Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рассматриваемые вопросы




Тема № 1. Предмет и задачи курса. Краткий экскурс в историю журналистики

Сверхнизкие (фольговые) очаги деформации.

 

 

[В1]Ф-ла изменена

[В2]При малых обжатиях формула также плохо работает

Ключевые слова: информация, история, газета, телевидение, редакция

Литература.

Первичные процессы информационного обмена между людьми уходят своими корнями в глубокую древность. В сущности, общение, обмен информацией и превратили человеческое сообщество в социум. Различные способы передачи актуальной, общественно значимой информации, использовавшиеся в древние времена, мы вправе считать пражурналистскими явлениями. По-видимому, журналистику метафорически называют второй древнейшей профессией еще и в хронологическом отношении.

Когда индейцы тревожными звуками тамтамов, а древние инки пламенем костров, зажигаемых в предельной зоне видимости один от другого, сообщают на значительные расстояния о приближении неприятеля, разве это не коммуникативный акт? Причем передавались таким образом именно актуальные, чрезвычайно важные для племени (общественно значимые) сведения.

Информация в этих случаях передавалась условными сигналами. Так возникала простейшая знаковая система. Но изначально важнейшим носителем (и хранителем) информации было слово, человеческая речь. Поэтому к пражурналистским явлениям мы относим ораторское искусство, возникшее и достигшее совершенства в Древней Греции и Римской империи. Есть все основания утверждать, что развитие риторики связано с возникновением и упрочением государства как института общественной организации. Нарицательными стали имена Демосфена (Греция, III в. до н.э.) и Цицерона (Рим, I в. до н.э.). И отточили эти блестящие политические ораторы свое мастерство благодаря тому, что им было кому (аудитория вполне массовая по масштабам того времени), что (общественно значимая информация) сказать – и, как свидетельствует история, сказать с весьма значительной результативностью. Словом, мы видим здесь все компоненты стандартного коммуникативного акта, лежащего также в основе журналистской деятельности.

В средние века этот вид пражурналистской деятельности сохраняется. Политическую информацию в это время распространяли в Европе глашатаи, герольды, курьеры и вестники, которые вещали уже не от своего имени, но развозили по городам и весям и зачитывали царские да королевские указы, реляции и рескрипты. Как отголосок этих явлений в современной журналистике сохранились названия газет и журналов – «Курьер ЮНЕСКО», «Daily Herald» (герольд), «Московский вестник», «Washington Post» (почта), «Chicago Tribune» (трибуна – место произнесения речей), «Форум» (площадь в Риме, где проходили народные собрания) и т.д.

В средние же века, несмотря на всеобщий упадок и разгул клерикального мракобесия, именно в церквах и храмах дальнейшее развитие получило ораторское искусство – и проповеди не всегда носили богословский характер.

Однако устная речь, достаточно успешно выполняющая свои задачи в процессе создания информации, несовершенна при ее массовом распространении и особенно хранении (хотя фольклор и продемонстрировал свою долговечность, однако он сохраняет по преимуществу образцы народного художественного творчества).

Человечество ищет и постоянно совершенствует способы хранения информации, и история развития цивилизации напрямую связана с успехами на этом поприще. Древнейшие образцы письменности сохранились на каменных скрижалях – но можно ли говорить о скорости распространения сведений, если немало времени требовалось только для того, чтобы выбить одну только букву, знак, иероглиф? Скорее, это послание в вечность (частично выполнившее свою функцию).

Для более быстрой фиксации текста сначала использовались глиняные и натертые воском дощечки, на которых писали острой палочкой (стило). В первом случае след, нанесенный на влажную глину, после затвердения был пригоден к длительному хранению. Во втором – написанное легко стиралось, благодаря чему открывалась возможность многократного использования восковых дощечек.

В Древнем Риме по указанию императора Юлия Цезаря (I в. до н.э.) на видных местах вывешивались гипсовые доски с сообщениями о решениях сената – «Acta Senatus», о постановлениях народного собрания – «Acta diurna populi Romani». Эти своеобразные предшественницы газет просуществовали вплоть до IV в. до н.э.

В Японии сохранилась глиняная «газета» за 1615 г. под названием «Йомиури Каварабата». Небезынтересно, что название в переводе означает «Прочти и передай другому» – стало быть, создатели такой «газеты» стремились к массовости, если не количеством экземпляров своего «издания», то хотя бы попыткой увеличить число потребителей информации.

