Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и разрешение спортивных споров в мире и в Беларуси




В соответствии с Законом Республики Беларусь от 18.06.1993 N 2445-XII "О физической культуре и спорте" (далее - национальный Закон о спорте) <1> спорт - социально-культурная деятельность, осуществляемая в форме соревнований и подготовки к участию в соревнованиях.

Кстати, в аналогичном Законе Российской Федерации от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - российский Закон о спорте) <2> это определение представляется более точным: спорт - сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним.

Национальный Закон о спорте дает определение еще и понятия "профессиональный спорт". Профессиональный спорт - предпринимательская, трудовая и иная не запрещенная законодательством деятельность, направленная на достижение высоких спортивных результатов и получение доходов (вознаграждений) от организации спортивных мероприятий и (или) участия в них (ст. 32). Согласно ст. 2 российского Закона о спорте профессиональный спорт - часть спорта, направленная на организацию и проведение спортивных соревнований, за участие в которых и подготовку к которым в качестве своей основной деятельности спортсмены получают вознаграждение от организаторов таких соревнований и (или) заработную плату.

В любом случае спорт охватывает очень многие виды человеческой деятельности, в ходе которой складываются самые разные отношения, в том числе регулируемые правом (трудовые, предпринимательские, гражданско-правовые, процессуальные, жилищные и т.д.). Высока и степень вероятности возникновения споров. Их характер также может быть различным. Поэтому, например, в национальном Законе о спорте указывается, что "отношения, возникающие в профессиональном спорте между спортсменами, тренерами, судьями, иными гражданами, осуществляющими деятельность в сфере физической культуры и спорта, а также организациями физической культуры и спорта, иными организациями, осуществляющими деятельность в сфере физической культуры и спорта, регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь, Трудовым кодексом Республики Беларусь, настоящим Законом и иными актами законодательства" (ст. 32).

К сожалению, в законодательстве не указывается, что между субъектами спортивной деятельности могут складываться и специфические спортивные отношения, которые нельзя отнести в чистом виде ни к одной из известных отраслей права и законодательства (например, отношения между спортивной федерацией и спортивным клубом по организации соревнований; между спортивными федерациями; между спортивным клубом; спортсменом и спортивной федерацией по вопросу участия спортсмена в соревнованиях и т.д.). Специфика спортивных отношений и спортивных споров просматривается на примере Олимпийской хартии. "Последний 74-й пункт Олимпийской хартии, озаглавленный "Арбитраж", специально посвящен проблеме разрешения споров, возникающих во время или в связи с Олимпийскими играми. Подобные споры могут быть разрешены исключительно Арбитражным спортивным судом в соответствии с Арбитражным кодексом по спортивным вопросам. Свои уставы (или иные подобные регламентирующие документы) имеют все МСФ, в которых, как правило, детально, дабы исключить вольное прочтение и трактовку, расписан порядок как их деятельности, так и разрешения спорных ситуаций"

Надо согласиться, что спорт, "в особенности профессиональный, не может существовать без конфликтов - конфликтов между спортсменами, спортивными организациями, тренерами и болельщиками. Связано это прежде всего с тем, что спортивным отношениям присущ такой особый признак, как соревновательность... Спортивные соревнования всегда направлены на выявление победителя. Поэтому основу соревновательной деятельности составляет конкуренция, которая, в свою очередь, является главной предпосылкой для возникновения конфликтных ситуаций в спортивной среде" Но если выделять спортивные споры в какую-то отдельную категорию (а это нужно делать для квалифицированного их разрешения), то надо учитывать только специальные (специфические) спортивные споры, которые характеризуются особенностью (спортивный характер) отношений между спорящими субъектами. Другой путь чреват возвратом к уже имеющимся классификациям споров с определенными правилами подведомственности или к ненужному дроблению обычных споров по субъектному составу. Поэтому нет смысла выделять категорию общих спортивных споров, где "спортсмены выступают в качестве субъектов семейных, земельных, потребительских правоотношений, а споры с их участием рассматриваются с соблюдением общих правил подведомственности и подсудности в рамках системы судов общей юрисдикции" <5>. Ведь не будем же мы классифицировать в особую категорию гражданско-правовые, трудовые и семейные споры с участием, например, профессиональных парикмахеров или врачей.

Одновременно можно разделить схожие точки зрения авторов в отношении специального характера спортивных споров и предложенную их классификацию. Например, Бриллиантова А.М. делит спортивные споры на четыре группы: споры, касающиеся исключительно коммерческой стороны правоотношений в области спорта; споры между спортсменами и спортивными организациями, связанные с вопросами найма и трудоустройства; споры между спортивными организациями в отношении распределения между ними функций и полномочий; споры по поводу дисциплинарных санкций, применяемых спортивными организациями к своим членам и участникам - индивидуальным и коллективным

"В рамках спортивных споров, носящих специальный характер, дифференциацию можно производить по характеру рассматриваемых споров:

1) споры, касающиеся имущественных прав и интересов субъектов спортивной деятельности, в том числе связанные с определением статуса и порядком переходов (трансфертов) спортсменов (игроков), споры, вытекающие из агентской деятельности, и иные имущественные споры;

2) споры, связанные с обжалованием действий и решений физкультурно-спортивных организаций любых организационно-правовых форм и форм собственности, а также всех иных организаций, осуществляющих деятельность в области спорта;

3) споры, связанные с применением спортсменами запрещенных веществ и препаратов (допинга)

Наряду с этим можно еще дополнить предложенную классификацию спорами между спортивными организациями в отношении неимущественных прав, спорами между спортивными организациями и объединениями болельщиков и т.п.

Различают следующие формы разрешения спортивных конфликтов и споров.

1. Юрисдикционные (судебные государственные), когда лицо, которое полагает, что его права и законные интересы нарушены или ущемляются, обращается в соответствующий государственный суд (применительно к Беларуси в общий или хозяйственный, в зависимости от подведомственности спора), который осуществляет правосудие от имени государства. Такие формы наиболее эффективны, когда возникает спор о праве и необходимо властное государственное вмешательство, а также возможно принудительное исполнение судебного решения. Подобные споры рассматриваются в общих и хозяйственных судах нечасто и в судебной статистике в самостоятельные категории не выделяются.

