Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организационная деятельность социальных работников макро и микроуровня в территориальной общине

Сюда включается организация населения в качестве деятельности, направленной на создание и поддержку групп лиц, способных самостоятельно решать стоящие перед ними проблемы социальной работы.

Этот проблемно-ориентированный процесс связан с координацией различных видов благотворительной деятельности и технических приемов; позволяет гарантировать завершение определенной работы или достижение конкретной высоконравственной цели.

Социальный работник макроуровня фокусирует внимание на создании и поддержке групп, различных социальных и культурных слоев; содействует налаживанию духовных, нравственных связей между разными лицами и группами, организациями, агентствами, разветвленной системой социальных, культурных институтов.

Причем, важнейшей задачей социального работника макро и микроуровня является стремление к дружескому стилю общения, к взаимопониманию различных культурных слоев; к созданию стабильной группы единомышленников. (Например, социальный работник трудится в «Совете по проблемам инвалидов детства». В данном случае он занимается организацией групп, заинтересованных граждан, сотрудничающих с данным Советом. Социальный работник в государственном агентстве составляет подробный план социального обслуживания инвалидов детства и их семей; помощи данному контингенты в различных жизненных ситуациях. При этом он обращается к Совету, к гражданам, создает специализированные группы. В то же время, в данном случае основной задачей социального работника является разработка выполнимого и технически грамотного плана социальной защиты данного контингента нуждающихся, а не развитие и сохранение той или иной специализированной группы).

Социальный работник макроуровня может быть и ведущим штатным сотрудником в местном отделении «Ассоциации по проблемам отстающих в развитии детей». Выступать за или против той или другой услуги, против того или иного пункта, предложенного плана. В то же время, социальный работник защищает определенные интересы, помогает сформировать стратегию для достижения определенных высоконравственных целей.

Макропрактики уделяют особое внимание организации населения близлежащих районов для реализации благотворительных программ социальной работы.

Здесь можно увидеть элементы разнообразной деятельности: одобрение и узаконение социальных программ; получение точной информации для оценки степени остроты поставленных проблем; максимальное увеличение суммы коммунальных средств, выделенных для оказания услуг нуждающимся; содействие большей доступности и лучшему использованию услуг, предоставляемых агентством.

Независимо от конкретной практической деятельности социальные работники макроуровня в основном занимают должности, связанные с функционированием агентств. Причем, агентство субсидирует и планирует услуги.

Социальный работник макроуровня обеспечивает адекватную по отношению к внешней среде деятельность агентства. В то же время, агентство зависит от следующих внешних обстоятельств: изменяющихся потребностей различных социальных групп; предшествующего опыта агентства; политических факторов; форм субсидирования.

Социальные работники макроуровня обеспокоены деятельностью и существованием агентства, как эффективной организации. Они стремятся обеспечить эффективное и адекватное сотрудничество агентства с его социальными и политическими партнерами; с источниками финансирования; с потребителями и снабженцами.

Социальные работники макроуровня заняты сохранением и изменением крупных систем – агентства и общины. В то же время, двоякая цель макросоциальной работы связана с организационной поддержкой того или иного агентства и соответствующими внешней среде, политическому климату изменениями в организации данной системы благотворительной деятельности.

Особая подготовка социальных работников предполагает умение оценивать функционирование агентства; изучение и интерпретирование информации о социальном и политическом окружении, в котором работает их агентство; профессиональные социальные работники макроуровня должны добиваться, чтобы практическая деятельность агентства соответствовала определенной политической и исторической ситуации.

Нормой является следующее положение: макросоциальный работник принимает обоснованное решение, соответствующее политической, исторической, экономической ситуации. При этом данное решение является эффективнее и компетентнее предложений других сотрудников агентства.

Процесс выбора наиболее точного решения опирается на комплекс смежных профессий и знаний. Сюда включаются теоретические, эмпирические, методологические модели интеллектуального развития. Они исключительно важны для общественных наук и для социальной работы.

Знания и ценности социальной работы нацеливают социального работника макроуровня на опирающуюся на объективные законы и информационно обоснованную практику.