Одним из очень важных изобретений человечества, без которого было бы невозможно развитие массово-информационной деятельности, стало изобретение бумаги. По-видимому, это произошло в Китае в I–II вв. н.э., по крайней мере, оттуда через Японию и арабские страны в X в. бумага попала в Европу. Итальянское слово bambagia – хлопок, передает суть производства этого писчего материала, который сначала изготавливали из тряпья, пеньки, затем из древесины.

Правда, еще до появления бумаги в Древнем Египте писали на папирусных свитках. Во II в. до н.э. в Малой Азии научились изготавливать пергамент (назван по имени города Пергам) – выделанную кожу животных, практически вечный материал для письма. На Руси некогда послания отправляли на бересте – напротив, весьма недолговечном материале (тем не менее, сохранившемся до наших дней в археологических пластах новгородской земли).

Социально-экономический прогресс, возникновение капиталистических отношений, развитие международной торговли привели к созданию первых настоящих газет. Слово «газета» произошло от названия мелкой венецианской монеты gazzetta – именно такой была цена печатных листков, сообщавших о прибытии в порт иностранных судов, о привезенных ими товарах. Таким образом, содержание первой газеты ограничивалось, как сказали бы сегодня, информацией экономического характера.

Но уже во французской «Gassetta» – печатном издании кардинала Ришелье – появились политические сообщения. Английская буржуазная революция XVII в. ввела в обиход регулярные издания «памфлетов» – брошюр с актуальным политическим содержанием, которые вполне можно считать прообразом журналов.

Во второй половине XVII в. в Европе появляются журналы и ежедневные газеты. Не случайно первые достижения нового вида общественной деятельности – политической публицистики, ставшей в это время синонимом журналистики, связаны с переломными моментами человеческой истории. В этом смысле достаточно вспомнить эпоху Великой французской революции, породившей блестящие памфлеты Мирабо, знаменитые газеты – Робеспьера «Защитник конституции» и Марата «Друг народа».

В России первая печатная газета «Ведомости» вышла в свет 13 января 1703 г. Указ о ее создании был подписан Петром I 16 декабря 1702 г. С недавних пор 13 января в России отмечается День свободной прессы (в советские времена День печати отмечался 5 мая – это дата выхода в 1912 г. первого номера ленинской «Правды». День рождения казахской газеты «Казах» и подписание Закона о СМИ стали Днем журналистики и работников печати.

Диалектика общественного прогресса характеризуется дискретным (прерывистым), скачкообразным развитием. Те или иные явления иногда надолго замирают (происходит процесс количественного или качественного накопления), а в какие-то моменты начинают бурно расти, видоизменяться, приобретать новые черты.

Долгие годы, во времена Пушкина и Гоголя, Белинского и Добролюбова, Некрасова и Тургенева, Писарева и Толстого, властителями умов просвещенной публики были литературно-художественные журналы (формат которых мы сегодня определяем своеобразным термином «толстые журналы»). Только в XIX в. (в Европе - в первой половине столетия, в России – во второй) газеты, периодическая печать выходят на передовые позиции. Как раз в это время отмечается существенный технический прогресс в области полиграфии, средств передачи и воспроизведения информации. Изобретение телеграфа ускорило доставку оперативной информации из разных, подчас весьма отдаленных, точек в редакции. Достигла совершенства техника гравюры для иллюстрирования, а затем и воспроизведения фотографических снимков (цинкографическое клиширование). Изобретены линотип – строкоотливная машина, и ротационная машина, дающая возможность быстро тиражировать любое издание в почти неограниченном количестве экземпляров.

На рубеже XIX–XX вв. сделаны революционные технические открытия, заложившие основу радио и телевидения – новых средств массовой информации. Эти события готовились исподволь, всем ходом научного прогресса – и процесс поисков был захватывающе интересным. (Не случайно, скажем, изобретению телевидения посвящен замечательный роман Митчела Уилсона «Брат мой, враг мой».)

В середине XIX в. королевский астроном Ирландии сэр Вильям Гамильтон создал двухтомный математический труд, из которого в 1867 г. кембриджский профессор Д. Максвелл использовал два символа для характеристики соотношения электрического тока с магнитными силами. В двустрочном максвелловом уравнении, в сущности, сфокусировалась вся теория электричества и магнетизма.

