Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Некоторые направления американской системы социального обеспечения (Исторический аспект)

Важнейшими достижениями в сфере демократизации общества, после утверждения независимости американских колоний, было решение государственных законодателей о подтверждении свободы совести, вероисповедания и отделении государства от церкви. Этот факт особо фиксируется зарубежными исследователями в сфере социальной работы и благотворительности.

В частности, первая поправка к Федеральной Конституции, ратифицированная в 1789 году, провозгласила: «Конгресс не принимает ни единого закона относительно религии или запрета свободного отправления любой из них».

Необходимо отметить, что концепция, связанная со свободой совести, была одной из важных начальных форм идеи подлинного, а не показного равенства.

В то же время, религиозным общинам (и это был весьма гуманный шаг со стороны светской власти) было разрешено создавать благотворительные агентства в сфере социальной работы, деятельность и собственность которых не облагалась налогами.

Зарубежные исследователи отмечают, что религиозные и другие добровольческие организации (этнические или местные) стали обычным, весьма эффективным механизмом для решения проблем отдельных групп населения или целых территорий с различными социальными, религиозными, этническими сообществами.

Необходимо подчеркнуть, что принятие законодательства о благотворительности являлось прерогативой штатов, но последние обычно обращались к местным властям (окружным, городским, муниципальным) с просьбой субсидировать законодательство и претворить его в жизнь. Все это имело непосредственное отношение и к закону о бедных, о наказаниях и тюрьмах; к положению о бесплатных школах и т.д.

Зарубежные ученые отмечают, что система социального обеспечения в США возникла в виде агентств, организованных и финансируемых местными властями.

Комитет по оказанию помощи бедным состоял из избранных местных, профессиональных, интеллектуальных лидеров в сфере социальной работы и стремился предоставить остро нуждающимся все необходимое для нормального достойного человека существования. Программы имели следующие названия: «Помощь для жизни дома» или «вне дома».

Комитет по оказанию помощи бедным организовывал для несчастных людей проживание в зажиточных семьях. Естественно, по обоюдному согласию, не навязывая страждущих тем, кто не хотел иметь с ними никакого дела, или отделывался жалкой подачкой, или мог растоптать, унизить, оскорбить нуждающегося.

Если бедных, страждущих было слишком много, данный Комитет, сохраняя лучшие традиции мировой и отечественной благотворительности, открывал соответствующие учреждения, включавшие в себя богадельни, странноприимные дома и т.д.

Но были и негативные моменты, связанные с отсутствием дифференцированного подхода к преступникам, к людям с психическими отклонениями, бродягам. Их; рассматривали, как бы, в общей массе и с единой, достаточно примитивной, нивелирующей меркой. (В этом аспекте решения Земства по поводу содержания больных, нищих, юродивых выгодно отличаются от данных моделей). Итак, обращаясь к американскому опыту в сфере благотворительности на рубеже XIX и XX столетия, мы читаем следующее положение: лица, нарушающие общественный порядок, представляющие опасность для окружающих; сумасшедшие, слабоумные, бродяги, могли быть помещены по решению мирового судьи в местные тюрьмы наравне с самыми закоренелыми преступниками.

Такое положение вещей не могло долго существовать. Разрушалась от подобного антигуманного подхода к людям сама система христианской благотворительности. Психически больной человек, попавший за решетку, был обречен на двойной гнет и унижения: и со стороны надзирателей, и со стороны уголовников и всех тех, кто мстит более слабому за свою неудавшуюся судьбу и таким образом сублимирует свои негативные эмоции.

Лучшие люди американского общества, политические оппоненты, видя обилие тюрем, богаделен с ужасающими условиями в тех и других, понимали, что огромные материальные, денежные средства чаще всего используются не по назначению; вступали в ожесточенные споры, напряженные дискуссии с представителями правосудия и местными лидерами.

И эти политические баталии не были простой данью моде, очередным уроком риторики и демагогии.

Мощный гуманный посыл не пропал бесследно.

