Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы передачи и воспроизведения информации в цвете




 

Цветовое зрение. Техника цветного телевидения значительно сложнее, чем черно-белого. Однако существенные преимущества цветного изображения – его несравненно большие выразительность, естественность, определенность и отчетливость – оправды­вают это усложнение. Для многих передач цвет является совер­шенно необходимым компонентом.

Установлено, что человеческий глаз различает до 180 цвето­вых тонов. Может сложиться мнение, что для передачи всей гам­мы цветовых тонов нужно иметь канал связи, обладающий в 180 раз большей пропускной способностью, чем обычный черно-белый канал. Однако это не так. Замечательное свойство глаза – трех­цветное зрение – позволяет обходиться только трехкратным уве­личением пропускной способности цветного канала по сравнению с черно-белым. Применение специальных технических мер, кото­рые рассматриваются дальше, дает возможность еще больше со­кратить необходимую пропускную способность.

Идея теории трехкомпонентного цветового зрения, на которой основана система современного цветного телевидения, впервые была высказана М. В. Ломоносовым. Затем эту теорию обстоя­тельно развил Г. Гельмгольц.

Согласно данной теории в сетчатой оболочке человеческого глаза имеются три типа колбочек, обладающих различной спект­ральной чувствительностью. Возбуждение колбочек одного типа дает ощущение красного цвета, другого – зеленого и третьего – синего цвета. Световые лучи, падающие от наблюдаемого объек­та на сетчатку, воздействуют одновременно на колбочки всех ти­пов. Лучи белого цвета возбуждают в одинаковой степени все кол­бочки. При неодинаковой степени возбуждения различных кол­бочек возникает ощущение цветного изображения. Красный, зеле­ный и синий цвета называются основными. Они взаимонезависимы, так как ни один из них нельзя получить путем сложения двух других. Все остальные цвета получаются в результате одновре­менного воздействия на сетчатку световых колебаний трех основ­ных цветов, взятых в определенном количественном соотношении.

Принципы передачи цветного изображения. Из теории трехкомпонен­тного цветного зрения можно сделать вывод, что для пе­редачи цветного изобра­жения необходимо:

§ разложить изобра­жение на три основных цвета: красный, зеленый и

синий;

§ пре­образовать три цветовых изображения в электрические сигналы;

§ передать электрические сигналы в приемник и преобразовать их в

оптические изображения красного, зеленого и синего цветов;

§ смешать все три цветовых сигнала в один.

Различают поочередные и одновременные системы разложения и сложения цветов для передачи цветного изображения. При по­очередной системе все три сигнала основного цвета передаются последовательно по одному и тому же каналу связи. При одновре­менной системе все три сигнала основного цвета передаются одно­временно по разным каналам связи.

При выборе принципа передачи цветного изображения основ­ным является требование совместимости. Под термином «совмес­тимость» понимаются возможность приема цветных программ вчерно-белом виде на обычные телевизоры и возможность использования многочисленного и дорогостоящего оборудования действу­ющих сейчас телевизионных станций и особенно линий междуго­родной связи для передачи цветных программ. Кроме того, цвет­ные телевизоры должны обеспечивать прием черно-белых про­грамм.

Для удовлетворения принципа совместимости необходимо, что­бы параметры цветного телевидения были такими же, как и чер­но-белого: частота кадров 25 Гц, ширина полосы частот сигнала изображения не превышает 6,5 МГц, число строк 625. В составе сигнала цветного телевидения должен быть такой сигнал, который на экране черно-белого телевизора давал бы нормальное черно-белое изображение. Следовательно, одним из сигналов изображе­ния цветного телевидения должен быть яркостный сигнал Y.

При поочередной системе для устранения мельканий вместо 25 кадров приходится передавать 75 кадров в секунду. При оди­наковом числе строк в кадре данная система цветного телевиде­ния имеет в 3 раза более широкую полосу частот сигнала изобра­жения по сравнению с черно-белым телевидением. Передавать и принимать такую широкую полосу частот при использовании ра­диоканала технически трудно. В телевизионном вещании поочеред­ная система цветного телевидения не применяется, в отличие от прикладных телевизионных систем.

Одновременная система цветного телевидения на первый взгляд требует расширения спектра частот в 4 раза, так как необходимо передать яркостный сигнал Y и сигналы цветности – красный R, зеленый G, синий В. Рассмотрим, каким образом удалось сокра­тить полосу частот в современной системе цветного телевидения.

Известно, что яркостный сигнал является суммой сигналов цветности: Y=0,59G + 0,3R + 0,11B. Поскольку в яркостном сигна­ле содержится 59% зеленого, специальный сигнал зеленого можно не передавать. При этом будет обеспечиваться совместимость (за счет передачи яркостного сигнала) и число сигналов сокращается до трех: яркостного, красного и синего.

