Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1. Возникновение экономической мысли - 3 часа

Факторы влияющие на уровень цен

Цены подвижны и непостоянны. Отражают коньюктуру рынка, противопоставляя производителя потребителю и наоборот.

 

Причины роста цен:

1. превышение спроса над предложением;

2. опережение темпов роста заработной платы и фондовооруженности против темпов роста производительности труда. Темпы роста снижаются из-за неэффективного использования ОФ;

3. ажиотажный спрос на товары, поглощающие не только текущие, но и перспективные запасы товаров, неуверенность потребителя из-за нестабильности рынка;

4. рост монопольных цен без учета качества товара и его потребительских свойств;

5. возникновение дефицита бюджета, деформирующий кредитно – финансовую систему;

6. инфляцией, т. е. обесценивания.

 

Причины снижения цен:

1. превышение предложения над спросом;

2. достижение стабильного или возрастающего уровня доходов населения при опережении темпов роста производительности труда;

3. повышение эффективности производств;

4. обеспечение высоких темпов роста фондоотдачи;

5. наличие избыточных запасов товаров и т. д.

 

Общий уровень цен находится в прямой зависимости от действия закона спроса и предложения.

Оптимальная цена должна учитывать баланс между производственными издержками и доходами.

Значение большое имеет ценовая стратегия, т. е. установление цены отвечающей интересам производителя и потребителя.

 

Особенности цены рыночной экономики определяются ценовой политикой учитывающей:

1. издержки производства;

2. уровень цен конкурентов;

3. конъектуру рынка;

4. надбавки и скидки в пользу посредника;

5. пошлины и иные сборы;

6. расходы на рекламу;

7. стимулирование сбыта;

8. психологическую реакцию покупателя и т. д.

Вопросы:

1. Ось времени в экономической истории.

2. Экономика первобытного и рабовладельческого обществ.

 

Вопрос №1 Ось времени в экономической истории

Существуют несколько причин, ведущих к необходимости изучать историю экономических учений. Во-первых, современная экономическая теория эклектична, т.е. состоит из нескольких относительно самостоятельных теорий, которые явились порождением различных исторических эпох, разных культурных традиций и типов научного мышления. Следовательно, зная историю формирования теории, мы можем глубже понять логику и структуру современного типа «экономического мышления».

Во-вторых, знание истории экономической науки позволяет более строго подходить к любым возможным суждениям политических и общественных деятелей по экономическим вопросам.

В-третьих, история экономической науки, жизнь и идеи экономистов прошлого являются частью мировой культуры, приобщение к которой развивает мировоззрение, способствует более полному восприятию действительности.

Первая экономическая теория как система понятий и суждений, скрепленная внутренней логикой и обособленная от других видов знания, появляется лишь к 16 веку. Поэтому по отношению к древнему миру мы используем термин «экономическая мысль», имея в виду отрывочность сведений об экономических воззрениях того времени, дошедших до наших дней. Так что экономическая наука прошла долгий путь от экономической мысли к экономическим учениям и далее – к экономической теории.

В истории главный фактор – время и его периодизация по тем или иным признакам. Существует много подходов к этапности экономического развития, т.е. делению экономической динамики на характерные временные отрезки и эпохи. Более всего знакома нам простая и четкая социально- политическая схема – концепция исторического материализма Маркса-Энгельса, согласно которой с неизбежной последовательностью сменяются во времени общественно-экономические формации: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Определяющий признак периодизации здесь – смена вида частной собственности. Но опыт строительства социализма по этой модели выявил ее неполноту и противоречивость.

Весьма информативным является историко – хронологический подход, выделяющий 8 периодов:

- древний (до 8 века до н.э.);

- античный (с 8 до н.э. до 5 в. н.э.), в течение которого появилась и развивалась частная собственность;

- средневековой (с 6 в. до середины 15 в.), когда образовались города и формировались европейские нации;

- возрождения (с середины 15 века до середины 17 века), эпоха великих географических открытий и первоначального накопления капитала;

- просвещения (с середины 17 века до последней четверти 18 века) – колониальный раздел мира;

- свободной конкуренции (с последней четверти 18 века до последней четверти 19 века) – эпоха промышленной революции;

- монополистической конкуренции (с последней четверти 19 века до середины 20);

- социально-рыночного хозяйства (с середины 20 века) со времени становления смешанной экономики.

