Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Активы - выраженные в стоимостном измерении все имеющиеся у предприятия материальные, нематериальные и денежные ценности




Принцип материальной ответственности.

Принцип самофинансирования.

Это означает необходимость полной окупаемости затрат на производство и реализацию, на инвестирование и развитие производства за счет иных или заемных источников финансирования. Прежде чем осуществлять инвестиции, предприятие должно учесть все связанные с ними затраты, включая цену кредита, инфляцию и др.

3. Принцип материальной заинтересованности. Основная цель предпринимательской деятельности — получение прибыли. Заинтересованность в получении предприятием прибыли касается государства, коллектива предприятия, инвесторов, а также других предприятий, с которыми у данного предприятия имеются договорные отношения.

Это наличие определенной системы ответственности за результаты финансовой деятельности. Для предприятий этот принцип реализуется в форме штрафов, пени, взимаемых при нарушении договорных обязательств, несвоевременности возврата долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов, при нарушении налогового законодательства.

Фонды предприятий делятся на:

К активам относятся:

-оборотные активы - это средства, которые используются в течение одного отчетного периода, приобретаются с целью применения в хозяйственной деятельности, полностью переносят свою стоимость на готовый продукт и полностью меняют свою форму в процессе производства; -денежные знаки в кассе предприятия; средства на счетах в кредитных организациях; денежные и платежные документы, финансовые вложения; нематериальные активы; материально-производственные запасы.

Структура оборотных средств:

1. Оборотные производственные фонды, обслуживающие сферу производства и материализующиеся в предметах труда, в производственных запасах, в полуфабрикатах собственного производства;

2. Фонды обращения- не посредственно не участвуют в производственном процессе (готовая продукция, денежные средства).

Пассивы предприятия отражают источники образования и использования его средств.

К пассивам относятся:

все обязательства предприятия перед его собственниками, работниками, кредиторами, поставщиками и подрядчиками, государственными органами и другими экономическими агентами (уставный капитал и резервы, займы и проценты по ним, задолженность поставщикам, работникам по заработной плате, по налогам, другие обязательства). Получаемые предприятием доходы направляются на уменьшение пассивов (например, возврат банковских займов).

К внеоборотным активам относятся: основные средства (фонды); нематериальные активы; долгосрочные финансовые вложения; незавершенные капитальные вложения.

Основные фонды — это материально-вещественные ценности, действующие в неизменной натуральной форме в течение длительного периода времени и переносящие свою стоимость на готовую продукцию по частям.

В зависимости от характера участия основных фондов в процессе расширенного воспроизводства они подразделяются:

- на производственные основные фонды, которые функционируют в сфере материального производства, многократно участвуют в процессе производства, изнашиваются постепенно, а их стоимость переносится на изготавливаемый продукт по частям по мере использования.
Пополняются они за счет фонда амортизационных отчислений (это денежные средства, направленные на восстановление основного капитала, обеспечивающие накопления для компенсации его физического и морального износа.

Производственные основные фонды включают:

- основной капитал (технологическое оборудование);

- здания и сооружения, производственную инфраструктуру; землю, на которой располагается предприятие, или землю, используемую сельскохозяйственными производителями;

- природные ресурсы (для предприятий добывающей промышленности);

непроизводственные основные фонды — жилые дома, детские и спортивные учреждения, другие объекты культурно-бытового обслуживания.

В отличие от производственных фондов они не участвуют в процессе производства, и не переносят своей стоимости на продукт, так как он ими не создается. Воспроизводятся за счет дохода (прибавочной стоимости).

Под нематериальными активами понимается стоимость объектов интеллектуальной собственности, используемых предприятием в процессе. своей предпринимательской деятельности, инвестиции в неосязаемые активы, которые способны приносить прибыль в течение ряда лет (расходы на разработку новых видов продукции, организацию хозяйственной деятельности, на реализацию, патенты). В составе нематериальных активов предприятия учитываются:

- объекты интеллектуальной собственности:.

• исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных;

• исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезнуюмодель;

- исключительное право владельца на товарный знак и т. д.;

-организационные расходы, связанные с созданием предприятия (платежи за разработку и оформление учредительных документов, проведение технико-экономических обоснований, консультации в специализированных организациях, регистрационные сборы и т. д.).