В 1888 г. немецкий ученый Г. Герц, чьим именем впоследствии назовут техническую единицу длины радиоволн, экспериментально подтвердил открытие Максвелла, однако, с глубоким убеждением утверждал, что магнитное излучение никогда и никоим образом не сможет быть использовано на практике.

В 1895 г. преподаватель кронштадтских минных классов А.С. Попов продемонстрировал прибор, получивший название радиоприемник. Через два года независимо от него изобретателем радио становится итальянец Г. Маркони. В 1900 г., на заре XX столетия, российский броненосец «Генерал Апраксин» сел на скалы острова Гогланд. 3 марта А.С. Попов передал сообщение об этом по беспроволочному телеграфу, впервые продемонстрировав практические возможности своего изобретения. Радиоволна несла сначала писк морзянки, но пройдет не так уж много времени, и человеческие голоса, мир звуков и музыки заполнят эфир, а в наш обиход войдут сначала несовершенные детекторные приемники, вслед за ними громоздкие сооружения ламповых радиоаппаратов, а потом – удобные переносные транзисторные приемники – все более миниатюрные и все более безупречные по акустическим характеристикам.

Но, как гласит народная мудрость, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Люди всегда мечтали о возможности заглянуть за горизонт (вспомните хотя бы сказку о спящей царевне и семи богатырях: «Наливное яблочко катится по блюдечку – и уже видно, что делается за морями-океанами, в земле далекой...»). Размышляя о возможности передачи изображения на расстоянии, ученые пришли к выводу, что для этого изображение надо разложить на составные части – по-разному освещенные точки, которые в совокупности как камешки смальты в мозаичном панно рисуют для нас ту или иную картину.

В 1884 г. австрийский инженер венгерского происхождения П. Нипков запатентовал процесс «развертки» изображения с помощью вращающегося диска с отверстиями, расположенными по спирали. Практическое применение это открытие получило только в 20-е гг. XX в. в краткой истории так называемого «механического телевидения».

Куда менее бесспорен вклад в развитие телевидения талантливого ученого–самоучки, сына ссыльного украинского революционера–демократа Б.П. Грабовского, который в 1925 г. в Ташкенте впервые продемонстрировал движущееся изображение при помощи электронно–лучевой трубки. По совету Б.Л. Розинга, это усовершенствование было запатентовано под названием «телефот», но в силу ряда причин не получило должной известности.

За океаном, в США, в это же время шли настойчивые поиски в том же направлении. Американцы одним из изобретателей телевидения считают В.К. Зворыкина (эмигрировал из России в 1917 г.). Здесь же следует назвать имена англичанина В. Крукса, немца Ф. Брауна, американца Ф. Франсуорта, русского А.М. Полумордвинова, армянина О.А. Адамяна, англичан К. Свинтона и Л. Бэрда, советских ученых С.И. Катаева и П.В. Шмакова. Поистине, внедрение в быт человечества наиболее интернационального из средств массовой информации стало возможным благодаря работе интернационального отряда ученых, инженеров и техников.

Говоря о предыстории телевидения, следует вспомнить также величайшее изобретение французов Луи и Огюста Люмьеров, которые в 1895 г. подарили миру кинематограф. Соединение изобразительно-выразительных возможностей кино и радио обеспечили возникновение телевидения. По удивительному совпадению музы кино и радио родились в один год.

Дата рождения «механического» телевидения в России – 1 мая 1931 г. В 50-60-е гг. в стране идет бурный процесс развития местного ТВ. Появляется вторая программа – провозвестник телевизионной многопрограммности. Осваивается техника цветного телевидения. Использование искусственных спутников Земли открыло эру спутникового ТВ с его безграничными в буквальном смысле возможностями (телесигнал из космоса легко преодолевает любые – государственные, национальные, территориальные и другие границы). Кабельное ТВ меняет вещательную природу телевидения. Соединение возможностей телеэкрана с компьютерной памятью и телефонной связью (сеть «Интернет») произвело подлинную революцию в информационных технологиях. Детище телевидения – так называемая «виртуальная реальность» – новое искусство с не осознанными пока до конца возможностями.

