Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Административно-территориального устройства

Тема 1. Государство и страна. Формы их правления и

 

1.1. Понятие и признаки государства

1.2. Понятие и признаки страны

1.3. Классификация государственного

1.4. Формы административно-территориального устройства

 

Государство является политической формой организации общества. Она образуется как результат возникновения и деятельности публичной власти. Последняя является особой системой, которая управляет основными сферами жизни общества. К основным характерным признакам государства относятся:

1) наличие и функционирование системы властных органов и учреждений, которые в своей совокупности формируют механизм государства;

2) существование определенной правовой системы, установленных или санкционированных государством, которое определяет правила поведения ее граждан;

3) наличие определенной, четко ограниченной территории (акватории), в пределах которой функционирует определенная государственная власть.

Государство постоянно выполняет внутренние и внешние функции. К первым относятся обеспечение функционирования общественного организма как единой системы, сохранение и диверсификация в нем эффективных связей между отдельными сферами, удовлетворения интересов различных слоев населения и социальных групп, борьба с внутренними деструктивными силами и стихийными бедствиями. Внешняя функция государства заключается в защите государственных границ, целостности своей территории, суверенитета, содействие развитию взаимовыгодных, справедливых форм сотрудничества и взаимодействия с другими государствами мира.

Государство должно выступать на международной арене как единый географический, религиозный, языковой, культурный, правовой, хозяйственный и геостратегический организм. Только при таком условии она может надеяться найти и удержать собственное "место под Солнцем".

Страна - это политическое, национальное, социальное, культурное, хозяйственное сообщество, организованное государством на определенной территории. При этом акцентируется на его пространственном (географическом) положении (размещении) в мире или в определенном регионе или материке, например страны Южной Америки, страны Океании. Хотя понятие "страна" во многих случаях употребляется как синоним понятия "государство", однако преимущественно культурно-исторический и социально-экономическое содержание (развивающиеся страны, страны третьего мира и т.д.). Адекватным является понятие "страна" и при характеристике особенностей населения, его быта и нравов, специфических признаков общества (дальние страны, экзотические страны и т.п.). А для понятия "государство" присущ больше политический смысл.

В наше время на Земле насчитывается более двухсот юридически и фактически независимых государств.

Независимое государство - это страна, которая реализует собственную внутреннюю и внешнюю политику на основе суверенной воли своих граждан или правителя (монарха) и способна проводить свою национальную политику и отстаивать национальные интересы на международной арене.

С целью реализации собственной суверенной власти над определенной территорией и населением, находящимся на ней государство создает органы управления. К ним относятся законодательная, исполнительная и судебная власти, пограничная и таможенная службы, национальная (республиканская) гвардия и вооруженные силы, информационные службы, валютно-денежная система и т.д.. Все эти органы действуют в четко отделенной территории, ограниченной со всех сторон сухопутными и морскими границами. В их пределах государству принадлежат сушу, внутренние воды, недра, воздушное пространство. Если страна имеет непосредственный выход к морям и океанам, ему принадлежат и территориальные воды - это водная полоса шириной 12 морских миль, прилегающей к берегу. По международным соглашениям некоторые морские государства имеют в океанах и морях экономические зоны. Они тянутся на 200 морских миль (одна морская миля составляет 1852 м). В рамках экономических зон государств принадлежит исключительное право на разведку и разработку любых природных ресурсов (полезных ископаемых на дне и в недрах морей и океанов, рыба, водоросли и т.д.).

Кроме независимых государств на нашей планете все еще существуют зависимые территории и страны. Последние находятся под политическим или военным контролем независимых государств. Среди зависимых территорий и стран выделяются колонии, протектораты и подопечные территории. Колонии управляются государством-метрополией безоговорочно. Протектораты обладают большими правами. Внутренняя их политика является суверенной. Протектораты оказывают какой-то независимом государстве права на осуществление своей внешнеполитической деятельности. Подопечные территории временно передаются по решению Организации Объединенных Наций (ООН) определенной стране с целью осуществления им управления внутренней и внешней политикой этих территорий.

В современном мире наблюдается четкая тенденция к созданию всевозрастающего количества независимых государств. Каждая нация для реализации собственного природно-ресурсного, духовного, экономического потенциалов стремится создать свое государство. Этот сложный процесс в условиях обострения мировых проблем и трансформации международного сообщества. Особенно много проблем в Африке, где колонизаторы создавали колонии без учета этнических границ.

Большую часть нашей планеты занимает Мировой океан. Воды открытых морей и океанов, которые не относятся к чьим-то территориальных вод и экономических зон, находящихся в общем пользовании всех стран, даже если некоторые из них не имеют непосредственного выхода к морю. Здесь каждое государство мира может ловить рыбу, перевозить людей и грузы, проводить военно-морские маневры. Свободно летающие над Мировым океаном и самолеты.

Согласно международно-правовым режимом дна морей и океанов и его недр за пределами континентального шельфа и национальной юрисдикции государств морское дно является открытым для использования всеми государствами исключительно в мирных целях. Морские научные исследования в таких районах могут осуществляться и контролироваться Международным органом по морскому дну, создание которого предусмотрено Конвенцией ООН по морскому праву (1982). Международный договор 1971 запрещает планирование ядерного и других видов оружия массового уничтожения на дне и в его недрах.

