Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы познаваемости мира




ПОЗНАНИЕ. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ, КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ФИЛОСОФИИ

ИДЕАЛЬНОЕ И МАТЕРИАЛЬНОЕ

Без учёта творческой природы сознания невозможно научное понимание процесса познания. Сознание является специфической формой духовной деятельности человека, и как духовная деятельность сознание выступает в качестве идеального по отношению к отражённому в нём объекту.

Познавательный образ и отражённый в нём предмет – едины, т.к. образ – есть копия предмета, снимок с него. И в тоже время они противоположны, т.к. одно (образ) по отношению к другому (предмет) выступает как идеальное по отношению к материальному. Познавательный образ как отражение предмета не является его материальной копией. Между содержанием мыслей и отражаемым предметом имеются принципиальные различия, которые называются различиями между материальным и идеальным.

Идеальное связано с материальным, но не является им. Идеальное в научной литературе трактуется неодназначно. Некоторые авторы отождествляют идеальное, субъективную реальность вообще. Для других идеальное – это форма отражения. Идеальное можно представить как отражение действительности, в форме деятельности человека, как способность человека в своей деятельности духовно в мыслях воспроизводить ту или иную реальность.

Многообразное отношение человека к миру включает познание, которое представляет собой активную деятельность людей, направленную на приобретение знаний.

Знание – результат познавательной деятельности выраженный в идеальных образах и закреплённый в знаках языка.

ВИДЫ ПОЗНАНИЯ:

  1. Обыденное – основано на повседневном опыте и здравом смысле.
  2. Художественное – чувственно-образное отображение действительности.
  3. Научное познание, основными чертами которого является системность, обоснованность, использование специальных методов познания.

ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАНИЯ:

  1. Его природа
  2. Отношение знания реальности
  3. Условие его истинности – предмет изучения гносеологии (теория познания).

Во все времена для философии традиционным являлся вопрос – познаваем ли мир, способен ли человек в своих представлениях и понятиях составить верную картину действительности. Большинство философов отвечают на этот вопрос положительно, утверждая, что человек располагает достаточными средствами, позволяющими познать мир.

С разных позиций и по разному положительно решали этот вопрос Гегель, французские материалисты XVIII века, Фейербах, русские материалисты и философы марксисты – гносеологический оптимизм.

Вместе с тем существуют философы, отрицающие возможность достоверного познания – агностицизм.

Едва ли можно назвать философов, полностью отрицавших возможность познания мира, поэтому агностицизм можно определить как учение, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества. Элемент агностицизма содержится у софистов. Протогор полагал, что знания о вещах изменчиво и текуче, поэтому о всякой вещи можно сказать двояко и в противоположном образе. Поэтому в мире нет ни чего истинного, как и нет ничего ложного.

СКЕПТИЦИЗМ: философия софистов послужила непосредственным источником античного скептицизма. Один из представителей скептицизма считал, что вещи не могут быть постигнуты ни чувствами, ни разумом, а потому не мог предпочесть какое-либо знание о них. Софисты и скептики не отрицали познания полностью, они отрицали возможность его общей значимости, отметив относительный характер знания, они игнорировали его относительную устойчивость, объективное содержание ощущений и восприятий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 287; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.