Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ 2. 1. Предмет психолингвистики

 

1. Предмет психолингвистики.

2. Психолингвистическая теория порождения речи. Вероятностное прогнозирование.

3. Мысль как предмет речевой деятельности. Ее место в схеме порождения высказывания.

 

Возникновение психолингвистики как отдельной науки А.А. Леонтьев относит к 1953 году – в связи с выходом в свет (в 1954 году) программной книги ”Psycholinguistics”. Автор выделяет три основных этапа в развитии психолингвистики, связанных с именами Ч. Осгуда, Дж. Кэролла, Н. Хомского. В нашей стране психолингвистика возникла в то же время, что и за рубежом. Основателем этой науки стал А.А. Леонтьев. Психолингвистику он определил как науку, которая занимается изучением порождения, понимания, функционирования и развития речи человека, то есть его речевой деятельности.

В главе “Основы психолингвистической теории” А.А. Леонтьев выделяет следующие ее основные постулаты:

1) Единицами психолингвистического анализа являются речевые действия и операции.

2) Речевой деятельности, а также отдельным речевым актам и операциям присущи те же свойства, что и деятельности в целом: предметность (направленность на внешний, объективный мир); целенаправленность; мотивированность; иерархическая организация и фазовая организация деятельности. Последнее означает, что процесс порождения речевого высказывания включает ряд последовательных этапов: “звено мотивации и формирования речевой интенции (намерения); звено ориентировки; звено планирования; звено реализации плана (исполнительное); звено контроля” (с. 64);

3) В процессе речевой деятельности производится вероятностное прогнозирование возможных исходов, которое обусловливает ее стратегию;

4) Речевая деятельность не является жестко заданной ситуационными условиями, алгоритмичной. Соответственно, психолингвистическая теория тоже должна быть “эвристической”, то есть учитывать возможность выбора стратегии речевого поведения, допускать различные пути оперирования с высказыванием на различных этапах порождения и восприятия речи;

Если выделять лингвистическое направление в психолингвистике, то в нем можно выделить ряд направлений. Так, в психолингвистике есть особый раздел, посвященный исследованию соотношения в языковом сознании звука и смысла – фоносемантика. Рассмотрим соотношение звука речи и смысла на простых примерах:

Не задумываясь ответьте на вопросы:

Какой звук больше – И или О?

Какой звук грубее – И или Р?
Какой звук светлее О или Ы?

Подавляющее большинство носителей русского языка будет единодушно. Вот еще один замечательный пример. Несколько лет назад веселый человек И. Н. Горелов, один из первых исследователей этой проблемы, придумал вот что. Он нарисовал несколько картинок, на которых были изображены разные фантасти­ческие существа. Одно добродушное, кругленькое, толстенькое; дру­гое — угловатое, колючее, злое и т. д. Потом придумал разные названия этих существ: «мамлына», «жаваруга» и др. Эти картинки были напечатаны в газете «Неделя» с просьбой угадать, где «мамлы­на», где «жаваруга» и т. д. Ответов было множество. И люди, приславшие письма из разных уголков страны, не сговариваясь, почти единодушно решили, что добродушная, толстенькая — это, конечно, мамлына, а колючая и злая, ясное дело,— жаваруга. Поче­му так. Видимо, сами звуки М, Л,. вызывают у нас представление о чем-то округлом, мягком, приятном, а звуки Ж,., Г —

В работе [Сапогова 1996] приводятся результаты предъявления детям псевдофразы ГЛОКАЯ КУЗДРА ШТЕКО БУДЛАНУЛА БОКРА И КУДРЯЧИТ БОКРЕНКА.

Ответы детей 7-8 лет.

(1) Бешеная лошадь сильно брыкнула волка и обнюхивает волчонка.

(2) Рогатая коза сильно ударила волка и прячет ягненка.

(3) Сильно опечаленная лиса уронила сумку и ищет кошелечек.

(4) Ловкая кошка быстро поймала мышь и обманом выманивает мышонка.

(5) Умная кошка быстро отогнала жадного большого пса от миски и кормит щеночка.

(6) Умная собака сильно покусала вора и испугала воришку.

(7) Веселая книга очень рассмешила маму и веселит ребенка.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принципы организации производственного процесса | Психолингвистические теории порождения речи. Вероятностное прогнозирование
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 677; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.