Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дело перестройки социальных служб




Процесс, связанный с сокращением расходов, предполагает осмотрительность в выборе средств и организаций, с которыми намечается интеллектуальное, профессиональное сотрудничество. Правильный, единственно возможный выбор зависит от того, способен ли данный администратор к «государственному мышлению» или он представляет «узкого специалиста».

Зарубежные историки в сфере социальной работы говорят о «трех стратегиях», направленных на сокращение расходов в том или ином агентстве (институте социальной благотворительности).

Речь идет о повышении продуктивности управления и производительности труда, о сокращении объема услуг, о распределении затрат и укрупнении социальных учреждений данного профиля.

Первая стратегия, связанная с повышением продуктивности управления и производительности труда, может быть достигнута за счет сокращения вспомогательный служб, увеличения психофизической нагрузки на каждого работающего специалиста, перевода некоторых видов услуг на контрактную основу. В то же время, трезво мыслящий администратор должен быть предельно осторожным и тактичным, дабы не вызвать взрыва недовольства персонала социального агентства.

Вторая стратегия, связанная с сокращением объема услуг, может быть достигнута за счет ликвидации определенных социальных программ, ужесточения «селективных» требований к обслуживаемому контингенту; снижения качества представляемых агентством услуг.

Бесспорно, этот вариант негативный, чреват трагическими последствиями в нравственном и социальном ключе.

Подлинно государственный подход предполагает предельную осмотрительность в обращении с клиентами и персоналом. Умение сравнивать выгоду и ущерб, но при этом, не забывая нравственной, бескорыстной стороны благотворительной деятельности.

Третья стратегия, связанная с методом распределения затрат и укрупнения социальных учреждений данного профиля, применяется в различных сферах общества, включая бизнес, помноженный на благотворительность, и образование. Бесспорно, здесь открывается простор для творческих поисков, но возможно и поглощение малых агентств мощнейшими государственными монстрами. В качестве примера можно привести деятельность Фонда «Большого Нью-Йорка» (Юнайтед Вэй).

Вышеназванная социальная работа в итоговом документе данной корпорации звучит так: «Укрупнение – еще один путь вперед». Данный тезис был выдвинут в 1981 году. Бесспорно, процедурная проблема слияния и укрупнения институтов социальной благотворительности – явление уникальное, но без конкретного подхода в этих вопросах не обойтись. Любой мощный концерн социальной благотворительности должен опекать малые агентства, а не уничтожать их, ибо у каждого свой масштаб, уровень и вид услуг.

Зарубежные историки отмечают, что создание коалиций является важным или особым способом перестройки структуры социальной службы.

В частности, борьба с алкоголем, наркоманией способствует объединению руководителей нескольких социальных служб. Данный блок активно защищает права сотрудников и клиентов и не разрешает государственным структурам сокращать финансирование в сфере социальной работы. Например, Ассоциация больниц в Пенсильвании явилась объединяющим все социальные группы и слои институтом социальной благотворительности для борьбы на социальной арене с правительственными стратами за свои законные права.

Необходимо подчеркнуть, что в мобилизации ресурсов заинтересован, так называемый, добровольческий сектор в сфере социальной работы. К числу радикальных и весьма позитивных мер в деле спасения социальной благотворительности следует отнести деятельность Федерального правительства по субсидированию частных агентств. (Здесь и система контрактов, и дарственные подношения от благотворительных организаций и крупных меценатов, и помощь в приобретении и совершенствовании услуг для клиентов любых социальных групп и культурных слоев).

Во всем этом можно увидеть качественное изменение природы общения между государственными службами и частным сектором социальной работы.

Зарубежные исследователи пишут о необходимости надлежащего руководства маркетингом. Сюда включаются целеустремленность, четкое представление о стратегических и тактических задачах, предельная сосредоточенность на нуждах потребителя. Подлинный руководитель участвует в мобилизации ресурсов с самого начального этапа организации эксперимента в сфере социальной работы. Продолжает наблюдать за ходом и результатами деятельности сотрудников, корректируя процесс, генерируя идеи и привнося свои позитивные концепции, способствующие надлежащему эффекту.

Роль руководителей в области связи и развития социальных служб и других институтов благотворительности

Речь идет об институциальных нравственно-научных, духовно-экономических связях администрации социальных агентств с общественными и государственными организациями. Здесь же встает насущная проблема аккумулирования ресурсов, привлечения авторитетных групп и корпораций отечественного и международного масштаба. В то же время, целеустремленный администратор обязан довести свои планы, программы, идеи в области благотворительности до всех социальных групп и культурных слоев общества. В эту систему, естественно, включаются и профессиональные ассоциации, и лица, заинтересованные в процветании социальной работы.

