Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Негативные воздействия энергетических факторов на человека

Школьный класс как малая группа. Статусно-ролевая структура класса

Каждый учебный класс представляет собой реальную внешне организованную социальную группу. Малые группы характеризуются разной степенью социальной зрелости. Низшая степень зрелости – это контакты людей в одной группе ради общения, времяпрепровождения в связи с одинаковыми интересами. Такие группы называются диффузными. Например, ребята, собравшиеся во дворе поиграть в футбол, представляют такие группы. Диффузными могут быть и группы школьников, собранные учителем для участия в районной олимпиаде. Такая сборная команда состоит из школьников, которые могут и не знать друг друга. Всякий вновь формируемый класс представляет собой диффузную группу, поэтому с 1-го класса начинается процесс преобразования ее в коллектив. Промежуточной стадией на этом пути может быть возникновение корпорации, т. е. такой группы, у членов которой возникает сознание групповой принадлежности, в результате чего каждый учащийся класса может сказать про другого: «Это один из нас». Однако в группе этого уровня социальной зрелости у школьников преобладают индивидуальные цели и устремления, порой противоречащие общегрупповой цели. Особенно это бывает выражено в спортивных командах, где некоторые учащиеся хотят выделиться во время игры даже в ущерб действиям всей команды. Команда в данном случае рассматривается такими школьниками лишь как необходимое условие достижения личных, порой корыстных, целей.

Высшей формой социальной зрелости группы является коллектив. Им становится группа, цель деятельности которой не только едина для всех, но и общественно полезна. Коллектив характеризуется общими ценностями, на основе их развивается понимание общности и формируется общественное мнение, с помощью которого оказывается давление на отдельных членов коллектива. Ученик, как правило, является членом сразу нескольких общностей людей – групп и коллективов. Прежде всего – он член своей семьи, далее – он член класса, школы. Во дворе он член неформальной группы – компании ребят, объединенных общими целями проведения досуга. В каждой из этих групп ученик вступает в определенные отношения с другими участниками, подвергается различным, а порой и противоположным влияниям. Эти группы в социальной психологии называются группами принадлежности.

Учитель судит о взаимоотношениях между детьми на основе наблюдения за их поведением., по их поступкам, высказываниям, совместным играм и т.д. Иными словами, в своем сознании он отражает внешнюю сторону межличностного взаимодействия – непосредственное общение. Социометрия же обнаруживает внутреннюю основу этих контактов – межличностное предпочтение.

В зависимости от целей и характера взаимодействия участников микрогруппы могут иметь как положительную, так и отрицательную направленность. Это обстоятельство, а также наличие или отсутствие антагонизма между микрогруппами и определяет отношение к ним учителя. Если эти микрогруппы имеют здоровую основу и направленность, складываются на основе коллективистских устремлений, то учитель должен опираться на них в своей работе: эти группы могут помочь в сплочении класса, в превращении его в коллектив.

Социальный статус школьников в классе. Межличностные отношения, симпатии и антипатии. Отношения в классе между школьниками бывают формализованными и неформализованными. Формализованные отношения включают деловые отношения, проявляемые в процессе учебы, и отношения управления, которые складываются между школьниками, выполняющими функцию руководства, и остальными учениками (например, между старостой класса и его одноклассниками). Неформализованные отношения отражают симпатию или антипатию, дружбу или вражду, т.е. эмоциональную сторону жизни класса. Обычно в классе можно наблюдать несколько видов межличностных взаимоотношений школьников: дружбу, симпатию, нейтральные отношения, антипатию и т.д. Эти отношения возникают на основе оценки друг друга по личностным и деловым качествам, на основе принадлежности школьника к определенной микрогруппе и оценки этой группы, даже на основе достижений родителей ученика в той или иной области деятельности.

Симпатия – внутреннее расположение к кому-нибудь. Наиболее привлекательными качествами, в существенной мере определяющими взаимные симпатии, являются отзывчивость, доброжелательность, искренность, верность слову. Положительные и отрицательные оценки детьми друг друга могут зависеть от принадлежности к тому или иному полу. Уже дошкольники выбирают партнера для различных дел с учетом половых различий: чаще всего мальчики выбирают мальчиков, а девочки – девочек. Во многих исследованиях показано, что оценки детьми представителей своего пола оказываются более высокими, чем представителей противоположного пола.