Структура собственных источников включает раздел «Капитал и резервы» и состоит из следующих элементов:

1.Уставной капитал - представляет собой совокупность вкладов учредителей (собственные акции);

2.Добавочный капитал- образуется из средств, полученных в результате прироста стоимости внеоборотных активов, выявленного по результатам их переоценки, а также как разница между продажной и номинальной стоимостью акций;

3. Резервный капитал- средства этого резерва идут на покрытие общих убытков при отсутствии
других возможностей их покрытия;

4. Нераспределенная прибыль- часть чистой прибыли, оставшаяся после распределения, в виде
дивидендов (процентов) между учредителями и на другие нужды

К заемным источникам формирования активов относят долгосрочные и краткосрочные обязательства. Долгосрочные обязательства имеют следующую структуру:

>• кредиты и займы, полученные на срок более 1 года;

>• прочие долгосрочные обязательства.

Краткосрочные обязательства имеют следующую структуру:

1. Кредиты и займы, полученные на срок менее 1 года;

2. Кредиторская задолженность, в том числе: перед поставщиками и подрядчиками, перед
персоналом организации, перед государственными внебюджетными фондами по налогам и сборам и перед прочими кредиторами;

3. Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов;

4. Доходы будущих периодов;

5. Резервы предстоящих расходов;

6. Прочие краткосрочные обязательства.

 

Вопрос 2. Финансовый менеджмент и финансовое планирование.

Основой организации финансов предприятий, формирования и использования денежных доходов и фондов денежных является финансовый план, представляющий собой часть бизнес-плана.

Формой финансового плана на предприятиях является баланс доходов и расходов. В балансе находят отражение результаты финансовой деятельности, взаимоотношения с бюджетом, внебюджетными фондами, банками. Через баланс доходов и расходов обеспечивается достижение необходимой сбалансированности в объемах материальных, трудовых, финансовых ресурсов.

Главная задача баланса доходов и расходов — проверка синхронности поступления и расходования денежных средств.

В балансе доходов и расходов отражаются данные, характеризующие объем денежных средств на начало периода; величина денежных поступлений (в том числе выручки от реализации, внереализационных доходов, ссуд и других дополнительных поступлений); объем денежных платежей на сторону (в покупка товаров, затраты на содержание и ремонт).

Финансовый менеджмент- система управления финансовыми ресурсами, обеспечивающая их рациональное привлечение и использование.

Цели финансового менеджмента - разработка и реализация мер, направленных на достижение эффективной деятельности предприятия, увеличение прибыли при минимизации расходов, развитие его экономического потенциала, повышение конкурентоспособности, обеспечение финансовой устойчивости, оптимизацию структуры активов, привлечение источников финансирования.

Объектом финансового менеджмента являются финансовые потоки, связанные с непрерывным поступлением средств на расчетные и другие счета и с их расходованием, т. е. денежный оборот.

Финансовый менеджмент затрагивает все финансовые ресурсы предприятия и его финансовые взаимоотношения со всеми другими субъектами хозяйствования.

Основными источниками информации для проведения финансового менеджмента являются данные финансового учета — официальной бухгалтерской и статистической отчетности, показатели внутрихозяйственного и финансового учета и анализа, материалы бизнеса-плана, данные финансового законодательства о налоговых и процентных ставках, информация товарных финансовых бирж и статистических органов о производстве и реализации товаров, движении цен, о конъюнктуре рынка ценных бумаг и т.д.

Элементом финансового менеджмента является стратегия финансовой политики. Подходы к формированию стратегии финансового менеджмента:

1. Максимизация прибыли;

2. Увеличение стоимости собственного капитала предприятия за счет выгодной продажи
акций;

3. Увеличение объема производства и реализация продукции, которые зависят от имиджа и
репутации фирмы.

Критерии оценки финансового положения:

1. Оценка платежеспособности и ликвидности;

2. Оценка на основе соотношения оборотных активов и заемных средств;

3. Оборачиваемость оборотных активов;

4. Наличие дебиторской и кредиторской задолженности;

5. Рентабельность капитала;

6. Управление запасами.

Основными методами финансового планирования являются:

нормативный, расчетно-аналитический, балансовый, метод оптимизации плановых решений и экономико-математическое моделирование.

При нормативном методе планирования величины финансовых показателей определяются исходя из потребностей предприятия в финансовых ресурсах и источниках их получения, определяемых на основе установленных норм использования ресурсов, технико-экономических показателей и финансовых нормативов.

Расчетно-аналитический метод базируется на достигнутых производственных и финансовых показателях Потребности в затрат и источниках средств определяются исходя из сложившихся показателей, принимаемых за базу расчета.

