Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учет хозяйственных процессов




Оценка

Лекция 8. СТОИМОСТНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ И ПРИНЦИПЫ УЧЕТА ОСНОВНЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ

План лекции

8.1. Оценка

8.2. Калькуляция

8.3 Учет хозяйственных процессов

Вопросы для самоконтроля

 

 

В кругообороте имущества предприятия выделяются три взаимосвязанных процесса: снабжение, производство, реализация. На всех стадиях кругооборота бухгалтерский учет должен отра­жать затраты предприятия, т.е. осуществлять стоимостное из­мерение объектов бухгалтерского учета на основе двух элементов метода бухгалтерского учета: оценки и калькуляции.

Правило и порядок оценки объектов учета регламентируются Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

Оценка - способ денежного выражения объектов бухгалтерского учета (имущества, обязательств и хозяйственных операций) посредством сложе­ния произведенных в них затрат для отражения их в учете и бухгалтерской отчетности. Применение оценки обеспечивает реальность и сопоставимость показателей хозяйственной деятельности предприятий.

Оценка осуществляется с помощью денег, основные ее принципы устанав­ливаются правительством (например, основные средства и нематериальные активы оцениваются по первоначальной стоимости.

К оценке должны быть предъявленыдва основных требования: оценка всех объектов бухгалтерского учета должна быть реальной и единой:

реальность оценки - отражение действительной величины отдельных ви­дов средств и источников их образования (соответствие денежного вы­ражения объектов учета их фактической величине). Реальность статей баланса обеспечивается достоверностью данных бухгалтерского учета и принципами оценки хозяйственных средств. Реальность оценки требует точного исчисления (калькулирования) фактической себестоимости всех объектов учета;

единство оценки - единообразие и неизменность. Одни и те же объекты учета оцениваются одинаково во всех организациях в течение всего срока пребывания их на одной стадии кругооборота. Такое единообра­зие оценки достигается установлением обязательных положений, ин­струкций, правил учета и калькулирования.

Правила и порядок оценки объектов учета регламентируются Положе­нием по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, а также различными положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ). Общей для них является оценка объектов по их фактической стоимости.

Оценка осуществляется следующим образом:

• имущество, приобретенное за плату, оценивается путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку (куда включаются затраты на приобретение объекта, уплачиваемые проценты по предос­тавленному при приобретении коммерческому кредиту, наценки (над­бавки), комиссионные вознаграждения, уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным организациям, таможенные пошлины и иные платежи, затраты на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций), за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев предусмотренных законодательством Российской Федерации);

• имущество, полученное безвозмездно, оценивается по текущей рыночной сто­имости на дату принятия к бухгалтерскому учету (данные о действующей цене должны быть подтверждены документально или экспертным путем);

• имущество, изготовленное в самой организации, определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством этих основных средств.

Рассмотрим оценку отдельных объектов бухгалтерского учета.

Нематериальные активы. Оценка нематериальных активов производится, как правило, на основании первичных документов о поступлении конкретных объектов нематериальных активов (договоров, накладных, актов приемки-передачи). В случае невозможности однозначного опре­деления стоимости нематериальных активов их оценка произво­дится экспертным путем.

Нематериальные активы принимаются к бухгалтерскому уче­ту по первоначальной стоимости, которая определяется как сум­ма фактических расходов на приобретение, за исключением на­лога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ). В бух­галтерском балансе нематериальныеактивы отражаютсяпо ос­таточной ведомости.

Фактические расходы на приобретение нематериальных активов:

- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором уступки (приобретения) прав правообладателю (продавцу);

- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением нема­териальных активов;

- регистрационные сборы, таможенные пошлины, патентные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с уступкой (приобретением) исключительных прав правообладателя;

- невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобрете­нием объекта нематериальных активов;

- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект нематериальных активов;

- иные расходы, непосредственно связанные с приобретением нематериальных активов.

Первоначальная стоимость нематериальных активов, созданных самой организацией, определяется как сумма фактических рас­ходов на создание, изготовление (израсходованные материаль­ные ресурсы, оплата труда, услуги сторонних организаций по соисполнительским договорам, патентные пошлины и др.), за исключением налога на добавленную стоимость и иных возме­щаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодатель­ством РФ).

Первоначальная стоимость нематериальных активов, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, определяется, исходя из их денежной оценки, согласованной уч­редителями (участниками) организации, если иное не предус­мотрено законодательством РФ.

Первоначальная стоимость нематериальных активов, получен­ных организацией по договору дарения (безвозмездно), опреде­ляется,исходя из их рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Первоначальная стоимость нематериальных активов, получен­ных по договорам, предусматривающим исполнение обяза­тельств (оплату) неденежными средствами, определяется, исходя из стоимости товаров (ценностей), переданных или под­лежащих передаче организацией.