Лидеры и отвергаемые. Четкое распределение ролей и статусов, неравенство положений – непременный закон существования любой группы. Даже у близнецов, т.е. совершенно одинаковых по своим биологическим свойствам людей, наблюдается разделение ролей и выделяются лидеры и ведомые. Одни дети пользуются популярностью среди сверстников (по результатам социометрии, т.е. могут быть и формальными лидерами), другие – нет, третьи вообще попадают в разряд «отвергаемых». Это проявляется уже в детском саду. Школьник, пользующийся популярностью в классе, может стать и неформальным лидером, если он обладает определенными организаторскими качествами. Отношение к нему учителя должно определяться следующими обстоятельствами: во-первых, следует учитывать, какова направленность лидера, какие цели и устремления он утверждает в группе; во-вторых, чему объективно содействует его деятельность – единению или распаду коллектива; в-третьих, какими методами он утверждает свой авторитет; в-четвертых, как он относится к учителю и его деятельности. Все это учитель должен учесть, прежде чем сделать попытку опереться в руководстве поведением класса на лидера. Однако выяснить эти обстоятельства бывает не всегда легко, так как нередко лидерство носит скрытый характер: лидер предпочитает оставаться в тени; свою «дирижерскую» функцию осуществляет незаметно, с помощью подставных лиц, особенно если она направлена против учителя.

Если же лидер отличается положительной, общественной направленностью, благотворно действует на группу, то учитель должен привлечь его в качестве своего помощника. Во многих случаях доверие, оказываемое учителем такому ученику, способствует превращению его из озорника, нарушителя дисциплины, если он таковым являлся, в верного помощника в борьбе за дисциплину класса в целом.

Если же учителю не удалось привлечь на свою сторону неформального лидера, а он дезорганизует работу коллектива, то задача учителя – дискредитировать его в глазах его сторонников. Для этого надо акцентировать его отрицательные черты, показать отрицательную роль для класса его поступков, дать возможность почувствовать школьникам унизительность своего положения при подчинении этому лидеру. Тогда исчезнет ореол, заслонявший от школьников его недостатки, и в конце концов исчезнет и само его дурное влияние. Делать, однако, это нужно осторожно и тактично, так как подростки весьма отрицательно относятся к вмешательству взрослых в сферу их дружеских отношений. Насильственные попытки разорвать отношения в группе, высмеивание и унижение лидера приводят обычно к обратному результату: внутренне протестуя против грубого вторжения учителя, школьники еще больше сплачиваются вокруг лидера. Для развенчания можно поставить лидера в такие условия, в которых он должен проявить смелость, мужество, доброту, принципиальность – качества, которые наиболее ценят подростки и которые могут быть недостаточно выражены у этого лидера. Так, например, поступил один учитель во время туристического похода школьников. «Отрицательный» лидер должен был вернуться на место дневного привала за «забытым» котелком. Дело происходило в лесу поздним вечером. Струсив, этот школьник всю ночь просидел в кустах поблизости от ночного привала туристов, а утром стал рассказывать, что он долго ходил и не нашел котелок. Обман был раскрыт, так как учитель сидел у костра и слышал, как лидер ходил рядом. В результате его лидерский авторитет был поколеблен. Развенчанного лидера нельзя, однако, изолировать от коллектива. Наоборот, надо постараться привлечь его к общим делам коллектива, открыть перед ним перспективу вернуть себе лидерские позиции, но уже на коллективной основе. Это важно и потому, что бывший лидер часто болезненно переживает изменение своего статуса в классе и всеми силами стремится удержать свой авторитет, а в случае неудачи может совсем отколоться от коллектива и попасть под влияние людей с морально чуждыми обществу установками.

Заслуживает особого внимания учителя и еще одна категория школьников – отвергаемые. Причины того, что им отказывают в дружбе, могут быть разными: из-за явного пренебрежения ими интересами коллектива, их избалованности и эгоизма, скрытности, замкнутости, нелюдимости. С такими школьниками не хотят вместе работать, брать в командную игру. Да и сами они держатся особняком, часто психически подавлены. Это закрепляет уже имеющиеся черты личности и приводит к возникновению новых отрицательных черт.

Наблюдения и некоторые исследования показывают, что школьник эмоционально переживает свои взаимоотношения с окружающими, свое положение в группе сверстников. Неудовлетворенность в общении с одноклассниками сказывается и в поведении ребенка, влияет на успеваемость, толкает иногда и на антиобщественные поступки.