Американские историки в сфере социальной работы пишут, что основным достижением в сфере благотворительности и преображения в середине XIX столетия явилось создание разветвленной системы специализированных учреждений, способных оказывать многостороннюю помощь нуждающимся социальным группам и слоям населения в разрешении их насущных жизненных проблем.

При этом ведущими специалистами в сфере социальной работы разрабатывались особые программы в области здравоохранения, образования, исправления лиц, отличающихся девиантным поведением.

Специализированные учреждения были созданы с учетом культурной дифференциации по природным и профессиональным данным специалистов социальной сферы. При этом лучшие люди из числа благотворителей стремились свести до минимума некомпетентность политиков в этой весьма щепетильной области бытия; добивались, чтобы управление данными социальными институтами было отдано в руки профессионально подготовленных специалистов, отличающихся высоким уровнем нравственности, а не в лапы бесчестных деляг.

Этот созидательный процесс соединил, бесспорно, опосредованно, социальных работников дореволюционного Российского Государства и специалистов в сфере благотворительности за рубежом.

Законодатели штатов были вынуждены разработать положения, способствующие созданию системы благотворительных институтов с учетом специфики каждой группы нуждающихся и страждущих. В данных положениях речь шла об учреждении тюрем штатов, психиатрических лечебниц, школ для слабоумных, исправительных школ для несовершеннолетних правонарушителей или совершивших преступление впервые, туберкулезных клиник, детских домов, богаделен для ветеранов и других институтов благотворительности.

В то же время, руководство многих учреждений подобного типа страдало от вмешательства политиков, думающих больше о своем обогащении, чем о помощи обездоленным людям.

Даже в самых лучших учреждениях в области благотворительности, социальной работы и социального обеспечения не были претворены в жизнь общечеловеческие идеалы их основателей.

Историки социальной работы за рубежом особо отмечают следующий тезис. В конце XIX столетия институциональная концепция благотворительности и преображения была связана с религиозной возвышенной общечеловеческой концепцией любви к ближнему, как и Богу.

К обычным формам благотворительности, с точки зрения зарубежных ученых, следует отнести следующие модели: взаимное уважение и доброе отношение друг к другу членов семьи, соседей, друзей.

К подобным формам благотворительности стремились лучшие руководители ряда официальных институтов социальной работы и социального обеспечения, помогавшие в экстремальных обстоятельствах иммигрантам, не имевшим корней в данном государстве и тем, кому общественная материальная и нравственная поддержка была необходима.

В то же время, официально организованная благотворительность поддерживалась (и это тоже имеет опосредованное духовное, нравственное отношение к российскому дореволюционному опыту) добровольными денежными пожертвованиями и бескорыстной работой в соответствующих службах и учреждениях.

Изучая труды зарубежных ученых, штудируя трехтомную энциклопедию социальной работы, мы отчетливо видим, что наряду с добровольной и частной благотворительностью существовала государственная форма благотворительности или социальной поддержки. В последнем случае особые права были даны административному аппарату, занимавшемуся претворением в жизнь «Закона о бедных», и различным специализированным институтам штатов, созданным в рамках принятого законодательства, и содержавшимся на средства от налогов и управляемым государственными служащими высокого профессионального, интеллектуального уровня.

Но так как жизнь отличается противоречивостью, парадоксальностью, многосюжетностью, разнообразием событий, конфликтностью и непредсказуемостью результатов, развивается по законам диалектики, то в нашем случае можно увидеть весьма неожиданное явление, казалось бы, вопреки логике и здравому смыслу. Речь идет об администраторах округов, законодателях штатов, предпочитавших предоставлять денежные субсидии частным благотворительным ассоциациям, а не государственным.

Вышеназванные высокопоставленные правительственные чиновники, воздерживались от дальнейшего увеличения государственных благотворительных агентств. (То ли боялись раздувания бюрократического аппарата, то ли злоупотреблений со стороны государственных чиновников в процессе получения больших денежных сумм, предназначенных на благотворительные цели, но могущих пойти в совершенно другое русло, т.е. в карман пронырливых служащих).

Данную позицию представители правящей элиты подтверждали тем, что включали частные агентства в систему благотворительных учреждений штатов.

