Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обзор зарубежной историко-методологической литературы




(60-е гг. XIX в. – начало ΧΧΙ вв.)

 

Если отечественная наука в России до 1917 г. была университетской, а, начиная с 30-х гг. и до настоящего, – академической, то на Западе наука всегда была и остается уделом университетов. Не является исключением из этого и Теория исторической науки. Как и в России первыми трудами по теории истории были опубликованные лекции университетских профессоров. Вершиной среди этой литературы возвышается фундаментальный труд Г.В.Ф. Гегеля (1770-1831) «Лекции по философии истории» (это более точное название, чем позже утвердившееся «Философия истории»), которые он читал в течение 5 лет в Берлинском университете (с 1822-1829 уч. гг. по 1830-1831 уч. гг.).

 

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

(1770-1831),

выдающийся немецкий философ, объективный идеалист, представитель немецкой классической философии – одного из теоретических источников марксизма. Гегель впервые дал систематическую разработку диалектического способа мышления.

Гегель принимал за основу всех явлений природы и общества АБСОЛЮТ, то есть некое духовное начало – Weltgeist.

Чуть коснемся биографии философа. Гегель родился 27 августа 1770 г. в семье высокопоставленного штутгардского чиновника. С 1788 по 1793 гг. учился в Тюбингенском теологическом институте. Великую французскую революцию конца XVIII в. Гегель встретил восторженно и в это время (1794-1796 гг.) стал сторонником республики, отрицательно относился к феодальному строю в Германии и христианской религии, высоко оценивал античную демократию и проповедовал принцип активного вмешательства в жизнь. Эти идеи нашли отражение в его ранних сочинениях (например, «Народная религия и христианство» и др.).

В 1801 г. Гегель переехал в г. Иену, где началась его деятельность как университетского преподавателя. С 1808 г. по 1816 г. был директором гимназии в Нюрнберге, где написал самую значительную свою работу – «Науку логики» (1812-1816).

28 октября 1816 г. Гегель – преподаватель Гейдельбергского университета, где написал труд «Энциклопедия философских наук» (1817). В 1819 г. Гегель был приглашен в Берлинский университет, в котором преподавал до конца своего земного пути (он скончался 14 ноября 1831 г.). С 1829 по 1830 гг. Гегель был ректором Берлинского университета. Несколько ранее, но особенно в Берлинский период своей жизни Гегель по своему политическому мировоззрению становится правым, что нашло отражение в его труде «Философия права» (1821), в лекциях по философии религии, истории, которые он стал впервые читать в Берлинском университете.

А теперь затронем его знаменитый труд «Лекции по философии истории», получившие пронзительно короткое название – «Философия истории».

Тетради с лекциями Гегеля по философии истории остались, и они впервые были изданы в 1837 г. в Берлине Эдуардом Гансом (при содействии сына Гегеля – Карла Гегеля). Второе издание вышло все в том же Берлине в 1840 г.

Этими двумя изданиями на немецком языке пользовались все выдающиеся русские теоретики истории – Н.И. Кареев, А.С. Лаппо-Данилевский, Л.П. Карсавин и др.

Второе издание было переведено и впервые опубликовано на русском языке в 1935 г. в т.8. Сочинений Гегеля (Т. 1-14. М.; Л., 1929-1959 гг.). И с 1935 г. не переиздавалось. И лишь в 1993 г. издательство «Наука» (Ленинградское отделение) выпустило «Философию истории» отдельной книгой (тираж невелик – всего 15 тыс. экз.). Перевод на русский язык осуществил еще в 30-е гг. А.М. Воден.

Сначала несколько слов о переводчике, а затем продолжим анализ книги Гегеля.

Алексей Михайлович Воден (1870-1939)

Болгарин, учился в С.-Петербургском императорском университете, ученик профессора Н.И. Кареева (в фонде Н.И. Кареева № 119 отдела рукописей РГБ сохранилось трогательное письмо ученика к своему учителю). Историк был знаком и несколько раз встречался с Ф. Энгельсом, о чем написал интересные воспоминания «Беседы с Энгельсом» (см. журнал «Летописи марксизма», 1927, кн. IV).

После Великой Октябрьской революции 1917 г. А.Воден работал сотрудником Института К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, получившего затем название «Институт марксизма-ленинизма» – первое в мире научное академическое учреждение по истории марксизма-ленинизма. В начале 90-х гг. XX в. этот институт был упразднен.

Об А. Водене имеется отзыв Георгия Валентиновича Плеханова из его письма к Ф. Энгельсу.

