Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этап. (к. 50-х гг до наст. вр.)




Этап. 1922-1930.

Вывод. С 60гг. по 20гг 20 века социология достигает высокой степени зрелости, высокого уровня институционализации.

В 3 периоде социология приобрела основу для перехода на качественно новый этап. Русская социология развивается вне зависимости от западной социологии.

Особенности:

В начале 20-х гг. наблюдался бурный всплеск эмпиризма: интенсивно шел поиск методологического арсенала социологии, шел активный процесс накопления опыта организации прикладных социологических исследований. Но к середине 20-х гг. данные поиски были прерваны. В России формируется авторитарный режим, командно-административная система управления над всеми сферами общественной жизни. Начинается массовая высылка философов, социологов, психологов, экономистов из страны, снижение уровня гуманитарных наук. Основная направленность работ этого периода - стремление сформировать социологию марксизма и определить ее место в собственной марксистской идеологии.

1.Складывается антисоциологическое направление, которое полностью отрицает право социологии на самостоятельное существование. С сер. 20-х гг. усиливается идеологический и политический контроль, происходит подавление и упразднение социологического мышления.

2.С нач.30-х гг. при сталинском режиме социология объявлена буржуазной лженаукой, несовместимой с марксизмом и упразднена. Социологические методы конкретного исследования общества были изъяты, а эмпирические исследования свернуты. На конкретные изучения процессов и явлений общественной жизни был наложен строгий запрет фундаментальных прикладных исследований. Прикладные исследования в этой области знания были полностью прекращены. С этого момента важными составными частями социологии стали теория и категориальный аппарат.

3.Стали рассматривать социологию только в рамках философии в разделе истории марксизма.

1.Возрождение социологических исследований с наступлением хрущевской оттепели (50-60 гг). социология имеет двойственный статус. С 1 стор, были разрешены конкретные социологические исследования, с другой, не был определен статус социологии вплоть до сер. 80-х гг. Вплоть до 90-гг шел спор о предмете марксистской социологии, который так и остался неразрешенным. 2.Возникли новые исследовательские центры (Институт конкретных социологических исследований – Институт социологии РАН, отдел социологических исследований института философии, институт социально-экономических проблем - РАН.

3.В ряде вузов, начиная с 90-х начинает вводиться куры по прикладной социологии, учебники по социологии и ее истории). Большую роль в становлении социологии как самостоятельной науки в к 70-80 гг сыграли ученые Ядов, Харчев, Осипов, Кон, Здравомыслов, Левада, Давидов, Грушин, Тощенко.

В 1985 – появляется журнал Социс.

4.С 1985 г – начало перестройки – был снят запрет на развитие теоретической социологии и прекращено административное вмешательство в социологию. Социологические исследования рассматриваются как необходимые для решения социально-экономических задач развития.

5.Россия завершает процесс институционализации социологии, ее отделение от философии и превращения в самостоятельную науку. В 1989 г – создано РОС (российское общество социологов). 2000 – российское общество социологов Ковалевского. Появились новые социологические журналы. Дисциплина социологии начинает преподаваться во всех вузах. На современном этапе социология признана как самостоятельная наука и полностью реабилитирована как идеологически, так и политически.

Лекция 2. Первый этап развития русской социологии: господство позитивизма и субъективной социологии. (1860-1890)

Социология возникает после реформы 1861 г., которая провозгласила отмену крепостного права. В эк-кой сфере начинает развиваться индустриальное производство, капиталистические отношения. Новый тип экономики требовал особого теор. осмысления, т.к. зап. концепция развития капитализма не совсем подходила для объяснения российской действительности. Сохранились сильные остаточные феодально-крепостнические явления, господствовала сельская община как основа эк-ких отношений, все это требовало спец. науч. трактовок. Нуждались в объяснении процессы изменения и усложнения соц. стр-ры в связи с появлением новых слоев городской и сельской общины, пролетариата, разночинцев и т.д. Возрастает мобильность населения, начинается рост городского населения, разрушаются старые куль-ные ценности, значительное оживление соц. жизни в связи с появлением революционных демократов, народников и др-х общ-ных движений, к-рые как противопоставляли, так и поддерживали существующий режим.