Иногда историю делят по «технологическому принципу», разделяя ее на 3 большие эпохи: доиндустриальную (до 13 века), индустриальную (с последней трети 13 века до последней четверти 20 века); постиндустриальную, современную.

Несомненно узловыми точками, разделяющими историю на периоды и эпохи, являются важнейшие научные открытия, отражающие динамику человеческой мысли. Приведем один факт, чтобы обратить внимание на этот вполне закономерный подход к истории. Так, до открытия Лебланом в 1787 –1789 гг. промышленного способа получения соды из поваренной соли, необходимой для обработки хлопка, мыловарения и производства стекла, в Западной Европе динамично не могла развиваться легкая промышленность (до этого соду добывали из дефицитных природных источников).

То, что мы называем историей, было лишь мгновением, промежутком в какие-то 5 тысячелетий между заселением земного шара и тем, что мы теперь рассматриваем как подлинное начало мировой истории.

Сегодняшний мир с его сверхдержавами постепенно в ходе длительного процесса, идущего с 16 века, благодаря развитию техники, фактически стал единой сферой общения.

Европейская цивилизация выросла на приоритетах гражданского общества, что сильно ослабило государственность. Но это не помешало социально-экономическому прогрессу, приведшему в конечном счете к современному процветанию Западной Европы. Западным обществам удалось найти самое эффективное в истории человечества решение главной проблемы: оптимальное соединение традиций и развития. Рассматривая историю российской экономики, можно убедиться, что никогда у нас право собственности не было общественной доминантой, но всегда определялось государством, которое всегда было вправе эту собственность перераспределить. Отсюда и вся остальная политическая и социальная атрибутика Восточных цивилизаций.

Вопрос №2

Экономика первобытного общества. Экономика так же стара, как и человеческое общество. Конечно, экономика первобытной общины была предельно проста, как и орудия, которыми на тот момент времени пользовались люди. Естественный образ жизни человека как биологического вида представлял собой на данном этапе собирательство продуктов природы.

Первой хозяйственной ячейкой первобытных людей была родовая община, а первыми хозяйственными занятиями – собирательство, охота на мелких животных, рыбная ловля. Характерная черта таких форм хозяйства – присвоение продуктов природы, поэтому такое хозяйство называется присваивающим. В этой ситуации человек как часть природы приспосабливается к условиям обитания, не изменяя природную среду. В родовой общине велось коллективное хозяйство с возрастным и половым разделением труда.

Знаменательным событием в этой фазе человеческой истории была так называемая неолитическая революция (8 – 3 тыс. до н.э.). материальной основой неолитической революции явилась новая техника обработки камня (шлифование, сверление), приведшая к совершенствованию оружия и орудий труда. Именно на этом этапе происходит переход от присваивающего хозяйства к производящему. От использованию даров природы люди переходят к их усовершенствованию, изготовлению и производству. Переход к производящему хозяйству ознаменовал собой появление таких отраслей, как земледелие и скотоводство (произошло первое крупное общественное разделение труда: разделение племен на земледельческие пастушеские).

На этой стадии развития классового общества и эксплуатации как насильственного присвоения продуктов чужого труда, по всей видимости, не существовало, прежде всего из-за низкой производительности труда, а не отнюдь из-за этических соображений. В условиях, когда человек был еще не способен производить прибавочный продукт, не могло быть классов и эксплуатации: нельзя эксплуатировать человека, который потребляет все, что производит и это является условием поддержания его жизни.