В 1959 г. заключен международный договор, по которому ни одному государству не принадлежит Антарктида. Любая страна может проводить в ней научные исследования. Запрещено здесь и строительство военных баз и разработку месторождений полезных ископаемых.

Таким образом, почти весь материк нашей планеты разделено между отдельными государствами, которые действуют на основе разных принципов организации власти. Эти принципы прежде всего обусловлены особенностями государственного строя. Он может быть как монархическим, так и республиканским.

Монархическая форма правления возникла в условиях рабовладения и стала доминировать в средние века. В наше время сохранились преимущественно формальные признаки монархического правления. В классическом понимании этого слова монархия - это форма государственного правления, при которой высшая власть в стране принадлежит одному лицу - монарху. В разных странах его называют по-разному: король, император, шах, султан, царь, князь, эмир подобное. Монархии бывают абсолютными и конституционными. Большинство из существующих ныне монархий являются конституционными. Реальная власть в таких странах принадлежит парламенту (законодательная) и правительства (исполнительная). Монарх выполняет лишь представительские функции, является определенным символом государства. Примерами конституционных монархий являются преимущественно европейские и подобные по устройству государства: Великобритания, Норвегия, Дания, Бельгия, Испания, Швеция, Монако, Лихтенштейн, Люксембург, Япония, Марокко.

По абсолютной монархии власть монарха практически ничем не ограничена. В этих странах правительства и другие органы власти ответственны лишь перед монархом как главой государства. Монарх может советоваться с кем угодно, но решение принимает единолично. Парламента или вообще нет, или он лишь совещательным органом. К таким государствам относятся Саудовская Аравия, Бахрейн, Оман, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Бруней и др.. Еще одной формой государственного правления является теократическая монархия. Это папское государство Ватикан, которая занимает один квартал (44 га) в центре Рима. Здесь монарх является главой церкви, а политическая власть принадлежит духовенству.

В мире сейчас насчитывается более 30 монархий. Больше всего их в Азии и Европе, три в Африке и один в Океании. Среди них есть империя (Япония), королевства (Великобритания, Швеция, Бельгия и др.)., Княжества (Андорра, Лихтенштейн, Монако), герцогство (Люксембург), султанаты (Бруней, Малайзия, Оман и др.)., Эмираты (Бахрейн, Катар, ОАЭ).

Республика - это форма государственного правления, при которой все высшие органы власти либо избираются народом, либо формируются парламентом, избираемым народом. Сейчас в мире преобладают государства с республиканской формой правления. их более 140. Республиканская форма правления возникла очень давно. Так, Афинская демократическая республика существовала еще в V-IV вв. до н. е., Римская аристократическая республика в V-II вв. до н. есть.

По республиканского строя законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - правительству. Различают президентские и парламентские республики. В первых президент возглавляет правительство и имеет довольно значительные полномочия (США, некоторые страны Латинской Америки, которые взяли себе за образец форму правления США). В парламентских республиках роль президента меньше. Правительство здесь возглавляет премьер-министр (Индия, Германия, Италия и др.).. Чисто парламентскими республиками, где президента нет вообще, можно назвать Канаду и Австралию.

По формам административно-территориального устройства все страны мира делятся на унитарные и федеративные. Унитарное государство является единым целостным образованием, состоящее из административно-территориальных единиц (областей, провинций, районов и т.д.), которые четко подчиняются центральным органам власти. Унитарные государства имеют единую конституцию и единую иерархическую систему государственной власти. Области, провинции, районы имеют только органы исполнительной власти. Они не наделены никакими законодательными функциями. В наше время, когда эффективность государственного управления становится одним из главных факторов эффективности функционирования самого государства, большинство стран мира являются унитарными. Такая форма административно-территориального устройства считается наиболее эффективной и жизнеспособной. К унитарным государствам относятся Япония, Франция, Италия, Греция, Польша, Эстония, Венгрия и др..

Федеративные государства имеют в своем составе самоуправляющихся территории (республики, штаты, земли, области, края, кантоны и др.). Эти территории хотя и входят в состав единого союзного государства, однако имеют довольно значительную автономию. им присущи некоторые признаки независимых государств - собственная конституция, парламенты, президент и т.п.. К федеративным государствам относятся преимущественно крупные многонациональные государства - Россия, Бразилия, Индия, США, Нигерия, Канада и др..

Конфедерация является юридическим объединением суверенных государств, которое создано с целью обеспечения их общих интересов и реализации совместных проектов (Швейцарский союз). Конфедерация создает центральные органы власти, обладающие полномочиями, делегированными им государствами - членами союза. Правовой основой конфедерации является договор. При федеративном устройстве такой основой является конституция.

Интенсивные процессы территориальной дифференциации в мире в конце XX в. породили своеобразные формы государственного устройства и характерные особенности взаимодействия между странами. Так возникли протогосударства - это государственные образования, которые получили почти всех признаков самостоятельного государства, формально оставаясь в составе другой. Так, в состав Российской Федерации входит протогосударство Татарстан. Она также имеет право сношений с другими странами. Шотландия, находясь в составе Великобритании, сейчас уже имеет не только собственный парламент, но и свою валюту. Собственные паспорта-удостоверения ввела на своей территории испанский Каталония.