Мы обращаем внимание слушателей данного курса еще на одну очень важную черту в сфере благотворительности, связанную с зарубежным опытом. Историки социальной работы считают, что благотворительная деятельность на стыке XIX и XX столетий представляла достаточно пеструю картину.

В частности, те, кто финансировал богоугодные заведения и те, кто занимались реализацией важнейших моделей социальной деятельности, достаточно часто следовали европейским образцам в данном вопросе. Но при этом плохо представляли местные условия и потребности различных социальных групп, что очень часто приводило не к положительному эффекту, а к отрицательному результату.

Лица, связанные с федеральной политикой в сфере социальной работы, не ощущали своей огромной гражданской ответственности, не могли философски осмыслить систему благотворительности и преображения в целом, но при этом обладали прагматистской хваткой и брались за решение конкретных проблем в области благотворительности.

Например, в XVIII веке лидеры данного административного аппарата ввели федеральные правила международной торговли и стали взимать таможенную пошлину, раньше полностью оседавшую в карманах властей портовых городов. В то же время в портах собиралось много неудачников, обездоленных моряков, потерявших работу по болезни и по другим тягостным причинам. Городские власти требовали от высших политических структур создания условий и соответствующих учреждений для лечения и спасения заболевших и опустившихся на дно социальной лестницы моряков.

В 1798 году произошло очень важное событие, явившееся основой, своеобразным фундаментом для создания будущей мощной, многопрофильной системы здравоохранения США. Речь идет об открытии федеральным правительством первой больницы для страждущих, обездоленных моряков.

Следует подчеркнуть, что научная благотворительность всегда находилась в неразрывном диалектическом единстве с практическими постулатами в сфере социальной работы.

Историки социальной работы за рубежом пишут о замечательном событии, происшедшем в 1874 году.

Речь идет о Национальной конференции «благотворительности и преображения», собравшей вместе основателей профессиональной социальной работы и заложившей теоретические основы социального обеспечения. В то же время, были определены важнейшие направления социальной работы на далекую перспективу.

Необходимо подчеркнуть, что Конференция с таким высоким социальным статусом состоялась по инициативе Советов благотворительности и преображения нескольких штатов.

Советы Штатов, созданные в 1863 году в Штате Массачусетс, имели различные названия, управленческую структуру, обязанности, но их роднила, соединяла главная нравственна сверхзадача, связанная с оказанием максимальной консультационной помощи законодателям и губернатору штата в области управления различными благотворительными учреждениями, составляющими систему культурных институтов в сфере социальной работы.

Советами Штатов руководили особые интеллектуальные элиты, или Советы Управляющих, в которые назначались и рекомендовались духовные лица из числа администрации, лишенные бюрократического, деспотического начала. Это были специалисты по социальной работе высшего класса, несущие в себе филантропическое высоконравственное начало. Причем, их насыщенная, подчас подвижническая деятельность не оплачивалась. (Данная тенденция опосредованно связана с нравственными исканиями представителей «Императорского Человеколюбивого Общества» в России).

Перед нами наиболее краткий перечень обязанностей и забот руководителей советов управляющих: они стремились поддержать в финансовом плане местные богадельни; максимально облегчить участь заключенных в тюрьмах; помочь людям, попавшим в сложную, подчас безнадежную ситуацию.

Лица, входившие в Советы Управляющих, устанавливали дипломатические, вполне приемлемые отношения с властями штатов, стремились воспитать у высокопоставленных чиновников чувство сострадания к несчастным, обездоленным; решали вместе с властями сложнейшие экономические, финансовые вопросы.

В то же время, руководители советов управляющих решали какие социальные учреждения и программы должны поддержать законодатели.

В 1866 году произошло выдающееся событие в сфере социальной работы США. Члены Советов Управляющих объединились в «Американскую Ассоциацию социальных наук». (В опосредованном виде подобная социальная структура напоминает интеллектуально-моральный блок, разработанный А.Грамши в его «Тюремных тетрадях»).

Впоследствии из Американской Ассоциации образовались, так называемые, Национальные Ассоциации, включающие представителей различных профессий. В частности, экономистов, историков, социологов, политологов.

