Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конкуренция и солидарность СМИ




Тема № 13. Принципы журналистской этики

Профессиональные журналисты и лица, тесно сотрудничающие с печатными и электронными изданиями Республики Казахстан, принимают этот кодекс, ясно осознавая роль и значение средств массовой информации в деле построения гражданского общества в стране, отягощенной опытом тоталитарного прошлого.

Исходя из этого базового исторического обстоятельства, журналисты Казахстана осознанно и добровольно принимают условия моральных ограничений и табу в своей профессиональной деятельности, не имеющие ничего общего с ущемлением свободы слова, воспринимаемой в полном объеме ее цивилизованного значения.

Кодекс не является правовым документом императивного свойства, факт его принятия следует расценивать как появление инструмента профессиональной самодисциплины и нравственного ориентира журналиста в его деятельности. Никто не может принудить журналиста к соблюдению либо нарушению данного кодекса, что вовсе не исключает возможности формирования с его помощью общественного мнения об авторах публикаций, издателях, учредителях и владельцах СМИ. Таким образом, апелляции к данному кодексу возможны лишь в этическом аспекте.

Профессиональный долг журналиста состоит в том, чтобы квалифицированно представить этот спектр, группирующийся вокруг подлинного факта действительности. Всякое сообщение автора о подобном факте, содержащее только одну точку зрения, должно быть квалифицировано как пропагандистская акция, не имеющая ничего общего с нормами цивилизованной журналистики. Данное требование кодекса распространяется на деятельность абсолютно всех средств массовой информации независимо от форм собственности.

Настоящий кодекс признает конкуренцию в качестве главного инструмента, необходимого для процесса дальнейшего развития СМИ. Тиражи газет, рейтинги теле- и радиоканалов, величина бюджетов рекламодателей - все это, бесспорно, является показателями успешности прессы. Однако конкуренция должна быть добросовестной. Какие-либо предпочтения, оказываемые тому или иному органу СМИ со стороны власти, финансово-промышленных, политических группировок, по причине одной лишь лояльности издания нарушают принцип добросовестной конкуренции. Настоящий кодекс признает необходимым наличие внутрицеховой солидарности журналистов. Никакие идеологические различия не могут служить основанием для взаимных оскорблений, поношений и других видов вульгарной дискредитации изданий, авторов, редакторов, учредителей. Любая критика должна быть выдержана в максимально корректной форме.

Солидарность СМИ выражается также в постоянной готовности защищать честь, достоинство и права журналистов, издателей, учредителей от всевозможных форм агрессии, необоснованных репрессий, включая попытки судебных преследований, психологического давления, незаконных увольнений и приостановления деятельности СМИ.

Тема № 14. Репортаж как жанр «от первого лица»

 

Ключевые слова: репортаж, кинематографический жанр

Рассматриваемые вопросы: в чем проявляется мастерство журналиста при создании репортажа. Хорошей газеты без хороших репортажей нет, как и газеты вообще без каких-либо репортажей.

Литература

В журналистике есть четыре жанра, причем, первый имеет три разновидности. И эти жанры таковы:

• информационный (информация, репортаж, интервью);

• аналитический (статья, комментарий на ТВ);

• игровой (собственно игра и большинство ток-шоу, а также некоторые «штучки», рожденные Интернетом, о которых позже).

Одна из уже прозвучавших максим гласит: «Журналистика не для гениев». Ее бы следовало дополнить и парной к ней максимой: нет худшего журналиста, чем писатель.

Из плохого журналиста может получиться хороший писатель. Из любого писателя, что плохого, что хорошего, никогда не получится хороший журналист. Писателя надо гнать из газеты или с телевидения, если он там завелся. Мало того, что он сам не сделает ничего толкового, так еще и других развратит.

Но вот репортаж, о котором сейчас речь, а равно интервью и аналитическая и публицистическая статьи имеют свои аналоги, или родственные жанры, в собственно литературе.

Репортаж — рассказ.

Интервью — драматургический жанр, пьеса.

Аналитическая статья — далее всего от литературы, ей близок разве что жанр эссе.

Публицистическая статья — памфлет или фельетон.

Репортаж, интервью и оба вида статей должны быть литературны только во внешнем, так сказать формальном смысле, но отнюдь не в содержательном. Приемы — да, вымысел (суть писательского, собственно литературного текста) — нет.

Однако беда в том, что наша журналистика, в отличие, кстати, от западной, слишком беллетризирована. И поэтому более субъективна. Думаю, от этого своего качества она никогда не избавится, да и не нужно. В этом своеобразие.

Репортаж — это информационный жанр, с помощью которого журналист рассказывает не только о факте произошедшего, но и дает некоторые дополнительные подробности события. Репортаж имеет не только фабулу (точная передача случившегося), но и сюжет (литературную форму передачи фабулы), временную протяженность (что было до и что после события). Часто включает элементы первичного комментирования. Репортаж может быть написан только в том случае, если журналист лично находился на месте события, хотя бы в момент, когда его основная фаза уже прошла.

Репортаж – это информационный жанр, используемый для рассказа обо всех основных, а также наиболее впечатляющих стадиях развития события, как посредством личных наблюдений (что обязательно), так и с помощью слов участников или очевидцев произошедшего. Используется для описания сложных и длящихся событий. Не только допускает, но и предполагает личные, в том числе эмоциональные авторские оценки, а также первичный и вторичный комментарии.

Репортаж — младший брат информации или, менее метафорично, это информация о событии, передаваемая в развернутой форме — с приведением не только основных, но и второстепенных деталей произошедшего.

Или, совсем коротко: информация — это сообщение о событии, репортаж - это документальный рассказ о нем.

Там, где есть рассказ, должно присутствовать и мастерство рассказчика, довольно редкий дар среди журналистов. Вспомните, как часто вы читаете репортажи, из которых сразу же становится абсолютно ясно, что и как произошло. Совсем нечасто. Легче авторам телерепортажей, ибо их, как минимум, двое — собственно журналист и телеоператор. Причем последний с помощью видеоряда может передать (рассказать) о событии гораздо больше и лучше, чем говорящий, показав масштаб события, его динамику, компенсировав косноязычие говорящего тележурналиста, его неумение подобрать точные эпитеты реальным видеорядом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 767; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.