 

Тема 2. Этапы формирования политической карты мира. Типы стран.

 

2.1. Этапы формирования политической карты мира

2.2. Типы стран и их классификация

 

Формирование современной политической карты мира - очень сложный и длительный процесс, который длится уже несколько тысячелетий. Сейчас на рубеже двух веков и тысячелетий на глазах современников на политической карте планеты всего за несколько лет произошли огромные и впечатляющие изменения. Постоянно менялась политическая карта и в прошлом. Этот процесс будет продолжаться и в будущем.

Можно выделить четыре этапа формирования политической карты мира: древний, средневековый, новый и новейший.

Древний этап начался с возникновением, расцветом и упадком первых государственных образований. Одним из первых (возможно, вообще первым) государственным образованием была знаменитая Трипольская цивилизация (культура), которая возникла и расцвела на территории нынешней Украины. После ее упадка в чрезвычайно богатой природными ресурсами территории страны лучших на планете естественных условиях друг за другом последовательно возникали все новые государственные образования: Великая Скифия, Большая Сарматия, Антский союз, Киевская Русь. С нынешней государством Украина они родственны генетически. Все эти государства, а также Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим, Индия, Китай и др.. внесли большой вклад в развитие мировой цивилизации. Они начали из-за систематических завоевания близких и далеких территорий политико-географическое деление существующего в то время географического пространства. В то время государственные границы преимущественно совпадали с природно-географическими рубежами. Этот этап продолжался до V в. н. есть.

Средневековый этап формирования политической карты мира охватывал V-XVII вв. Это формирование феодализма. Происходили существенные изменения функции государства. Начало быстрыми темпами развиваться хозяйство. Возникли ремесленных цеха с очень сильной внутренней организацией. Зарождение элементов рыночной экономики сопряжено с распространением феодальной раздробленности. Постепенное развитие ремесел и особенно торговли начинает объединять феодальные и церковные владения, города-государства. Появляются реальные предпосылки для объединения страны под властью монархов. Так возникают феодальные государства в Индии, Китае, могучая Османская империя. В Европе уже с раннего средневековья существовали государства Киевская Русь, Византия, Священная Римская империя, Англия и др.. Укрепление этих государств способствовало усилению их стремление к дальним территориальных завоеваний. В конце средневекового этапа началась эпоха Великих географических открытий. По уровню государственно-территориального деления суши впереди бесспорно была Европа. Во многом к ней приближалась Азия. Африка, Америка, Австралия с Океанией оставались далеко позади.

Новый этап создания политической карты мира продолжался с середины XVII ст. до Первой мировой войны в начале XX ст. Он ознаменовался утверждением и господством рыночных отношений. Расцвет эпохи Великих географических открытий заложил основы европейской колониальной экспансии. В сферу рыночных отношений начинают втягиваться отдаленные уголки планеты. Колониальные завоевания, начатые Испанией и Португалией еще во времена средневековья, охватывающих различные уголки Земли. К ним присоединяются молодые капиталистические страны - Нидерланды, Англия, Франция, а впоследствии и Германия. Россия захватывает Украину, Кавказ, огромные пространства Сибири и Дальнего Востока.

Вместе разрастания площади колониальных владений, которые становятся все более отдаленными от государств-метро-наледь, а потому мало управляемыми, создает предпосылки для возникновения на обломках империй новых государств. В XVIII в. завоевали независимость США. В начале XIX ст. Освободившиеся испанские и португальские колонии Латинской Америки. Возникло 15 новых независимых государств.

В течение XIX в. и до Первой мировой войны европейские государства захватили почти всю Африку, Россия поработила Среднюю Азию. Было завершено разделение мира между сильнейшими в то время державами. Закончился и новый этап создания политической карты мира.

 

Новейший этап формирования политической карты мира начался после завершения Первой мировой войны и продолжается по сей день. На этом этапе можно довольно четко выделить три периода.

Первый период начался фактически еще в конце Первой мировой войны. Начали рушиться крупные многонациональные империи: Российская и Австро-Венгерская. На политической карте мира появились государства: Польша, Чехословакия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Королевство сербов, хорватов и словенцев и др.. Были провозглашены независимыми государствами Украина, Беларусь, Грузия, Азербайджан, Армения и т.д.. Однако этот процесс не был однозначным. Попытки России восстановить империю в иной форме в основном осуществилось. С помощью военной оккупации Украины и других государств, возникших на обломках Российской империи, российские коммунисты создали Союз Советских Социалистических Республик (СССР).

Потеряла свои колонии в Африке Германия, проигравшая войну. Расширились колониальные владения Великобритании, Бельгии, Франции и Японии.

Второй период новейшего этапа создания политической карты мира начался после окончания Второй мировой войны. Оккупация некоторых стран Европы и Азии советскими и американскими войсками привела к разделению мира на два враждебных лагеря. Кроме того, СССР и США захватили различные части одних и тех же стран. Это привело к образованию "двух" Германий, "двух" Корей, "двух" Вьетнаме. Образовалось и "два" Китае (КНР и Тайвань). Одни и те же нации, но теперь уже в разных странах, начали одновременно строить различные системы - коммунистическую и рыночную (капиталистическую). У человечества наконец появилась реальная возможность не в теории, а на практике проверить, какая из них лучше. Оказалось, что рыночная система гораздо эффективнее социалистическую (коммунистическую). Поэтому последняя обанкротилась и потерпела крах.