--------------------------------

<8> Юрисдикция (от лат. jurisdictio - суд, судопроизводство) - предусмотренные законом или другим правовым актом правомочия, полномочия государственного органа давать оценку правомерности или неправомерности действий юридических или физических лиц, разрешать юридические споры, применять санкции к лицам, нарушающим законы и нормы права. Специальными органами юрисдикции являются суды, арбитражные суды, уполномоченные административные органы (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2006).

 

2. Неюрисдикционные (несудебные и негосударственные судебные), когда лицо, которое полагает, что его права и законные интересы нарушены или ущемляются, обращается не к государственным структурам, а избирает альтернативные методы и способы защиты (самозащита, посредничество и примирительные процедуры, третейское разбирательство и арбитраж).

Например, во всем мире споры в области профессионального спорта, как правило, разрешаются специализированными (спортивными) третейскими судами. Их преимущество заключается в том, что арбитры (судьи) этих судов имеют хорошие знания и в области конкретных спортивных отношений, и в области юриспруденции. Такие третейские суды, как Бельгийская арбитражная комиссия по спорту (Comission Belge d'arbitrage pour le sport), Палата по решению споров в области спорта в Италии (Camera di Conciliazione e Arbitrate per lo Sport), Международный спортивный арбитражный суд в Швейцарии (Court of Arbitration for Sport, CAS), хорошо известны и спортсменам, и правоведам спортивной сферы. В Российской Федерации споры в области профессионального спорта рассматриваются преимущественно в рамках спортивных федераций по видам спорта. К сожалению, о порядке и органах рассмотрения спортивных споров в Беларуси еще мало известно.

3. Имеются и специализированные спортивные арбитражные суды.

Систему специализированных спортивных третейских судов возглавляет Спортивный арбитражный суд в Швейцарии (г. Лозанна). В состав этого суда входит около 300 арбитров из 87 стран мира. Процессуальный порядок разрешения споров и вопросы организации деятельности суда регулируются Спортивно-арбитражным кодексом. Выделяют три основные функции, осуществляемые судом:

1) разрешение спортивных споров в качестве арбитражного суда первой и последней инстанции в области профессионального спорта (споры экономического, коммерческого характера: споры, возникающие из договоров по спонсорству, продаже прав трансляции в СМИ, организации спортивных соревнований, трансферту игроков и иные подобные споры; споры дисциплинарного характера: споры по решениям дисциплинарных, контрольных или иных органов спортивных ассоциаций и федераций);

2) рассмотрение апелляций одной стороны спора на решение, принятое руководящими органами международных или национальных федераций и других спортивных организаций;

3) юридическое консультирование по основным проблемам спортивной деятельности.

Есть также спортивный арбитражный суд при автономной некоммерческой организации "Спортивная арбитражная палата" России, спортивный арбитраж при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (в Центре арбитража и посредничества).

4. Возможны и различные сочетания двух первых форм. Например, в хозяйственных судах Беларуси достаточно эффективно используется процедура посредничества, когда урегулирование спора осуществляется с помощью должностного лица хозяйственного суда (но не судьи), а достигнутые результаты (мировое соглашение, отказ от иска, новый договор и т.п.) проверяются и утверждаются судом. Кроме того, недостижение результата в процедуре посредничества не препятствует сторонам вернуться к обычной судебной процедуре. Таким же образом могут рассматриваться и спортивные споры. Выбор способа защиты всегда остается за спорящими сторонами. При этом они руководствуются наличием или отсутствием в той или иной процедуре важных для них преимуществ: оперативность разрешения спора, отсутствие публичности и конфиденциальность, сохранение добрых отношений, материальная экономичность.

С учетом названных выше преимуществ альтернативных способов урегулирования спортивных споров во многих иностранных государствах они широко используются. "Так, в странах англосаксонской правовой системы (Великобритания, США) суды вмешиваются в разрешение спортивных споров только в исключительных случаях, как правило, если имело место нарушение норм естественного права при отправлении правосудия... В странах романо-германской правовой системы суды также поощряют обращение сторон к несудебным, альтернативным формам разрешения спортивных споров и откладывают судебное разбирательство по делу в случае, если в договоре между сторонами содержится условие о передаче спора, возникшего или могущего возникнуть между ними, на рассмотрение арбитража (арбитражная оговорка) или условие о разрешении спора с использованием альтернативных форм (например, посредничество, примирение). И только в случае невозможности достигнуть согласия между сторонами при рассмотрении споров с использованием альтернативных форм суд вправе принять дело к производству и разрешить его по существу". Такой подход апробирован веками и оправдал себя. Он, безусловно, соответствует идеям и задачам современного процессуального права и спорта - дальнейшее сохранение между спорящими сторонами нормальных деловых, спортивных и экономических отношений за счет примирения.

К сожалению, в настоящее время действующий национальный Закон о спорте не закрепляет понятия "спортивный спор" и не содержит процессуальных норм о возможном порядке рассмотрения спортивных споров. Однако анализ всего массива действующего белорусского законодательства показывает, что субъекты спортивных отношений могут при желании воспользоваться следующими способами защиты своих прав и охраняемых законом интересов.

Во-первых, в зависимости от характера спора, его субъектного состава возможно обращение в соответствующий государственный суд (общий или хозяйственный), решения которого подлежат принудительному исполнению. Напомним, что спортивные споры, вытекающие из жилищных, трудовых отношений, рассматриваются общими судами. Спортивные же споры, вытекающие из хозяйственных (экономических) отношений, участниками которых являются юридические лица (спортивные клубы, организации) и индивидуальные предприниматели, рассматриваются хозяйственными судами.

Во-вторых, возможно обращение к третейскому суду. В Беларуси на сегодняшний день действует один такой суд - Международный арбитражный суд при БелТПП. Действующее законодательство не препятствует образовывать и другие третейские суды, в том числе и спортивным федерациям, которые в Республике Беларусь имеют статус общественных организаций. Во всяком случае такой суд мог бы быть создан при такой общественной организации, как Белорусский республиканский союз юристов. Уже разработан проект нового закона о третейских судах.