 

 

2.3.1 Электромагнитные поля и излучения

2.3.2 Неионизирующие излучения

2.3.3 Ионизирующие излучения

2.3.4 Электрический ток

 

2.3.1 Электромагнитные поля и излучения

Электромагнитное поле (ЭМП) – это особая форма материи, представляющая собой взаимосвязанные электрическое и магнитное поля. На практике для характеристики электромагнитной обстановки используют термины «электрическое поле», «магнитное поле», «электромагнитное поле». Электрическое поле создается зарядами, а его величина характеризуется напряженностью (Е, единица измерения В/м). Магнитное поле создается при движении электрических зарядов по проводнику. Оно характеризуется напряженностью магнитного поля (Н, единица измерения А/м) и магнитной индукцией (В, единица измерения Тл – Тесла). Физические причины существования электромагнитного поля связаны с тем, что изменяющееся во времени электрическое поле порождает магнитное поле, а изменяющееся магнитное поле - вихревое электрическое поле: обе компоненты, непрерывно изменяясь, возбуждают друг друга. ЭМП неподвижных или равномерно движущихся заряженных частиц неразрывно связано с этими частицами. При ускоренном движении заряженных частиц, ЭМП «отрывается» от них и существует независимо в форме электромагнитных волн, не исчезая с устранением источника (например, радиоволны не исчезают и при отсутствии тока в излучившей их антенне) (рис. 2.3.1.).

Важной характеристикой электромагнитной волны является длина волны λ, которая связана с частотой электромагнитных колебаний f соотношением:

, (2.3.1)

где υ – скорость распространения электромагнитных волн в данной среде.

Все существующие электромагнитные излучения (ЭМИ) различаются частотой колебаний и длиной волн. Они сгруппированы по видам излучения (табл. 2.3.1) и обладают различающимися между собой физической природой и биологическим действием на организм человека. Виды классификаций ЭМП приведены на рисунке 2.3.2

.

Рисунок 2.3.1.- Характеристики и параметры ЭМП

 

Техногенные: - промышленные - бытовые - инфраструктурные
Техногенные: - промышленные - бытовые - инфраструктурные

Рисунок 2.3.2 - Виды классификаций электромагнитных излучений

ЭСП – электростатическое поле; ПМП – постоянное магнитное поле; ЭМП РЧ –электромагнитное поле радио частоты; ИК и УФ – инфракрасное и ультрафиолетовое излучения оптического диапазона; ГМП – геомагнитное поле

 

Таблица 2.3.1– Классификация излучений на производстве в соответствии с международным регламентом

Вид излучения Диапазон частот, Гц Длина волны, м, или заряд частиц
ЭМИ (поля радиочастотного диапазона) 3·104...3·105 низкочастотные (НЧ) 104...103 километровые
  3·105...3·106 среднечастотные (СЧ) 103...102 гектометровые
  3·106...3·108 высокочастотные (ВЧ) 100...10 декаметровые
  3·107...3 ·108 очень высокочастотные (ОВЧ) 10... 1 метровые
  3·108...3·109 ультравысокочастотные (УВЧ) 1...0.1 дециметровые
  3·109...3·1010 сверхвысокочастотные (СВЧ) 0,1...0,01 сантиметровые
  3·1010...3·10и крайневысокочастотные (КВЧ) 10-2... 10-3 миллиметровые
ЭМИ оптического диапазона:    
инфракрасное 3·1012...4·1016 10-4...7, 5·10-7
видимое 4·1016...7,5·1016 7,5·10-7...4·10-7
ультрафиолетовое 7,5·1016....3·1017 4 ·10-7.. 10-9
Лазерное излучение От ультрафиолетовой до инфракрасной области  
Ионизирующие излучения:    
рентгеновское и γ-излучение   2·10-9...1,9·10-12
α-излучение   Положительно заряженные
β-излучение   Отрицательно заряженные
позитронное   Положительно заряженные
нейтронное   Не несущие заряда

 

Область распространения электромагнитных волн от источника излучения условно разделяют на три зоны: ближнюю (имеющую радиус менее 1/6 длины волны), промежуточную и дальнюю (расположенную на расстоянии более 1/6 длин волн от источника). В зоне индукции (ЭМ поле еще не сформировалось, электрическое и магнитное поля действуют отдельно), в зоне излучения ЭМ поле сформировано. Радиус зоны индукции зависит от длины волны излучения. Для токов промышленных частот размер промежуточной зоны уходит на несколько десятков километров. Начиная с СВЧ, зона индукции становится маленькой, волновая зона становится большой и человек оказывается в волновой зоне (табл. 2.3.2). Электромагнитные поля биологически активны – живые существа реагируют на их воздействие. Однако у человека нет специального органа чувств для определения ЭМП (за исключением оптического диапазона). Наиболее чувствительны к электромагнитным полям центральная нервная система, сердечно-сосудистая, гормональная и репродуктивная системы.