Кроме этих событий, которые знаменовали завершение второго периода новейшего этапа формирования политической карты мира, в это время происходило много других важных событий, в частности распад колониальной системы и образования большого количества независимых государств в Африке, Азии, Океании, Латинской Америке.

Третий период ознаменовался крахом коммунистической системы. Он начался с 90-х годов XX ст. Сначала в единое государство объединились Федеративная Республика Германия (ФРГ) и Германская Демократическая Республика (ГДР). Затем распались социалистические страны - СССР, Югославия и Чехословакия. В результате этого в корне изменилась политическая карта Европы и Азии. В 1993 г. была изменена форма правления в Камбодже, стране Азии. Там была восстановлена ​​монархия и она снова стала королевством. В Африке в этом же году получила независимость Эритрея, отделившаяся от Эфиопии. В конце 1994 г. Республика Палау (в Океании) вышла из Микронезии и освободилась от опеки СЕЛА. Таким образом, в 90-х годах XX ст. возникло более 20 новых стран. они были приняты в ООН и они начали осуществлять свою внутреннюю и внешнюю политику.

Новым международным политическим явлением в наше время стало образование государств, не признанных мировым сообществом. Эти государства являются незаконными по всем нормам международного права. Однако реально (фактически) они существуют, реализуют собственную внутреннюю и внешнюю политику, при этом, как правило, создают много проблем для мирового сообщества, так как являются очагами конфликтов, серьезных политических и военных потрясений, постоянного давления на политическую ситуацию в мире и его отдельных регионах. Так, в 1983 г. была провозглашена Турецкая Республика Северного Кипра, которая в мире признана только Турцией. Но больше таких стран возникло на территории бывшего СССР. К ним относятся Республика Ичкерия в России, Абхазия и Южная Осетия в Грузии, Нагорно-Карабахская - в Азербайджане, Приднестровская Республика - в Молдове.

По любым признакам (площадь, численность населения, природные условия и ресурсы, уровень развития, национальных состав населения, место в международном разделении труда, особенности культуры и т.д.) найдем в мире немало стран, которые похожи между собой. По сходству показателей страны планеты объединяются в определенные группы, т.е. осуществляют их типологию.

Классифицируя страны по размерам территории и численности населения, выделяют большие государства (Китай, Индия, США), средние (Франция, Украина, Турция) и малые (Бельгия, Эквадор, Ливан). Можно в отдельной группе отнести и карликовые страны (Монако, Андорра, Лихтенштейн).

По национальному составу населения можно выделить однонациональные государства (Швеция, Япония, Польша) и многонациональные (Россия, Индия, сена). А разве нельзя классифицировать страны мира по уровню обеспечения отдельными видами природных ресурсов, например нефтью или железной рудой? Четко можно разделить все мировое сообщество на страны, которые имеют непосредственный выход к Мировому океану, и такие, которые его не имеют. Или выделить континентальные и островные государства.

Тип страны - это сформированный комплекс присущих ему условий, ресурсов и особенностей развития, которые определяют ее роль и место в мировом сообществе на определенном этапе всемирно-исторического процесса. Вся эта совокупность признаков любой страны, с одной стороны, делает ее похожей на другие страны, а с другой - выделяет (выделяет) ее среди других.

Типология стран имеет не только общенаучное или учебное, но и практическое значение. Так, ООН осуществляет типологию стран с целью оказания финансовой, гуманитарной, образовательной и иной помощи государствам, которые определены как наименее развитые. В настоящее время по этой классификации помощь оказывается около 40 странам мира.

Какую же признак для типологии, т.е. разделения стран на группы по общим признакам, берут за определяющую? Это общий уровень их социально-экономического развития. Реальнее в наше время его характеризует показатель производства валового национального продукта (ВНП) в долларах США или какой-то другой валюте на душу населения. За ним все государства земли объединяются в три группы: высокоразвитые страны, среднеразвитых и развивающиеся.

В высокоразвитых стран Международный валютный фонд включает все страны Западной Европы, а за ее пределами - США и Канаду, Австралию и Новую Зеландию, Японию, Южную Корею, Сингапур, Тайвань и Израиль. Организация Объединенных Наций добавляет к этому списку еще и государство Африки - Южно-Африканскую Республику. Всего в "элитного клуба" экономически высокоразвитых стран входят около 30 государств.

Высокоразвитые государства тоже не является абсолютно однородными. Первый подтип (подгруппу) формируют государства так называемой "Большой семерки". Это США, Канада, Япония, Германия, Великобритания, Франция и Италия. Они являются очевидными экономическими лидерами современного мира. В целом на долю этих стран приходится почти половина ВНП нашей планеты.

Вторую подгруппу формируют малые высокоразвитые страны Европы и Азии. Они перевалено небольшие по площади и населению. Но по производству продукции на душу населения, уровню жизни своих граждан не уступают странам первой подгруппе, а иногда и опережают их. Для них также характерна высокая доля экспортной продукции. Сырье и топливо для нужд экономики эти страны получают преимущественно из-за границы. Специфическим признаком их экономики является значительное, а иногда и превосходящая доля отраслей, связанных с международной сферой услуг - торговля, банковское дело, инфраструктурное транспортное обслуживание, международный туризм и т.д.. К таким странам относятся Австрия, Швейцария, Швеция, Норвегия, Бельгия, Нидерланды, Южная Корея, Тайвань, Израиль и др..