В-третьих, возможно, как указывалось ранее, обращение к альтернативным методам разрешения спортивных споров. Национальное законодательство не чинит препятствий, а, наоборот, поощряет такие формы разрешения споров.

Однако было бы вполне обоснованным и правильным предусмотреть в национальном Законе о спорте или в проекте нового закона о третейских судах отдельные нормы, посвященные спортивным спорам и спортивным судам.

В них, в частности, нужно отразить следующие положения:

в сфере профессионального спорта спортивными федерациями (ассоциациями) могут создаваться постоянно действующие третейские суды, третейские суды для решения конкретного спора и иные органы для разрешения спортивных споров в досудебном порядке;

обозначить субъектный состав лиц, которые вправе обращаться в спортивный суд;

определить законодательство, которым вправе руководствоваться такой суд;

установить порядок разрешения споров таким судом, обжалования и исполнения его решений.

 


 


 

 


 

Приложения.

 

Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов

Республики Беларусь 16 марта 2001 г. N 2/402

 

 

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

18 июня 1993 г. N 2445-XII

 

О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ

 

(в ред. Законов Республики Беларусь от 29.11.2003 N 251-З,

от 19.07.2006 N 150-З, от 20.12.2007 N 296-З,

от 09.11.2009 N 51-З, от 13.12.2011 N 325-З)

 

Настоящий Закон определяет правовые и экономические основы деятельности в сфере физической культуры и спорта, направлен на создание условий для развития физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, а также проведения спортивных мероприятий в Республике Беларусь и участия спортсменов (команд спортсменов) Республики Беларусь в международных спортивных соревнованиях.

 

Глава 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе

 

В настоящем Законе используются следующие основные термины:

физическая культура - составная часть общей культуры, сфера социально-культурной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, совершенствования его двигательной активности, направленная на укрепление его здоровья и способствующая гармоничному развитию личности;

спорт - социально-культурная деятельность, осуществляемая в форме соревнований и подготовки к участию в соревнованиях;

физическое воспитание - часть образовательного процесса, направленного на развитие физических способностей и приобретение знаний в сфере физической культуры и спорта, формирование двигательных навыков;

физическая подготовка - деятельность, направленная на развитие физических способностей и двигательных навыков с учетом вида деятельности подготовляемого;

олимпийское движение Беларуси - составная часть международного олимпийского движения, целью которого являются пропаганда идей олимпизма, развитие спорта и укрепление международного сотрудничества;

паралимпийское движение Беларуси - составная часть международного паралимпийского движения, целью которого является укрепление международного спортивного сотрудничества спортсменов-инвалидов;

спортсмен - физическое лицо, систематически занимающееся избранным видом (видами) спорта, принимающее участие в спортивных соревнованиях;

коллектив физической культуры - добровольное объединение граждан без образования юридического лица, создаваемое в организациях для подготовки к спортивным соревнованиям и участия в них;

спортивные мероприятия - спортивные соревнования и подготовка к ним;

физкультурно-спортивные сооружения - объекты, предназначенные для проведения занятий физической культурой и спортом.

 

Статья 2. Законодательство о физической культуре и спорте

 

1. Законодательство Республики Беларусь о физической культуре и спорте основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства Республики Беларусь.

2. Если вступившим в силу международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются нормы международного договора.

 

Статья 3. Государственная политика в сфере физической культуры и спорта

 

Государственная политика в сфере физической культуры и спорта предусматривает:

вовлечение граждан в занятия физической культурой и спортом;

учет интересов граждан при разработке и реализации государственных и местных программ развития физической культуры и спорта;

 

КонсультантПлюс: примечание.

По вопросу, касающемуся оказания поддержки организациям физической культуры и спорта, см. Указ Президента Республики Беларусь от от 03.11.2011 N 497.

 

поддержку физической культуры и спорта;

взаимодействие государственных органов с Национальным олимпийским комитетом Республики Беларусь, Паралимпийским комитетом Республики Беларусь, национальными федерациями (союзами, ассоциациями) по виду (видам) спорта, иными организациями физической культуры и спорта.

 

Статья 4. Государственные и местные программы развития физической культуры и спорта

 

1. Государственная поддержка физической культуры и спорта осуществляется в соответствии с государственными и местными программами развития физической культуры и спорта.

2. Государственные программы развития физической культуры и спорта утверждаются Правительством Республики Беларусь, местные программы развития физической культуры и спорта - местными исполнительными и распорядительными органами. Указанные программы принимаются не менее чем на четыре года.

 

Статья 5. Финансирование физической культуры и спорта

 

Финансирование физической культуры и спорта осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов, организаций физической культуры и спорта и иных источников, не запрещенных законодательством.

 

Статья 6. Право граждан Республики Беларусь на занятие физической культурой и спортом

 

1. Каждый гражданин Республики Беларусь имеет право на занятие физической культурой и спортом.

2. Право граждан Республики Беларусь на занятие физической культурой и спортом обеспечивается государственными органами, организациями физической культуры и спорта, иными организациями, осуществляющими деятельность в сфере физической культуры и спорта, посредством:

2.1. развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь;

2.2. поддержки олимпийского и паралимпийского движений Беларуси;

2.3. проведения физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с гражданами;

2.4. проведения спортивных мероприятий, в том числе по подготовке к участию спортсменов в Олимпийских играх, других международных спортивных соревнованиях и участию в них;

2.5. проведения научных исследований в сфере физической культуры и спорта;

2.6. использования организациями физической культуры и спорта государственных и частных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-исследовательских и технических разработок и технологий в сфере физической культуры и спорта;

2.7. строительства и содержания физкультурно-спортивных сооружений;

2.8. создания благоприятных условий для деятельности организаций физической культуры и спорта и укрепления их материально-технической базы.

 

Статья 7. Право иностранных граждан и лиц без гражданства в сфере физической культуры и спорта

 

Иностранные граждане и лица без гражданства на территории Республики Беларусь пользуются правом в сфере физической культуры и спорта наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, иными законами и международными договорами Республики Беларусь.

 

Статья 8. Правила безопасности проведения занятий физической культурой и спортом

 

1. При проведении занятий физической культурой и спортом должны соблюдаться правила безопасности проведения таких занятий.