Макропрактика определяется общей целью и нормами профессионального поведения.

Американские и другие зарубежные ученые отмечают, что профессиональные работники макроуровня должны быть сведущи в трех ключевых сферах: в доскональном знании территориальной общины как единого для всех места жизнедеятельности; как группы особых интересов; как разветвленной и многофункциональной сети организаций; в скрупулезном понимании комплексной организации социального агентства, его структуры, процессов, функций и дисфункций в самом агентстве и в отношениях между агентствами; разбираться в специфике ресурсов и типов власти; уметь использовать различные способы активизации или нейтрализации многочисленных источников влияния.

Современная макросоциальная практика (некоторые тенденции)

В процессе зарождения социальной работы некоторые ученые пытались применять концепции социальной науки к различным практическим ситуациям и нуждам. (Например, когда деятельность специалистов акцентировалась на условия жизни социально незащищенных групп населения, практические работники пользовались одними понятиями социальных наук. Когда проблемой становилась организационная поддержка и контроль бюрократических злоупотреблений, использовались другие понятия наук.

В то же время, различия практических приоритетов являются давней проблемой, влияющей на современную практику. В эту проблему входят взаимоотношения социального работника и агентства по вопросам управления и изменения своей организации. (Об этом писали американские ученые Т.Минеган, Р.Вашингтон, Р.Рапен в 1982 году).

Агентство и социальный работник должны остерегаться в своей деятельности доминирования какой-либо одной цели. (Когда внимание фокусируется или на проблемах укрепления агентства в ущерб нуждам клиента и территориальной общины, или на потребностях общины без адекватного учета средств агентства и осуществимости конкретных целей).

Другая проблема связана с тем, что профессиональный долг работников макроуровня состоит в том, чтобы использовать свои ресурсы на практике. Положение в агентстве, техническая компетентность позволяют работникам макроуровня менять направления деятельности агентств, несмотря на административное давление. Зарубежные ученые подчеркивают, что многие проблемы социальной работы находятся вне сферы прямого контроля и административного влияния. Требуют от каждого социального работника самостоятельности, умения импровизировать, находить оптимальное решение с сохранением чувства гражданственности и духовного полета.

Макропрактики, с точки зрения историков социальной работы, должны понимать, что их деятельность намного сложнее, чем простое использование чисто технических навыков, ибо данные специалисты имеют доступ к ключевым фигурам в «Совете директоров», в территориальной общине, способных привлечь дополнительные ресурсы для достижения важных социальных, высоконравственных целей. (Поглощенность технической работой приводит к недооценке социальных, политических, духовных контактов, ведет к роботизации сознания).

Третья проблема имеет опосредованную связь с предшествующими. Американские ученые, не без сарказма замечают, что как только возникают технические трудности в сфере «макропрактики» социальной работы, сразу же появляются «эксперты», стремящиеся навязать специалистам свои представления и владеющие «абсолютной истиной» в последней инстанции.

Необходимо подчеркнуть, что диапазон компетенции макросоциальных работников исключительно широк и превосходит творческие, профессиональные, интеллектуальные показатели других социальных работников. Бесспорно, это связано с «культурной дифференциацией» индивидов по природным, профессиональным данным, вне эгалитарности и аморфности.

В связи с этим правомерно утверждение, что знания макропрактиков способствуют эффективной деятельности агентств. И в то же время, возможна парадоксальная ситуация, когда слишком значительная степень влияния макропрактиков на выработку решений в конкретных областях может полностью уничтожить инициативу простых смертных, т.е. социальных работников более низкого профессионального уровня. К сожалению, сверхэлитарные и сверхневежественные тенденции одинаково губительны, ибо разрушается процесс диффузии, взаимообогащения различных культурных, социальных слоев.

Этим отнюдь не отрицается важность высоких профессиональных критериев, предотвращающих девальвацию творческого труда.

Макропрактикам необходимо понимание того, что техническая компетентность должна согласовываться с ценностями социальной работы; с признанием прав клиентов, персонала, общины. В противном случае, существует риск отрыва макропрактиков от социального окружения и погружения в бездну схоластики.