Группа среднеразвитых стран значительно менее однородна, чем группа высокоразвитых. Колебания показателя ВНП на душу населения здесь довольно значительный. Поэтому выделяют страны с экономическим развитием несколько выше среднего и страны, которые имеют социально-экономический уровень ниже среднего.

К первому подтипу стран этой группы относятся Греция, Бразилия, Аргентина, Уругвай, Мексика, Венгрия, Чехия, Чили и некоторые другие. Эти государства быстро и стабильно развиваются и постепенно приближаются к группе высокоразвитых стран. Причина их относительной отсталости в развитии производительных сил связана с тем, что на протяжении многих лет их развитие тормозилось военными диктатурами, тоталитарными коммунистическими административно-командными режимами, политической и экономической зависимости от других государств. Многие из этих государств имеют значительные природные и трудовые ресурсы, которые тоже активно вовлекаются в национальный хозяйственный комплекс.

Второй подтип формируют страны с ниже среднего уровнем развития экономики. Эти страны на современном этапе развития в отличие от предыдущих характеризуются внутренней политической нестабильностью. У них есть влиятельные силы, которые тормозят перестройку общества на прогрессивнее, распространена коррупция, всем руководят преступные олигархические кланы. Это касается не только некоторых бывших социалистических стран, но и тех, где значительную роль играет теневой капитал, мафиозные структуры, внутренний рынок принадлежит иностранным компаниям и т.п.. Например, это такие страны: Беларусь, Россия, Болгария, Украина, Молдова, Латвия, Литва, Колумбия, Парагвай, Индонезия, Филиппины, Тунис, Марокко и т.д..

Большинство человечества в наше время живет в развивающихся странах. Больше всего их в Африке, многие в Азии, Америке и Океании. Преимущественно это бывшие колонии. В их населения основном отсутствуют политическая воля и стремление к прогрессивным изменениям в экономике и политике. Низкий образовательный уровень, нищета, коррупция, преступность, политическая и экономическая зависимость от других стран не создают предпосылок для подъема экономики. Эти страны фактически являются сырьевыми донорами развитых государств.

Кроме основного признака в типологии стран, есть и другие, которые по той или иной классификации являются ведущими в страноведении. На этой преимущественно исторической основе некоторые исследователи выделяют постсоциалистические страны. К ним относятся бывшие республики СССР, Югославии, Чехословакии, Польша, Венгрия, Румыния, Болгария. По этому признаку выделяют постсоветские страны, то есть те государства, которые когда-то входили в состав Советского Союза.

Некоторые продолжает выделять так называемые новые индустриальные страны: Сингапур, Тайвань, Южная Корея, Малайзия, Мексика, Бразилия и др.. Почти все они в недавнем прошлом были слаборазвитыми государствами. Нынешнее состояние их экономики характеризуется высокими темпами индустриализации, активным участием в международном разделении труда.

Организация Объединенных Наций составила также список наименее развитых стран. Это действительно бедные страны мира. Некоторые из них "не имеют непосредственного выхода к морю и почти не связаны с внешним миром. Система образования и здравоохранения в этих странах на низком уровне в мире, преобладают доиндустриальные

формы труда. К таким государствам относятся Афганистан, Нигер, Сомали, Чад, ЦАР и др..

На политической карте мира есть ряд очень богатых стран. Своеобразную группу среди них составляют так называемые нефте-экспортные страны. Высокий уровень жизни своих граждан они обеспечили нещадно эксплуатируя богатые нефтью месторождения. К таким государствам относятся Саудовская Аравия, Катар, Кувейт, Бахрейн, ОАЭ и некоторые другие небольшие страны Среднего Востока. Сказочно богатым за счет добычи местных фосфатов стала и бывшая нищая страна Океании Науру. Другие в недалеком прошлом очень бедные страны стали богатыми благодаря правильно выбранным специализации и модели развития. Это "страны-отеле", которые эксплуатируют свой замечательный климат и лазурное море. Некоторые страны выбрали для обогащения не только туризм, но и плантационное хозяйство или чрезвычайно благоприятное географическое положение, стали оффшорными зонами и "странами-банками" (Ямайка, Барбадос, Тринидад и Тобаго и др.)..

 

Тема 3. Международные организации. Геополитика и геостратегия

 

3.1. Организации системы ООН

3.2. Международные организации глобального типа

3.3. Региональные международные организации

 

Современный мир постоянно усложняется и становится все более противоречивым. Число государств постоянно росла в прошлом и будет расти и в будущем. Сейчас в списке ООН 15 стран (территорий), которые подлежат Декларации о деколонизации. На очереди предоставлении независимости Палестине, Западной Сахаре и т.п.. Итак, сейчас на политической карте мира действует более 200 стран, которые осуществляют разновекторную политику. В них действуют десятки тысяч (!) Политических партий, есть большое количество конфессий, парламентариев, глав правительств, президентов и т.п.. Все эти политические и религиозные, до тайных, организации имеют собственное мнение на обустройство своей страны, нации и всего мирового сообщества. При этом неизбежно возникающие межгосударственные проблемы. Для их решения, а также достижения определенной общей цели, отстаивания национальных интересов и т.д. все больше стран, партий и просто людей создают международные организации. Сейчас в мире их насчитывается уже более четырех тысяч. Мы будем рассматривать те, которые образуют два или несколько государств. К ним относятся глобальные (общемировые), региональные (Африка, Северная Америка, страны Среднего и Ближнего Востока и т.д.), межгосударственные, которые объединяют государства не по географическому признаку, а по определенным целям или признакам.