Этот метод может быть применен при отсутствии на предприятии технико-экономических и иных нормативов.

Основной чертой балансового метода планирования финансовых показателей является использование балансов для согласования объемов расходов и источников их покрытия.

Метод оптимизации плановых решений используется при сопоставлении вариантов плановых расчетов. Он позволяет выбрать из ряда возможных решений наиболее оптимальное по какому-либо критерию.

С помощью экономико-математического моделирования можно рассчитать количественное выражение взаимосвязей отдельных факторов, определяющих изменение финансовых показателей (например, в какой мере изменение прибыли зависит от динамики издержек и объема реализации товаров и услуг).

 

Вопрос 3. Финансовая политика предприятия

Финансовая политика есть сравнительно долгосрочный вариант действий руководства ком­мерческой организации в отношении ее капитала и прибыли.

Обычно финансовая политика складывается из:

— кредитной политики;

— учетной политики;

— эмиссионной политики;

— политики распределения чистой прибыли;

— дивидендной политики;

— инвестиционной политики;

— налоговой политики.

Понятие. Коммерческая организация имеет обычно достаточ­но широкое поле для выбора управленческих решений во всех ас­пектах своей деятельности на рынке. В этом смысле финансовая политика есть выбранный вариант действий компании на рынке, а виды финансовой политики есть не что иное, как финансовая политика в определенной сфере деятельности компании.

Финансовая политика — это выбор варианта действий компа­нии в соответствии с ее возможностями и интересами, а также условиями работы на рынке из общего числа разрешенных по закону вариантов действий.

Виды финансовой политики. В каждой области финансовых отношений коммерческая организация проводит собственную политику, которой обычно и присваивается название той или иной финансовой сферы. Основные виды финансовой политики любой коммерческой организации следующие:

  • кредитная политика;

· учетная политика;

· эмиссионная политика;

· политика распределения чистой прибыли;

· дивидендная политика;

· инвестиционная политика;

· налоговая политика и др.

1. Кредитная политика. Кредитная политика — это политика коммерческой организации на рынке кредитов. Обычно компания берет банковские кредиты и уплачивает плату по ним — процент, но при этом хранит свои временно свободные денежные средства на счетах в банках и при определенных условиях их хранения может получать за это процентный доход от банка. При каких-то обстоятельствах компания может сама давать кредиты в разных формах другим участникам рынка и получать от этого процентный доход.

Весь этот сложнейший комплекс вопросов, связанных с кредитами и платой за них, или доходами от них, занимает важнейшее место в финансовой политике компании, поскольку современный процесс производства и реализации товаров просто невозможен без кредитных отношений. В известной мере можно сказать, что на рынке все живут в долг. Невыплата долговых обязательств имеет часто катастрофические последствия для коммерческой организации — кредиторы объявляют ее банкро­том, ее имущество распродается, а компания прекращает свое юридическое существование.

Отсюда становится понятным первостепенное значение кре­дитной политики для любой коммерческой организации.

2. Учетная политика. Учетная политика — это политика ком­мерческой организации, связанная с выбором существующих по закону методов ведения бухгалтерского учета в целом и его от­дельных разделов.

Основными составными частями учетной политики является выбор:

• методов начисления амортизационных отчислений (равно­мерная или ускоренная амортизация);

• методов учета выручки от реализации товаров (по факту оплаты или по факту отгрузки покупателю) и др.

Выбор той или иной учетной политики связан с особенно­стями функционирования компании, характером выпускаемой ею продукции, быстротой обновления ассортимента и т. п. На­пример, если выпускаемая продукция быстро морально устаре­вает, то необходимо использовать ускоренную амортизацию обо­рудования, на котором она создается. В противном случае пере­ход на выпуск нового товара на новом оборудовании будет означать, что прежнее оборудование окажется ненужным, хотя его стоимость еще не успела в полной мере амортизироваться, и в результате компания понесет крупные убытки.

3. Эмиссионная политика. Эмиссионная политика — это поли­тика коммерческой организации в области эмиссии ее ценных бумаг.

Эмиссия ценных бумаг есть источник собственных (в случае эмиссии акций) или заемных (в случае эмиссии облигаций) фи­нансовых ресурсов для компании.

Управленческие решения в данной области включают:

• выбор способа привлечения капитала в компанию — получение кредитов или эмиссия ценных бумаг;

• выбор типа выпускаемых ценных бумаг в зависимости от представляемого ими капитала — акции или облигации;

• выбор конкретных разновидностей ценных бумаг и их ры­ночных характеристик;

• выбор сроков проведения эмиссии;

• выбор рынка и его профессиональных посредников, обеспечивающих эмиссию, и т. д.