«Податель этого письма – Алексей Воден, молодой русский студент, один из наших друзей, очень прилежный и очень способный. Его единственное несчастье состоит в том, что он слишком много работал и довел себя до болезни: он стал очень нервным. Отправляясь в Лондон, он просил меня рекомендовать его Вам. Я делаю это весьма охотно, так как убежден, что Вам будет интересно встретиться с одним из лучших представителей нашей русской молодежи. Он славный парень, и я уверен, что он извлечет большую пользу из знакомства с Вами. Это не тот, кого немцы называют ein Mann der That (человек дела), у него действительно большие способности к теоретической работе, а Вы хорошо знаете, что люди такого рода бывают весьма полезными для движения»[29].

Что же касается труда Гегеля, то он гениальное воплощение – образец – понимания философии истории как философское обозрение судеб человечества. Гегель первым в философии истории показал всемирно-исторический процесс как развивающийся с динамической противоречивостью, закономерно и последовательно. Движущей силой его является Weltgeist (всемирный дух). В основу процесса всемирной истории Гегель положил свою триаду, которая стала знаменитой: тезис – антитезис – синтез.

Однако подробнее об этом мы поговорим в лекции «Основные концепции исторического развития человечества».

Если, как увидим в следующей лекции, Гегель весьма скрупулезно разработал в своей «Философии истории» всемирно-исторический процесс, то вторую часть теории истории – как изучать этот процесс, так сказать, «технологию», «ремесло» историка он совсем не коснулся. И это неслучайно. Гегель не был профессиональным историком, он был и остается в науке как гениальный философ и истый ученый.

В определенном смысле учеником Гегеля можно считать Иоганна Густава Дройзена. Скажем несколько слов о нем.

 

Дройзен (Droysen), Иоганн Густав (1808-1884), немецкий историк и методолог исторической науки, профессор. Учился и окончил Берлинский университет (1826-1830 гг.). Усердно посещал лекции по философии истории Гегеля.

В течение 7 лет писал 2-томный труд «Geschichte des Hellenismus», Bd.1-2. Hamburg, 1836-1843) («История эллинизма», переведен и издан на русском языке в 3-х томах в 1890-1893 гг.). Ввел в научный оборот термин «эллинизм». Написал труд «Geschichte der Preussichen Politik» (Bd. 1-5. Berlin, 1868-1886).

С 1857 г. и до самой кончины Дройзен читал в Берлинском университете курс «Энциклопедия и методология истории», краткий очерк которого публиковал трижды (1862, 1875 и 1882 гг.). К счастью, тексты лекций курса Дройзена сохранились и были подготовлены к печати и изданы Рудольфом Хюбнером в 1936 г. в Германии. Объемная книга (более 400 стр.) переведена на русский язык и увидела свет лишь в 2004 г. К ней присовокуплено 5 приложений и она получила краткое название «Историка» (СПб., изд-во «Владимир Даль», 2004. – 584 стр.). Этот термин Дройзен еще называл «наукоучение истории».

«Энциклопедия и методология истории» и приложения посвящены крупнейшему вопросу – изложению познавательного процесса истории. Вот упрощенная его концепция

Методика (эвристика, критика, интерпретация).

Систематика (рассматривает область применения исторического метода и принципы систематизации (группировки) фактов истории: по материалам (природа, человек, общности людей, право, власть и т.д.).

Топика, т.е. изложение а) исследовательское изложение; б) повествовательное изложение; в) дидактическое изложение и г) дискуссионное изложение.

Если Л.Ранке говаривал: «Wie es eigentlich gewesen war», то И.Дройзен сформулировал не менее афористичный, чем Ранке призыв к историкам – «Ищите методы!» и все вам будет по плечу (стр. 20).

Дройзен в духе своего времени сформулировал главную задачу национальной истории – «дать народу образ самого себя в его истории» (стр. 576). Дройзен убедительно показал практическое значение «исторических исследований»… поскольку они – «и только они – дают государству, народу армии и т.д. о браз самого себя. Изучение истории, - говорил он, - есть основа политического воспитания и образования. Государственный деятель – это практикующий историк» (стр. 499).

Мы можем заключить: сколь много Гегель уделил внимания рассмотрению процесса истории как реальности, не менее (может быть, и более) Дройзен посвятил своего труда исследованию технологии его познания. Если под одной обложкой издать «Философию истории» Гегеля и «Историку» И.Дройзена, то получится книга, которую обязан глубоко изучить каждый, кто решил стать профессиональным историком. Постижение этого труда убережет его от сомнительных соблазнов нашего времени.