Таблица 2.3.2 – Зоны воздействия ЭМП

Ближняя зона Промежуточная зона Дальняя зона
Воздействие ЭМП характеризуется: -напряженностью электрической составляющей поля (Е, В/м) - напряженностью магнитной составляющей поля (Н, А/м) Воздействие ЭМП характеризуется: -напряженностью электрической составляющей поля (Е, В/м) - напряженностью магнитной составляющей поля (Н, А/м) - плотностью потока энергии (П, Вт/м2) Воздействие ЭМП оценивается плотностью потока энергии (П, Вт/м2)

 

Воздействие электростатического поля (ЭСП) на человека связано с протеканием через него слабого тока. Они достаточно широко используются в промышленности для электрогазоочистки, электростатической сепарации руд и материалов, электростатического нанесения лакокрасочных и полимерных материалов и т. д. Вместе с тем существует целый ряд производств и технологических процессов по изготовлению, обработке и транспортировке диэлектрических материалов, где отмечается образование электростатических зарядов и полей, вызванных электризацией перерабатываемого продукта (текстильная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, химическая промышленность и др.). В энергосистемах ЭСП образуются вблизи работающих электроустановок, распределительных устройств и ЛЭП постоянного тока высокого напряжения. При этом имеет место также повышенная ионизация воздуха и возникновение ионных токов. ЭСП — фактор, обладающий сравнительно низкой биологической активностью. Выявляемые у работающих в условиях воздействия ЭСП нарушения носят, как правило, функциональный характер и укладываются в рамки астеноневротического синдрома и вегетососудистой дистонии. В симптоматике преобладают субъективные жалобы невротического характера (головная боль, нарушение сна, ощущение «удара током» и т. п.). Объективно обнаруживаются не резко выраженные функциональные сдвиги, не имеющие каких-либо специфических проявлений. Кровь устойчива к воздействию ЭСП. Отмечается лишь некоторая тенденция к снижению показателей красной крови (эритроциты, гемоглобин), незначительному лимфоцитозу и моноцитозу. Электростатическое поле, помимо собственно биофизического воздействия на человека, обуславливает накопление в пространстве между пользователем и экраном пыли, которая затем с вдыхаемым воздухом попадает в организм и может вызвать бронхо-легочные заболевания и аллергические реакции.

Нормирование электростатических полей осуществляется с учетом времени пребывания в поле в соответствие с ГОСТ 12.1.045. Нормируемым параметром является напряженность электростатического поля Е, кВ/м. Предельное значение этой величины ЕПДУ = 60 кВ/м при условии пребывания в зоне воздействия поля не более 1 часа. В диапазоне напряженностей 20-60 кВ/м устанавливается допустимое время пребывания в поле без средств защиты Тдоп

, (2.3.2)

где Tдоп – допустимое время без СИЗ, ч;

EПДУ – ПДУ напряжённости ЭСП, ЕПДУ = 60 кВ/м;

Eф – фактическое значение напряжённости, кВ/м.

 

При напряженности менее 20 кВ/м пребывание персонала в электростатическом поле не ограничивается. На рабочих местах с ПЭВМ напряженность электростатического поля не должна превышать 15 кВ/м.