Классическое рабовладение как форма хозяйства (античное рабство). Классическое рабовладение имело распространение на небольшой территории и просуществовало относительно недолго. Этот тип хозяйства сформировался в средиземноморском регионе в первом тысячелетии до н.э. Классическое, или античное, рабство характеризуется развитым классовым делением общества и преимущественно неэкономическим способом воспроизводства рабской рабочей силы. Классическое рабовладение возникло на базе разложения земельной общины.

Классический рабовладельческий период Древней Греции представлен хозяйствами отдельных полисов, самостоятельных городов – государств, образовавшихся при разложении родовых общин. При этом основой хозяйственной системы является – частная собственность. Преобладали мелкие хозяйства, т.к. в Афинах был установлен земельный максимум. Демократия выражалась среди прочего и в том, что государство охраняло законами крестьянское хозяйство. Право каждого иметь земельный надел и в то же время ограниченность земли обусловили и некоторые особенности полисного устройства. Так, население полиса не могло превышать определенного предела. Когда население увеличивалось и уже не хватало земли, часть населения на кораблях переселялось за пределы Греции. Возникал новый полис, который считался колонией. Использование рабов в сельском хозяйстве было ограниченным. Следует отметить, что земледелие в Афинах считалось почетным делом.[1] Рабский труд применялся во всех сферах жизни, но главным образом в быту и в ремесле: среди рабов были и педагоги, и повара, и портные. При доминировании частного рабовладения существовало и государственное использование рабов, в частности на рудниках и городском хозяйстве. Период классического рабства характеризуется высоким уровнем ремесленного производства. Основной ячейкой ремесленного производства были эргастерии – большие мастерские, где трудились рабы (10-20 чел.) Их продукция производилась главным образом для нужд «высшего общества» и военных целей.

Эстафету античной цивилизации принял Рим. В 509 г. до н.э. там установилась аристократичная республика, в которой правили патриции – потомки родовой римской знати. Особенностью римской[2] республики являлось то, что в ней не ограничивалось крупное землевладение. Поэтому наряду с парцеллами (мелкими хозяйствами) создавались крупные рабовладельческие хозяйства. Такие хозяйства образовывались за счет присвоения земли из общественного фонда. В провинции Римской империи преобладали латифундии – хозяйства в тысячи гектаров, где трудились тысячи рабов. Рабы, являясь частной собственностью, превратились в главную производительную силу общества. В период расцвета римского государства их численность достигала 10 млн. человек. В отношении них действовал принцип: «Раб должен работать или спать». Производительность была достаточно высока, латифундии обеспечивали дешевым зерном все население империи. Во 2 в. н.э. наступает кризис рабовладельческой системы. Завоевательные войны закончились – сократился приток рабов. Следствием оскудения каналов пополнения рабов стало повышение цен на них. Рабы становились дорогими – следовало, возникает настоятельная необходимость добиваться повышения производительности труда методами не принуждения, а материальной заинтересованности. Получает распространение практика выделения рабу пекулия.[3] Это могла быть как ремесленная мастерская, так и участок земли. Появляются законы, по которым раба не только нельзя было убить, но даже отобрать у него пекулий.

Не только рабы, но и бедные свободные римляне стали арендовать земли в императорских и сенаторских имениях на условиях денежной или натуральной оплаты. Такая система стала называться колонатом, а крестьянин-арендатор – колоном. Получает распространение и патронат с потерей собственности на землю и превращением бывшего собственника в держателя земли. Тем не менее, несмотря на существенные изменения в социально-экономических отношениях, Рим приходит в запустение и падет под ударами варваров в 5 в.н.э. Год свержения императора Западной Римской империи (476 г.н.э.) считается концом античной цивилизации.


[1] Напротив, в Спарте культивировалось презрение к физическому труду: спартанцы не участвовали в производстве.

[2] К 1 в.н.э. - империя

[3] от лат. peculium – собственность, имущество. В Др. Риме имущество, выделяемое главой семьи в пользованием ее членам (сыновьям или рабам).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Прочие виды цен | Введение. Потребности человечества в энергии увеличиваются с каждым годом
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 243; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.