Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

VI Закономерности и принципы обучения




III.

II.

I.

Дидактика – это раздел педагогики, где разрабатываются теоретические основы обучения. Термин происходит от греческого «дидактос» - т.е. обучающий, и, таким образом, дидактика – это теория обучения или теория организации процесса обучения.

Основатель дидактики – Ян Амос Коменский. В его книге «Великая дидактика», вышедшей в 1632г., эта наука определяется как «всеобщее искусство всех учить всему».

Дидактика как любая наука имеет свой объект, предмет, задачи, свой категориальный аппарат. Однако, за 4 столетия у ученых не сформировалось единой точки зрения по некоторым вопросам, но, например, П.И.Пидкасистый (см. Пидкасистый с. 96-98) в целом предлагает такой взгляд.

Объект дидактики – процесс обучения во всем объеме и во всех аспектах.

Предмет дидактики – система отношений, складывающаяся в процессе обучения: «учитель-ученик», «ученик-учебный материал», «ученик-другие ученики»… Многообразие этих отношений и составляет сущность обучения, главным звеном которой является отношение двух организованных деятельностей – преподавание и учение.

Задачи дидактики: -описание и объяснение процесса обучения и условий его осуществления; - разработка организации и усовершенствования процесса обучения, разработка новых обучающих систем, новых технологий обучения.

Функции дидактики: - научно-теоретическая (в результате исследований получаем знания о том, как протекает процесс обучения, каковы его закономерности, сущность, результаты), - конструктивно-техническая (переход от отображения процесса обучения к его конструированию, преобразованию). Обе эти функции тесно связаны, дополняют и продолжают друг друга.

Следует различать функции дидактики и функции процесса обучения. К функциям обучения относятся: образовательная, воспитательная и развивающая (подробнее см. Сластенин с.187-190; Бабанский с.142-144 и др.).

Основные категории дидактики: образование, обучение, учебный процесс, преподавание, учение, урок, учебный предмет, учебный материал, формы, средства, методы и приемы обучения, цели и результаты, принципы и закономерности обучения и др.

(По этому вопросу самостоятельное задание: к следующему занятию составить свой словарь категорий дидактики, пользуясь учебниками и справочной литературой. В каждом понятии надо указать автора и источник определения). Например.

Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней (Закон РФ)

Процесс обучения – это целенаправленное взаимодействие учителя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования учеников.(Бабанский, с.339)

Обучение – специфический процесс познания, управляемый педагогом (Сластенин, с.186).

Обучение – целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений и навыков, осуществляется воспитание и развитие человека (Ильина, с.202).

Обучение – целенаправленный процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями, навыками, развитию творческих способностей, формированию мировоззрения, нравственно-этических взглядов и убеждений (Харламов, с.149).

 

Как показывает анализ источников, трактовка понятий обучение разнообразна. При этом взгляды на место обучения в целостном педагогическом процессе более однородны. Обучение и воспитание являются двумя сторонами целостного педагогического процесса и условиями развития и образования ребенка.

 
 


ЦПП

обучение
 
 


воспитание

  условия развития ребенка

 

В то же время существуют различия между обучением и воспитанием:

- разный вклад О и В вносят в ЦПП,

- результаты обучения более наглядны,

- позиция учителя в О более регламентирована, его роль более ощутима,

- дискретность (прерывность, скачкообразность) более присуща О,

- различны формы О и В,

- в О цели более конкретны, открыты для учащихся.

 

 

Обучение как процесс – путь от цели к результату. Для процесса характерна смена состояний объекта в ходе времени. На пути от цели к результату объект изменяет свои состояния вследствие решения педагогических задач. Для обучения как процесса характерны: - постановка педагогических целей и задач разного масштаба (по стадиям),

- наличие различных результатов (по глубине, широте, прочности),

- быстрое проявление результатов,

- использование различных средств учителем на разных этапах обучения.

 

- многостадийность (существование микро и макро стадий)

 

 

Микростадии объединяются в четыре цикла процесса обучения:

1. Начальный: - овладение общей схемой учебного материала, знакомство с методами его применения.

2. Повторение общей схемы учебного материала и отработка методов его применения. Происходит расширенное воспроизведение изученного, формируются навыки и умения.

3. Систематизация, обобщение знаний, формирование понятий, генерализация умений. Происходит применение знаний на практике в новых, нетрадиционных ситуациях, с учетом внутрипредметных и межпредметных связей.

4. Контроль и самоконтроль результатов обучения, выявление и устранение пробелов в знаниях, корректировка процесса обучения.

Данные циклы повторяются при переходе на каждую новую стадию процесса обучения. Для каждого процесса необходим механизм, активизирующий движение. Движущей силой процесса обучения являются противоречия.

Исходное противоречие – это противоречие между задачами и возможностями, т.е.

Задачами, которые приходится ребенку решать в учебно-познавательной деятельности и Уровнем знаний, умений и навыков, которыми ребенок уже овладел.

Главное противоречие выражается в ряде частных:

- между ранее усвоенным и изучаемым,

- между обыденно-житейскими и научными знаниями,

- между знанием и формированием навыков и умений.

Более подробно с противоречиями как движущими силами процесса обучения можно ознакомиться самостоятельно: В.А. Сластенин, с.192-193, П.И. Пидкасистый, с. 119, Ю.К. Бабанский, с.342 и др.

Осуществление любого процесса должно соответствовать определенной логике. Для учебного процесса существует своя логика.

Классическая логика процесса познания -«от живого созерцания к абстрактному мышлению, а от него к практике» - это три переходящие друг в друга этапа. 1 этап - чувственное познание, состоящее из ощущения и восприятия. Организовывая на уроке восприятие материала учениками, следует знать, что 90% информации получаем зрительными анализаторами, 9% - слуховыми, а эффективность восприятия зависит от: частоты передачи информации, темпа (скорость речи учителя – не более 120 слов в минуту), психического и эмоционального состояния ученика, установок, дней недели и часов занятий. Необходимо рассчитать достаточный объем информации, его новизну, доступность и достаточную сложность, влияние на положительные мотивы, активизацию внимания.

2 этап – абстрактное мышление: - понимание (соотнесение нового и старого), - осмысление (проникновение в суть предметов и явлений), - обобщение; - умозаключение (индуктивный путь – от общего к частному или дедуктивный – от частного к общему).

3 этап – применение знаний на практике. Практика – критерий истинности. Главное на этом этапе – процесс обратного восхождения от абстрактного к конкретному, конкретизация знаний, т.е. использование абстрактных знаний для решения конкретных задач (сначала привести свой пример, разобрать его вместе, затем дать более сложные, нестандартные задачи).

Для процесса обучения Н.Е. Щуркова конкретизировала логику познания, добавляя один специфический для обучения этап. Таким образом, логика процесса обучения такова: 1 –восприятие, 2 – осмысление, понимание, 3 –применение на практике, 4 – закрепление, повторение.

Результат учения – овладение, усвоение ребенком З,У,Н-ов.

Усвоение – это превращение накопленного человечеством опыта в достоянии личности. Это законченный акт познавательной деятельности уч-ся, в результате которого они не только восприняли, поняли, запомнили, закрепили З,У,Н-ы, но и овладели ими, т.е. научились применять их на практике.

 

 

IV. ОБУЧЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА.

Взаимодействие – гармоничное единство деятельностей преподавания и учения. Преподавание как деятельность учителя включает в себя Sb+Ob+цель+содержание+средства+действия+мотив=результат.

Преподавание – это создание условий, которые позволяют учащимся овладеть определенным количеством знаний, умений, навыков, элементов контроля, благодаря которому эти условия могут быть рационально использованы.

Преподавание – деятельность по организации учения и руководству самостоятельной работой учащихся, это управление активной сознательной познавательной деятельностью учеников.

 

Действия учителя в процессе обучения: - целеполагание, - планирование учебного процесса, - отбор содержания, организация процесса обучения, - коррекция процесса обучения, стимулирование деятельности уч-ся, - контроль, - оценивание, - анализ.

При постановке учебных задач необходимо:

- учитывать возможности детей (уровень подготовки, интеллектуальный и физический уровень), задачи должны находиться в зоне ближайшего развития ребенка;

- формировать положительную мотивацию к учению;

- формулировать задачу исходя их предметного содержания, чтобы сохранить в единстве систему знаний и логику науки;

- чтобы задача содержала информацию, влияющую на развитие ребенка и опиралаться на имеющиеся у него знания;

- оснастить ребенка способами решения задач.

Смысл деятельности учителя – активизировать деятельность ученика.

 

Деятельность ученика – учение. Учение – это целенаправленный процесс планомерного приобретения учащимися определенных знаний, умений, навыков, способов творческой деятельности, осуществляющейся в ходе непосредственного и опосредованного познания действительности.

Признаки учения: - целенаправленность, - планомерность, - систематичность, - активность ребенка.

Источник учения – мотивы, которые побуждают к учению. Принято выделять три группы познавательных мотивов:

1. Непосредственно-побуждающие: эмоциональные проявления, занимательность, интересное преподавание, внешние атрибуты, привлекательность личности и внешности учителя, похвала, боязнь наказания, страх перед учителем, нежелание быть объектом обсуждения и насмешек в классе.

2. Перспективно-побуждающие: чувство долга, ответственность, понимание значимости знания, осознание значения предмета, жизненные перспективы (поступление в вуз, выбор профессии), уважение к родителям, ожидание награды.

3. Интеллектуально-побуждающие: уровень познавательных интересов, удовлетворение от процесса познания, любознательность, стремление расширить кругозор, поднять свой культурный уровень, увлеченность учебно-позна­ва­тель­ным процессом.

Познавательные мотивы тесно связаны с познавательными интересами.

Уровни познавательных интересов:

- высокий (интерес к глубоким теоретическим проблемам, творческая деятельность, вызванная познавательными потребностями),

- средний (интерес к зависимостям, причинно-след­ст­венным связям),

- низкий (внимание к конкретным событиям, фактам, явлениям).

 

Действия ученика

 
 


Внешние (наблюдаемые): 1. предметно-действен­ные (пись­мо, ри­сование, черчение, шитье, вырезание, постановка опытов) 2. перцептивные (слушание, рас­с­матривание, наблюдение, осязание) 3. речевые, символические, двига­тельные.   Внутренние (ненаблюдаемые): 1. мнемические (запоминание, стру­к­ту­рирование, упо­ря­дочивание мате­ри­ала) 2. имерджентные (воображение, фан­та­­зия) 3. интеллектуальные (мышление, анна­лиз, синтез, об­о­бщение, абстра­ги­ро­ва­ние)  

Смешанные -

это действия контроля и оценки: самоконтроль, самоанализ, самооценка – формируются на основе наблюдения аналогичных обучающих действий учителя и мысленного соотнесения своих результатов и предъявляемыми требованиями.

Обучение можно рассматривать как общение. По определению Пид­ка­си­с­то­го, обучение это общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение общественно-исторического опыта, воспроизведение его, овладение той или иной конкретной деятельностью, которая лежит в основе формирования личности.

Обучение-диалог это обмен информацией в сотрудничестве. Учебный процесс не должен быть способом передачи в форме готовых знаний.

Раньше взаимодействие учителя и ученика рассматривалось как передача готовых знаний от учителя ребенку «У→Р». Затем критики односторонности учебного процесса предложили обратить внимание на обратную связь, исходящую от ребенка «У↔Р». Но и это не поставило ребенка в субъектную позицию. Поставить ребенка в субъектную позицию, значит активизировать его учебную деятельность, сделать его сотрудником, партнером, обеспечить взаимодействие. В этом случае предмет обучения выступает как продукт этого взаимодействия. Лозунг сотрудничества «Не с предметом к ученику, а с учеником к предмету».

Учебный процесс должен быть способом организации творческого обмена, способом информационного обмена между людьми. Логика учебного процесса несколько конкретизирует общую формулу познания и состоит из 4-х этапов:

- восприятие, - осознание, - закрепление, - применение.

