Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура со временем меняется




Экономическая культура

 

Экономическая культура складывается из культуры труда, предпринимательства, потребления.

 

Она наиболее рационализирована и систематизирована.

 

Экономическая культура содержит в себе отработанные процедуры поиска работы, производственной карьеры, конкуренции, защиты экономических интересов.

 

 

 

Первопричиной изменений в культуре является вызов, иначе говоря, новые социальные или экологические ситуации, возникшие в обществе, которые, во-первых, угрожают его существованию, а, во-вторых, не могут быть решены людьми при помощи освоенных моделей культуры.

 

Вызов принимает разные формы; но всегда конфликтные.

 

Первым случаем конфликта можно считать оппозицию культуры другим подсистемам общества: экономике, политике.

 

Вторым - встречу с иной культурой, принадлежащей самим народам, создателям собственной цивилизации.

 

Выйти из подобных конфликтов можно разными способами, в том числе и замкнуться хотя бы на время от импульсов, поступающих извне. В этой ситуации общество вызова не принимает. Иным вариантом является ответ на вызов, т.е. обновление культуры в соответствии с ее традициями и изменившимися условиями.

 

Выбор вариантов зависит от содержания культуры, столкнувшейся с иными культурами, либо с новыми ситуациями.

 

Если культура по своей природе замкнута на самое себя, враждебна всяческим новшествам, она не в состоянии принять вызов и в конечном счете гибнет.

 

Если, напротив, культура открыта для новшеств, она справляется с вызовом и приобретает иное содержание.

 

Инновации по своему происхождению уместно поделить на два класса: изобретения и заимствования. Первая - продукт внутрикультурного конфликта, вызванного необходимостью привести в соответствие новым ситуациям в экономике или политике культуру общества. Вторая - порождение встречи (столкновения) двух культур.

 

Изобретение предполагает фигуру изобретателя или изобретателей, творчески созидающих нечто новое.

 

Заимствование имеет дело с переводчиками, способными перенести готовый культурный институт в иную среду.

 

Условия распространения инноваций:

  • Соответствие инновации культурным традициям и потребностям общества. Это соответствие не может быть полным ни по отношению к традиции, ни по отношению к общественному вызову.
  • Наличие информационных каналов, достаточных для распространения культурных инноваций.
  • Существование организованных и влиятельных общественных групп, заинтересованных в культурных инновациях и способных навязать свой интерес обществу.

 

Как правило, люди подражают тем, кто занимает престижные позиции в обществе. В этом смысле обычный путь инноваций сверху - вниз. Здесь надо только учесть, что престиж определяется культурной ситуацией общества не в меньшей мере, нежели экономической или политической.

 

Престижные группы совсем не обязательно располагаются на самом верху социальной лестницы по доходам, либо по объему власти. Здесь важно иное: их модели поведения общество воспринимает как эталонные.

 

Этапы инновационного процесса следующие:

  • культурный шок;
  • частичное принятие;
  • привыкание, в процессе которого происходит согласование инноваций с культурной традицией;
  • наконец, ее интеграция в культуру.

 

История культуры знает четыре типа историко-культурные типа общества:

· архаичное общество

· традиционное общество

· индустриальное общество

· постиндустриальное общество

 

В нашей современной культуре сохраняются некоторые элементы от каждого из типов общества. Есть в деятельности современного бизнеса и что-то от первобытных племен, и что-то от феодальных порядков, и что-то от рациональной индустриальной культуры, ну и все в большей степени бизнес зависит от тенденций в постиндустриальной культуре.

 

АРХАИЧНОЕ ОБЩЕСТВО - это общество, выделившееся из природного мира на самых ранних фазах своего существования. Оно зависит от природы во всех своих проявлениях.