В то же время, после реформ 1860 г. сохраняется необходимость коренных соц. и полит. изменений. Россия не стала демократической и конституционной страной, она по прежнему представляла сословное бюрократическое дворянское гос-во, след. обострение старых и появление новых проблем.

Т.о., возникла необходимость появления нового точного знания, ориентированного на науч. объяснения соц. процессов. Это обусловило возникновение социологии в России в духе позитивизма.

К числу предпосылок возникновения социологии в России относятся:

1. естественно – научные: в 30-40 гг 19 в. начинает бурно развиваться химия, биология (создание клеточной теории, эволюционное учение Дарвина). Они позволили раскрыть всеобщую связь явлений природы, а также развитие диалектико – материалистических учений. Значительные достижения в области физики, астрономии, математики (открытие целого ряда фунд-х законов природы. Использование при этом точных методов получения ест-но науч. знания не могли не поставить аналогичных вопросов в отношении об-ва и методов его изучения.

2.идейно – теоретические предпосылки: предыстория рос. с-кой мысли, а также зап. соц. концепции.

Особенности:

-позитивистская направленность. В позитивизме русских социологов привлекали: стремление к научному методу, синтезу знаний, идея создания науки об обществе, рассмотрение социологии как высшей науки. Это не было простым заимствованием идей Конта, к ним в России относились критично.

-тесное переплетение с соц. философией и рассмотрение социологии как ее продолжения. Не было четкого определения объекта, что приводило ее аморфности и нечеткости. Не было профессиональных социологов. В с-гию приходят представители таких областей наук как история, право. Рос. бюрократия осторожно встретила появление с-гии. В России долго не было спец. ис-ких учреждений, кафедр, журналов. В силу неясности предмета и забегания в др-е области, с-гию встретили настороженно и в академической науке.

-хар-ная черта этого периода – уверенность в возможности познания общества, его законов на основе синтеза ест-но науч. и соц. знаний. Господствуют позитивистские модели об-ва, дополняемые элементами натурализма. Об-во трактовалось на основе органицизма, геогр. или эк-го детерминизма. Другие концепции исходили из первичности субъекта, т.е. личности. Также присутствовали психологические трактовки. Хар-ны широкие понятийные конструкции, ведущими принципами исследования являются эволюционизм, детерминизм и редукционизм (натуралистический или психологический). Психика ч-ка рассм-ся всеми школами как грань м/д природным и социальным мирами.

-основная проблематика – индивид и соц. организм, индивид и группа, механизмы взаимодействия сознания индивида и группового сознания, факторы и способы соц. действия.

-со временем обнаружилась ограниченность редукционизма, к-рый приводит к абстрактным схемам. Усилилось внимание к проблемам культуры и социокультурных факторов. Стремление синтезировать положит. рез-ты разл. подходов к об-ву.

-хар-но широкое увлечение марксистскими идеями. Его рассм-ли как возможный вариант (наряду с позитивизмом) глобального соц. объяснения, в рампах поиска путей эволюции в России. Наряду с ортодоксальным марксизмом имели место включения марксистских идей в другие соц-кие конструкции. Марксизм выступает как доктрина, к-рая обосновывает ведущую роль эк-ки и соц. стр-ры в об-ве. С др. стороны, марксизм стремиться описать идеальное об-во, где ч-к освобождается от эк-ких пут и становится свободным. При этом обосновывается возможность создания такого об-ва и обосновываются пути его достижения. Эти 2 стороны марксизма вступили в противоречие, разрешение к-го определило своеобразие рус. марксизма.

В итоге выделяются 3 течения марксизма:

1.ортодоксальное по форме и содержанию – объясняет естественную социальную эволюции России в духе экономического детерминизма (Плеханов)

2.ортодоксальное по форме, но не по содержанию: соединение экономического материализма с тезисами рус. субъективной с-гии. Осн. внимание уделяется созданию нового человека (связано с Лениным)

3.неортодоксальное критическое – пыталось соединить марксизм с др-ми методологическими принципами, в последствии отошло от этого и создало собственное видение мира (Бердяев, Булгаков).

