Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Направление трансформации национальной экономки

 

Национальная экономика Беларуси находится в сложном процессе трансформации, который охватывает следующие направления:

• формирование полной совокупности компонентов, институтов и характеристик экономической системы суверенного государства;

• преобразование действующих и построение новых институтов социально ориентированного рыночного (смешанного) хозяйства;

• глубинные преобразования структуры экономики на основе новых высоких технологий, мировых тенденций глобализации хозяйственной жизни, эффективного международного разделения труда.

Все эти процессы происходят, естественно, в режиме непрерывного функционирования и развития, поскольку экономическую деятельность страны остановить нельзя

Анализ текущего момента в экономике страны показывает, что, несмотря на имеющиеся явные успехи, существует ряд проблем, которые требуют проведения комплексной модернизации экономики страны. При этом под комплексной модернизацией мы понимаем не только и не столько модернизацию физического капитала и технологий, сколько модернизацию экономических отношений системы организационно-экономических механизмов и социально-экономических институтов.

Важнейшим условием реализации инновационных программ является улучшение инвестиционного и предпринимательского климата в стране, что позволяет привлечь необходимые финансовые ресурсы для модернизации национальной экономики на основе внедрения современных технологий и реализации эффективных инвестиционных проектов. С этой целью в последнее время предпринят ряд мер по трансформации нормативно-правовой базы, регламентирующей и регулирующей, прежде всего, процессы акционирования, приватизации и использования госсобственности, развитие фондового и финансового рынков, условия функционирования бизнеса и предпринимательства.

Разработаны Программа развития рынка корпоративных ценных бумаг на 2008-2010 г.г. и проект Концепции развития финансового рынка на 2008-2015 г.г., которые предусматривают ряд мер по активизации приватизационных процессов, отмене ряда существующих ограничений на обращение акций предприятий, совершенствование системы налогообложения доходов от ценных бумаг.

Наиболее важным шагом в этом направлении представляется принятие Декрета № 7 от 14 апреля 2008 г., которым предусмотрено поэтапное снятие ограничений на обращение акций ОАО, приобретенных в ходе льготной приватизации.

В результате за государством останутся контрольные пакеты акций только тех АО, которые обеспечивают выполнение важнейших стратегических задач и функций государства.

В Основных положениях Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010г.г. определено: «Учитываются в реальном секторе экономики в основном параметры наращивания производится за счет экстенсивных факторов, в предстоящей пятилетке необходимо обеспечить модернизацию экономики путем внедрения современных ресурсо- и энергосберегающих технологий, максимального использования интеллектуального ресурса страны на основе всестороннего гармоничного, развития человека». Происходит ли эта модернизация в условиях функционирования механизма государственного регулирования приведенного выше.

Наряду с поэтапной отменой моратория на движение акций Декретом № 7 предусматривается ряд других мер, направленных на активизацию приватизации госсобственности и улучшение инвестиционного и предпринимательского климата в стране. Прежде всего, это касается разработки трехлетних планов приватизации, утверждаемых Правительством и местными Советами депутатов. В соответствии с данными планами будут формироваться соответствующие перечни госпредприятий, подлежащих акционированию в трехлетний период, а также перечни АО, акции которых предусматривается выставлять на продажу. Таким образом, потенциальные инвесторы получают прозрачные предсказуемые условия относительно намечаемых планов преобразования госсобственности.

Однако самые серьезные изменения претерпела экономическая политика в области инвестиций. Они охватывают формирование современной правовой базы, стимулирующей привлечение инвестиций, меры повышения инвестиционной привлекательности страны, развитие бизнес-планирования инвестиционных проектов и возможностей строительного комплекса. Все это напрямую влияет на инновационный процесс, ведь любой инновационный проект - проект инвестиционный, и все, что работает на рост инвестиций, повышает возможность реализации инновационных программ.

В целях обеспечения важнейшей прерогативы экономической политики - ускорения инновационно-инвестиционного развития - на текущий год Правительство установило темп роста инвестиций - 125 %. С учетом высокой динамики инвестиций в предыдущие годы обойтись внутренними источниками, как это было раньше, уже невозможно. На первый план выдвигается задача привлечения иностранных инвестиций.

Повышение инвестиционной привлекательности, получение кредитного рейтинга, рост доверия иностранных инвесторов к проводимой политике, снятие многих ограничений на ведение бизнеса начали давать результаты.

В 2007 г. объем поступления иностранных инвестиций в экономику Беларуси составил 5,4 млрд. дол. против 1,9 млрд. в 2005г. и 4 млрд. дол. В 2006г.