 

Укажем на некоторые черты архаичного общества:

  • Производственные технологии включают в себя два обязательных компонента: присваивающие и производящие формы хозяйства. К первым принадлежит охота, в том числе и на людей, собирательство и рыболовство; ко вторым - земледелие и скотоводство. Соотношение между ними постепенно меняется в пользу вторых.
  • Социальные технологии организованы по родовому принципу. Так строится и социальная иерархия, и социальная солидарность. Роды, племена, союзы, обладающие собственной территорией, отделены друг от друга неодолимыми расстояниями. Контакты между ними редки и враждебны. Общество напоминает острова, разбросанные в природном океане.

 

Основу архаичной культуры образует мифологическая ментальность людей, к ней принадлежащих.

 

Эта ментальность глубоко отлична от современной рациональной ментальности, она не знает законов логики и вполне может допустить одновременное пребывание одного и того же существа в разных местах; не обращает внимание на противоречия и стремится сложить из самых разнородных элементов законченную картину.

 

Мифы создают свою собственную ритуальную практику, в которую входит магия как особый способ восприятия и изменения мира при помощи подручных средств.

 

ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО.

 

Характеристики:

  • Это общество аграрное. Сельское хозяйство (земледелие и скотоводство) - доминирующий сектор экономики. Более того, вся жизнь подчинена природным циклам. Ручной труд с применением животной силы быков и лошадей - основа производительных технологий.
  • Это общество локальное. Оно складывается из малых поселений, находящихся на большом удалении друг от друга. Локальность не означает замкнутость. Люди традиционного общества все время мигрируют, перемещаясь с места на место поодиночке или целыми общинами.
  • Это общинное общество. Его основной социальной ячейкой является община - замкнутое объединение людей, сплоченных по локальному или родовому принципу. Община выступает посредником в отношениях человек - земля. Можно выделить несколько типов общин: крестьянскую, феодальную, имеющую вид корпорации, и городскую - цеховую. Положение человека определяется типом общины, к которой он принадлежит по праву рождения, и его местом в ней.
  • Это иерархическое общество. Между различными группами общества поддерживается социальная дистанция. Главное основание иерархии - происхождение. Иерархия предполагает неравенство прав и обязанностей различных групп в обществе. Группы, отличающиеся друг от друга государственными и общественными повинностями и правами именуются сословиями.
  • Это феодальное общество с господством внеэкономического принуждения, осуществляемого вооруженными рыцарями, организованными в корпорации со сложными внутренними взаимоотношениями по отношению к крестьянам и горожанам.
  • Это общество консервативное. В нем преобладает личное общение. Знание передается через устную традицию: проповедь, повествование, рассказ. Это обуславливает постоянное воспроизводство одних и тех же культурных моделей.
  • Это общество публичное. В нем нет разделения на жизнь общественную и личную. Вся жизнь человека открыта для прямого социального контроля со стороны общины.

 

Таким образом, в традиционном обществе социальные отношения приобрели характер особых социокультурных институтов, отделились от природных оснований. Порядок их функционирования определяется культурной традицией, передаваемой из поколения в поколение посредством прямого межличностного контакта.

 

Традиционное общество навязывает своим членам жесткую систему норм. Нормы опираются на обычай более, нежели на писаное право. Чем норма старше, тем она авторитетней. Традиция выступает оправданием для тех или иных правил.

 

Светские (мирские) нормы имеют сословный характер. Они жестко регламентированы уставами, статутами, кодексами поведения, писанными или традиционными. Причем все они разрабатывались внутри общины (корпорации) на основе согласия и самоуправления.

 

Любая корпорация требовала от своих сочленов жесткой дисциплины, следования определенным стандартам поведения. Отступление от норм карается жесткими санкциями: прежде всего, изгнанием из общины.

 

В традиционном обществе складываются разнообразные модели культуры, свойственные не только отдельным сословиям, но и внутрисословным группам: общинам и корпорациям.

 

Переход традиционного (аграрного) общества в индустриальное получил наименование модернизации общества.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 843; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.