2. Правила безопасности проведения занятий физической культурой и спортом утверждаются Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им государственным органом.

 

Глава 2

СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

 

Статья 9. Система физической культуры и спорта в Республике Беларусь

 

Система физической культуры и спорта в Республике Беларусь включает:

государственные органы, осуществляющие в соответствии со своей компетенцией управление в сфере физической культуры и спорта;

организации физической культуры и спорта;

иные организации, осуществляющие деятельность в сфере физической культуры и спорта.

 

Статья 10. Государственное регулирование в сфере физической культуры и спорта

 

(в ред. Закона Республики Беларусь от 20.12.2007 N 296-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

 

Государственное регулирование в сфере физической культуры и спорта осуществляется Президентом Республики Беларусь, Парламентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством спорта и туризма Республики Беларусь, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами и иными государственными органами в пределах их полномочий в соответствии с законодательством.

Президент Республики Беларусь определяет единую государственную политику в сфере физической культуры и спорта.

Совет Министров Республики Беларусь обеспечивает проведение единой государственной политики в сфере физической культуры и спорта.

Министерство спорта и туризма Республики Беларусь проводит государственную политику в сфере физической культуры и спорта, осуществляет координацию деятельности в сфере физической культуры и спорта других республиканских органов государственного управления.

Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы решают вопросы в сфере физической культуры и спорта в пределах своей компетенции.

 

Статья 11. Организации физической культуры и спорта

 

1. В Республике Беларусь могут создаваться коммерческие и некоммерческие организации физической культуры и спорта.

2. Организацией физической культуры и спорта признается юридическое лицо, предметом деятельности (в том числе предпринимательской) которого в соответствии с учредительными документами являются:

2.1. развитие физической культуры и (или) спорта (вида спорта);

2.2. подготовка спортивного резерва и (или) спортсменов высокого класса;

2.3. физкультурно-оздоровительная и (или) спортивно-массовая работа с гражданами;

2.4. проведение спортивных мероприятий и (или) участие в них, в том числе подготовка спортсменов (команд спортсменов) и представление спортсменов (команд спортсменов) от своего имени на спортивных соревнованиях;

2.5. учебно-методическое обеспечение системы физической культуры и спорта.

3. К организациям физической культуры и спорта относятся:

3.1. Национальный олимпийский комитет Республики Беларусь;

3.2. Паралимпийский комитет Республики Беларусь;

3.3. федерации (союзы, ассоциации) по виду (видам) спорта;

3.4. клубы по виду (видам) спорта;

3.5. специализированные учебно-спортивные учреждения;

3.6. физкультурно-оздоровительные, спортивные центры (комбинаты, комплексы);

3.7. иные организации физической культуры и спорта.

 

Статья 12. Создание, реорганизация и ликвидация организаций физической культуры и спорта

 

Организации физической культуры и спорта создаются, реорганизуются и ликвидируются в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь, иными актами законодательства с учетом требований, предусмотренных статьями 13 - 17 настоящего Закона.

 

Статья 13. Национальный олимпийский комитет Республики Беларусь

 

1. Национальный олимпийский комитет Республики Беларусь - общественная организация, признанная Международным олимпийским комитетом.

2. Национальный олимпийский комитет Республики Беларусь возглавляет олимпийское движение Беларуси, участвует в разработке и проведении совместно с Министерством спорта и туризма Республики Беларусь единой государственной политики развития спорта высших достижений, руководствуется в своей деятельности законодательством Республики Беларусь, Олимпийской хартией Международного олимпийского комитета и своим уставом.

 

Статья 14. Паралимпийский комитет Республики Беларусь

 

1. Паралимпийский комитет Республики Беларусь - общественная организация, признанная Международным и Европейским паралимпийскими комитетами.

2. Паралимпийский комитет Республики Беларусь возглавляет паралимпийское движение Беларуси, участвует в разработке и проведении совместно с Министерством спорта и туризма Республики Беларусь, Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Министерством образования Республики Беларусь, а также общественными объединениями инвалидов единой государственной политики развития физической культуры и спорта среди инвалидов, в том числе среди детей с особенностями психофизического развития, руководствуется в своей деятельности законодательством Республики Беларусь, уставами Международного и Европейского паралимпийских комитетов и своим уставом.

 

Статья 15. Федерации (союзы, ассоциации) по виду (видам) спорта

 

1. Федерация (союз, ассоциация) по виду (видам) спорта - некоммерческая организация, созданная в форме общественного объединения либо союза (ассоциации) в целях развития вида (видов) спорта в Республике Беларусь, организации и проведения спортивных соревнований по отдельным видам спорта.

2. Федерации (союзу, ассоциации) по виду (видам) спорта, входящей в состав (являющейся членом) международных спортивных объединений, может быть присвоен статус национальной федерации (союза, ассоциации) по виду (видам) спорта Министерством спорта и туризма Республики Беларусь в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь.

3. Федерация (союз, ассоциация) по виду (видам) спорта участвует в разработке и проведении совместно с Министерством спорта и туризма Республики Беларусь, Национальным олимпийским комитетом Республики Беларусь, Паралимпийским комитетом Республики Беларусь единой государственной политики развития вида (видов) спорта и осуществляет иную деятельность в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

 

Статья 16. Специализированные учебно-спортивные учреждения

 

1. Специализированное учебно-спортивное учреждение - некоммерческая организация, предметом деятельности которой является подготовка спортивного резерва и (или) спортсменов высокого класса.

2. Типы специализированных учебно-спортивных учреждений:

2.1. детско-юношеские спортивные школы общей физической подготовки;

2.2. детско-юношеские спортивные школы;

2.3. детско-юношеские спортивно-технические школы;

2.4. специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва;

2.5. специализированные спортивно-технические школы;

2.6. школы высшего спортивного мастерства;

2.7. центры олимпийского резерва;

2.8. центры олимпийской подготовки.

3. Специализированные учебно-спортивные учреждения могут осуществлять деятельность после прохождения государственной аккредитации, проводимой Министерством спорта и туризма Республики Беларусь в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь.

4. Специализированные учебно-спортивные учреждения действуют на основании уставов, разрабатываемых в соответствии с общими положениями о специализированных учебно-спортивных учреждениях, утверждаемыми Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им государственным органом.