Несколько позже, чем Гегель и одновременно с Дройзеном разрабатывал теорию истории английский социолог Генри Томас Бокль.

Генри Томас Бокль (1821-1862)

прожил короткую, но насыщенную напряженной умственной работой, жизнь. Он остался в истории науки прежде всего как автор объемного 2-х-томного труда «История цивилизаций. История цивилизации в Англии». Т. 1. Лондон, 1858 (на англ. яз.) - 464 стр. Т. 2. Лондон, 1861. - 510 стр.

Выдающийся историк, теоретик истории родился в семье состоятельного лондонского купца. С 13 лет занимался самообразованием. В 1840-1841 гг. задумал написать историю человеческой цивилизации. Очень много читал и много путешествовал по Европе, изучая языки. К 25 годам Бокль знал 19 языков, свободно читал на них.

Бокль начал работать над “History of Civilization in England”. V. 1 – 3. L., 1872. (рус. пер. «История цивилизации в Англии» К.Н.Бестужева-Рюмина. Т. 1-2. СПб., 1863-1864, есть переиздание 2000-2003 гг.) не ранее 1850 г.

Бокль считал, что история Англии обладает особенностями: англичане менее других народов подвергались влиянию иностранцев и фанатизма.

В 1856 г. была готова рукопись первого тома. В нем помимо теоретической главы первой содержится очерк умственного развития Англии XIV до конца XVIII вв. и подробная умственная история Франции. В 1858 г. первый том был опубликован и в 1859 г. переведен на все иностранные языки (кроме турецкого и испанского). В 1861 г. вышел второй том «Истории цивилизации в Англии», содержащий очерк умственного движения в Испании с V до середины XIX вв.

20 октября 1861 г. Бокль отбыл на корабле для отдыха в Александрию, после путешествия по Египту и Палестине отправился на Синай, тяжело заболел и умер в Дамаске.

В духе своего времени, когда человечество рассматривалось как естественное явление, Бокль стремился дать истории естественно-научный фундамент. Он ставил перед собой двойную задачу: написать историю цивилизации и создать философию истории, основанную на изучении деталей, из которых вырисовывались бы законы истории. Главными из них Бокль считал умственные законы.

В конечном счете, Бокль сводит философию истории к четырем основным положениям: 1) прогресс человечества зависит от успешного познания законов явлений и от меры распространенности знаний этих законов; 2) в познании всего сущего очень важен дух скептицизма, который дает толчок к изучению, и затем развивает исследование; 3) научные открытия усиливают движение к познанию истины; 4) задержка этого движения, а, следовательно, и цивилизации, по мнению Бокля, вызывается излишней опекой со стороны государства.

Бокль поставил перед собой задачу – открыть законы исторического развития. Чтобы ее разрешить, Бокль широко использовал статистический метод исследования. Свой труд Бокль не успел закончить. Он написал лишь о цивилизации в Англии до конца средних веков.

Бокль был настоящим подвижником науки. Он часто говорил «Иго мое благо, и бремя мое легко». Однако Бокль, как и Гегель сосредоточил свое внимание главным образом на изучении исторического процесса, оставив в стороне «технологию» его исследования. Эти недочеты «Философии истории» Гегеля и «Истории цивилизации» Бокля (я не могу их назвать недостатком) попытался (вслед за Дройзеном) восполнить их современник профессор истории одного из немецких университетов Эрнест Бернгейм (род. в 1850 г.) в двух своих объемных трудах: 1) Geschichtsforschung und Geschichsphilosophie» (1880) и «Lehrbuch der historischen Mrttode und der Geschichtsphilosophie» (1889), (4-е издание 1903 г.) Переведено на многие языки. На русский язык из этого обширного труда приват-доцентом Московского университета А.А. Рождественским был переведен § 5 книги и издан в 1910 г. под названием «Философия истории, ее история и задачи» (М., 1910, 112 стр).

Профессор Э.Бернгейм написал и «Введение в историографическую науку» («Einleitung in die Geschichtswissenschaft» (1905)), которая была переведена В.А. Вейнштоком и издана в Санкт-Петербурге в 1908 г. (всего 69 стр.).

Коснемся в общей форме взглядов Э. Бернгейма. Он решительно отвергает ставший обычным после Джона Стюарта Милля (1806-1873) (не путать с Джеймсом Миллем (1773-1836), его отцом) перенесение в историю естественно-научных методов, что истории свойственен свой особый метод, коренным образом отличающийся от естественных наук. Он его назвал индивидуализирующим методом.

