Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление диалектики как учения. Принципы диалектики.




Лекция 12. Диалектика бытия и мышления

Слово «диалектика» ввел в философию древнегреческий Сократ еще в V в. до н.э. В истории философии выделяются три основные формы диалектики: 1) греческая философия, 2) немецкая классическая философия, 3) материалистическая диалектика.

В греческой философии диалектическое мышление выступает в своей первобытной простоте. Греки еще не дошли до анализа природы. Она рассматривалась как одно целое. Элементы диалектики обнаруживаются в учениях первых материалистов Древней Греции Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена. Гераклит Эфесский сделал важный вывод о том, что источником всех изменений является борьба противоположностей. Сократ рассматривал диалектику как способ постижения истины через обнаружение и столкновение противоречий в рассуждениях собеседника. Этот подход Платон использовал для расчленения и связывания понятий с целью достижения их полного определения. Зенон Элейский указал на противоречия, возникающие при попытке мыслить бытие как движущееся и обладающее множественностью.

В целом для античной философии одной из главных была проблема противоречивости бытия. Ее обсуждение происходило в разных формах и школах и привело к возникновению почти всех позднейших типов мировоззрения. Заслуги греческой философии настолько значительны, что мы, по словам Ф. Энгельса, вынуждены снова и снова возвращаться в своей философии, как и во всех других областях, к достижениям того маленького народа, универсальная одаренность и деятельность которого обеспечили ему в истории развития человечества место, на какое не может претендовать ни один другой народ.

Второй формой диалектики является классическая немецкая философия: Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель. Учение Гегеля – высшее достижение немецкого классического идеализма. Гегель открыл и сформулировал три основных закона диалектики: закон количественных и качественных изменений, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания и исследовал более 100 категорий, добрая половина которых прочно закрепилась в философской науке.

Гегель попытался соединить процесс познания с процессом развития его предмета. В основу мира он поставил саморазвивающуюся абсолютную. идею, поэтому задачу философии видел в том, чтобы представить процесс саморазвития идеи. Диалектика для Гегеля есть наука о мышлении, и представляет собой постоянный переход одного определения в другое, каждое из которых содержит отрицание самого себя. Гегель впервые в истории философии создал теорию развития противоречия, а затем и его разрешения в синтезе. Однако Гегель не выводил законы диалектики из объективной действительности, а напротив навязывал природе и истории законы мышления, законы развития абсолютной идеи.

К. Маркс и Ф. Энгельс создали материалистическую диалектику, которая представляла собой результат обобщения достижений науки и исторического опыта человечества, доказывавшего, что природа, общество и мышление находятся в постоянном изменении и развитии. Для диалектики, по словам Ф. Энгельса, нет ничего раз и навсегда данного, установленного, безусловного. Во всем она видит печать неизбежного падения и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему. Диалектика сама является лишь простым отражением этого процесса в мыслящем мозгу.

Диалектика – это целостная система принципов, законов и категорий, которые имеют всеобщий характер, охватывают все явления объективного мира, раскрывают наиболее общие закономерности их развития. Она утверждает бесконечность мира в его развитии и безграничность его познания. Материалистическая диалектика как наука включает в себя в качестве важнейших элементов принципы, законы и категории.

Принципы диалектики – это основополагающие начала, определяющие сущность и содержание всех ее положений и понятий. К общим принципам диалектики относятся принцип объективности анализа, принцип всеобщей связи, принцип всеобщего развития.

Принцип объективности анализа основывается на признании первичности законов материального мира, независимости его существования от сознания человека. Диалектика позволяет человеку наиболее верно и точно отражать и воспроизводить реальный процесс развития материального мира. В философии различают объективную и субъективную диалектику. Объективная диалектика присуща самому материальному миру, который находится в непрерывном, противоречивом движении и изменении. Именно в материальном мире происходит борьба противоположностей, переход от одного качества к другому, отрицание старого, отжившего новым, прогрессивным. Субъективная диалектика представляет собой отражение в человеческом сознании объективных диалектических законов, присущих материальному миру. При исследовании материального мира надо брать вещи такими, какие они есть на самом деле, ничего не убавляя и ничего не прибавляя. На основе познания объективных диалектических закономерностей человек может правильно определить свои действия, активно влиять на ход исторических событий, использовать силы природы в интересах человечества.