5. Подготовка в специализированных учебно-спортивных учреждениях осуществляется на основе программ по видам спорта, утверждаемых Министерством спорта и туризма Республики Беларусь.

6. Государственная аккредитация специализированного учебно-спортивного учреждения - процедура признания статуса специализированного учебно-спортивного учреждения соответствующего типа, подтверждающая наличие в учреждении ресурсного обеспечения, отвечающего требованиям, предъявляемым к соответствующему типу специализированных учебно-спортивных учреждений и установленным законодательством.

7. В целях обеспечения государственного контроля за качеством подготовки в специализированных учебно-спортивных учреждениях проводится их аттестация в порядке, утверждаемом Министерством спорта и туризма Республики Беларусь.

8. Государственная аттестация специализированного учебно-спортивного учреждения - процедура, подтверждающая соответствие содержания и качества подготовки в специализированном учебно-спортивном учреждении программам по видам спорта. По результатам государственной аттестации специализированное учебно-спортивное учреждение может быть преобразовано в специализированное учебно-спортивное учреждение иного типа.

9. Специализированное учебно-спортивное учреждение, не прошедшее государственную аттестацию, проходит через год повторную государственную аттестацию.

В случае непрохождения повторной государственной аттестации специализированное учебно-спортивное учреждение лишается статуса специализированного учебно-спортивного учреждения соответствующего типа.

10. Государственная аттестация специализированных учебно-спортивных учреждений, указанных в подпунктах 2.1 - 2.5 пункта 2 настоящей статьи, проводится местными исполнительными и распорядительными органами, указанных в подпунктах 2.6 - 2.8 пункта 2 настоящей статьи, - Министерством спорта и туризма Республики Беларусь.

 

Статья 17. Клубы по виду (видам) спорта. Физкультурно-оздоровительные, спортивные центры (комбинаты, комплексы)

 

1. Клуб по виду (видам) спорта - организация, осуществляющая деятельность по подготовке спортсменов (команд спортсменов) и представлению спортсменов (команд спортсменов) от своего имени на спортивных соревнованиях по виду (видам) спорта.

2. Физкультурно-оздоровительный, спортивный центр (комбинат, комплекс) - организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении физкультурно-спортивные сооружения и предоставляющая эти сооружения гражданам и организациям для проведения спортивных мероприятий либо оказывающая на их базе физкультурно-оздоровительные услуги.

3. Организации физической культуры и спорта, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, могут создаваться в любой организационно-правовой форме в соответствии с законодательством.

 

Глава 3

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

 

Статья 18. Государственный физкультурно-оздоровительный комплекс Республики Беларусь

 

1. Государственный физкультурно-оздоровительный комплекс Республики Беларусь - совокупность программ и нормативов - основа физического воспитания граждан Республики Беларусь.

2. Государственный физкультурно-оздоровительный комплекс Республики Беларусь определяет цели, задачи физического воспитания граждан и уровень их физической подготовленности.

3. Государственный физкультурно-оздоровительный комплекс Республики Беларусь утверждается Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им государственным органом.

 

Статья 19. Физическое воспитание в учреждениях образования

 

1. Учреждения образования в соответствии с законодательством, на основании своих уставов и с учетом интересов обучающихся определяют средства физического воспитания, методы проведения учебных занятий на основе типовых планов, программ по физической культуре, а также проводят дополнительную физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу, в том числе с привлечением к ней организаций физической культуры и спорта.

2. В учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного образования, физическое воспитание является обязательным и осуществляется в процессе разнообразных видов детской деятельности в соответствии с планами, программами по физической культуре и требованиями санитарных норм, правил и гигиенических нормативов.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 09.11.2009 N 51-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Учреждения, обеспечивающие получение дошкольного образования, могут проводить углубленную работу по физическому воспитанию в соответствии с законодательством об образовании.

4. Физическое воспитание обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального образования, на III ступени общего среднего образования в учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования, осуществляется в соответствии с требованиями санитарных норм, правил и гигиенических нормативов:

4.1. на уроках по учебному предмету "Физическая культура и здоровье" ("Физическая культура");

4.2. при проведении физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых и туристических мероприятий.

(п. 4 статьи 19 в ред. Закона Республики Беларусь от 09.11.2009 N 51-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Обязательные уроки по учебному предмету "Физическая культура и здоровье" ("Физическая культура") проводятся в течение всего периода обучения:

5.1. не реже двух раз в учебную неделю в общеобразовательных учреждениях, на III ступени общего среднего образования в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования;

5.2. не реже трех раз в учебную неделю в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования.

(п. 5 статьи 19 в ред. Закона Республики Беларусь от 09.11.2009 N 51-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Физическое воспитание обучающихся в учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования, является обязательным в течение всего периода обучения и осуществляется не менее четырех часов в неделю в форме учебных занятий по физическому воспитанию в соответствии с учебными планами, программами по физической культуре и требованиями санитарных норм, правил и гигиенических нормативов.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 09.11.2009 N 51-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Для проведения дополнительной физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой и туристической работы в общеобразовательных учреждениях, учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, организуется работа кружков, групп, секций по видам спорта.

(п. 7 статьи 19 в ред. Закона Республики Беларусь от 09.11.2009 N 51-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Учащиеся и студенты проходят ежегодное медицинское обследование в организациях здравоохранения, по результатам которого распределяются в основную, подготовительную, специальную медицинскую группы и группы лечебной физической культуры.

9. Учащиеся и студенты с ослабленным здоровьем занимаются в специальных медицинских группах и группах лечебной физической культуры на основе специально разрабатываемых программ по физическому воспитанию.

 

Статья 20. Физическая культура по месту работы

 

1. Организации могут способствовать реализации работниками права на занятие физической культурой посредством:

1.1. проведения физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы со своими работниками и членами их семей;

1.2. строительства и содержания физкультурно-спортивных сооружений;

1.3. создания структурного подразделения (введения должностей специалистов), осуществляющего деятельность в целях развития физической культуры и спорта;

1.4. содействия объединению работников в коллективы физической культуры;

1.5. осуществления иной деятельности, не запрещенной законодательством, способствующей реализации работниками права на занятие физической культурой.