Бернгейм с особой тщательностью разработал «технологию» исторического исследования, что хорошо демонстрирует оглавление одного его труда. Посмотрите и вдумайтесь в формулировки глав и параграфов. Профессор Э. Бернгейм «Введение в историческую науку» («Einleitung in die Geschichswissenschaft» (1905 г)). Пер. с нем В.А. Вейнштока. Под ред. В.В. Битнера. СПб., 1908. - 69 стр.

Глава I. Сущность и задачи исторической науки

§ 1. Развитие исторического воззрения

1. Повествовательная история

2. Прагматическая история

3. Генетическая история

Глава II. Отношение исторической науки к другим наукам

§ 1. Общие вспомогательные науки

§ 2. Специальные вспомогательные науки

1. Языковедение

2. Наука о письменах

3. Наука о древних грамотах

4. Учение о печатях (сфрагистика)

5. Наука о монетах (нумизматика)

6. Генеалогия

7. Наука о гербах (геральдика)

8. Счисление времен

9. География

§ 3. Предмет истории и его подразделения

1. Хронологическое подразделение

2. Подразделение по темам

Глава III. Методика

§ 1. Развитие и подразделение исторических методов

§ 2. Учение об источниках

1. Непосредственное наблюдение и воспоминания

2. Сообщение (предания)

3. Устное предание

а) песни и рассказ

б) былина (сага)

в) легенда

г) анекдот

д) крылатые слова

е) пословицы

4. Письменные предания

а) надписи

б) генеологические таблицы

в) анналы

г) надгробные надписи

д) мемуары

е) периодическая печать

5. Картинки, рисунки и т.д.

§ 3. Остатки старины

1. Памятники – остатки в широком смысле

а) материальные остатки

б) язык

в) обычай, учреждения

г) произведения наук, искусства, ремесла

д) деловые акты

§ 4. Указания источников

1. Критика

а) подложность и неправильная оценка

б) место и время возникновения источника

в) определение автора

г) анализ источника

д) определение достоверности

е) установление фактов

ж) распределение данных соответственно теме, времени, месту

2. Интерпретация

3. Установление общей связи

а) соединение (комбинирование отдельных фактов)

б) воспроизведение фактов в их связи

в) понимание психических фактов

г) понимание естественных (физических) фактов

д) понимание факторов культуры

4. Изложение

 

Столь же успешно методология истории развивалась и во Франции. Крупнейший историк-медиевист Габриэль Моно (1844-1912) (был женат на дочери Герцена) положил начало подготовки во Франции высококвалифицированных источниковедов и архивистов. Во Франции действовала знаменитая Парижская Ecole des chartes (школа хартий). Кстати отметим, что по ее образу и подобию сенатор Н.В. Калачов основал в Петербурге в 1877 г. Археологический институт, призванный готовить профессиональных архивистов.

В свете этого не случайно во второй половине XIX в. два французских историка – Шарль Ланглуа (1863-1929) и Шарль Сеньобос (1854-1942) издали работу «Введение в изучение истории» (рус. пер. СПб., 1899, 275 стр. малого формата).

Два слова об авторах. Ланглуа Шарль Виктор (1863-1929), французский историк-медиевист, член Академии надписей (1917), профессор истории средних веков и палеографии в Сорбонне. В 70-е гг. XIX в. Ланглуа – директор Национального архива Франции.

В работе «Введение в изучение истории» (рус. пер. СПб., 1899) вместе с Шарлем Сеньобосом изложил правила критики исторических источников. Много помогал русским историкам, работавшим во время его директорства в Национальном архиве Франции, в частности Н.И. Карееву, который исследовал проблемы истории парижских секций времен Великой революции.

Сеньобос Шарль (1854-1942), французский историк, с 1900 г. – профессор Сорбонны. В 1897 г. издал «Политическую историю современной Европы». Ему принадлежат труды и по методологии истории, истории международных отношений. Сеньобос рассматривал историю не как науку, а как особый процесс познания. В своих исторических сочинениях он уделял основное внимание политической истории, главным образом парламентской. Сотрудничал со своим коллегой по Сорбонне Шарлем Ланглуа, в частности при написании «Введения в историческую науку».

Они рассматривали историю не как науку, а особый процесс познания, что видно из формулировок отделов, глав и параграфов их знаменитого труда. Давайте присмотримся к их формулировкам.

«Введение в изучение истории» (Пер. с фр. А. Серебряковича. СПб., 1899, 275 стр. малого формата).

Оглавление

Предисловие




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 675; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.