Эмиссионную политику проводят только те коммерческие организации, которые прибегают к эмиссии своих ценных бумаг. Самый главный современный вид коммерческих организаций — акционерные общества — являются эмитентом ценных бумаг по своей юридической природе, а потому данного рода коммерче­ским организациям всегда присуще проведение эмиссионной по­литики.

4. Политика распределения чистой прибыли. Этот вид финансо­вой политики связан с двумя группами управленческих решений:

· делением чистой прибыли на часть, выплачиваемую владельцам коммерческой организации (в случае акционерного общества это есть дивиденды), и на реинвестируемую часть;

· выбором направлений использования прибыли, которая остается в компании.

Эта политика напрямую связана с дивидендной политикой (о которой речь идет ниже), поскольку от нее зависит общая ве­личина дивидендов, выплачиваемых акционерам.

Решения руководства компании, принимаемые относительно направлений использования прибыли, которая в ней остается, в конечном счете предопределяют будущие успехи или неудачи компании на рынке.

5. Дивидендная политика. Дивидендная политика это политика дивидендных выплат акционерного общества. Данная политика имеет место только в акционерных обществах. Она включает в себя комплекс вопросов, связанных с:

· размерами выплачиваемых дивидендов;

· их распределением по видам выпущенных акционерным обществом акций;

· порядком их выплаты;

· сроками выплаты и др.

Важная роль дивидендной политики состоит в том, что она напрямую связана с интересами акционеров, а через это — с це­нами на акции компании на фондовом рынке. Дивидендная по­литика компании должна быть четко обоснована и понятна ак­ционерам и всем участникам рынка.

6. Инвестиционная политика. Инвестиционная политика — это политика коммерческой организации, нацеленная на использо­вание наиболее эффективных инвестиционных решений.

Инвестиционная деятельность компании связана с доходным вложением ее капитала. Капитал обычно вкладывается в новые производства, в доходные ценные бумаги или отдается взаймы на выгодных условиях.

Располагая определенным капиталом (реинвестируемая прибыль, накопленная амортизация), компания осуществляет выбор направлений (проектов) его вложения, ориентируясь на наиболее высокую их доходность, а также принимая во внимание и иные свои цели, которые часто не могут быть сразу количественно вы­ражены в прибыли, а принесут ее только впоследствии. К такого рода целям, можно отнести расширение доли компании на рынке какого-то товара, подчинение ею других компаний, расширение своей деятельности на другие сферы рынка и т. п.

7. Налоговая политика. Налоговая политика — это политика коммерческой организации, нацеленная на уменьшение налого­вых выплат.

Уменьшение налоговых выплат государству напрямую при­водит к увеличению размеров чистой прибыли, а потому любой участник рынка заинтересован в снижении налогов. Государство использует налоги не только для получения необходимых ему денежных доходов, но и в качестве экономического рычага сти­мулирования хозяйственной деятельности в целом или выбороч­но для каких-то групп участников рынка.

Уменьшение налоговых выплат государству может достигать­ся двумя способами:

· использованием установленных законом различий в налогообложении;

· уклонением от уплаты налогов.

Уклонение от уплаты налогов жестко наказывается государ­ством: компании уплачивают огромные штрафы, а соответствую­щие должностные лица подвергаются уголовному наказанию.

Использование существующих различий в налогообложении включает возможности уменьшения налогообложения путем:

· изменения местоположения юридического адреса компании (обычно в разных регионах существует разный уровень местного налогообложения);

· изменения юридической формы организации (налог на прибыль и другие налоги могут различаться в зависимости от того, к какой группе коммерческих организаций отно­сится компания);

· перехода на другой вид коммерческой деятельности (раз­ные товары могут по-разному облагаться налогами);

· использования имеющихся налоговых льгот;

· недопущения двойного налогообложения и др.

Вопрос 4. Финансы учреждений и организаций, осуществляющих коммерческую деятельность.

Все экономические субъекты делятся на коммерческие организации, которые нацелены на извлечение прибыли, и некоммерческие, которые не преследуют получение прибыли, а осуществляют свою деятельность для достижения цели, ради которой они созданы.

К коммерческим организациям относятся: ООО, ОАО, ЗАО, производственные кооперативы, ГУПы и МУПы.

Доходы организации.