Говоря о благотворительности в конкретном ее понимании и историческом аспектах, мы не может особо не отметить сеттльмент-центры (до какой-то степени напоминающие дома для страждущих, созданные российскими меценатами В.Одоевским, Ф.Гаазом; дома трудолюбия О.Буксгевдена и Иоанна Кронштадтского; особые квартиры для одиноких людей под опекой княгини Трубецкой). Здесь нет прямых связей, ибо американский опыт предполагает мощную волну иммигрантов различных национальностей, профессий, социальных укладов и культур, но привлекает в том и другом случае попытка создания интеллектуально организованного досуга, учитывающего запросы всех слоев и социальных групп, создание атмосферы доверительности, благожелательности, вне антагонизма, социальных классовых амбиций и других проявлений вульгарной социологии, нетерпимости, политического экстремизма и социальной инфантильности.

(Более подробно о сеттльмент-центрах мы расскажем в главе, связанной с иммиграцией, а сейчас в тезисном виде история вопроса).

Первым американским сеттльментом, как подчеркивают историки социальной работы, бала соседская гильдия, появившаяся в Нью-Йорке в 1886 году. В 1896 году было уже 44 сеттльмента в различных городах страны. В 1911 году их уже насчитывалось 400.

Необходимо отметить, что на первых этапах деятельность руководителей данных структур носила преимущественно опытный, эмпирический характер, но формы общения с социальными группами постоянно усложнялись и совершенствовались, вносились теоретические, научные компоненты. Зарубежные ученые считают, что социальных работников, бескорыстно трудившихся в сеттльмент-центрах, проблемы образовательной деятельности и организации досуга интересовали больше, чем абстрактное понимание благотворительности и преображения.

Благодаря неформальной деятельности, постоянному творческому поиску вне шаблона и стереотипа, служители, сотрудники этих центров приобрели ценный опыт общения со всеми социальными и культурными слоями, представителями различных национальностей и этнических сообществ.

Зная проблемы изнутри и в ассоциативном ключе, на пересечении всевозможных направлений, лидеры этих систем могли прокладывать новые пути и искать способы улучшения функционирования агентств по социальной работе.

В то же время, ни в коем случае нельзя отрицать творческую, созидательную роль Обществ организации благотворительности и преображения, вложивших свою лепту в совершенствование системы социального обеспечения и поддержки всех социальных слоев.

В 1880 году данные общества, существовавшие в крупных, развивающихся городах, вошли в так называемую Конференцию благотворительности и преображения. Главы или интеллектуальные лидеры этих обществ действовали в местных добровольческих благотворительных организациях, включая нравственный принцип «положение обязывает».

В то же время, в жизнь агентств входили элементы научного концептуального осмысления социальной работы, теоретические постулаты, помогающие подняться к вершинам творческой мысли, увидеть перспективы развития общества в гуманистическом, демократическом ключе.

Вышеназванные общества (вернее их лидеры и интеллектуальные страты) стремились к методической систематической эффективной и конструктивной помощи в большинстве местных частных агентств.

Руководители обществ не замыкались на своих проблемах, они не были изолированы от жизни страны, от других государственных, социальных образований и структур. Речь идет о разветвленной системе культурных институтов.

В частности, руководители обществ были связаны с членами советов управляющих учреждений и советов штатов. (Нельзя не отметить, что члены конференции были больше практиками, чем теоретиками. Для многих эмпирия становилась самоцелью, без определения жестких границ проблемы и выработки концепции исследования).

Историки социального обеспечения считают, что агентства были формально организованы (в этом нет никакого унижения. Речь идет о системе, социальной иерархии и связях в данном социальном институте). Имели финансовую поддержку общественности и осуществляли помощь в традиционных рамках благотворительности и преображения.

Идея формально организованной помощи возникла в качестве альтернативы помощи стихийной, неформальной, неорганизованной. В последнем случае речь идет о спонтанных действиях семьи, соседей, друзей.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Религия и благотворительность (история вопроса в зарубежном аспекте) | Религиозные идеи и социальная работа
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 198; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.