Не вызывает сомнения, что благожелательное общественное мнение способствует тому, что управленческие и законодательные органы вынуждены поддерживать положительные решения по вопросам финансирования. Администратор должен уметь организовать давление весьма дипломатично и корректно со стороны клиентов на правящие элиты в сфере социальной работы. Выступать за расширение комплекса оказываемых услуг. Уметь убедить общественность, что финансирование социальных служб отвечает потребностям и интересам государства в целом и отдельных граждан.

Компетентный административный работник связан со всеми слоями и культурными группами, имеет контакт с ведущими представителями средств массовой информации, включая печать, радио, телевидение. Но все это предполагает конкретный подход с учетом интеллектуального уровня профессиональных и нравственных запросов каждого объединения.

Развитие социальной службы (работы) включает в себя, с точки зрения американских и других зарубежных ученых, целенаправленные усилия по формированию ресурсов путем сбора средств и маркетинга.

Необходимо отметить, что маркетинг, являющийся важной частью мира бизнеса и политики, в последние годы пришел и в сферу социальной работы.

В качестве примера приводится следующая конструкция: в процессе обсуждения стратегии рынка для больниц основательно изучаются и применяются такие важнейшие понятия бизнеса, как доля на рынке; качество продукции; ассигнования на исследования и развитие; капиталоемкость; производительность; диверсификация. В то же время, необходимо подчеркнуть, что организация социальных услуг по своим нравственным задачам, капиталоемкости, при отсутствии производственной базы, несовместима с прибылью.

Вследствие этого расходы на развитие социальной работы должны быть глубоко продуманы и связаны с нравственными, политическими, профессиональными задачами и целями системы благотворительных институтов.

В этом аспекте неоценимы следующие качества социального работника: приверженность духовным, нравственным, профессиональным ценностям; глубокие знания о специфических особенностях оказываемых услуг; понимание представителей всех социальных групп и знание их конкретных нужд; готовность отстаивать непопулярные программы, но несущие в себе высоконравственный, общечеловеческий заряд.

Бесспорно, особая ответственность за развитие социальной работы ложится на руководителей агентств.

В небольших агентствах руководитель, по сути, многофункционален и берет на себя большую часть трудов по развитию данного социального института благотворительности. В более крупных агентствах, при наличии штата сотрудников, большая часть исполнительских функций отдается трудоспособным индивидам, умеющим общаться с клиентами любого уровня. При этом есть сотрудники, работающие часть дня, или полный рабочий день, в зависимости от своих творческих, профессиональных данных. Причем, работа в данном случае строится на абсолютном доверии со стороны руководителя агентства.

Причем, совершенствование и развитие института благотворительности является важнейшей частью деятельности учреждения подобного типа.

В поле зрения Совета Директоров всегда находятся интеллектуальные лидеры, способные взять на себя ответственность за расширение привлекаемых для социальной работы ресурсов. Здесь и непосредственные вклады, связанные с обучением специалистов, развитием сферы непрерывного самообразования.

В социальных агентствах всегда должна быть группа экспертов, представителей интеллектуальной элиты, обладающих широкими знаниями и доступом к ресурсам.

В то же время, подлинные руководители агентств прибегают к поощрительным мерам в плане стимулирования творческих поисков персонала. В частности, администраторы стремятся предоставить наиболее одаренным специалистам предельную самостоятельность в работе; повышать оклады самым трудоспособным, творчески целеустремленным; возмещают расходы, связанные с привлечением клиентов и введением новых технологий. Администраторы побуждают персонал давать все новые предложения в сфере развития социальной работы, стремятся к созданию подлинно творческой, нравственной атмосферы в учреждении или социальном агентстве.

Деятельность управленческого аппарата по привлечению средств для социального развития отличается разнообразными методами: направлением соответствующих просьб в высшие эшелоны власти или политические страты, обращением к мощным корпорациям, государственным и частным фондам; получением даров или взносов по завещаниям от отдельных лиц, отличающихся филантропическим началом.

Удачно разработанная программа, связанная с глубокой оценкой происходящих изменений, является своеобразным мерилом успеха социальной работы, сальдо годового бизнеса.

В то же время, управленческий аппарат, занимаясь привлечением средств к социальной работе, стремится воздействовать на общественное мнение различных социальных групп, культурных слоев, ищет контакты с представителями государственных и частных благотворительных фондов, стремится обеспечить политическую поддержку своим начинаниям; устанавливает полезные профессиональные контакты с техническими и гуманитарными кругами, с отечественными и зарубежными агентствами.