2. Министерство спорта и туризма Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, профессиональные союзы содействуют деятельности организаций, направленной на реализацию их работниками права на занятие физической культурой.

 

Статья 21. Физическая культура по месту жительства

 

1. Местные исполнительные и распорядительные органы организуют занятия физической культурой граждан по месту жительства.

2. Для обеспечения права граждан на занятие физической культурой местные исполнительные и распорядительные органы:

2.1. самостоятельно или совместно с организациями физической культуры и спорта, иными организациями, осуществляющими деятельность в сфере физической культуры и спорта, проводят физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу с гражданами по месту жительства;

2.2. создают и финансируют физкультурно-оздоровительные, спортивные центры (комбинаты, комплексы) с широким набором физкультурно-оздоровительных услуг, определяют порядок предоставления детям, инвалидам, пенсионерам физкультурно-оздоровительных услуг с частичной оплатой их стоимости или бесплатно в этих физкультурно-оздоровительных, спортивных центрах (комбинатах, комплексах);

2.3. содержат физкультурно-спортивные сооружения, находящиеся в коммунальной собственности, и осуществляют их ремонт, поддерживают достаточный уровень обеспеченности населенных пунктов физкультурно-спортивными сооружениями;

2.4. в порядке, установленном законодательством, выделяют необходимые помещения, предоставляют физкультурно-спортивные сооружения организациям физической культуры и спорта для проведения физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с детьми, подростками и молодежью, оказывают иную помощь организациям физической культуры и спорта;

2.5. организуют работу кружков, групп, секций по видам спорта;

2.6. создают условия для занятий физической культурой в зонах отдыха;

2.7. осуществляют в соответствии со своей компетенцией иную деятельность, способствующую реализации гражданами права на занятие физической культурой.

 

Статья 22. Физическая подготовка военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, прокурорских работников, должностных лиц таможенных органов. Физическая подготовка граждан к военной службе. Занятие гражданами, подлежащими призыву на военную службу, военно-прикладными видами спорта

(в ред. Закона Республики Беларусь от 13.12.2011 N 325-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

 

(в ред. Закона Республики Беларусь от 19.07.2006 N 150-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

 

1. Физическая подготовка военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, прокурорских работников, должностных лиц таможенных органов является одним из основных предметов боевой и (или) профессиональной подготовки, важной и неотъемлемой частью их воспитания. Организация и финансирование физической подготовки военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, прокурорских работников, должностных лиц таможенных органов осуществляются в соответствии с законодательством, в том числе республиканскими государственно-общественными объединениями.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 13.12.2011 N 325-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Физическая подготовка граждан к военной службе проводится в соответствии с образовательными стандартами в учреждениях образования при осуществлении ими обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования.

(п. 2 статьи 22 в ред. Закона Республики Беларусь от 09.11.2009 N 51-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Граждане, подлежащие призыву на военную службу, могут заниматься военно-прикладными видами спорта в республиканских государственно-общественных объединениях, общественных объединениях, учреждениях образования, клубах и секциях по виду (видам) спорта независимо от их ведомственной принадлежности.

 

Статья 23. Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа с инвалидами

 

1. Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа с инвалидами направлена на повышение их двигательной активности и является составной частью реабилитации инвалидов.

2. Организацию физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с инвалидами, в том числе с детьми с особенностями психофизического развития, осуществляют Министерство образования Республики Беларусь, Министерство здравоохранения Республики Беларусь, Министерство спорта и туризма Республики Беларусь, Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, иные государственные органы в соответствии с их компетенцией.

3. Государственные органы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, проводят физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу с инвалидами совместно с Паралимпийским комитетом Республики Беларусь, организациями физической культуры и спорта, иными организациями, осуществляющими деятельность в сфере физической культуры и спорта.

 

Глава 4

СПОРТ

 

Статья 24. Подготовка спортивного резерва в специализированных учебно-спортивных учреждениях

 

1. В целях подготовки спортивного резерва и (или) спортсменов высокого класса создается система специализированных учебно-спортивных учреждений, финансируемых за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, а также иных источников финансирования, не запрещенных законодательством.

2. Право на бесплатную подготовку в специализированных учебно-спортивных учреждениях, финансируемых за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, имеют граждане Республики Беларусь, а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, прошедшие конкурсный отбор и не имеющие противопоказаний для занятий избранными видами спорта.

3. Контрольные цифры приема (планы комплектования) без оплаты за подготовку в специализированных учебно-спортивных учреждениях, финансируемых за счет средств республиканского бюджета, определяет Министерство спорта и туризма Республики Беларусь, а в учреждениях, финансируемых за счет средств местных бюджетов, - местные исполнительные и распорядительные органы.

4. Специализированными учебно-спортивными учреждениями, финансируемыми за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, сверх контрольных цифр приема (планов комплектования) без оплаты за подготовку может осуществляться прием граждан, не прошедших конкурсный отбор и не имеющих противопоказаний для занятий избранными видами спорта, на подготовку за плату при условии соблюдения норм и правил организации учебно-тренировочного процесса.

5. Специализированные учебно-спортивные учреждения, финансируемые за счет иных источников, не запрещенных законодательством, определяют по согласованию с собственником контрольные цифры приема (планы комплектования) без оплаты за подготовку, а также количество обучающихся за плату.

6. Порядок приема, перевода, отчисления, восстановления обучающихся устанавливается Министерством спорта и туризма Республики Беларусь.

7. Условия приема и подготовки в специализированных учебно-спортивных учреждениях иностранных граждан и лиц без гражданства, не проживающих постоянно на территории Республики Беларусь, определяются законодательством Республики Беларусь и международными договорами Республики Беларусь.

8. Плата за подготовку устанавливается руководителем специализированного учебно-спортивного учреждения в размере экономически обоснованных затрат по согласованию с собственником. По решению руководителя специализированного учебно-спортивного учреждения может устанавливаться размер платы за обучение, дифференцированный в зависимости от уровня спортивных достижений обучающихся.

 

Статья 25. Подготовка спортивного резерва и (или) спортсменов высокого класса в средних школах - училищах олимпийского резерва

 

(в ред. Закона Республики Беларусь от 09.11.2009 N 51-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

 

Подготовка спортивного резерва и (или) спортсменов высокого класса в средних школах - училищах олимпийского резерва осуществляется в соответствии с законодательством.

 

Статья 26. Единая спортивная классификация Республики Беларусь

 

1. Единая спортивная классификация Республики Беларусь - совокупность норм и требований, необходимых для присвоения спортивных разрядов и званий, а также условия и порядок их присвоения.

2. Единая спортивная классификация Республики Беларусь утверждается Министерством спорта и туризма Республики Беларусь.

 

Статья 27. Проведение спортивных соревнований

 

1. Спортивные соревнования в Республике Беларусь, за исключением официальных чемпионатов, розыгрышей кубков Республики Беларусь, могут проводить государственные органы, организации, а также граждане (далее - лица, проводящие соревнования). Спортивные соревнования могут быть официальными и неофициальными.

2. Официальные спортивные соревнования Республики Беларусь проводятся в соответствии с республиканским и местными календарными планами проведения официальных спортивных соревнований. Республиканский календарный план проведения официальных спортивных соревнований утверждается Министерством спорта и туризма Республики Беларусь, местные календарные планы проведения официальных спортивных соревнований - местными исполнительными и распорядительными органами.

3. Неофициальные спортивные соревнования проводятся в соответствии с решениями лиц, проводящих соревнования.

4. Спортивные соревнования проводятся в соответствии с положениями о проведении (регламентами проведения) соревнований по виду спорта, утверждаемыми лицами, проводящими соревнования. Примерное положение о проведении спортивного соревнования утверждается Министерством спорта и туризма Республики Беларусь.

5. Все права на теле-, радио-, иные способы трансляции спортивных соревнований принадлежат лицам, проводящим соревнования, если иное не установлено договором между лицами, проводящими соревнования, и участниками (организациями, представляющими от своего имени спортсмена (команды спортсменов), или спортсменом при отсутствии такой организации) или положением о проведении (регламентом проведения) спортивного соревнования.

 

Статья 28. Проведение официальных чемпионатов, розыгрышей кубков Республики Беларусь

 

1. В Республике Беларусь в течение календарного года, как правило, могут быть проведены один официальный чемпионат Республики Беларусь по виду спорта, одни официальные соревнования на кубок Республики Беларусь среди спортсменов каждого пола, за исключением видов спорта, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

2. В видах спорта, где соревнования проводятся в помещении и на открытом воздухе, в течение календарного года могут проводиться один зимний и один летний официальные чемпионаты Республики Беларусь.

3. Официальные чемпионаты, розыгрыши кубков Республики Беларусь по видам спорта могут проводить национальные федерации (союзы, ассоциации) по виду (видам) спорта, а также Министерство спорта и туризма Республики Беларусь, иные государственные органы в соответствии с их компетенцией либо уполномоченные ими организации.

 

Статья 29. Международные спортивные связи

 

1. Организации, граждане имеют право принимать участие в международных спортивных соревнованиях, проводимых на территории Республики Беларусь и за ее пределами, при соблюдении ими требований, установленных лицами, проводящими соревнования, и не противоречащих законодательству Республики Беларусь.

 

КонсультантПлюс: примечание.

По вопросу, касающемуся порядка направления спортивных делегаций Республики Беларусь за границу для участия в международных спортивных мероприятиях, см. постановление Совета Министров Республики Беларусь от 08.06.2009 N 754.

 

2. Представлять интересы Республики Беларусь в международных спортивных организациях, а также в спортивных и иных мероприятиях, проводимых международными спортивными организациями, имеют право Министерство спорта и туризма Республики Беларусь, иные государственные органы в соответствии с их компетенцией, уполномоченные ими организации, Национальный олимпийский комитет Республики Беларусь, Паралимпийский комитет Республики Беларусь, национальные федерации (союзы, ассоциации) по виду (видам) спорта.

 

Статья 30. Судейство спортивных соревнований

 

1. Контроль за соблюдением правил спортивных соревнований, определение победителей и фиксирование спортивных результатов осуществляют судьи по спорту.

2. Порядок организации судейства спортивных соревнований, в том числе международных, определяют лица, проводящие соревнования.

3. К судейству официальных спортивных соревнований Республики Беларусь допускаются судьи по спорту, прошедшие специальную подготовку в организациях физической культуры и спорта в порядке, утверждаемом Министерством спорта и туризма Республики Беларусь.

4. Правовой статус судей по спорту определяется Положением о судьях по спорту, утверждаемым Министерством спорта и туризма Республики Беларусь.

(п. 4 статьи 30 введен Законом Республики Беларусь от 20.12.2007 N 296-З)

 

Статья 31. Спорт высших достижений

 

1. Спорт высших достижений - спорт, направленный на достижение высоких спортивных результатов, установление рекордов.

2. Государственные органы создают необходимые условия для спортсменов, тренеров, которые достигли высоких спортивных результатов или содействуют повышению международного авторитета Республики Беларусь, формируют из этих спортсменов и тренеров национальные и сборные команды Республики Беларусь по видам спорта в порядке, определяемом статьей 33 настоящего Закона.

3. Спортсменам, добившимся выдающихся результатов на спортивных соревнованиях, а также тренерам, обеспечившим их подготовку, могут выплачиваться вознаграждения, установленные законодательством.

 

Статья 32. Профессиональный спорт

 

1. Профессиональный спорт - предпринимательская, трудовая и иная не запрещенная законодательством деятельность, направленная на достижение высоких спортивных результатов и получение доходов (вознаграждений) от организации спортивных мероприятий и (или) участия в них.

 

КонсультантПлюс: примечание.

Положение о порядке и условиях заключения контрактов со спортсменами-инструкторами и тренерами национальной команды Республики Беларусь по виду спорта и примерные формы контрактов со спортсменом-инструктором и тренером национальной команды Республики Беларусь по виду спорта утв. постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь, Министерства труда Республики Беларусь от 31.01.2000 N 1/9.