Первоначальная стоимость нематериальных активов, приобре­тенных за иностранную валюту, или стоимость которых при приобретении была установлена в иностранной валюте, опреде­ляется путем перерасчета иностранной валюты по действующе­му на день совершения операции курсу Центрального банка РФ в рублях.

Материальные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фак­тической себестоимости, которая определяется как сумма факти­ческих расходов организации на приобретение за исключением на­лога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кро­ме случаев, предусмотренных законодательством РФ).

Фактические затраты при приобретении материалов:

- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщи­ку (продавцу);

- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением мате­риалов;

- таможенные пошлины и иные платежи;

- невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобрете­нием материальных запасов;

- вознаграждения, выплачиваемые посреднической организации;

- затраты по заготовке, доставке материалов до места их ис­пользования, включая расходы по страхованию;

- иные затраты.

При изготовлении материальных запасов силами организации их фактическая себестоимость определяется, исходя из фактичес­ких затрат, связанных с производством данных запасов.

Фактическая себестоимость материальных запасов, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной уч­редителями (участниками) организации, если иное не предус­мотрено законодательством РФ.

Фактическая себестоимость материальных запасов, полученных организацией по договору дарения (безвозмездно), определяет­ся, исходя из их рыночной стоимостина дату оприходования.

Фактическая себестоимость материальных запасов, приобретен­ных по договорам, предусматривающим исполнение обяза­тельств (оплату) неденежными средствами, определяется, ис­ходя из стоимости ценностей, переданных или подлежащих пе­редаче организацией.

Оценка материальных запасов при отпуске в производство и ином выбытии осуществляется с применением одного из сле­дующих методов, каждый из которых основан на различных пред­положениях о движении стоимости:

1) Метод сплошной идентификации применяется, если едини­цы продукции в составе материальных запасов на конец периода четко обозначены как приобретенные в результате тех или иных операций (может быть использован при покупке и продаже еди­ниц продукции, обладающих большой стоимостью, таких как ав­томобили, тяжелое машинное оборудование, ювелирные изделия).

2) Метод средней стоимости используется, если предполагает­ся, что стоимость материальных запасов - это средняя стоимость имеющихся в наличии товаров на начало отчетного периода плюс все товары, приобретенные в данном периоде. Средняя стоимость подсчитывается путем деления всей (полной) стоимости товаров для реализации на количество единиц этих товаров. В результате получаем средневзвешенную стоимость единицы материальных запасов на конец отчетного периода.

3) Метод оценки запасов по ценам первых покупок (method - FIFO) - себестоимость товаров, приобретенных в пер­вую очередь, должна быть отнесена к товарам, использованным в первую очередь. Себестоимость товаров, имеющихся в наличии на конце периода, относится к последним покупкам, а себестои­мость реализованных товаров соотносится с более ранними покуп­ками. Метод ФИФО может быть использован предприятиями любого рода, вне зависимости от реального физического движения товаров, потому что учитывается движение стоимости, а не движение товаров.

4) Метод оценки запасов по ценам последних покупок (method - LIFO) - себестоимость товаров, приобретенных пос­ледними, используется для определения стоимости товаров, ис­пользованных в первую очередь, а себестоимость запасов на конец периода рассчитывается на основе себестоимости товаров, приоб­ретенных первыми. Материальные запасы оцениваются по ценам ранних покупок, а себестоимость реализованной продукции вклю­чает в себя стоимость последних приобретений.

Готовая продукция. При учете готовой продукции по фактической производственной себестоимости в аналитическом учете движение ее отдельных наименований отражается по учетным ценам (плановой себесто­имости, отпускным ценам и т.д.) с выделением отклонений фак­тической производственной себестоимости изделий от их себе­стоимости по учетным ценам.

Товары в организациях, занятых торговой деятельностью, как правило, учитываются по покупным или продажным (рознич­ным) ценам. В бухгалтерском балансе они отражаются по сто­имости их приобретения.

Отгруженные товары учитываются на счете 45 «Товары отгру­женные» по стоимости, складывающейся из фактической произ­водственной себестоимости и расходов по отгрузке продукции (товаров).

Общим для них является оценка объектов по их фактической стоимости. Факти­ческая стоимость имущества и затрат исчисляется с помощью элемента метода бухгалтерского учета - калькуляции.

 

8.2. Калькуляция

 

Калькуляция - способ группировки затрат и определения себестоимости приобретенных материальных ценностей, изготовленной продукции и вы­полненных работ. Калькуляция - представленный в табличной форме бух­галтерский расчет затрат, расходов в денежном выражении на производ­ство и сбыт единицы (или партии) изделия. Таким образом, калькуляция служит основанием для определения средних издержек производства и ус­тановления себестоимости продукции, а также приобретенных ценностей.

