КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Уровни и формы познавательной деятельности
В процесс познания включается вся психическая деятельность человека. Однако основную роль выполняют чувственное и рациональное познание. Формы чувственного познания: -ощущения; -восприятие; -представления. Познание с помощью органов чувств, оно дает непосредственное знание о предметах их свойствах и протекает в 3-ех формах. ОЩУЩЕНИЕ – чувственный образ, определяющий предмет, свойства. Человеческий организм – самонастраивающаяся система. Целостный образ предметов, возникающий в результате непосредственного воздействия органов чувств, называется ВОСПРИЯТИЕМ. Оно формируется на основе ощущений, представляет их комбинацию. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ – высшая форма чувственного познания, сохранившая в сознании образ отдельного предмета, воспринимавшегося человеком ранее. РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ Абстрактное мышление, опосредованно знаниями, полученными с помощью органов чувств и выражается в основном в логических формах: -понятие; -суждение; -умозаключение. В ПОНЯТИЯХ отображаются существенные признаки предметов, выступающие как абстракции, существующее в нашем сознании. Более высокими ступенями логического мышления являются суждения и умозаключения. СУЖДЕНИЯ – мысль, в которой содержится утверждение или отрицание чего-либо и дается оценка. При наличии суждений раскрывается какие-то стороны предмета, явления, выражающие наличие, отсутствие у этого предмета какого-то признака. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – логический процесс, когда из 2-х или большего числа суждений, выводится заключение. Отделить суждение от умозаключения можно лишь с большой долей условности. Однако необходимо отличать его от псевдосуждения и от псевдоумозаключения.
Чувственное и рациональное познание составляет стороны, моменты процесса познания данного, отражая объект с внешней поверхностной стороны. Чувственное познание содержит в себе элементы обобщения, которые свойственны не только представлениям, но также восприятиям и ощущениям. Они составляют предпосылку перехода к рациональному познанию. В свою очередь рациональное познание включает в себя момент чувственного, ориентирует и обуславливает его. Хотя чувственное познание первично по отношению к мышлению, оно выступает в неразрывной связи с рациональным, составляя единый познавательный процесс.
ИСТИНА – КАК ПРОЦЕСС И ЦЕЛЬ ПОЗНАНИЯ. ПРОБЛЕМА КРИТЕРИЕВ ИСТИНЫ. Цель познания – достижение истины. Познание – сложный, противоречивый процесс, несвободный от заблуждений и ошибок. Аристотель: истина – соответствие мысли объекту, т.е. соответствие знания действительности. Эта концепция признана классической, признается большинством философов (мысль – объект). Различия между ними состоят в понимании действительности. Для Беркли и Маха – действительность комбинация отношений.
Для Платона – познание идей. Для Гегеля – развивающийся Мировой разум. В материалистических учениях действительность рассматривается как объективная реальность, существующая вне человека и его сознания. При таком понимании истина – адекватное отражение объективной реальности, познающим субъектом. Характеристика истины:
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 563; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |