Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средства оповещения

Оповещение должностных лиц

Оповещение ответственных должностных лиц РСЧС (члены КЧСПБ, работники органов управления ГОЧС, командиры формирований, руководители всех рангов), от которых зависит принятие решений на организацию проведения мероприятий по защите населения и территорий при возникновении чрезвычайной ситуации, является одной из важнейших задач систем оповещения всех уровней.

Аппаратура оповещения должностных лиц выпускается в виде отдельных приборов (стоек циркулярного вызова - СЦВ) и устанавливается на АТС города, райцентра или объекта. При включении СЦВ линии выделенных абонентов, проходящие через стойку, переключаются с приборов АТС на приборы СЦВ. В линии абонентов сначала посылается специальный вызывной сигнал, а после подъема абонентом телефонной трубки с грампластинки электропроигрывающего устройства, входящего в состав СЦВ, в линии абонентов поступает речевая информация («Объявлен сбор» или «Проверка вызова»).

После прослушивания сообщения абонент кладет телефонную трубку и в тот же момент на стойке регистрируется факт приема сообщения (загорается контрольная лампочка) и линия абонента переключается вновь на приборы АТС.

В настоящее время для оповещения должностных лиц по телефонным сетям стала применяться более гибкая система, которая не требует установки аппаратуры на АТС и избавляет абонентов от жесткой привязки к конкретной АТС типа АСО.

Весь комплекс аппаратуры размещается непосредственно в органе управления ГОЧС, что позволяет резко сократить эксплуатационные затраты. Аппаратура обеспечивает автоматическую передачу речевых сообщений по коммутируемым линиям большой группе абонентов (до 2000).

Новая система оповещения должностных лиц по радио с помощью специальных индивидуальных малогабаритных радиоприемников, называемых пейджерами, и по сетям сотовой радиосвязи позволяет осуществлять оповещение должностных лиц на значительной территории без жесткой привязки к телефонному аппарату. Сети пейджинговой связи и сотовых тарифов сейчас широко распространены во многих городах России.

Основным средством доведения до населения условного сигнала об опасности на территории Российской Федерации являются электрические сирены. Они устанавливаются по территории городов и населенных пунктов с таким расчетом, чтобы обеспечить, по возможности, их сплошное звукопокрытие. Для этого используются сирены наружной установки типа С-40, которые обеспечивают радиус эффективного звукопокрытия в городе порядка 300–400 метров.

Существующая аппаратура управления электросиренами при своем включении автоматически формирует циклы включения и выключения цепи питания электродвигателя сирены. В результате этого электродвигатель то набирает обороты, то снижает их. На оси двигателя смонтирована звукообразующая система, с помощью которой и формируется завывающий звук электросирены. При однократном включении аппаратуры управления электросирена отрабатывает 11 циклов (165 сек), после чего автоматически отключается питание электродвигателя. Для повторного включения электросирены необходимо вновь задействовать аппаратуру управления.

Как правило, сети электросирен, созданные на определенной территории, управляются централизованно из одного пункта оповещения. При необходимости возможно и децентрализованное управление каждой электросиреной непосредственно с места ее установки или из АТС, где устанавливается промежуточная аппаратура управления работой сирен.

Электрические сирены обладают достаточно высокой эффективностью в обеспечении экстренного оповещения населения. Они просты в устройстве и техническом обслуживании, служат десятилетиями, управление ими легко централизуется и они представляют собой в настоящее время центральное звено в системах оповещения населения. В то же время их использование не лишено и недостатков: зависимость от состояния централизованного электроснабжения и исправности телефонных линий управления; небольшие площади звукопокрытия, что заставляет устанавливать большое количество сирен по территориям городов и населенных пунктов; определенная зависимость от погодных условий и времени года; сети электросирен легкоуязвимы в чрезвычайных ситуациях (нарушение сети централизованного электроснабжения, аварии на местных телефонных сетях, являющихся основной для управления сиренами).

Другим эффективным средством оповещения людей вне дома являются сети уличных громкоговорителей, которые выступают в качестве непременного компонента практически всех радиотрансляционных сетей городов и населенных пунктов и являются важным элементом систем оповещения населения. Уличные громкоговорители устанавливаются в местах наибольшего скопления людей (оживленные улицы, торговые места, площади, остановки транспорта). Радиотрансляционные сети (сети проводного вещания) обеспечивают доведение информации по проводам до квартирных радиоточек (громкоговорителей) и уличных громкоговорителей. Однако они требуют постоянного обслуживания и проверки на предмет готовности. Несмотря на постоянное сокращение количества уличных громкоговорителей, их роль в оповещении и информировании населения в чрезвычайных ситуациях весьма велика.

Один громкоговоритель в условиях города, при установке на уровне второго этажа (наиболее типичный вариант установки), обеспечивает надежное доведение информации в пределах порядка 40–50 м вдоль улицы. Таким образом, чтобы озвучить только одну улицу, необходимо установить значительное количество уличных громкоговорителей. Поэтому постояннодействующие сети уличных громкоговорителей развернуты, как правило, лишь в центре городов и на главных улицах. Большое количество уличных громкоговорителей хранится на складах и требуется значительное время и силы для их оперативного развертывания в угрожаемый период.

В то же время в отличие от электросирен применение уличных громкоговорителей в целях оповещения более универсально. С помощью электросирен можно передать лишь условный сигнал опасности, а с помощью сетей уличных громкоговорителей можно транслировать и звук электросирен, и осуществлять затем передачу речевых информационных сообщений. Но это не значит, что сети уличной звукофикации способны заменить сети электросирен. Эффективная площадь озвучивания одного громкоговорителя в 1000 раз меньше площади озвучивания от одной сирены.

Как показывает практика, полный охват населения оповещением практически невозможен. Нельзя также и утверждать, что все находящееся в зоне действия средств оповещения население адекватно воспримет сигналы оповещения и информацию об опасности и организует свои последующие действия в соответствии с переданной информацией. Нужна еще продуманная система обучения населения, которая позволит научить людей распознавать эти сигналы и осознанно действовать по ним.

Для повышения надежности оповещения необходимо неоднократное повторение передаваемых сигналов и информации по всем средствам оповещения. При этом следует учитывать и время суток, так как эффективность различных средств оповещения меняется. В ночное время наиболее эффективны сети электросирен и уличных громкоговорителей, в вечернее время - телевидение, днем - электросирены и уличные громкоговорители, сети радиовещания.

В сельских населенных пунктах число сирен очень мало, поскольку для их электропитания нужна трехфазная сеть и сеть управления, что в сельской местности часто трудно обеспечить. Следует отметить, что в последнее время сельские радиотрансляционные сети ввиду своей нерентабельности постоянно сокращаются, закрываются сельские радиоузлы, прекращают свою работу районные студии проводного вещания, многие небольшие сельские населенные пункты вообще остались без сети проводного вещания. Это требует поиска и совершенствования способов оповещения и информирования населения, постоянного внимания к этой проблеме со стороны органов исполнительной власти и органов управления РСЧС.

Для оповещения и информирования населения в чрезвычайных ситуациях используются все виды вещания (проводное, радио- и телевещание) на основе перехвата программ вещания, подаваемых на узлы проводного вещания, радиовещательные станции и передатчики звукового сопровождения телевещания. Этот перехват программ вещания осуществляется соответствующими органами управления ГОЧС с помощью специальной аппаратуры.

Сигналы и тексты оповещения записываются заранее на магнитные носители, которые хранятся в этих органах управления. В чрезвычайных, не терпящих отлагательства случаях допускается «живая передача» из органа управления без предварительной записи.

В соответствии с установленным порядком (Постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 177 «Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени») использование радиотрансляционных сетей и радиовещательных станций (независимо от форм собственности) для оповещения и информирования населения в чрезвычайных ситуациях осуществляется оперативными дежурными территориальных органов МЧС России с перерывом программ вещания длительностью до 5 минут. При этом допускается 2–3-кратное повторение передачи речевого сообщения. Сети телевизионного и радиовещания в настоящее время являются основными каналами получения информации для населения. Каждая из этих сетей охватывает более 95% населения страны.

При планировании использования в составе территориальных СЦО электронных средств массовой информации целесообразно ориентироваться на преимущественное использование местных сетей теле- и радиовещания. Следует ожидать, что сети проводного вещания сохранят свое информационное значение в местных системах оповещения крупных населенных пунктов и объектовых системах оповещения. Существенно расширить возможности системы оповещения позволяет широкое развитие коммерческих сетей вещания.

Основные угрозы и опасности в чрезвычайных ситуациях испытывает население, проживающее в городах, насыщенных потенциально опасными производствами. Однако в современных условиях проживание в сельской местности также не гарантирует безопасность при авариях и катастрофах. Это требует определенной информационной подготовки населения как городского, так и сельского.

Высокая эффективность в подготовке населения к самостоятельным действиям может быть достигнута путем выпуска специальных памяток, адресованных жителям конкретного города или района, которые раздаются бесплатно местными исполнительными органами власти или продаются за символическую цену.

Такие памятки могут нести следующую информацию:

сведения о сигналах и информации оповещения и порядке действий по ним;

номера телефонов дежурных служб города или единой дежурно-диспетчерской службы, оперативного дежурного управления ГОЧС города, объединенных диспетчерских служб жилищно-эксплуатационных управлений;

наименования объектов, расположенных на территории города, типы химически опасных веществ, используемых в производстве, а также возможную глубину их распространения в случае аварии на объектах;

характеристику типов химически опасных веществ, меры защиты от них и способы оказания помощи при поражениях;

общий план города (района) с указанием мест расположения потенциально опасных объектов и размеров зон возможных заражений (разрушений, затопления), медицинских учреждений, пунктов посадки на транспорт, органов исполнительной власти и органов управления ГОЧС, наиболее целесообразных маршрутов эвакуации, сборных эвакопунктов;

адреса убежищ и укрытий;

частоты и программы местного радиовещания, которые спланированы для использования в интересах информирования населения при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации и др.

В такие памятки может вноситься и другая информация, например, о возможных стихийных бедствиях, характерных для данного региона, информация по организации защиты населения и быстрой ориентации его в обстановке при возникновении чрезвычайных ситуаций. Памятка может содержать и специальные графы для их последующего заполнения необходимыми сведениями и изменениями обстановки на территории города (района).

Учитывая важность проблемы своевременного оповещения и информирования населения о возникновении или угрозе возникновения какой-либо опасности, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, органы управления ГОЧС на всех уровнях должны принимать меры по созданию (модернизации) систем оповещения с использованием различных современных технических средств, обеспечивающих, по возможности, наибольшую полноту оповещения населения, поддержанию этих систем в постоянной готовности к использованию.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Организация оповещения населения | Трение покоя (сцепления)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.