Калькулирование себестоимости продукции производится различными методами в зависимости от ее вида, типа и характера организации произ­водства. Эти методы предусматриваются основными положениями по пла­нированию, учету и калькулированию себестоимости продукции.

Калькуляции группируют по ряду признаков. В зависимости от времени составления и назначения различают нормативные, плановые (сметные) и отчетные (фактические) калькуляции:

нормативная калькуляция исчисляется на начало отчетного периода и представляет собой величину затрат, которую предприятие на момент составления калькуляции, исходя из технического уровня производ­ства и существующей технологии, израсходует на единицу выпускае­мой продукции с учетом действующих норм и нормативов в постатей­ном разрезе (текущих норм затрат);

плановые калькуляции составляются до начала отчетного периода. В этих калькуляциях рассчитывается количество материальных и трудовых затрат для производства запланированного к выпуску количества продукции. Они составляются исходя из плановых норм расходов и других плано­вых показателей на отчетный период (при этом нормы расходов явля­ются средними). Сметную калькуляцию, которая является разновиднос­тью калькуляции плановой, составляют для определения цены при расчетах с заказчиками отдельно на разовый заказ или работу (уни­кальное изделие).

Нормативная себестоимость продукции обычно выше плановой в нача­ле года и ниже - в конце года (это связано с тем, что текущие нормы затрат выше средних норм, на основании которых составлена плановая калькуляция, в начале года и ниже - в конце года).

отчетные калькуляции составляются после совершения хозяйственных процессов. Цель отчетной калькуляции - определение фактической (ре­альной) себестоимости продукции, "выполненных работ и услуг (в фак­тическую себестоимость продукции включают в том числе и не планируемые непроизводительные расходы). При этом используются данные, бухгалтерского учета о фактических затратах на производство и количе­стве выпущенной продукции (работ, услуг).

Объект калькулирования - продукт производства, технологическая фаза, стадия и пр., то есть продукция разной степени готовности, виды работ или услуг.

Калькуляционная единица - измеритель объекта калькулирования. В от­раслях перерабатывающей промышленности калькуляционной единицей продукции, к примеру, является 1 т или 1 ц. Для однородных продуктов применяются условные укрупненные калькуляционные единицы (напри­мер, 100 пар обуви, 100 метров, 1000 банок).

По объему затрат различают калькуляции производственной и полной себестоимости:

• в калькуляциях производственной себестоимости отражаются затраты, возникшие в сфере производства;

калькуляции полной себестоимости отличаются от калькуляций произ­водственной себестоимости на величину затрат, связанных с продажей продукции.

Данные калькуляции фактической (полной) себестоимости продукции (работ, услуг) широко используются для управления организацией, конт­роля за соблюдением принятой организацией плановой (нормативной) себестоимости продукции, рентабельности хозяйственной деятельности, выявления резервов и путей дальнейшего снижения затрат труда, финан­совых и материальных ресурсов.

Калькуляция является одним из элементов метода бухгалтерского уче­та, тесно связана с другими элементами и со счетами бухгалтерского уче­та, так как данные для определения себестоимости отдельных объектов учета (суммы различных затрат) предварительно отражаются на счетах.

 

 

Процесс снабжения - совокупность операций по обеспече­нию предприятия предметами и средствами труда, необходимы­ми для осуществления хозяйственной деятельности.

Приобретая материальные ценности, предприятие уплачивает поставщику их стоимость по оптовым ценам. Оптовые цены - цены, по которым одно предприятие продает продукцию другому предприятию или государству. Предприятие несет также расхо­ды, связанные с транспортировкой и погрузочно-разгрузочными работами (транспортно-заготовительные расходы - ТЗР).

Оптовые цены и ТЗР составляют фактическую заготовитель­ную себестоимость предметов труда.

Структура себестоимости заготовленных предметов труда за­висит от порядка ценообразования.

Цены на предметы труда могут устанавливаться с учетом за­трат на доставку продукции до станции отправления, такая цена будет называться цена франко-станция отправления.

Цена на продукцию, установленная с учетом затрат на транс­портировку товаров до станции получения, будет называться це­на франко-станция назначения.

В бухгалтерском учете материалы учитываются на син­тетических счетах: 10 «Материалы», 10-9 «Инвентарь и хозяй­ственные принадлежности", 15 «Заготовление и приобретение материалов», 16 «Отклонения в стоимости материалов».