Источниками постоянных магнитных полей (ПМП) на рабочих местах являются постоянные магниты, электромагниты, сильноточные системы постоянного тока (линии передачи постоянного тока, электролитные ванны и др. электротехнические устройства). Постоянные магниты и электромагниты широко используются в приборостроении, в магнитных шайбах подъемных кранов и др. фиксирующих устройствах, в магнитных сепараторах, устройствах для магнитной обработки воды, магнитогидродинамических генераторах (МГД), установках ядерного магнитного резонанса (ЯМР). При воздействии ПМП могут наблюдаться нарушение функции нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, пищеварительного тракта, изменения в составе крови. При локальном действии магнитных полей (прежде всего, руки) появляется ощущение зуда, бледность и синюшность кожных покровов, отечность и уплотнение, а иногда и ороговение кожи. Оценка и нормирование ПМП осуществляется по уровню магнитного поля дифференцированно в зависимости от времени его воздействия на работника за смену для условий общего (на все тело) и локального (кисти рук, предплечье) воздействия. Уровень ПМП оценивают в единицах напряженности магнитного поля (Н) в А/м или в единицах магнитной индукции (В) в мТл. ПДУ напряженности (индукции) ПМП на рабочих местах представлены в таблице 2.3.3.

Таблица 2.3.3 – ПДУ постоянного магнитного поля

Время воздействия за рабочий день, минуты Условия воздействия
Общее Локальное
ПДУ напряженности, кА/м ПДУ магнитной индукции, мТл ПДУ напряженности, кА/м ПДУ магнитной индукции, мТл
0-10        
11-60        
61-480        

 

При необходимости пребывания персонала в зонах с различной напряженностью (индукцией) ПМП общее время выполнения работ в этих зонах не должно превышать предельно допустимое для зоны с максимальной напряженностью.

Обобщенные реакции организма человека на воздействие электромагнитных полей (ЭМП) приведены на рисунке 2.3.3.

Рисунок 2.3.3 – Действие магнитных и электрических полей

 

Электромагнитные поля промышленной частоты (ЭМП ПЧ) являются частью сверх низкочастотного диапазона радиочастотного спектра, наиболее распространенной как в производственных условиях, так и в быту; диапазон ПЧ представлен в нашей стране частотой 50 Гц (в ряде стран Американского континента 60 Гц). Основными источниками ЭМП ПЧ, создаваемыми в результате деятельности человека, являются различные типы производственного и бытового электрооборудования переменного тока, в первую очередь подстанции и воздушные ЛЭП сверхвысокого напряжения (СВН). Поскольку соответствующая частоте 50 Гц длина волны составляет 6000 км, человек подвергается воздействию фактора в ближней зоне. Гигиеническая оценка ЭМП ПЧ осуществляется раздельно по электрическому и магнитному полям. При изучении состояния здоровья лиц, подвергавшихся производственным воздействиям ЭМП ПЧ при обслуживании подстанций и воздушных ЛЭП напряжением 220, 330, 400, 500 кВ отмечены изменения состояния здоровья. У персонала, обслуживающего подстанции напряжением 500 кВ, отмечались жалобы неврологического характера (головная боль, повышенная раздражительность, утомляемость, вялость, сонливость), а также нарушение деятельности сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта. Были выявлены некоторые функциональные изменения нервной и сердечно-сосудистой систем в форме вегетативной дисфункции (тахи- и брадикардия, артериальная гипертензия или гипотония, лабильность пульса, гипергидроз). Имеются данные об изменении таких показателей, как содержание холестерина в крови, сдвиг соотношения полов в потомстве, тенденция к увеличению хромосомных аберраций в соматических клетках (лимфоцитах крови).

Нормирование ЭМП осуществляется по ПДУ напряжённости электрического и магнитного полей в зависимости от времени пребывания и регламентируется ГОСТ 12.1.002. Допустимое время пребывания в электрическом поле (ЭП) напряжённостью 5 - 20 кВ/м определяется по формуле:

, (2.3.3)

где Т – время пребывания, ч;

Е - напряжённость ЭП, кВ/м.

Напряженности магнитного поля токов промышленной частоты установлены для условий общего (на все тело) и локального (на конечности) воздействия (табл. 2.3.4).

 

Таблица 2.3.4 – Нормирование магнитных полей токов промышленной частоты

Время пребывания в поле, час Напряженности магнитного поля кА/м
  При общем воздействии При локальном воздействии
Не более 1 1,6 6,4
  0,8 3,2
  0,4 1,6
  0,08 0,8

 

. Применительно к ЭМП токов промышленной частоты (50 Гц) нормируются раздельно напряженности электрического и магнитного полей. Предельное значение напряженности электрического поля Епред = 25 кВ/м. При этом нормируется и время пребывания в поле (табл. 2.3.5).