Самой, самой важной, глобальной и универсальной организацией сейчас, безусловно, является Организация Объединенных Наций (ООН). она была создана после Второй мировой войны, в 1945 p., с целью предотвращения очередной мировой войны и локальных конфликтов, усиление международной безопасности и развития международного сотрудничества. ООН действует на основании Устава. Его положения являются обязательными для стран - членов этой организации.

Главными органами ООН являются Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности. В других ведущих органов этой международной организации относятся Секретариат, Международный суд, Совет опеки, Экономический и социальный совет.

Штаб-квартира ООН находится в Нью-Йорке (США). В 1945 г. Украина, находясь в составе СССР, стала одной из стран - основательниц ООН. Теперь наше государство - член нескольких специализированных международных организаций ООН.

На заседаниях Генеральной Ассамблеи, где присутствовали делегации от всех стран - членов ООН, постоянно обсуждаются актуальные проблемы мировой политики, отрабатываются и принимаются рекомендации по их решению. Каждая страна, независимо от площади, количества населения, экономической и военной мощи, имеет один голос.

Совет Безопасности несет ответственность за поддержание международного мира и безопасности. ее решения должны выполнять все члены ООН. Совет Безопасности состоит из 15 стран-членов, треть из которых (США, Великобритания, Франция, Китай и Россия) имеют статус постоянных членов. Другие десять стран-членов избираются на определенный срок в определенной последовательности.

Возглавляет ООН Генеральный секретарь. Главные региональные отделения этой организации, возглавляемые заместителями Генсека ООН, находящихся в Женеве, Вене и Найроби (Кения). Так, в Женеве есть центр для проведения дипломатических конференций. Здесь также обсуждаются проблемы разоружения и прав человека. Вена имеет функции международного контроля за злоупотреблением наркотиками, предупреждение преступности, уголовного правосудия, международного торгового права. В этом региональном отделении также следят за использованием космоса в мирных целях. В Найроби руководят деятельностью ООН в области охраны окружающей среды. Там же работает центр населенных пунктов.

В ведущих органов ООН принадлежит Международный суд, значение которого постоянно растет. Это главный судебный орган ООН, который разрешает юридические споры между государствами. Частные лица не имеют права обращаться к нему. Международный суд находится в Гааге (Нидерланды).

В разных странах работают 16 специализированных учреждений ООН. Среди самых известных - ЮНЕСКО, МАГАТЭ, ФАО и др..

ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), членом которой является и Украина, имеет штаб-квартиру в Париже (Франция). Руководящие органы Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) находятся в Вене (Австрия). Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) размещена в Риме. К общеизвестным организаций ООН также относятся Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) - обе в Женеве.

При поддержке США после Второй мировой войны в системе ООН (Вашингтон) создана Группа Всемирного банка: это взаимосвязанные финансовые организации, декларируемой целью которых является содействие экономическому росту развивающихся стран. Среди них можно выделить Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международную ассоциацию развития (МАР) и другие. К ним примыкает и Международный валютный фонд (МВФ).

В составе ООН функционируют и множество других общемировых организаций, деятельность которых является особенно важным в определенных сферах бытия современного человеческого общества. Так, переписи населения, различные международные сопоставления и расчеты осуществляет Статистическая комиссия Экономического и социального совета ООН (ЭКОСОС). Она основана в 1946 г. в Нью-Йорке. Другие сферы глобальной деятельности человечества контролируют Всемирный почтовый союз (ВПС), расположенный в Берне (Швейцария), Всемирная метеорологическая организация (ВМО) и Международный союз электросвязи (обе в швейцарской Женеве). В Лондоне находится Международная морская организация (ИМО), в Монреале (Канада) - Международная

организация гражданской авиации (ИКАО), в Вене - ООН по промышленному развитию (ЮНИДО).

В системе ООН появляется все больше учреждений, которые занимаются не только глобальными, но и региональными актуальными проблемами. Среди них наиболее известными являются Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ, которое находится в Аммане, столице Иордании, и в Секторе Газа (Палестина). Но большинство региональных учреждений ООН обеспокоены экономическими и социальными проблемами целых материков и частей света. Например, Экономическая комиссия для Африки (ЭКА) (Аддис-Абеба), Экономическая и социальная комиссия ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) (Бангкок) и другие. Задачей этих организаций является содействие социально-экономическому развитию развивающихся стран, в частности беднейшим государствам, которых по списку ООН в мире 48.

Обострение экологической ситуации в мире значительно повышает роль Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) (Найроби), что достаточно остро и настойчиво выступает за защиту и сохранение природной среды на всей планете. Существуют и другие международные организации в системе ООН.