Складывается ряд крупных школ и направлений:

1.Натуралистическая с-гия в разл. формах: географический детерминизм Мечникова, органическая школа – Стронин, Лилиенфельд.

2.Психологическое направление: Де Роберти, Кареев, Коркунов.

3.Теория культурно исторических типов – Данилевский

4.Социологические концепции народничества: Бакунин,Ткачев

5.Этико – субъективная школа: Лавров, Михайловский

6.Ковалевский – многофакторная школа.

Натуралистическое направление: географический детерминизм Мечникова, органическая школа – Стронин, Лилиенфельд.

Мечников Л.И. (1838-1888).

Вклад:

-внимание к проблемам общественного прогресса и солидарности

-является создателем одной из оригинальных концепций географического детерминизма.

Установление и развитие солидарности – основа прогресса. Солидарность выступает в различных формах кооперации. Виды:

  1. добровольная – увеличивает уровень свободы человека.
  2. по принуждению. Чем выше степень свободы, тем добровольнее кооперация.

Т.о., критерий прогресса – степень свободы при образовании кооперации. История – это процесс постепенной трансформации от кооперации подневольного типа к свободным и добровольным ассоциациям людей, формирующимся в силу общности интересов.

-является создателем одной из оригинальных концепций географического детерминизма.

Рассматривал историю человечества через призму географических факторов и географической среды. Смысл его подхода – показать влияние органической среды на социальную жизнь, в которой происходит формирование личности. Главный фактор – гидросфера. Все цивилизации, которые возникают по берегам рек, морей, океанов, определяют культурное развитие человечества. Среда приводит к необходимости солидарности м/д людьми и установлению кооперации. Жизнь вдоль рек, морей, океанов требовала объединения усилий, след., кооперации.

-пытался рассмотреть механизм влияния природы на социальное устройство общества.

Вывел 3 основные эпохи или цивилизации:

1)речная (Египет, Ассиро-Вавилонская, Индийская, Китайская)

2)морская – средиземноморская (Греческая, Финикийская, Римская)

3)океаническая - всемирная.

-с этой периодизацией связывает основной закон развития культуры.

Стронин (1826-1889) – органицизм.

Вклад:

-представитель органицизма

-метод изучения общества – метод социального естествознания

-один из первых в русских социологов рассматривал структуру общества

-один из 1-х в социологии пытался рассмотреть общество через СФА (каждый слой выполняет опред.функции)

-пытался выявить основные законы общества

Основной метод познания общества – метод социального естествознания. Суть: перенести на обществознание готовые законы и аксиомы естественных наук (закон тяготения = закон стремления индивида к взаимодействию и единению).

Об-во – целостный, единый организм. Рассматривает в виде пирамиды, состоящей из 3-х ярусов:

– меньшинство – элита, аристократия, законодатели;

– буржуазия;

– большинство общества – земледельцы, ремесленники.

Каждый слой выполняет опред. функции по аналогии с биологическим организмом. Задача аристократии – создавать нравственные и интеллектуальные ценности.

-один из 1-х в социологии пытался рассмотреть общество через СФА. Общество рассматривал как взаимосвязанную совокупность элементов, зависящих и влияющих друг на друга. Пытался выявить пути согласия м/д этими элементами и пути достижения социального равновесия

-находился под влиянием западно-европейского позитивизма и натурализма.

выделил 3 общих закона развития общества:

1.биологический – опр-ет условия жизни и смерти об-ва, связан с выявлением периодов разв-я, застоя и смерти об-ва;

2.социологический – рассм-ет как закон соединения и разделения труда, его действие опред-ет соц. иерархию, соотношение класса и групп, рассм-ет причины болезни об-ва (осн.- нарушение равновесия и норм соц. иерархии), был противником революцийций, радикальных изменений, сторонник реформ.

3.политический – направлен на хар-ку реального соц. взаимодействия м/д людьми и выявление продуктов этого взаимодействия, к-ми являются: развитие права, гражданских законов.

-осн. внимание уделял среднему классу – он определяет развитие общества.

Лилиенфельд (1829-1903) – органицизм.

Вклад:

- сторонник аналогий м/д общ-вом и биологическим организмом

-предложил метод исследования общества (м-ды естествознания)

-большое внимание уделял социальным болезням

-пытался выявить критерий прогресса – мера свободы общества

Задачи социологии – исследование социальных и духовных процессов на базе знания биологических законов.