 

Таблица 2.3.5 – Нормирование электрических полей токов промышленной частоты

Напряженность электрического поля, Е, кВ/м Время пребывания
Менее 5 В течение всей смены
5 - 20 (50/Е) – 2, час
20 - 25 Не более 10 минут

 

Источниками электромагнитных волн радиочастотного диапазона являются трансформаторы, индукционные катушки, радиостанции большой мощности, воздушные линии электропередач с напряжением 1000 В (ВЛ) и т. п. воздействие ЭМИ радиочастотного диапазона определяется плотность потока энергии, частотой излучения, продолжительностью воздействия, режимом облучения (непрерывное, прерывистое, импульсное) размером облучаемой поверхности тела, индивидуальными особенностями организма. Воздействие ЭМИ диапазона радиочастот может проявляться в различной форме – от незначительных изменений в некоторых системах организма до серьезных нарушений во всем организме. Поглощение организмом человека энергии ЭМИ вызывает тепловой эффект. Начиная с определенного предела, организм человека не справляется с отводом теплоты от отдельных органов, их температура может повышаться. В связи с этим воздействие ЭМИ особенно вредно для тканей и органов с недостаточно интенсивным кровообращением (глаза, мозг, почки, желудок, желчный и мочевой пузыри). Облучение глаз может привести к ожогам роговицы.

При длительном воздействии ЭМИ радиочастотного диапазона даже умеренной интенсивности могут произойти расстройства нервной системы, обменных процессов, изменения состава крови. Могут также наблюдаться выпадение волос, ломкость ногтей (рис. 2.3.1.4). На ранней стадии нарушения носят обратимый характер, но в дальнейшем происходят необратимые изменения в состоянии здоровья, стойкое снижение работоспособности и жизненных сил. Нормирование ЭМИ диапазона радиоволн проводится в соответствии с ГОСТ 12.1.006. В основу нормирования положен принцип действующей дозы, учитывающий энергетическую нагрузку. В диапазоне частот 60 КГц…300 МГц - по электрической Е магнитной составляющей Н. В диапазоне частот 300 МГц…300ГГц - по плотности потока энергии (ППЭ). Предельно допустимое значение ППЭ определяется по формуле:

, (2.3.4)

где k - коэффициент ослабления биологической эффективности (к=10 для вращающихся антенн);

ЭПДУ – ПДУ энергетической нагрузки,

Т – время пребывания в зоне ЭМИ, ч.

 

Нормирование ЭМП радиочастот диапазона 10-30 кГц осуществляется также раздельно по напряженности электрического Е и магнитного Н полей. Предельно допустимые значения при воздействии ЭМП в течение всей смены составляют по Е – 500 В/м, по Н – 50 А/м, а при продолжительности до 2 часов за смену соответственно 1000 В/м и 100 А/м.

Нормирование ЭМП радиочастот диапазона 30 кГц – 300 ГГц осуществляется по величине энергетической экспозиции ЭЭ, которая рассчитывается по формулам:

, 2.3.5

Предельно допустимые значения ЭЭ приведены в таблице 2.3.6

 

Таблица 2.3.6 – Нормирование ЭЭ в диапазоне частот 30 кГц-300 ГГц

Параметр ЭЭ в диапазонах частот (МГц)
  0,03-3 3-30 30-50 50-300 300-300000
ЭЭЕ (В/м)2ч         -
ЭЭН (А/м)2ч   - 0,72 - -
ЭЭППЭ (мкВт/см2 - - - -  

 

Кроме того, для диапазона частот 30 кГц – 300 ГГц нормируются максимально допустимые значения напряженностей электрического и магнитного полей и плотности потока энергии (табл. 2.3.7).

Таблица 2.3.7 - Нормирование ЭМП радиочастот в диапазоне 30 кГц – 300 ГГц

Нормируемый Максимально допустимые значения в диапазонах частот (МГц)
параметр 0,03-3 3-30 30-50 50-300 300-300000
Е, В/м         -
Н, А/м   -   - -
ППЭ, мкВт/см2 - - - - 1000 (5000 при локальном облучении кистей рук)

 

СВЧ-излучение представляет собой энергию электромагнитных колебаний с частотой от 300 до 300 000 МГц и длинами волн от ультракоротких до миллиметровых. Оно распространяется повсеместно со скоростью света, и степень опасности влияния на человека зависит от мощности источника электромагнитных излучений, режима работы излучателей, конструктивных особенностей излучающего устройства, от параметров ЭМП, плотности потока энергии, напряженности поля, времени воздействия, размера облучаемой поверхности, индивидуальных свойств человека, расположения рабочих мест и эффективности защитных мероприятий. Различают тепловое и биологическое воздействие излучения.