Зарубежные исследователи считают, что подлинным руководителем социальных служб, благотворительных агентств, может быть только тот, кто способен создать все необходимые предпосылки для того, чтобы сложные социальные программы были реализованы, «работали», а не оставались на бумаге, постепенно превращаясь в груду схоластики. Руководитель должен уметь привлекать необходимые ресурсы для развития социального агентства и беречь целостность коллектива, сохранять нравственную, профессиональную целенаправленность организации. В то же время, поиск ресурсов должен соответствовать нравственному, профессиональному уровню развития агентства, совпадать с его ближайшими и долгосрочными планами, с социальными программами, предполагающими диалектическое единство стратегических и тактических компонентов.

Выводы для администрации и ведущих представителей социальных служб

Зарубежные историки отмечают, что особое внимание следует уделять внешней среде (разветвленной системе социально-культурных институтов, политических страт, корпораций и производственных объединений), являющейся существенной характеристикой, показателем деятельности администрации.

В диалектическом единстве таких положений, как администратор и социальная работа надо обратить особое внимание на современный этап демократических преобразований.

В то же время, как считают американские исследователи, «внешняя среда» не может рассматриваться как некий фон или декорация. Она органично, диалектично связана с внутренним функционированием благотворительной системы агентства. Это обусловлено необходимостью перехода от ответственности за социальные службы с высшего федерального, правительственного уровня на уровень штатов и местных властей. При усиливающейся общей тенденции к полному уходу государства от ответственности за эту сферу жизни.

Переговоры с внешним миром требуют от администрации глубокого понимания сущностных потребностей агентства. Только руководитель данного института благотворительности может точно определить, что является приемлемым для данной структуры, если будет исходить из общей модели нравственного, духовного, социального развития своего учреждения, запросов социальных работников и клиентов, вне элитарных и эгалитарных постулатов, на началах подлинного демократизма.

Администраторы, замечают ученые, должны знать о разнице между политической линией и политикой (между тактикой и благотворительной стратегией). Они должны уметь действовать в условиях тех ограничений (от экстремальных до повседневных обстоятельств), которые налагаются политикой государства, экономическими и финансовыми санкциями.

В то же время, руководители социальных агентств должны уверенно контактировать с теми многочисленными слоями, группами, отдельными индивидами, которые реально или потенциально интересуются духовными и материальными потребностями агентства и готовы бескорыстно помочь его развитию.

Весьма щепетильная ситуация, предусматривающая особые меры по сокращению сотрудников, должна тщательно прорабатываться, чтобы обеспечить реальное сохранение дееспособного творческого коллектива и необходимой клиентам системы услуг.

Мобилизация ресурсов, проводимая администрацией и сотрудниками социального агентства, представляет собой комплексное мероприятие и должно планироваться таким образом, чтобы в максимальной степени обеспечить целостность и жизнеспособность организации или института благотворительности.

В связи с этим особое внимание необходимо уделять нравственным, политическим, экономическим связям агентства с обществом и другими социальными системами.

Зарубежные ученые считают, что работа по развитию агентства должна носить комплексный характер и отражаться во всех аспектах и направлениях деятельности организации. Особенно важную роль в данной плоскости играет Совет директоров и непосредственных руководителей, которые должны лично и постоянно заниматься проблемами развития социальных институтов благотворительности.

К вопросу о лидирующей, интеллектуальной роли руководителей. (В ретроспекции речь идет о «художественной силе» по К.Марксу, необходимой для лидера в любой сфере творческой мысли).

Зарубежные ученые пишут: поскольку требования, предъявляемые к социальным агентствам, становятся все более сложными, администраторы должны обладать широкими познаниями и умением контактировать с внешней средой. Они должны проявлять максимальную открытость, гибкость, без конформизма и приспособленчества, готовность к переменам в социальном, государственном и профессиональном аспектах; предельное понимание того, что высококачественное руководство и разветвленная организация внешних связей предполагают максимальное привлечение специалистов высшего интеллектуального, профессионального уровня. Настоящий руководитель должен реализовывать в своей деятельности принцип культурной дифференциации по природным, профессиональным признакам; не бояться потерять свой пост, когда идет на рискованный, но прогрессивный социальный эксперимент. При этом всей своей деятельностью интеллектуальный администратор отрицает принципы уравнительности, аморфности, элитаризма и снобизма.

(Об этом много и профессионально пишет видный американский ученый Фелис Дэвидсон Пермуттер).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.