Общество – прямое продолжение жизни природы, наиболее совершенный живой организм.

Социология должна использовать методы естествознания. Для того, чтобы общество стало предметом социологического изучения необходимо, чтобы в основании явлений природы и об-ва лежали одни и те же законы.

-проводит аналогию м/д об-вом и живым организмом (клетки – индивиды, межклеточная ткань – естественная и искусственная среда).

-развитие общества характеризует с позиций развития биол. организма: рождение, рост, болезнь. Органицисткий подход выражен ярче, чем у Спенсера.

-большое внимание уделяется соц. болезням. В обществе нельзя допускать распада частей.

Идея прогресса, осн. Критерий прогресса – мера свободы общества – экономическая, политическая, правовая свободы, действия властей от имени об-ва и направленные на его благо в целях укрепления соц. организма.

 

Де Роберти (1843-1915) – психологическое направление

-основное внимание уделял изучению психологического механизма и социальных форм поведения индивида и группы.

-материальные отношения и связи м/д индивидами и группами практически полностью игнорируются или подменяются психическими.

-сведение задач социологии к открытию законов, управляющих психическим взаимодействием индивидов, т.е. областью надорганического.

-учение о социальной эволюции

-дает структуру социологической науки

-отвергает позитивные методы и предлагает индуктивный метод причинного объяснения

Выделил 2 аспекта надорганического:

1)это одна из форм мировой энергетики

2)это психическое взаимодействие, его нельзя смешивать с биосоциальным фактом.

К надорганическим явлениям относит общественность (общество), которое рассматривал как непрерывное и многостороннее взаимодействие.

2 фазы развития надорганического:

  1. психофизические отношения (природная основа)
  2. психологические взаимодействия (являются определяющими для людей в условиях их совместного существования, труда, деятельности, общения). Здесь возникает коллективное, групповое сознание, формируется социальный опыт.

Центральная теория – учение о социальной эволюции.

Все социальные явления и процессы выстраивает в один эволюционно-генетический ряд: психологические взаимодействия – общественные группы – личность – наука (философия, религия, искусство) – практическая деятельность. Последние 4 категории – 4 осн. фактора развития цивилизации, следуют друг за другом в строго причинном порядке. Вся деятельность людей ставится в зависимость от идей и достижений в сферах науки, философии, искусства и практики. Наука – источник и двигатель любого социального явления. Большое значение играют психологические факторы: эмоции, воля, чувства, желания.

Дает структуру социологии науки:

1) история наук и теория познания

2) история религии и теория философских систем

3) история изящных искусств и теория эстетического отношения к природе и человеку

4) история техники и теория действия

-для развития социологии большое значение имеет метод познания. Он отвергает позитивные методы и выделяет индуктивный метод причинного объяснения.

Кареев Н.И. – психологическое направление.

-коллективная психология должна выступать основой социологии

-классификация наук

-указал на особенность метода социологии: д.б. связан с «идеальными принципами».

-понимание общества как совокупности психопрактических взаимодействий индивидов

-теория общественной структуры

-наиболее развернутая теория прогресса – сторонник социального эволюционизма (факторы эволюции, этапы, критерии, элементы)

выделил 3 ряда наук:

1.изучают явления управляемые законами;

2.имеют дело с категориями законов;

3. занимает промежуточное положение, изучают на основе сравнения признаков групп предметов.

С социологией тесно связаны этика и история.

- главная проблема социологии – вопрос о методе социального познания. Метод социологии связывал с определенными «идеальными принципами», которые, с одной стороны, должны быть выше идеологических, национальных, религиозных и классовых предрассудков, а с другой, любое социальное познание – субъективно.

общество, делится на:

1. «культурные группы» - порождение воспитания, привычек и подражания, свойственных людям, и отражают процессы общего взаимодействия индивидов – предмет изучения психологии

2. «социальную организацию» - выступает как индикатор положения личности в трех измерениях (юридическом, политическом и экономическом), как показатель предела индивидуальной свободы. Предмет изучения социологии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 262; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.