Система средств массовой информации Казахстана представлена сегодня гигантской индустрией новостей, анализа современного общественного развития, развлечения и организации досуга наших сограждан. Издаются более тысячи газет, почти тысячи наименований журналов, более ста бюллетеней. В эфир выходят три сотни телепрограмм, радиопрограмм. Их обслуживают десятки информационных агентств.

Годовой тираж газет приближается к миллиардам экземпляров. Вырос тираж «Казахстанской правды» и «Егемен Казахстан». У региональных газет тираж не только не упал, но даже вырос. Рост интереса аудитории к региональным изданиям печатной и электронной прессы – характерная тенденция нашего времени.

В целом же в мире издается около 10 тыс. только ежедневных газет. Ежегодно печатается 10 млрд книг. Потенциальной аудиторией радио является все человечество, в его распоряжении полтора миллиарда радиоприемников. Телепрограммы может принимать три миллиарда человек. Парк телевизионных приемников приближается к миллиарду штук.

Безусловно, полноценная жизнь современного человека невозможна без разветвленной системы средств массовой информации. Профессиональная журналистика выступает как эффективное средство совершенствования общественной жизни. Весь процесс исторического развития журналистики шел по пути все большей демократизации: от папирусов и пергаментных летописей к изобретению бумаги и печатного станка, от рукописных «Курантов» к их многочисленным потомкам в виде современных газет, от глашатая на площади к рупору громкоговорителя и радиоприемникам, чутко ловящим не знающие границ голоса всех стран и народов, от люмьеровского киноаппарата к вездесущей телекамере, способной, по словам С. Эйзенштейна, «прямо и непосредственно пересылать миллионам слушателей и зрителей художественную интерпретацию события в неповторимый момент самого свершения его, в момент первой и бесконечно волнующей встречи с ним».

У профессиональной журналистики замечательные перспективы. Вот почему нашей профессии остро необходимы грамотные, опытные, честные и принципиальные люди, в совершенстве владеющие журналистским мастерством.

Тема № 2. Журналистика республики как форма общественной и информационной деятельности

Ключевые слова: журналистская школа, исследования, история журналистики.

Рассматриваемые вопросы: эффективность деятельности редакций как творческого коллектива, пласт исследований открывается в сфере соприкосновения психологии и журналистики.

Литература

Основные особенности формирования и развития современной казахстанской теории журналистики

Казахстанская школа журналистской науки берет свое начало со времен создания Коммунистического института журналистики КИЖ в 1934 году, в котором преподавали замечательные деятели истории Казахстана. Среди них Сакен Сейфуллин, Сабит Муканов, Санжар Асфендияров, Федор Жеребятьев и другие. Со дня основания отделения журналистики на филологическом факультете Казахского государственного университета, позже самостоятельного факультета журналистики, научные исследования в области функционирования всех сфер журналистской практики Казахстана формируются в оригинальные направления и становятся основными в этой сфере научного поиска фактически по сегодняшний день.

Во времена советской журналистской науки ощущалось определенное преимущество научной школы Московского государственного университета, что предопределялось сосредоточением корифеев журналистских исследований в столице государства на факультете журналистики МГУ. Высшее журналистское образование строилось на принципах, разработанных учеными Московского университета и по учебникам с грифом «Издано в МГУ», поскольку научный и методический центр находился также в Москве.

Этот этап исследования журналистских и публицистических принципов деятельности по сбору, обработке и распространению информации уже в прошлом. Однако, несомненно, то, что наработано блестящей когортой ученых и исследователей, относящих себя к советской школе журнализма, стало фундаментом, на котором возводится современная теория журналистики во всех бывших советских республиках, включая Казахстан.

При этом надо отметить, что исследования казахстанской школы теории журналистики не были узконаправленными. Они, как правило, охватывали самые различные сферы журналистской практики. В советское время говорили о теоретической школе Московского университета, исследованиях жанров ученых Воронежского университета, изучении партийной публицистики Уральского университета, что было связано с наличием ряда научных публикаций и монографий преимущественно по этим сферам исследований в указанных регионах. В казахстанской же школе, как правило, отмечалась широкая разноплановость ее исследований.