Таким образом, диалектическое взаимодействие теоретических и практических постулатов требует использования знаний макропрактиков в нужном эмпирическом русле с сохранением специфики, неповторимости каждого направления.

Американские и другие зарубежные ученые подчеркивают, что родственные проблемы и вопросы проявляются в сфере социальной работы и в сфере образования. Основной вопрос предполагает следующее: как учреждения образования должны внедрять в сферу социальной работы определенные духовные ценности, знания, навыки. В то же время, возникает вполне корректный вопрос: одинаковые ли знания необходимы для работников микро и макроуровня. Следующий вопрос звучит так: до какой степени практический опыт микро и макросоциальной работы может быть обобщен в одних и тех же понятиях или дефинициях. И, наконец, в какой мере возникающие реалии в быстро меняющейся действительности требуют дополнительных особых понятий для макропрактики.

Зарубежные ученые считают, что, занимаясь проблемами способностей, социальные работники должны создать на основе своих специальных знаний доступное и отвечающее дидактическим целям учебное пособие. Сложное, но без упрощения; поднимающее к вершинам творческой мысли, а не вызывающее стагнацию, консервацию интеллекта.

Подчас возникают удивительные парадоксальные ситуации. Многие педагоги, которые готовят студентов по макропрактике, формально не имеют требующегося для этого образования. В то же время, интеллектуальные лидеры отдают предпочтение профессорско-преподавательскому составу, не имеющему особого опыта в социальной работе (эмпирический вариант), но компетентного в вопросах макропрактики, в философских, этических, эстетических, культурологических проблемах.

Одна из важных проблем, которая отмечается зарубежными учеными, связана с отсутствием единой согласованной теории макропрактики. Например, факультет социальной работы в американских и других институтах разделяет учебную программу на два самостоятельных курса по микро и макропрактике. Подчас отсутствует целостная теоретическая перспектива. Отдельные полезные практические навыки повисают в воздухе без мощного теоретического фундамента. Основной вывод: макропрактика социальной работы еще ждет своей теории.

Важная часть курса социальной работы, связанного с зарубежным опытом, нацелена на определение проблем будущего макропрактики.

Речь идет, прежде всего, о поиске наиболее эффективных способов развития профессиональных связей между социальными работниками макро и микроуровня. В реальности эти два вида благотворительной деятельности часто отделены друг от друга. Они отличаются различием задач теоретического и эмпирического плана, но в ряде случаев практические социальные работники вынуждены играть роль макропрактиков. У этих двух типов (или направлений), как мы уже говорили, разные цели и разная профессиональная лексика, но они, как бы, в одном цехе благотворительного, общечеловеческого процесса. Бесспорно, что оба вида деятельности, воплощают одни и те же профессиональные, нравственные ценности.

Относительно поиска способов укрепления духовных связей между компонентами макропрактики.

Здесь речи идет об устойчивом развитии знаний и технических приемов, но при отсутствии интегрирующей теории первостепенной значимостью обладает развитие целостной теории макропрактики.

Другой вариант связан с развитием конкретных функций макропрактики, предполагающих глубинное изучение возможных связей между компонентами. В то же время, макропрактика способна выработать сразу несколько теорий, отражающих разные степени интеграции социальных слоев, концепций и эмпирии.

В проблемы будущего макропрактики зарубежные ученые включают движение к открытости макропрактики для всех слоев, профессионалов и любителей.

В современной работе недостает подготовленных макропрактиков, необходимо обучение новых людей и пополнение рядов макроработников.

Необходимо добиться оптимальных взаимоотношений между людьми, с теми, кто подвергает сомнению способы и идеи социальных работников макроуровня.

Речь идет и о поиске равновесия между потребностями организации (агентства) и клиентов. «Потребность» включает в себя: потребности организации, клиентов или общины. Социальные работники должны избегать рассуждений в терминах полярности. Типа: или клиент, или организация, или община. (Об этом пишет американский ученый М.Минеган).

10. Административное управление в социальном обеспечении (О роли лидирующих, интеллектуальных групп, «интеллектуально-моральный блок»)

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Административное управление | Область практической деятельности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.