Тепловое воздействие является следствием поглощения энергии ЭМП СВЧ-излучения. Чем выше напряженность поля и больше время воздействия, тем сильнее проявляется тепловое воздействие. Плотность потока энергии W = 10 Вт/м2, организм не справляется с отводом теплоты, температура тела повышается и начинаются необратимые процессы. Биологическое (специфическое) воздействие проявляется в ослаблении биологической активности белковых структур, в нарушении сердечно-сосудистой системы и обмена веществ. Это воздействие проявляется при интенсивности ЭМП менее теплового порога, который равен 10 Вт/м2 (торможение рефлексов, понижение кровяного давления, замедления сокращения сердца, изменения состава крови (появляются лейкоциты, уменьшается содержания эритроцитов)).

Результаты клинических исследований показали, что длительный контакт с ЭМП в СВЧ диапазоне может привести к развитию заболеваний, клиническую картину которого определяют, прежде всего, изменения функционального состояния нервной и сердечно-сосудистой систем. Было предложено выделить самостоятельное заболевание - радиоволновая болезнь. Это заболевание, по мнению авторов, может иметь три синдрома по мере усиления тяжести заболевания:

- астенический синдром;

- астено-вегетативный синдром;

- гипоталамический синдром (рис.2.3.4).

Рисунок 2.3.4 – Действие радиоволн и микроволн

 

Любое физическое тело, имеющее температуру больше температуры окружающей среды, излучает энергию, которая называется лучистой (тепловой). Тепловые лучи состоят на 2/3 из ИК-лучей, 1/3 - УФ и видимых лучей. Характеризуются общим и местным действием. Энергия ИК излучения при поглощении в веществе вызывает тепловой эффект, причем наиболее активно коротковолновое излучение, проникающее глубоко в ткани организма и интенсивно поглощаемое водой. Наиболее поражаемые ИК-излучением – кожный покров и органы зрения. При остром поражении возможны ожоги, резкое расширение капилляров, усиление пигментации кожи. При хроническом облучении появляется стойкое изменение пигментации, красный цвет лица, например у стеклодуов, сталеваров. Реакции организма на воздействие ИК - излучения приведены на рисунке 2.3.5. Нормирование инфракрасного (теплового) излучения (ИК-излучения) осуществляется по интенсивности допустимых суммарных потоков излучения с учетом длины волны, размера облучаемой площади, защитных свойств спецодежды в соответствии с ГОСТ I2.1.005-88 и СанПиН 2.2.4.548-96.

Рисунок 2.3.5 – Действие ИК-излучений

 

Ультрафиолетовое излучение, составляющее 5% плотности потока солнечного излучения, - жизненно необходимый фактор, указывающий благотворное стимулирующее действие на организм. Ультрафиолетовое излучение искусственных источников, например, электросварочной дуги, УФ - облучателей, может стать причиной острых и хронических профессиональных поражений (рис. 2.3.6). В умеренных дозах УФИ положительно влияет на организм человека: улучшает обмен веществ, усиливает иммунобиологическую сопротивляемость, стимулирует образование в коже витамина D, препятствующего возникновению рахита. К производственным вредностям относят УФИ, возникающие при электросварке и работе ртутно-кварцевых ламп. В этих случаях

Рисунок 2.3.6 – Действие УФ-излучения

 

облучение кожи может вызвать дерматит с отеком, жжением или зудом, иногда сопровождающийся общими симптомами: повышением температуры тела, появлением головной боли и др. Воздействие УФИ на глаза является причиной профессиональной болезни сварщиков — электроофтальмии. Предупреждению отрицательных последствий, вызываемых УФИ повышенной интенсивности, способствует выполнение ряда мероприятий. К первостепенным из них относят ограничение времени работы и увеличение расстояния до источника излучения. В качестве средств коллективной защиты используют экраны, ширмы и специальные кабины (для сварщиков). Из средств индивидуальной защиты кожных покровов работающих применяют спецодежду и рукавицы, а глаз и лица — щитки, шлемы и очки со светофильтрами в зависимости от вида работ и интенсивности облучения.

