Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория отношений




Личность рассматривал как совокупность отношений.

Отношения – система связей человека с различными сторонами действительности:

· отношение к себе

· отношение к людям

· отношение к окружающему миру в целом.

«Отношение личности – это активная, сознательная, интегральная, избирательная, основанная на опыте связь личности с различными сторонами действительности. Это системообразующий элемент личности, которая предстает как система отношений. Сами отношения личности формируются под влиянием общественных отношений, которыми личность связана с окружающим миром в целом» (Мясищев В.Н.).

 

Сущность личности определяется на основе социальной обусловленности и значимости ее отношений («Скажи мне кто твой друг, и я скажу тебе кто ты»).

Именно отношение является интегратором все психологических характеристик личности, что и обеспечивает целостность, устойчивость, глубину и последовательность поведения личности.

 

Психологические модальности отношений:

· Позитивные /негативные отношения.

· Пассивные/активные отношения.

· Противоречивые/гармонично связанные друг с другом отношения.

 

Виды (стороны) отношений (соотносятся с тремя сферами психики – мотивационной, когнитивной, деятельностной)

 

1.Оценочные отношения (эмоциональный компонент - способствует формированию эмоционального отношения личности к объектам среды, людям и самому себе)

2.Интерес, как особое интеллектуальное отношение (познавательный (оценочный) компонент - способствует восприятию и оценке (осознанию, пониманию, объяснению) объектов среды, людей и самого себя)

3.Отношение к деятельности (поведенческий компонент - способствует осуществлению выбора стратегии и тактики поведения личности по отношению к значимым (ценным) для нее объектам среды, людям и самому себе).

 

Каждая сторона отношения определяется характером жизненного взаимодействия личности с окружающей средой и людьми.

 

 

Каждый объект из внешнего мира оценивается по двум критериям отношения:

 

Отношение (виды)    
Эмоциональное отношение   Морально-правовое отношение
нравится/не нравится, хочу/не хочу; любовь, интерес, антипатия и т.д.   можно/нельзя, надо/не надо, долг, совесть, этические, моральные и юридические нормы
 

 

Пример:

Мне нравится ноутбук моего коллеги, я его хочу иметь (эмоциональное отношение), но при этом я осознаю, что это чужая вещь и брать ее нельзя (морально-правовое отношение).

Если объект оценивается одинаково по обоим критериям, то речь идет о внутренней гармонии.

Если оценка по разным шкалам не совпадает – ситуация потенциального внутреннего конфликта.

Для личностного роста необходимо, чтобы при конфликте побеждало морально-правовое отношение.

 

Характер – единство отношений и способов их осуществления в переживаниях и поступках человека.

Характер определяется и проявляется (формируется) только на уровне активных отношений.

Т.е. невозможно дать человеку какую-либо характеристику до тех пор, пока он не вступил в отношения с окружающей средой.

Определенность и устойчивость характера определяется определенностью и устойчивостью отношений.

 

Процесс развития личности обусловливается ходом развития ее отношений.

· У 2-3-х летнего ребенка развивается выраженная избирательность отношения – к родителям, воспитателям, сверстникам.

· В школьном возрасте увеличивается число отношений, возникают внесемейные обязанности, учебный труд, необходимость в произвольном управлении своим поведением.

· В старшем школьном возрасте формируются принципы, убеждения, идеалы.

 

Личностный рост – перевод персональных отношений в принципиальные (умение принимать решения и действовать не потому, что так хочет кто-то, а исходя из собственных идеалов и убеждений).

Рубинштейн СЛ. (1889-1960)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.