Дальнейшее сужение полосы частот может быть достигнуто за счет свойства цветного зрения. Известно, что при малых уг­лах зрения мелкие окрашенные детали воспринимаются глазом как черно-белые. Следовательно, их можно передавать с помощью только одного сигнала, подобного сигналу черно-белого телевиде­ния. Ранее отмечалось, что мелким деталям изображения соответствуют высокие частоты, крупным – сравнительно низкие. Опытным путем было установлено, что для передачи цветных де­талей изображения достаточна полоса частот шириной всего око­ло 1,5 МГц.

Кроме того, сигналы красного и синего цветов помимо инфор­мации о цветовом тоне и насыщенности несут информацию о яр­кости данного участка изображения, которая является совершен­но излишней, поскольку уже имеется специальный яркостный сиг­нал. Поэтому вместо сигналов красного и синего цветов целесооб­разно передавать так называемые цветоразностныё сигналы

R-Y и В-Y, не несущие информации о яркости. Эти сигналы называ­ются сигналами цветности.

Рассматривая спектр телевизионного сигнала, мы от­мечали, что при построчной передаче изображения спектр яркостного сигнала оказывается дискретным (см. рисунок 11.6) и в нем име­ются свободные от сигнала участки. Так как полоса частот сиг­налов цветности существенно сокращена, появляется возможность уплотнить канал связи этими сигналами, разместив их в свобод­ных участках спектра. Это достигается соответствующим выбором поднесущей сигналов цветности.

Сигналы цветности в пределах свободного участка спектра могут передаваться одновременно и последовательно.

В Российской Федерации, а также во Фран­ции в качестве стандартной системы принята система SECAM (SEquential Couleur Avec Memoire – последо­вательная передача цветов с запоминающим устройством). Данная система является последовательно-одновременной систе­мой цветного телевидения, так как преобразование цветного изо­бражения в три первичных сигнала R, G и В происходит одновре­менно, а передача по линии связи двух цветоразностных сигналов осуществляется поочередно. Яркостный сигнал в системе SECAM передается непрерывно, а передача цветоразностных сигналов – поочередно (через строку): в течение одной строки передается сиг­нал B-Y, а в течение другой строки – R-Y.

Для поочередной передачи цветоразностных сиг­налов (рисунок 11.12,а) к ко­­дирующей матрице (КМ) подключается электронный коммутатор (ЭК). К его входам от кодирующей мат­рицы подводятся сигналы R-Y и В-Y. При переключении ЭК в момент обратного хода строчной развертки на его выходе появ­ляется сигнал с чередующимися цветами.

Полученный в результате коммутации цветоразностный сигнал после некоторой обработки используется для модуляции цветовой поднесущей. Промодулированная поднесущая смешивается с сиг­налом яркости Y, в результате чего получается цветовой телеви­зионный сигнал.

В декодирующем устройстве (рисунок 11.12,б) ставятся линия за­держки (ЛЗ) на длительность одной строки (64 мкс) и электрон­ный коммутатор. На входы последнего поступают сигналы цветно­сти с входа и выхода линии задержки. В результате в каждый мо­мент на входе коммутатора имеются два цветоразноcтных сигна­ла: один, который действительно передается в данное время на данной строке (например, R-Y), и другой, который передавался во время предыдущей строки, но был задержан в линии задерж­ки. Поскольку выходы коммутатора подключаются к каждому из его входов через строку, то на соответствующем выходе комму­татора выделяется только один вид цветоразностного сигнала.

 
 

 

 


Рисунок 11.12 - Упрощенная структурная схема системы SECAM: а – передающая часть; б – приемная часть

 

На одном из выходов коммутатора выделяется цветовая под­несущая сигнала R-Y, а на втором – В-Y. Конечно, правильное распре­деление сигналов возможно при синфазной и синхронной работе коммутаторов кодирующего и декодирующего устройств.

Способ передачи и приема цветоразностных сигналов и различает между собой современные вещательные системы цветного ТВ. В настоящее время в различных странах мира эксплуатируются три вещательные системы цветного телевидения. В нашей стране и еще в 60 странах мира с населением 760 млн. человек используется рассмотренная система цветного телевидения SECAM.

В США разработана цветная система с квадратурной модуляцией поднесущей частоты NTSC (National Television System Committee, т.е. система, предложенная Национальным комитетом ТВ систем), которая используется в 54 странах мира с населением 870 млн. человек. В ФРГ разработана система с квадратурной модуляцией и строчно-переменной фазой PAL (Phase Alternation Line). Система PAL эксплуатируется в 81 стране мира с общим населением 3,5 млрд. человек.