Доходы организации- это увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и / или увеличение капитала этой организации, за исключением вкладов участников.

Доходы подразделяются следующим образом:

1. Доходы от обычных видов деятельности;

2. Операционные доходы;

3. Внереализационные доходы.

Прибыль как экономическая категория отражает финансовый результат хозяйственной деятельности организации и, по своей сути, является частью накоплений, выраженных в денежной форме.

Прибыль характеризует достигнутый уровень эффективности использования основных и оборотных средств (через относительные показатели рентабельности), реализуемости производимой продукции, себестоимости. Количественно она представляет собой разность между выручкой и полной себестоимостью проданной продукции. Таким образом, чем больше объемы реализации рентабельной продукции, тем больше прибыль и, следовательно, тем лучше финансовое состояние организации.

Конечный финансовый результат деятельности организации представляет собой балансовую прибыль (убыток), определяемую следующим образом:

Балансовая прибыль (убыток.) = Результат от реализации продукции (работ, услуг) + Результат от прочей реализации + Сальдо доходов и расходов от внереализационных операцийОбязательные отчисления и вычеты из прибыли.

С точки зрения экономического смысла прибыль представляет собой не только финансовый результат хозяйственной деятельности организации, но и задолженность организации перед своими учредителями (акционерами, собственниками имущества и т. п.). Эта задолженность погашается при выплате дивидендов.

Внереализационные и операционные доходы (доход по ценным бумагам, от сдачи в аренду, доход по дивидендам, полученным от других организаций, валютные операции, уплаченные предприятию штрафы и пени).

Бухгалтерская прибыль- прибыль от всех видов деятельности организации за минусом всех видов издержек.

Экономическая прибыль- доход минус экономические издержки. Экономические издержки -это когда стоимость ресурса равна сумме, которую можно получить при наиболее выгодном использовании данного ресурса, а не сумма, фактически уплаченная за данный ресурс и отраженная в отчете.

Бухгалтерская прибыль превышает экономическую на величину не включенных в отчет альтернативных издержек (альтернативные варианты использования вложенных средств и перспектив развития предприятия).

Чистая прибыль- прибыль, оставшаяся в распоряжении организации после расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.

Нормальная прибыль = бухгалтерская прибыль - экономическая прибыль.

Расходы организации- это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и / или возникновение обязательств, приводящие уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников.

Расходы подразделяются на:

1. Расходы по обычным видам деятельности;

2. Операционные расходы;

3. Внереализационные расходы.

Расходы по обычным видам деятельности организации можно определить как совокупность издержек, которую несет организация в связи с производством и реализацией собственной продукции, — товаров, работ либо услуг.

Операционные расходы — расходы по отдельным операциям реализации, не связанным с производством продукции (типичным примером этого вида расходов являются расходы, связанные с продажей или иным выбытием внеоборотных активов);

Внереализационные расходы — расходы, которые организация несет вне всякой связи с операциями по реализации (типичным примером являются уплачиваемые пени и штрафы).

Группировка расходов по обычным видам деятельности проводится по следующим элементам:

>• материальные затраты;

>• затраты на оплату труда;

>• отчисления на социальные нужды;

>• амортизация;

>• прочие затраты.

Одним из главных факторов, формирующих финансовый результат деятельности организации, является себестоимость реализованной продукции, или себестоимость продаж. В общем случае под себестоимостью понимают всю совокупность издержек организации, понесенных ею в целях производства продукции. Следует отметить, что в себестоимость включаются только те издержки, которые имеют целевое назначение. В состав себестоимости продаж включается только та часть издержек, понесенных в целях производства продукции, которая непосредственно соотнесена с продукцией, реализованной в соответствующем периоде.

Затраты-издержки, непосредственно связанные с процессом производства.

Издержки- это денежное выражение ресурсов, использованных при производстве товаров, услуг.

Экономические издержки = явные + неявные издержки.

Явные- это фактические затраты организации на производство, реализацию, выплата заработной платы и т.д.

Неявные - это денежные платежи, которые могла бы получить фирма при более выгодном использовании принадлежащих ей ресурсов (упущенные возможности). Например, если работник сам занимается индивидуальной деятельностью, то он отказывается от работы на каком-либо предприятии и тем самым отказывается от зарплаты, которую мог бы получить там.

Постоянные издержки- это затраты, которые не зависят от объема производства продукции.

Переменные издержки- это затраты, которые зависят от объема производства продукции.

Средние издержки - это издержки в расчете на единицу продукции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 858; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.091 сек.