Восприятие осуществляется с помощью органов чувств. Воспринимают внешние свойства, признаки изучаемых предметов и явлений. Оно может быть непосредственным и опосредованным (через слово), чтобы оно состоялось, надо сделать его целенаправленным, т.е. акцентировать внимание на том, что увидеть, что услышать.

Осмысление – мыслительная работа, ряд мысленных операций: анализ воспринятого, сравнение, сопоставление, выделение главного, установление причинно-следственных связей. Этот этап завершается пониманием учебного материала.

Закрепление – первичное (повторение на этом же уроке), текущее (возвращение на уроках к предыдущему материалу), обобщающее (в конце темы, раздела).

 

VОбучение как система может быть представлено единством компонентов.

 

 

 
 

 


Подробнее обучение как система: см. учебник П.И. Пидкасистого стр. 121-124

 

 

Закономерности обучения, рассматриваемые как выражение действия ладное в конкретных условиях - это объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения.

Существует закономерная связь между обучением и воспитанием:

(1) обучающая деятельность преподавателя преимущественно носит воспитывающий характер,

Другая закономерность говорит о том, что

(2) есть зависимость между взаимодействием учителя и ученика и результатами обучения.

(3) Прочность усвоения учебного материала зависит от систематического прямого и отсроченного повторения изученного, от включения его в ранее пройденный и в новый материал.

(4) Развитие умственных умений и навыков учащиеся зависит от применения поисковых методов, проблемного обучения и других активизирующих интеллектуальную деятельность приемов и средств.

(5) Формирование понятий в сознании обучаемых может состояться в том случае, если будет организована специальная познавательная деятельность по выделению существенных, признаков, явлений, объектов, операций по сопоставлению и разграничению понятий, по установлению их содержания, объема и прочее.

 

Принципы.

В основе принципов лежат уже познанные законы и закономерности, но логически из них не выводятся. Законы и закономерности служат теоретической основой для выработки, постулирования принципов обучения и правил практической педагогической деятельности. Некоторые педагогические законы и закономерности настолько многогранны, что из них выводится не один, а несколько принципов. На разработку принципов влияют не только педагогические, но и социальные, философские, логические, психологические и иные закономерности. Они обуславливаются также целями образования и воспитания, условиями среды, уровнем развития науки, характером освоенных обществом средств и способов и, конечно, самой практикой, опытом обучения.

1. Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения направлен на всестороннее развитие личности и индивидуальности учащегося.

2. Принцип научности содержания и методов педагогического прогресса отражает взаимосвязь с современным научным знанием и практикой демократического устройства общества.

3. Принцип систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры придает системный характер учебной деятельности, теоретическим знаниям, практическим умениям учащегося.

4. Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности, учащихся при руководящей роли учителя.

5. Принцип наглядности, единство конкретного и абстрактного, репродуктивного и продуктивного, как выражение комплексного подхода.

6. Принцип доступности обучения.

7. Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся.

8. Принцип связи обучения с жизнью, с практикой.

9. Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.

10. Принцип сознательности и активности учащихся — педагогический процесс не должен превращаться в пассивное восприятие знаний.

11. Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников.

12. Уважение личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему.

13. Принцип согласованности требований школы, семьи и общества.

14. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Конечно же, все вышеперечисленные принципы не равнозначны, все они подчинены ведущему принципу - принципу духовно-направленного на общечеловеческие ценности, воспитывающего и развивающего обучения.

Принцип духовно-направленного, развивающего и воспитывающего характера обучения предполагает, что обучение направлено на цели всестороннего развития личности, на формирование не только знаний и умений, но и определенных нравственных, эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и социального поведения.

 

Тема 2. Цели и содержание образования

 

План

1.Цели обучения в современной дидактике, таксономия целей.

2.Понятие содержание образования.

3.Обновление содержания образования в условиях современной школы.

4.Государственный образовательный стандарт.

5.Учебные планы, программы, учебно-методические комплексы.

 

Литература

1.Закон РФ «Об образовании», ст.14

2.Вестник образования, 1997г., №4, с.30 (ст. о ГОСТе)

3.Учебники по педагогике.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.