределенности. Человек всегда должен знать, что дозволено, а что запрещено.

Правоохранительные органы, будь то следственные органы, суд или прокуратура, должны действовать не иначе, как в соответ­ствии с предписанием закона, т.е. неукоснительно придерживать­ся второго принципа. При этом речь идет именно о законе, ведь они выполняют определенные государственные функции. Поэто­му отступление от принципа: «Дозволено только то, что прямо разрешено законом» чревато вторжением в сферу охраняемых законом интересов, прав и свобод граждан.

Таким образом, признание и защита прав и свобод граждан является конституционной обязанностью государства, всех его органов, учреждений и организаций. Без такого всестороннего подхода невозможна их реализация. В то же время, когда наруше­ние прав и свобод граждан другими лицами или государственны­ми органами, учреждениями и организациями связано с наруше­нием конкретных правовых норм об ответственности за преступ­ления или иные правонарушения, когда возникает необходимость пресечения таких действий или восстановление нарушенных прав, эта обязанность возлагается на правоохранительные органы.

3. В настоящее время среди правоведов нет единого мнения о том, какие органы относятся к правоохранительным. Чтобы понять суть критериев, которыми следовало бы руководствоваться при отнесении тех или иных органов к числу правоохранительных, важно дать определение правоохранительной деятельности.

Необходимо уяснить, что правоохранительная деятельность обладает рядом существенных признаков, отличающих ее от сход­ных видов деятельности:

- она осуществляется только с помощью юридических мер воздействия, к которым относятся меры правового принуждения и взыскания, регламентированные законом;

- реализуется в установленном законом порядке, с соблюдени­ем определенных процедур;

- ее реализация возлагается на специально создаваемые госу­дарственные органы.

С учетом всего вышесказанного, правоохранительная дея­тельность — это регламентированная правовыми актами госу­дарственная деятельность, осуществляемая с целью охраны прав, свобод и законных интересов личности, общества и государства от противоправных посягательств специально уполномоченными органами путем применения регламентированных законом мер юридического воздействия.

В законодательстве нет специально сформулированного поня­тия «правоохранительные органы», хотя оно употребляется в Конституции РФ, законах и других нормативных и ненормативных документах. Можно сделать вывод, что оно оформилось в процессе практической деятельности различных правовых структур.

Правоохранительные органы составляют определенным обра­зом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои чет­ко определенные задачи, которые состоят либо в восстановлении нарушенного права, либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенные права невозможно, либо в восстанов­лении нарушенного права и наказании одновременно, когда воз­можность восстановить нарушенное право имеется, но правона­рушитель заслуживает еще и наказания.

Таким образом, правоохранительный орган – это государст­венный орган, осуществляющий специализированную правоохра­нительную деятельность в целях защиты прав и свобод граждан, общественных и государственных институтов от противоправных посягательств. Как и все органы государства, правоохранительный орган наделен государственно-властными полномочиями, компе­тенцией, обладает организационной самостоятельностью. Однако его характерной особенностью является то, что правоохранитель­ная деятельность для него является доминирующей.

Особенность деятельности правоохранительного органа про­является также во взаимодействии с другими правоохранитель­ными органами и отдельными их подразделениями.

Например, такая закономерность просматривается во взаимо­действии судебных и следственных органов. Суд является само­стоятельным органом судебной власти, в то время как следст­венный орган – лишь часть другого правоохранительного органа (внутренних дел, прокуратуры и др.). Правосудие и предваритель­ное следствие по всем основаниям могут рассматриваться как две взаимодействующие системы. Более того, предварительное след­ствие – это подсистема в системе правосудия.

Из всего этого можно сделать вывод, что взаимодействие пра­воохранительных органов, согласованность их действий как друг с другом в целом, так и с отдельными их подразделениями, невоз­можно без системы правоохранительных органов, представля­ющей собой совокупность взаимосвязанных государственных органов, создаваемых для охраны прав и свобод граждан от про­тивоправных посягательств путем применения соответствующих мер юридического воздействия.

При этом необходимо помнить, что в этой системе каждый правоохранительный орган наделен специальной, предоставлен­ной только ему компетенцией, хотя на первоначальном этапе деятельности по выявлению (проведение розыскных или опера­тивно-розыскных мероприятий) и предварительному следствию (производство неотложных следственных действий) противоправ­ных деяний отдельным органом (например, милиции как поли­функциональному органу) предоставлено право широкой компе­тенции.

Борьба с преступностью — задача всего общества, всех его институтов. Ее успешный исход во многом зависит от эффектив­ной правоохранительной системы, включающей в себя совокуп­ность государственно-правовых средств, методов и гарантий, обеспечивающих защиту общественных отношений от противо­правных посягательств.