Всего в прошлом и нынешнем годах принято почти три десятка решений Главы государства. Правительства, направленных на повышение инвестиционной привлекательности страны, упрощение организации и ведения бизнеса, устранение излишней регламентации предпринимательской деятельности, введение принципа «одного окна» в осуществлении ряда организационных процедур.

Особенно показательным в этом плане можно считать Декрет Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 1 «О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)». Действие Декрета распространяется на населенные пункты с численностью населения до 50 тыс. человек и коммерческие организации, создаваемые с 1 апреля текущего года.

Важнейшим шагом по улучшению инвестиционной привлекательности страны является принятие Указа Президента от 4 марта 2008 г № 144, которым отменено участие государства в управлении хозяйственными обществами через особый институт «золотой акции». В августе 2006 г. соответствующим Указом «золотая акция» была отменена в банковской системе, что позволило активизировать приток иностранных инвестиций и кредитов.

В целях стимулирования развития фондового и финансового рынков в стране 3 апреля 2008 г принят Указ Президента № 194, внесший дополнения и изменения в условия выпуска и обращения корпоративных облигаций, а с 1 апреля Декретом от 20.03.2008 г. № 5 снижена с 40 до 24 % ставка налогообложения доходов юридических лиц по операциям с ценными бумагами.

Эти меры будут способствовать развитию фондового и финансового рынков в стране, повышению капитализации отечественных предприятий, привлечению дополнительных инвестиций в экономику.

Одновременно в настоящее время можно констатировать и то, что государственные предприятия слабо представляют направления своей модернизации и не стремятся ее осуществлять. Об этом говорит низкое качество бизнес-планов и инвестиционных проектов, разработка которых нередко осуществляется формально, без должной проработки. В результате имеющиеся у государства инвестиционные фонды и открытые кредитные линии осваиваются медленно и недостаточно результативно.Между тем коэффициент обновления основных средств остается чрезмерно низким для страны, осуществляющей догоняющее развитие, износ основных средств превышает критические значения, а доля продукции, производимой на основе высоких технологий, составляет всего около 60%, и эта ситуация практически не меняется в лучшую сторону.

Речь идет о разработке комплексной Программы модернизации экономики. В программе необходимо определить стратегию, цели, задачи, источники и объемы финансирования, механизмы и порядок модернизации экономики и социальной сферы Республики Беларусь, предусмотрев трансформацию национальной экономики республики в рамках сохраняющейся ее социальной ориентации в современную динамично развивающуюся экономическую систему, направленную на развитие и использование конкурентных преимуществ и обеспечение национальной безопасности.

В данной Программе главный акцент делается на модернизацию организационно-экономических механизмов и институтов, направленных на ускоренное привлечение внешних и внутренних инвестиции в экономику страны, на повышение уровня мотивации для ведения бизнеса и роста производительности труда.

Основной стратегической целью Программы является повышение конкурентоспособности белорусской экономики, ускорение инновационного развития, выравнивание внешнего торгового баланса, повышение благосостояния народа.

Формально Программа должна включать два этапа: реализацию неотложных мер по модернизации национальной экономики (2008-2010 гг.) и ускоренное наращивание конкурентоспособности экономики на основе ее модернизации (2011 -2015 гг.).

На первом этапе основной акцент должен быть сделан на мерах по неотложной модернизации важнейших отношений (организационно-экономических механизмов и экономических институтов), которые сдерживают социально-экономическое развитие страны, при некотором ускорении инновационно-инвестиционных процессов, призванных в большей мере сохранить позиции Беларуси в мировой экономике, обеспечить ее заметный прорыв в конкурентоспособности.

На втором этапе предполагается, что будет продолжена модернизация экономических институтов, но уже активно начнут функционировать модернизированные на первом этапе механизмы и институты развития, которые позволят значительно увеличить размеры и качество инвестиционных и инновационных процессов в стране и тем самым значительно повысить все составляющие конкурентоспособности и страновую конкурентоспособность в целом за счет быстрой модернизации основных средств, технологических процессов и продуктов.

С учетом того, что некоторые направления по модернизации белоруской экономики уже осуществляются через принятие отдельных законодательных актов и реализацию ряда госпрограмм, предлагаемая комплексная программа должна придать этим решениям системность и сама будет носить зонтичный, интеграционный характер, определяя общесистемное решение задачи модернизации и повышения конкурентоспособности белорусской экономики.

Реализация мероприятий программ будет содействовать более полному выполнению показателей за счет направленности на обеспечение эффективных структурных сдвигов и повышение конкурентоспособности экономики страны, а также поэтапное построение социально-ориентированного рыночного (смешанного) хозяйства.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Задачи и предмет изучения курса | Общесистемные, системные и внутрисистемные предпосылки трансформационных процессов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.