В качестве сигналов для передачи цветовой информации в системе NTSC (525 строк, 30 кадров в секунду) приняты также цветоразностные сигналы. Различие заключается в том, что оба цветоразностных сигнала передаются одновременно, в каждой строке развертки, причем без расширения полосы частот, занимаемой сигналом цветности в спект­ре сигнала яркости. Это достигнуто применением квадратурной модуляции, при которой две поднесущие, модулируемые цветораз­ностными сигналами по амплитуде, имеют одну и ту же частоту, но сдвинуты друг относительно друга по фазе на 90°.

Кроме эксплуатационных недостатков, связанных со сложным принципом передачи и разделения сигналов цветности – квадратурной модуляцией и синхронным детектированием, необходимо указать на большую подверженность системы NTSC искажениям типа «дифференциальная фаза» и «дифференциальное усиление». Первое приводит к искажениям цветового тона, который изменяется в зависимости от мгновенного значения сигнала яркости. Второе из-за нелинейности амплитудных характеристик приводит к искажениям насыщенности цвета.

С истема PAL (625 строк, 25 кадров в секунду) в своей основе содержит все идеи американской NTSC. Особенность PAL заключается в оригинальном способе устранения фазовых искажений, присущих системе NTSC. В системе PAL фаза поднесущей одного цветоразностного сигнала от строки к строке меняется на 180 градусов. Кроме того, в приемнике используется линия задержки на время одной строки (64 мкс). Т.е. имеются два сигнала цветности с относительной задержкой на одну строку. Изменение фазы от строки к строке на 180° приводит к тому, что фазовые ошибки, одинаковые по величине, имеют разные знаки. Сложение напряжения на входе линии задержки с перевернутым напряжением на ее выходе устраняет ошибку (сбой) фазы.

При очевидных достоинствах главным недостатком системы PAL является существенное усложнение ТВ-приемника за счет введения в его схему дополнительных узлов для задержки сигнала цветности на время одной строки и периодического изменения фазы цветоразностного сигнала.

В целом, если сегодня поставить рядом три телевизора достаточно хорошего класса и подать на них одну и ту же передачу, но в трех разных стандартах (NTSC, PAL, SECAM), то глаз рядового телезрителя не сумеет уловить разницы

Ниже в таблицах 11.1 и 11.2 приведены основные характеристики телевизионных систем и их модификации.

Напомним, что в России принят стандарт SECAM D/K (первая буква относится к диапазону метровых волн, вторая – дециметровых), во Франции – SECAM E/L, Монако – SECAM C/L, Иране – SECAM B, Германии – PAL B/G, Англии – PAL A/I, Бельгии – PAL B/H, Бразилии – PAL M/M, Китае – PAL D/K, в США, Японии и Тайване – NTSC M/M.

В заключении отметим, что французский и российский SECAM существенно отличаются в модуляции несущего радиосигнала – как по видео, так и по звуку. А на уровне низкочастотных сигналов отличий нет. Основное отличие между SECAM B/G и D/K – в частоте разноса звука от видео. В то же время с точки зрения модуляции радиосигналов отличий между PAL D/K и SECAM D/K нет. Это позволяет использовать телевизионный тюнер, настроенный на PAL D/K, для выделения нашего SECAM из высокочастотного сигнала. Очевидно, что полученный при этом низкочастотный сигнал все же необходимо подавать именно на SECAM-декодер.

 

Таблица 11.1 – Основные характеристики телевизионных систем

Тип системы NTSC PAL SECAM
Частота вертикальной развертки, Гц      
Частота горизонтальной развертки, кГц 15,374 15,625 15,625
Число строк в кадре      
Число видимых строк в кадре      
Тип модуляции цветовой поднесущей Амплитудная Амплитудная Частотная
Полоса видеосигнала, МГц 4.2 5 для B/G; 5,5 для I; 6 для D/K
Частота цветовой поднесущей, МГц 3.60 4,43 4,41 по U, 4,25 по V
Разнос несущих видео/звук, МГц 4,5 5,5 для B/G; 6 для I; 6,5 для D/K
Полная ширина сигнала, МГц   7 для B/G; 8 для I/D/K

 

Таблица 11. 2 – Модификации телевизионных систем

Стандарт Чис­ло строк Ширина канала, МГц Полоса частот видеосигна­ла, МГц Разнос видео/ звук, МГц Поляр­ность модуляции видео Тип модуля­ции несущей звука
A       3,5 + AM
B       5,5 - ЧМ
C       5,5 + AM
D       6,5 - ЧМ
E       11,15 + AM
F       5,5 + AM
G       5,5 - ЧМ
H       5,5 - ЧМ
I     5,5   - ЧМ
K       6,5 - ЧМ
L       6,5 + AM
M     4,2 4,5 - ЧМ
N     4,2 4,5 - ЧМ

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2610; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.