Принцип всеобщей связи показывает взаимную обусловленность, единство и целостность всех вещей и явлений действительности, позволяет судить об их прошлом, настоящем и будущем. Внутренняя связь раскрывается во взаимодействии явлений неживой природы, в эволюции неорганической природы к органической, во взаимодействии живых организмов и окружающей среды. Многообразные связи существуют в развитии человеческого общества. Это, прежде всего, связи между производительными силами и производственными отношениями, между спросом и предложением, между экономикой и политикой и т. д. Не менее многообразными и глубокими оказываются связи в духовной сфере общества.

Из принципа всеобщей связи вытекает важное методологическое требование диалектики – необходимость конкретно-исторического подхода к анализу объективной действительности. Согласно этому требованию при исследовании материального мира необходим учет условий места и времени, связей и отношений, в которых находится явление в настоящее время. Чтобы действительно знать предмет, надо изучить все его связи и отношения. Полностью этого никогда не удастся сделать, но стремление к этому должно быть свойственно любому исследованию, ибо это позволит избежать односторонности и субъективизма в познании.

Принцип развития указывает, что диалектика рассматривает мир в постоянном движении и развитии. В истории сложилось две концепции развития – метафизическая и диалектическая.

Метафизическая концепция рассматривает развитие как простое уменьшение или увеличение, как повторение, отрицая внутренние противоречия, качественные скачки и переходы. Она оказывается не в состоянии объяснить возникновение нового в развитии, показать реальное направление движения объективного мира.

Диалектическая концепция рассматривает развитие как постоянную смену старого, отжившего новым, как переход количественных изменений в качественные. Источником развития выступает борьба противоположностей, которая придает развитию скачкообразный характер. Развитие идет не по прямой линии, а по восходящей, по спирали, с возвращением к исходному состоянию, но на более высоком уровне, сохраняя лучшие свойства из старого.

Понятие закона. Диалектическая концепция раскрывает закономерный характер развития окружающего мира. Поэтому для материалистической диалектики исключительно важное значение имеет понятие закона. Объективный закон есть общая, внутренняя, постоянно повторяющаяся, необходимая, существенная связь между явлениями и процессами действительности. Следует различать понятие «объективный закон» и «закон науки». Объективный закон существует в материальном мире, вне и независимо от сознания человека. Закон науки является отражением объективных связей действительности в сознании человека, которое никогда не может быть точной копией объективных связей. Абстракция закона никогда не охватывает всех форм проявления объективного закона. Закон науки выражает сформулированное в понятиях знание об объективном законе. По глубине воспроизведения действительности законы делятся на эмпирические и теоретические. По широте охвата действительности законы делятся на частные, общие и всеобщие. Законы диалектики являются всеобщими законами развития природы, общества и мышления.

Категории диалектики. Логические формы, с помощью которых выражаются общие свойства, связи и отношения действительности, называются категориями. Категории обобщают результаты практической деятельности людей и потому они могут обогащать свое содержание по мере совершенствования общественной практики.

Общее значение категорий определяется по четырем основным аспектам: онтологический аспект показывает, что категории есть отражение в человеческом сознании объективных и наиболее общих и существенных сторон материального мира;

суть гносеологического аспекта состоит в том, что с помощью категорий мышление способно отображать и обобщать наиболее общие черты объективной действительности;

методологический аспект раскрывает тот факт, что мышление категориально по своей природе, что человек независимо от своей воли мыслит категориями;

мировоззренческий аспект выявляет сущность категориального мышления не только как отражения действительности, но и ее оценки человеком в соответствии со своими потребностями.

Категории диалектики составляют систему понятий, с помощью которых осуществляется философское осмысление действительности. Наиболее важными являются такие категории: сущность и явление, содержание и форма, необходимость и случайность, причина и следствие, возможность и действительность, единичное, особенное, общее.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.