Прежде всего, следует сказать об основателях изучения истории казахской журналистики, последователи которых работают в этой сфере до настоящего времени. История казахской журналистики как неисчерпаемый кладезь тайн для ученых предоставляет немало возможностей для открытия замечательных страниц жизни, деятельности и творчества выдающихся казахских общественных деятелей прошлого. Эту традицию заложили ученые казахстанской науки, работавшие на факультете журналистики КазГУ в разное время, проф. Х.Б. Бекхожин, проф. Т.С. Амандосов, проф. М.Ж. Аргынбаев, проф. Ш.Р. Елеукенов, проф. А. Идрисов.

Справедливо замечают современные исследователи, что большой массив публикаций наших СМИ несет в себе историческую информацию. Материалы готовятся на базе исторических источников — архивов, документов, кино- и звукозаписей, свидетельств очевидцев. Ценность их, конечно же, неоднозначна. В исторической журналистике необходимо быть предельно внимательным, обладать большими знаниями и опытом их практического применения.

В исторической тематике много уровней и специализаций. В их числе можно назвать портретную, занимающейся историческими личностями; проблемную, рассматривающую разномасштабные проблемы исторического развития; гедонистическую, представляющую собой развлекательное чтиво исторической тематики: военную, исследующую войны и конфликты в истории человечества. Все они формируют собственно общественное историческое сознание.

Одним из важнейших аспектов журналистики является эффективность деятельности редакций как творческого коллектива, результативность работы каждого корреспондента. Этими вопросами занимался профессор Ю.А.Крикунов.

Вклад журналистов Казахского радио и радио как средства массовой информации во времена испытаний на прочность духа человека, в годы войны, изучен профессором С.К. Козыбаевым.

Исследования связей казахской сатирической журналистики с традициями и новаторством русской и других литератур легли в основу научного направления по исследованию казахстанской сатирической публицистики, основанного профессором Т. Кожакеевым. Это направление успешно продолжили доценты М. Дмитровский, Р.Е. Алтынбекова и др.

Большим успехом пользовались исследования казахстанцев в становлении и формировании современной телевизионной публицистики, ее жанрового и организационного своеобразия благодаря научным трудам, многочисленным книгам и статьям корифея казахстанской науки профессора М.К. Барманкулова. Эти исследования углубили и развили его ученики доценты Г.Ж. Ибраева, К. Турсын и другие.

Опыт становления и развития Казахского радио стал объектом изучения также складывающегося направления в науке по исследованию форм вещания и радиотворчества, руководителем которого является один из первых исследователей радио республики профессор Н. Омашев.

В последние годы активно исследуются особенности публицистического наследия многих выдающихся казахстанских журналистов, оставивших значительный след в истории прессы республики.

Современная казахстанская журналистская наука продолжает исследования не только по традиционным направлениям, но и открывает новые смежные, межнаучные и междисциплинарные области исследования. Так, в связи с ростом влияния журналистики на все области человеческой деятельности много исследований посвящается отражению средствами массовой информации страны политических, экономических, социально общественных процессов в государстве. В этой связи выявляются основные факторы влияния публицистического выступления на ход и темп проведения тех или иных важных реформ в обществе.

Значительная часть исследований в последние десять лет была посвящена новым формам организации и функционирования средств массовой информации, возникших на информационном поле Казахстана в связи с обретением независимости и суверенитета республики. Законодательно предоставленная свобода слова, а также свобода учреждения средства информации выявили огромные творческие потенции казахстанской журналистики.

Межнаучные исследования касаются ряда пограничных проблем фундаментальных наук и журналистики. Например, популярны разработки на стыке журналистики и социолингвистики, определяющие закономерности коммуникационных процессов, языка и стиля печатных и аудиовизуальных средств коммуникаций. Целый пласт исследований открывается в сфере соприкосновения психологии и журналистики, влияния журналистики на формирование социальных и психологических ориентиров личности.

Объектом самостоятельного изучения для казахстанских ученых выступают зарубежные средства массовой информации. Проблемы взаимодействия казахстанских и зарубежных СМИ, сравнительный анализ творческого, методического и методологического воплощения на практике объективных законов информационной деятельности — наиболее малоизученный перспективный аспект.

Таким образом, современная казахстанская журналистская наука является продолжением исследований ряда научных направлений, начало которым было положено учеными советского периода. Вместе с тем, она является самостоятельной областью научных исследований, определяющей наиболее общие и частные закономерности функционирования социальной человеческой деятельности по сбору, обработке, распространению общественно значимой информации, выражению и формированию актуального общественного мнения в целях оптимальной жизнедеятельности независимого государства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.