Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общество и природа




Общество выступает как высшее порождение природы. Оно неотделимо от природы, не может существовать вне природы, выйти за ее границы. К. Маркс и Ф. Энгельс в связи с этим писали: «Мы знаем только одну-единственную науку, науку истории. Историю можно рассматривать с двух сторон, ее можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны неразрывно связаны: до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обусловливают друг друга».

Однако общество нельзя просто отождествить с природой. В природе действуют друг на друга слепые бессознательные силы. В обществе же действуют люди, одаренные сознанием и волей, ставящие перед собой конкретные цели и добивающиеся их осуществления. Но человек всегда действует в определенных природных условиях, которые выступают в качестве предпосылок исторического процесса. Чем благоприятнее природная среда, тем меньше времени и усилий требуется для поддержания жизни человека, тем больше материальных благ он может произвести для общества. Однако отсюда вовсе не следует вывод о том, будто бы наиболее плодородная почва создавала наилучшие естественные предпосылки исторического процесса.

Слишком богатая природа, в изобилии дающая человеку средства жизни, не требовала от него совершенствования орудий производства и развития собственных способностей. Слишком суровая природа подавляла человека, заставляла его всю свою энергию расходовать на поддержание жизненного минимума. И только умеренная природная среда, где было налицо разнообразие естественных условий, стала ареной развития мировых цивилизаций. Разнообразные природные условия, в которых приходится человеку вести материальное производство, стимулируют рост его общественных потребностей, способностей, средств и способов труда.

В истории человечества можно выделить несколько этапов взаимоотношения общества и природы, каждый из которых имеет свою качественную специфику, выражая революционный переворот в производительных силах общества.

Первый этап характеризуется неолитической революцией, связанной с возникновением земледелия и переходом человека от присваивающей экономики к производящей. Он охватывает период от возникновения вида Homo sapiens до появления земледелия и скотоводства. В этот период человек жил охотой, рыболовством и собирательством. Человек находился в единстве с природой, не выделялся из нее, целиком и полностью зависел от наличия средств существования. Он не начинал еще преобразовывать природу и воздействовал на нее только фактом своего существования. На этом этапе взаимодействия человека и природы происходили постоянные миграции населения, которые вызывались ухудшением природных и климатических условий, исчезновением возможности добывать пищу, миграцией животных, на которых человек охотился и т.д.

Второй этап начинается с возникновения земледелия и скотоводства и перехода человека от присваивающей экономики к производящей. Теперь человек начинает активно преобразовывать природу, переходит к оседлому образу жизни. Воздействие человека на среду в этот период приобретает иногда разрушительный характер: люди строят плотины, копают каналы, вырубают леса под пашни. Имея в виду губительные последствия вырубки лесов в Персии, Греции, К. Маркс писал: «Культура, — если она развивается стихийно, а не направляется сознательно…— оставляет после себя пустыню». Завершается этот этап промышленной революцией XVIII в., благодаря которой произошел переход от ремесленных орудий труда к машине, возникла промышленность. Технический прогресс все более увеличивал могущество человека, силу его воздействия на природу. В конечном счете, на завершающей стадии этого этапа происходит отделения человека от природы, противопоставление человека и природы.

Третий этап взаимодействия общества и природы начинается с промышленного переворота и связан с научно-технической революцией (НТР), которая началась в середине XX в. и стала определяющим фактором существования и развития современного общества. Суть этого этапа состоит в практическом преодолении отрыва человека от природы и противопоставления общества природе. Развертывание НТР охватывает не только производительные силы общества, но и самого человека. Во-1-х, осуществляя НТР, человек вносит коренные изменения в свое мировоззрение, в свою духовную жизнь, в понимание своего места и роли в мире. Во-2-х, изменяя производство, человек превращается в контролера и регулировщика производства и вместе с тем изменяет и самого себя, развивает свои способности, приобретает новые знания, опыт, навыки, обогащает себя как личность.

Подведем общий итог. Развитие отношений между обществом и природой имеют диалектический характер. На первой ступени человек почти полностью слит с природой. Материально он полностью зависел от природы и органично сливался с природной средой. На второй ступени человек начинает все более активно воздействовать на природу и выделяться из нее. Этот процесс с самого начала был противоречивым: с одной стороны, человек устанавливает с природой все более тесные и многосторонние связи, с другой — все более отдаляется от естественных условий своего бытия, замыкаясь в созданной им искусственной среде. На третьей ступени должен быть преодолен отрыв общества от природы, восстановлено их единство, при котором природа становится моментом планомерного, рационального процесса жизнедеятельности общества.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 215; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.