Правоохранительная система — понятие более широкое, нежели понятие системы правоохранительных органов. Право­охранительная система включает как правовые, так и государст­венные структуры. Это, прежде всего, механизм обеспечения, он состоит, во-первых, из системы органов законодательной (пред­ставительной) государственной власти и органов муниципально­го самоуправления, обеспечивающих принятие правовых актов, необходимых для осуществления правоохранительной деятель­ности; во-вторых, из системы юридических норм, в которых правоохранительная ориентация является доминирующей. И толь­ко тогда, когда нарушаются правовые запреты и возникает необ­ходимость в применении соответствующих мер юридического воздействия, подключаются правоохранительные органы.

Таким образом, к правоохранительным органам следует от­нести: судебные органы, органы прокуратуры, органы МВД РФ, ФСБ РФ, таможенные органы, органы МЮ РФ. В правоохрани­тельной деятельности существенную роль играют и правоохрани­тельные организации: адвокатура, нотариусы, занимающиеся частной практикой, Частные охранные и детективные структуры и т.д. Являясь негосударственными учреждениями, они непо­средственно не входят в систему правоохранительных органов, но своей деятельностью призваны обеспечивать законность их дея­тельности.

При этом необходимо подчеркнуть, что собственно правоохра­нительными среди вышеперечисленных органов являются судеб­ные органы, органы прокуратуры, внутренних дел (милиция и органы предварительного следствия), министерства юстиции (служба судебных приставов и органы уголовно-исполнительной системы).

Некоторые из них являются, как уже отмечалось ранее, спец­службами, т.е. правоохранительными органами узкой (специаль­ной) компетенции, призванными защищать непосредственно государственные интересы (политические, экономические и др.). Правоохранительная функция в их деятельности является второ­степенной. К числу таких органов можно отнести органы ФСБ.

В системе правоохранительных органов можно выделить и контролирующие органы с элементами правоохранительной дея­тельности, например таможенные органы. Их деятельность явля­ется фискальной и связана с обеспечением экономической без­опасности государства (взимание таможенных платежей и пресе­чение контрабанды). Правоохранительная функция в таможенных органах выполняется специальными подразделениями, входящи­ми в так называемый правоохранительный блок.

Отличие правоохранительных органов от спецслужб и контро­лирующих органов в целях их деятельности. Если для первых за­дача защиты прав и свобод граждан от противоправных посяга­тельств является основным, непосредственным видом деятельно­сти, то для органов второй и третьей групп носит опосредованный (производный) характер, так как они являются органами предва­рительного расследования, которое обеспечивают оперативные подразделения. Выявление противоправных деяний осуществля­ется ими с помощью производства оперативно-розыскных меро­приятий и процессуальных (следственных) действий.

4. По своему содержанию правоохранительная деятельность не является одноплановой. Ее многоплановость проявляется в отно­сительном разнообразии выполняемых социальных функций, содержание которых определяется основными направлениями данного вида государственной деятельности. Каждая из этих функций направлена на достижение конкрет­ных результатов. Для их выполнения сущест­вуют конкретные государственные правоохранительные органы и негосударственные правоохранительные организации. Т.о., под правоохранительными функциями пони­маются основные направления деятельности правоохранительных органов.

Функции – цели – органы:

1) конституционный контроль - устранение нарушений конституционных предписаний - Конституционный суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ;

2) осуществление правосудия и судебный контроль - справедливое рассмотрение и разрешение гражданских, ад­министративных, арбитражных и уголовных дел, а также устране­ние нарушений закона, связанных с деятельностью государствен­ных и административных органов и должностных лиц – суды, входящие в судебную систему РФ;

3) прокурорский надзор – выявление и устранение нарушений закона с помощью средств прокурорского реагирования – органы прокуратуры РФ;

4) выявление и расследование преступлений и правонарушений – выявление и установление обстоятельств преступлений, пра­вонарушений и лиц, причастных к их совершению – оперативные подразделения МВД РФ, ФСБ РФ, таможен­ных и других органов, органы предварительного следствия и дознания;

5) охрана общественного порядка – охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности – милиция общественной безопасности;

6) организационное обеспечение деятельности судов и испол­нение судебных решений – создание условий для независимого осуществления правосу­дия и исполнения судебных решений по уголовным, гражданским и арбитражным делам – судебные приставы и органы уголовно-исполнительной системы МЮ РФ;

7) оказание юридической помощи и защита по уголовным делам – предоставление квалифицированной юридической помощи – адвокатура.

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция № 1-2 | Прокуратуры прокуратуры
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4847; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.