На счетах бухгалтерского учета процесс заготовления материалов может осуществляться одним из двух способов. При первом способе на счете 10 «Материалы» отражается оптовая цена приобретенных ценностей, транспортно-заготовительные расходы учитываются на субсчете «10 - ТЗР».

1. Получены материалы от поставщика (по оптовым ценам) Дт 15 Кт 60

2. Оплачен счет транспортной организации Дт 15 Кт 51

3. Оплачены подотчетным лицом разгрузочные работы Дт 15 Кт 71

Фактическая себестоимость материалов будет складываться из суммы оборотов по дебету счета 10 «Материалы и «10 - ТЗР».

4. Отпущены материалы в производство (по учетной цене) Дт 20 Кт 10

Одновременно рассчитывается сумма ТЗР, подлежащая списанию на счета затрат. Расчет осуществляется в два этапа:

1) определение процента ТЗР:

ТЗР %= Сн «10-ТЗР»+Од «10-ТЗР» • 100%;

Сн «10» + Од «10»

2) расчет суммы ТЗР:

Сумма ТЗР = % ТЗР х стоимость потребленных материалов (Σ по оп.4)

100%

 

5. Списывается доля ТЗР, относящаяся к потребленным материалам Дт 20 Кт «10-ТЗР».

При втором способе по дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» собираются все затраты по приобретению предметов труда, а по дебету счета 10 «Материалы» отра­жается их твердая оценка. Разница между фактической себестои­мостью приобретенных ценностей и их твердой оценкой собира­ется по дебету счета 16 «Отклонения в стоимости материалов».

1. Получены материалы от поставщика (по оптовым цена) Дт 15 Кт 60

2. Оплачен счет транспортной организации Дт 15 Кт 51

3. Оплачены подотчетным лицом разгрузочные работы Дт 15 Кт 71

Таким образом, по дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материалов» собираются фактические рас­ходы по приобретению предметов труда.

4. Списывается стоимость поступивших на склад

организации материалов в твердой оценке Дт 10 Кт 15

5. Списывается разница между фактической себестоимостью

ма­териалов и их твердой оценкой:

а) если оборот по дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материалов» > оборота по кредиту «15«Заготовление и приобретение материалов»» Дт «16» Кт «15» (обычной записью)

б) если оборот по дебету 15 «Заготовление и приобретение материалов» <оборота по кредиту 15 «Заготовление и приобретение материалов» (методом красного сторно) Дт «16» «15»

6. В течение месяца отпуск мате риалов в производство (по учет­ным ценам) Дт «20» К «10»

В конце отчетного периода списывается сумма отклонений, относя­щихся к потребленным ценностям. Для этого вначале рассчитывается процент отклонений:

 

% откл = Сн «16» =Од «16» х 100%;

Сн «10»=Од «10»

 

Σ откл. = % откл. Х стоимость потребленных материалов (Σ по оп.6)

100%

7. Списывается сумма отклонений, относящихся к потребленным материалам Дт 20 Кт 16.

Процесс производства. В условиях рыночной экономики се­бестоимость продукции, работ и услуг - важнейший показатель деятельности любой организации.

Себестоимость продукции, работ и услуг складывается в ходе осуществления процесса производства. Различают основное и вспомогательное производства. К основному производству отно­сят цехи, выпускающие продукцию по профилю организации. Вспомогательные цехи заняты обслуживанием основных цехов с целью создания благоприятных условий для их работы. Поэтому и затраты на производство учитываются на счетах 20 «Основ­ное производство", 23 «Вспомогательные производства». Аналити­ческий учет затрат подразделяется по цехам, стадиям обработки, заказам.

В течение отчетного периода на счетах 20 «Основ­ное производство" и 23 «Вспомогательные производства» собира­ются прямые затраты, связанные с изготовлением конкретных видов продукции.

Косвенные расходы, связанные с обслуживанием производст­ва и управлением, в течение отчетного периода учитываются на счетах 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяй­ственные расходы".

К общепроизводственным расходам относятся затраты на содержание, амортизацию и текущий ремонт произ­водственного оборудования, цехового транспорта, рабочих мест, расходы по управлению цехом, на содержание цехового персона­ла, заработная плата основная и дополнительная, отчисления на социальное страхование и обеспечение, на амортизацию и текущий ремонт зда­ний, инвентаря цехового назначения, оплата простоев.

Учет и списание косвенных расходов по счету «Общепроизводственные расходы»

Дт «25 Общехозяйственные расходы» Кт

Дт «20» Кт

Дт «10» Кт

 

 

Дт «16» Кт

Однократная запись

 

Дт «70» Кт

 
 


3

 

 

Дт «69» Кт

 

4

 

 

Дт «02» Кт

       
   
 


       
   
 
 

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 968; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.