Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Текст лекции. В настоящее время в высших военно-учебных заведениях введена учебная дисциплина Безопасность жизнедеятельности (БЖД)

Введение в лекцию:

В настоящее время в высших военно-учебных заведениях введена учебная дисциплина "Безопасность жизнедеятельности" (БЖД), которая призвана интегрировать на общей методической основе в единый комплекс знания, необходимые для обеспечения комфортного состояния и безопасности человека во взаимодействии со средой обитания.

При изучении основ безопасности жизнедеятельности человека в техносфере, следует определить, прежде всего, место БЖД в общем объеме знаний во взаимодействии живых существ между собой и окружающей средой, изучаемых в науке экология.

Экология - наука о доме. В экологии главное не изучение существ, а изучение состояния среды обитания и процессов взаимодействия существ со средой обитания.

В XIX в. экологи изучали в основном закономерности биологического взаимодействия в биосфере, причем роль человека в этих процессах считалась второстепенной. В конце XIX в. и в XX в. ситуация изменилась, экологов все чаще стала беспокоить роль человека в изменении окружающего нас Мира. В этот период произошли значительные изменения в окружающей человека среде обитания. Биосфера постепенно утрачивала свое господствующее значение и в населенных людьми регионах стала превращаться в техносферу.

В окружающем нас Мире возникли новые условия взаимодействия живой и неживой материи, т.е. взаимодействие человека с техносферой, взаимодействие техносферы с биосферой (природой) и др. Сейчас правомерно говорить о возникновении новой области знаний – "Экология техносферы", где главными "действующими лицами" являются человек и созданная им техносфера.

В новых техносферных условиях все чаще биологическое взаимодействие стало замещаться процессами химического и физического взаимодействия, причем уровни физических и химических факторов воздействия в XX в. непрерывно нарастали, часто оказывая негативное влияние на человека и природу. В обществе возникла потребность в защите природы ("Охрана природы") и человека ("Безопасность жизнедеятельности") от негативного влияния техносферы.

Первопричиной многих негативных процессов в природе и обществе явилась антропогенная деятельность, не сумевшая создать техносферу необходимого качества как по отношению к человеку, так и по отношению к природе.

В настоящее время, чтобы решить возникающие проблемы, человек должен совершенствовать техносферу, снизив ее негативное влияние на человека и природу до допустимых уровней. Достижение этих целей взаимосвязано.

Решая задачи обеспечения безопасности человека в техносфере, одновременно решаются задачи охраны природы от губительного влияния техносферы.

Основная цель БЖД как науки - защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности.

Средством достижения этой цели является реализация обществом знаний и умений, направленных на уменьшение в техносфере физических, химических, биологических и иных негативных воздействий до допустимых значений. Это и определяет совокупность знаний, входящих в науку о безопасности жизнедеятельности, а также место БЖД в общей области знаний - экологии техносферы.

Мир опасностей в техносфере непрерывно нарастает, а методы и средства защиты от них создаются и совершенствуются со значительным опозданием.

Остроту проблем безопасности практически всегда оценивали по результатам воздействия негативных факторов - числу жертв, потерям качества компонент биосферы, материальному ущербу.

Сформулированные на такой основе защитные мероприятия оказывались и оказываются несвоевременными, недостаточными и, как следствие, недостаточно эффективными. Ярким примером вышеизложенного является начавшийся в 70-е годы с тридцатилетним опозданием экологический бум, который по сей день во многих странах, в том числе и в России, не набрал необходимой силы.

Безопасность жизнедеятельности – научная дисциплина, изучающая опасности и защиту от них.

Понятие опасности в этой дисциплине является основным.

Опасностью обладают все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики, не соответствующие условиям жизнедеятельности (т.е. повседневной деятельности) человека.

Реализация целей и задач в системе "безопасность жизнедеятельности человека" приоритетна и должна развиваться на научной основе.

При изучении опасностей необходимо исходить из энергоэнтропийной концепции, основные положения которой сводятся к следующему:

повседневная деятельность человека, а, следовательно, и военнослужащих, потенциально опасна вследствие использования различных технологических, транспортных и других процессов, связанных с энергопотреблением или с использованием вредных веществ;

в результате неконтролируемого или неуправляемого выхода энергии в среду обитания возникает опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей их среды. Наряду с выходом энергии опасность представляет выброс или сброс в воздушную или среду вредных веществ, загрязнение ими почвы;

последствиями внезапного выхода энергии или выброса вредных веществ являются происшествия, связанные с гибелью или травмированием людей, повреждением зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, а также ухудшение состояния среды обитания;

происшествия, связанные с гибелью людей и иными негативными последствиями, возникают вследствие проявления и развития причинной цепи предпосылок, обусловленных неисправностью и отказами используемой техники, нерасчетными внешними воздействиями, а также ошибочными действиями людей.

Все это необходимо учитывать каждому командиру подразделения при организации повседневной деятельности военнослужащих, и, прежде всего, при установлении безопасных условий на местах выполнения ими служебных обязанностей.

При изучении данной темы Вы получите представление о человеке и среде обитания, характерных состояниях системы "человек - среда обитания", критериях комфортности и безопасности техносферы.

В ходе занятия будут рассмотрены следующие вопросы:

1. Человек и среда обитания

2. Характерные состояния системы "человек – среда обитания"

3. Понятие об опасности и безопасности, системы безопасности. Критерии комфортности и безопасности техносферы.

Учебные вопросы лекции:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Рекомендации преподавателю | Человек и среда обитания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 605; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.118 сек.