 

2. Отношения, возникающие в профессиональном спорте между спортсменами, тренерами, судьями, иными гражданами, осуществляющими деятельность в сфере физической культуры и спорта, а также организациями физической культуры и спорта, иными организациями, осуществляющими деятельность в сфере физической культуры и спорта, регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь, Трудовым кодексом Республики Беларусь, настоящим Законом и иными актами законодательства.

3. Для работы по совместительству спортсменам и тренерам, занимающимся профессиональным спортом, требуется согласие нанимателя по месту основной работы.

 

Статья 33. Национальные и сборные команды Республики Беларусь по видам спорта

 

1. Национальные и сборные команды Республики Беларусь по видам спорта - коллективы спортсменов, тренеров и иных специалистов, формируемые для подготовки к международным спортивным соревнованиям и участия в них под символами Республики Беларусь.

2. Национальные и сборные команды Республики Беларусь по видам спорта формируются с учетом тенденций развития спорта, пола, возраста спортсменов, их спортивных результатов Министерством спорта и туризма Республики Беларусь по представлению национальных федераций (союзов, ассоциаций) по виду (видам) спорта, иными организациями в соответствии с законодательством.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 20.12.2007 N 296-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Национальные команды Республики Беларусь по видам спорта формируются в пределах численности, установленной Правительством Республики Беларусь, сборные команды Республики Беларусь - в пределах численности, установленной Министерством спорта и туризма Республики Беларусь.

4. Члены национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта, не выполняющие установленные нормативы и (или) систематически нарушающие свои обязанности, могут быть отчислены из национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта по представлению соответствующей национальной федерации (союза, ассоциации) по виду (видам) спорта.

5. Материально-техническое обеспечение национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта, финансирование их подготовки к международным спортивным мероприятиям и участия в них осуществляются за счет средств республиканского бюджета, добровольных пожертвований граждан и юридических лиц и иных источников, не запрещенных законодательством.

 

Статья 34. Методы и вещества, запрещенные в спорте. Допинговый контроль

 

1. Не допускается использование спортсменами методов, веществ, способствующих повышению их работоспособности и запрещенных для использования законодательством Республики Беларусь и (или) решениями Международного олимпийского комитета, иных соответствующих международных организаций.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 20.12.2007 N 296-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Допинговый контроль - взятие и исследование биопроб спортсменов в целях выявления наличия в их организме запрещенных к применению веществ либо установления использования ими запрещенных методов подготовки к соревнованиям.

3. К допинговому контролю могут привлекаться спортсмены независимо от их пола, возраста, уровня мастерства и места жительства в порядке и на условиях, предусмотренных Медицинским кодексом Международного олимпийского комитета, Всемирным антидопинговым кодексом, иными решениями соответствующих международных организаций.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 20.12.2007 N 296-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Допинговый контроль спортсменов - членов национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта проводится за счет средств республиканского бюджета.

5. Лица, проводящие спортивные мероприятия, обязаны обеспечить условия проведения допингового контроля с соблюдением требований Медицинского кодекса Международного олимпийского комитета, Всемирного антидопингового кодекса, иных решений соответствующих международных организаций и законодательства Республики Беларусь.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 20.12.2007 N 296-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Спортсмены, биопробы которых показали использование запрещенных к применению методов, веществ, указанных в пункте 1 настоящей статьи, лица, виновные в применении их спортсменами, а также спортсмены, отказавшиеся от допингового контроля, подлежат лишению права участия в официальных спортивных соревнованиях Республики Беларусь и в спортивных соревнованиях в составах национальных и сборных команд Республики Беларусь в порядке, определяемом Министерством спорта и туризма Республики Беларусь, а также несут ответственность в соответствии с законодательством.

7. Спортивные результаты, достигнутые с использованием методов, веществ, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть признаны недействительными лицами, проводящими соревнования.

 

Глава 5

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

 

Статья 35. Физкультурно-спортивные сооружения

 

1. Физкультурно-спортивные сооружения могут быть государственными и частными. Государственные физкультурно-спортивные сооружения могут находиться в республиканской или коммунальной собственности.

2. Не допускаются ликвидация или перепрофилирование физкультурно-спортивного сооружения, находящегося в государственной собственности, без создания равнозначного физкультурно-спортивного сооружения в пределах данного населенного пункта.

3. Достаточный уровень обеспеченности населенных пунктов физкультурно-спортивными сооружениями определяется местными исполнительными и распорядительными органами на основе градостроительной документации.

 

Статья 36. Право на занятие педагогической деятельностью в сфере физической культуры и спорта

 

1. К педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта допускаются граждане, имеющие среднее специальное или высшее образование в сфере физической культуры и спорта, а также граждане, допущенные к такой деятельности в порядке, утверждаемом Министерством спорта и туризма Республики Беларусь.

2. Граждане, указанные в пункте 1 настоящей статьи, которые в течение трех и более лет после окончания учреждения образования (получения допуска к педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта) не осуществляли педагогическую деятельность в сфере физической культуры и спорта или, прекратив такую деятельность, в течение этого срока не возобновили ее, могут быть допущены к педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта после прохождения специальной подготовки.

Порядок прохождения специальной подготовки гражданами, указанными в части первой настоящего пункта, определяется Министерством спорта и туризма Республики Беларусь.

 

 

КонсультантПлюс: примечание.

Инструкция о присвоении квалификационных категорий тренерам-преподавателям по спорту и иным категориям работников в сфере физической культуры и спорта утв. постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 26.02.2010 N 19.

 

Статья 37. Подготовка, повышение квалификации и переподготовка кадров в сфере физической культуры и спорта

 

1. Подготовка, повышение квалификации и переподготовка кадров в сфере физической культуры и спорта осуществляются в учреждениях образования в соответствии с законодательством.

2. Подготовка, повышение квалификации и переподготовка кадров в сфере физической культуры и спорта могут осуществляться за счет средств республиканского и местных бюджетов, средств граждан и юридических лиц и иных источников, не запрещенных законодательством.

3. Порядок подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров в сфере физической культуры и спорта устанавливается в соответствии с законодательством.

 

Председатель Верховного Совета

Республики Беларусь С.ШУШКЕВИЧ


 


 

Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов

Республики Беларусь 29 ноября 1999 г. N 2/101

 

 

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 636; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.396 сек.