Наряду с организациями ООН в мире немало других глобальных образований из разных сфер деятельности общества. Так, с 1950 г. в Хельсинки действует Всемирный Совет Мира (ВСМ). Она координирует работу движений сторонников мира более чем в 150 странах. Профсоюзная деятельность курирует Всемирная федерация профсоюзов (Прага, Чехия). Параллельно действует Всемирная конфедерация труда (ВКП) со штаб-квартирой в Брюсселе. Ученые мира объединяются во Всемирную федерацию научных работников (ВФНП) (Лондон) и относятся к Международного совета научных союзников (МРНС) (Париж). Существует и несколько независимых от ООН международных экологических организаций. Среди них достаточно диверсифицированный Всемирный союз охраны природы (ВСОП). Штаб-квартира союза находится в Глан (Швейцария). ВСОП выдает всемирно известную Красную книгу.

После Второй мировой войны возросла активность международных спортивных, религиозных, студенческих и других организаций, которые не являются структурами ООН. Среди них выделяется Международный олимпийский комитет (МОК) (Лозанна, Швейцария), Всемирный совет церквей (ВСЦ) (Женева), Международный союз студентов (Прага), Международная организация уголовной полиции (Интерпол) со штаб-квартирой в Париже. Увеличивается количество стран, входящих во Всемирную торговую организацию (ВТО). Авторитет ее постоянно растет.

В мире существует также множество международных организаций, официальный статус которых региональный или субрегиональный, но реальный их влияние фактически распространяется на всю Землю. Наверное наибольшей активностью среди них выделяются Организация Североатлантического договора (НАТО) и Европейский союз (ЕС). Штаб-квартиры обеих этих организаций находятся в Брюсселе.

НАТО является военно-политическим союзом (блоком), известным и самым мощным в мире. Этот блок постоянно пополняется за счет вступления в него бывших социалистических стран. Выстроилась большая очередь стран, желающих стать членами этой организации. Хотя она и имеет региональную название, называясь Североатлантическим, однако приобретает все более глобальных рис. Более 1500 военных баз этого альянса размещены на территориях от Гренландии до островов Океании.

Еще больше желающих вступить в другой организации по региональной названием Европейский Союз. Таких стран, которые хотели бы стать полноправными членами ЕС, в мире уже более 80 (I) и они находятся не только в Европе, но и в Африке, Азии и других частях мира. ЕС в 1993 г. трансформировался из Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС). Сейчас в него входят 25 стран. В 2007 г. в его состав будет принято еще несколько государств. Но уже в наше время ЕС производит более трети мирового валового продукта. На него приходится более 40% мирового экспорта.

В Европе важную роль играют и другие, преимущественно политические и профессиональные международные организации. Самой заметной среди них является Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Парламентская ассамблея ОБСЕ находится в Копенгагене (Дания). Еще раньше ОБСЕ был создан Совет Европы (СЕ). ее штаб-квартира находится в Страсбурге (Франция). Сейчас в ее состав входит 40 стран, в том числе и Украина. СЕ занимается преимущественно правами человека, гуманитарным и правовым сотрудничеством, культурными и экологическими проблемами подобное.

В Юго-Восточной Азии и на Тихом океане существуют военно-политические блоки АНЗЮС и АНЗЮК. Первый создан в 1951 г. и названный так по начальным буквам английских названий трех участников этого образования - Австралии, Новой Зеландии и США. Аббревиатура АНЗЮК возникла на основе первых букв английских названий первых трех участников блока - Австралии, Новой Зеландии и Великобритании (UK). Этот союз образовался в 1971 г. и включает в свой состав еще Малайзию и Сингапур.

Среди арабских стран влиятельной международной организацией является Лига арабских государств (ЛАГ), созданная в 1945 p., Со штаб-квартирой в Каире. Мусульманские страны объединились в организацию "Исламский конгресс". Другое ее название - Организация "Исламская конференция" (Джадда, Саудовская Аравия).

Большое значение энергоносителей в социально-экономической ситуации нашей планеты последние десятилетия подняло реальный статус Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК). С 1960 г. ее членами являются нефтедобывающие страны Азии, Африки и Латинской Америки. На долю этих стран приходится до 60% мирового экспорта нефти.

Среди других региональных образований заметны АСЕАН, ОАЕ, НАФТА, МЕРКОСУР и СНГ. Первая из них Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии, ее штаб-квартира находится в Джакарте (Индонезия).

Кроме Индонезии, как регионального лидера, к ней относятся Малайзия, Таиланд, Филиппины, Сингапур, Бруней и Вьетнам.

Менее известна Ассоциация регионального сотрудничества стран Южной Азии (СААРК). ее штаб-квартира находится в городе Дакка (Бангладеш).

В 1963 г. была создана одна из крупнейших межправительственных региональных политических организаций мира - Организацию африканского единства (ОАЕ) (Аддис-Абеба, Эфиопия). Официально в нее входят все государства Африки. Этой организации пока не удалось решить острые конфликты и прекратить кровопролитные войны как в отдельных африканских странах, так и между ними.

В Америке больше государств объединяют такие региональные образования - ОЦАД, НАФТА и МЕРКОСУР. Первая из них расшифровывается как Организация центральноамериканских государств и органы в Сан-Сальвадоре. Мировой масштаб имеет Соглашение о Североамериканской зоне свободной торговли. Она более известна как НАФТА. Это интеграционное объединение включает США, Канаду и Мексику (штаб-квартира в Вашингтоне). По некоторым экономическим показателям НАФТА приближается к ЕС, а то и превышает его. Во многом подражает ЕС Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР). Базой его дальнейшего расширения стали четыре соседних государства - Аргентина, Еразилия, Парагвай и Уругвай. Главной целью этого интеграционного объединения является создание латиноамериканского общего рынка и значительная сотрудничество во всех сферах экономической деятельности.

Содружество Независимых Государств (СНГ) было создано после распада СССР в конце 1991 г. Украина входит в СНГ на правах ассоциированного члена. Россия пытается использовать эту организацию с целью восстановления собственной империи в границах бывшего СССР, поэтому в мире не существует ни одной страны, которая хотела стать членом СНГ (сравним с большой очередью желающих стать членом ЕС и НАТО).

Большое влияние на формирование современной политической карты мира имеют геополитические факторы, т.е. факторы, связанные с воздействием географического среды. Геополитика - это наука, которая изучает влияние географических факторов преимущественно на внешнюю, а также на внутреннюю политику государств. Наибольший вклад в ее развитие внесли немецкие географы. Некоторые из ученых рассматривали государства как живые организмы, которые борются между собой за место под солнцем.

Природа и природные ресурсы, а к ним относится и площадь территории, является важным условием развития любого государства. Каждая страна должна иметь достаточное пространство для удовлетворения своих внутренних потребностей. С другой стороны, влияние территории - это воздействие ее природных, социально-экономических условий и географической среды в целом. Климат, пища и даже географический пейзаж, влияют на природу и психику человека. Формируется определенный менталитет (характер, образ мышления) народа. Он обязательно сказывается на внутренней и внешней политике той страны, в которой этот народ преобладает.

Большое значение имеет географическое положение страны, то есть размещение ее относительно других объектов и территорий на поверхности Земли. Совсем объективно разные результаты развития нации и страны дает их расположение в зоне тундры и в субтропической зоне, в горной местности и на морском побережье.

Если страна граничит с нестабильными, кризисными странами, это негативно сказывается на ее социально-экономическом развитии, внутренней и внешней политике. На территорию этой страны проникают беженцы, преступники, вооруженные формирования подобное. Нарушаются стабильность и размеренность внутренней жизни.

Жизнь любого человека, осознает он это или нет, имеет определенную цель. Некоторые люди возлагают на себя определенную миссию. Так же и со странами. Цель государства на международной арене является ее геостратегией. Понятие геополитики тесно связано с понятием "геополитика". Оно определяется вполне объективной потребностью любого государства в выживании, сохранении и развитии (экспансии) в условиях потенциально враждебного окружения со стороны других государств, которые тоже всячески пытаются отстоять свое "место под солнцем".

 

Выводы

Формирование современной политической карты мира - очень сложный и длительный процесс. Он имел четыре этапа: древний, средневековый, новый и новейший. В рамках последнего этапа, который, естественно, интересует нас больше, можно выделить три периода. Первые два начались с окончанием двух мировых войн в XX в. Третий начался в конце 80-х - начале 90-х годов XX ст. банкротством и крахом коммунистической системы.

Современной политической карте мира присуще чрезвычайное разнообразие стран. По некоторым общим признакам их объединяют в группы. Основным признаком в настоящее время является уровень социально-экономического развития той или иной страны.

В политическом смысле земная поверхность разделяется на отдельные, большие или меньшие, территориальные части, которые называются странами. Для них характерен суверенитет, т.е. возможность определенной нации на своей территории решать свои внутренние и внешние дела без вмешательства, диктата других стран.

Близкие по географическим положением государства формируют определенные регионы. С целью достижения определенной общей цели, практического или стратегического проекта отдельные государства образуют межгосударственные организации.

Для современного мира характерно большое разнообразие форм правления и административно-территориального устройства государств. Государственный строй может быть монархическим или республиканским. По формам административно-территориального устройства все страны мира делятся на унитарные и федеративные. Первые из них наиболее подходящими современным реалиям. Они преобладают и количественно.

Современная политическая карта мира и отдельных его регионов очень сложна и динамична. Она постоянно трансфермуеться в направлении увеличения числа независимых государств. Наверное, эта тенденция сохранится и впредь.

Сейчас в мире насчитывается более четырех тысяч международных организаций. Известной и авторитетной среди них является Организация Объединенных Наций (ООН). В Европе, где находится и Украина, почти все страны стремятся вступить в ЕС и НАТО. Зато нет ни одного государства мира, которая хотела стать членом СНГ.

Географические факторы продолжают играть значительную роль во внутренней и внешней политике государств. Влияние географических факторов на эти процессы изучает наука геополитика. Цель государства на международной арене является ее геостратегией. Она определяется вполне объективной необходимостью любой страны в выживании, сохранении и развитии (экспансии) в условиях потенциально враждебного окружения других государств, которые тоже всячески пытаются отстоять свое "место под солнцем".

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Стрессовые вопросы | ЛЕКЦИЯ № 2. ТЕМА: Наркологические особенности нарушений восприятия и
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2137; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.111 сек.