Интенсивность и спектр УФИ можно измерить приборами ИКС-10, ИКС-12, ИКС-14идр. Гигиеническое нормирование УФИ в производственных помещениях осуществляется по СН 4557—88, которые устанавливают допустимые плотности потока излучения в зависимости от длины волн при условии защиты органов зрения и кожи. Допустимая интенсивность УФ-облучения работающих при неза­щищенных участках поверхности кожи не более 0,2 м2 (лицо, шея, кисти рук и др.) общей продолжительностью воздействия излучения 50 % рабочей смены и длительности однократного облучения свыше 5 мин и более не должно превышать 10 Вт/м2 для области УФА и 0,01 Вт/м2 — для области УФВ. Излучение в области УФС при указан­ной продолжительности не допускается. При использовании специальной одежды и средств защиты лица и рук, не пропускающих излучение (кожа, ткани с пленочным покрытием и т. п.), допустимая интенсивность облучения в области УФВ + УФС (200...315 нм) не должна превышать 1 Вт/м2.

Лазерное излучение (ЛИ) - представляет собой особый вид ЭМИ, отличите которого от других видов излучения заключается в монохроматичности и высокой степени направленности. Лазеры представляют собой устройства, которые генерируют оптическое излучение большой мощности в определенной узкой области длины волны. Они позволяют сконцентрировать огромную энергию на очень небольшой площади и достичь при этом температуры в несколько миллионов градусов. Лазеры широко применяют в медицине (офтальмологии, хирургии), металлургии (для сверления отверстий, дефектоскопии материалов, сварки, плавки и резания самых тугоплавких металлов), в военной и космической технике.

При работе с лазерными установками обслуживающий персонал может подвергаться воздействию прямого, рассеянного и отраженного лазерного излучения, светового, ультрафиолетового и инфракрасного излучения, электромагнитных полей в диапазоне ВЧ и СВЧ от генераторов накачки и даже прямому импульсу лазерного излучения при грубом нарушении правил безопасности. Кроме того, возможны повышенная загазованность и запыленность воздуха в результате его радиолиза и взаимодействия лазерного луча с мишенью. Наибольшее влияние оказывают рассеянные и отраженные от стекла, металла и внутренних поверхностей помещения лучи. Особенно опасно попадание лучей в глаза, так как роговица и хрусталик фокусируют излучение на сетчатке и концентрируют его, что может вызвать ее ожог, а иногда и образование отверстий в молекулярной области. При оценке биологического действия различают прямое, отражённой и рассеянное ЛИ. Эффекты воздействия определяются механизмом взаимодействия ЛИ с тканями и зависят от длины волны и частоты импульсов. Реакция организма человека на воздействие лазерного излучения приведены на рисунке 2.3.1.7.

При нормировании ЛИ устанавливают предельно допустимые уров­ни ЛИ для двух условий облучения — однократного и хронического, для трех диапазонов длин волн: 180...300 нм, 380... 1400 нм, 1400... 100 000 нм. Нормируемыми параметрами являются энергетическая экспозиция Н и облученность Е. Гигиеническая регламентация ЛИ производится по Санитарным нормам и правилам устройства и эксплуатации лазеров — СН 5804—91. Для определения ПДУ (НПДУ и ЕПДУ) при воздействии ЛИ на кожу усреднение производится по ограничивающей апертуре диаметром 1,1 • 10-3 м (площадь апертуры.Sа = 10-6 м2). Для определения НПДУ и ЕПДУ при воздействии ЛИ на глаза в диапазонах 180...380 нм и 1400... 100 000 нм усреднение производится также по апертуре (зрачка) диаметром 1,1-10-3 м, в диапазоне 380...1400 нм — по апертуре диаметром 7 -10-3м.

Рисунок 2.3.7 – Действие лазерного излучения

 

Нормируются также энергия W и мощность Р излучения, прошед­шего через указанные ограничивающие апертуры. ПДУ ЛИ существен­но различаются в зависимости от длины волны, длительности одиночного импульса, частоты следования импульсов; установлены раздельные ПДУ при воздействии на глаза и кожу.

Оценка и нормирование уровня ослабления геомагнитного поля (ГМП) производится на основании определения его интенсивности внутри помещения, объекта, технического средства и в открытом пространстве на территории, прилегающей к месту его расположения, с последующим расчетом коэффициента ослабления ГМП ОГМП). Интенсивность ГМП оценивают в единицах напряженности магнитного поля (Н) в А/м или в единицах магнитной индукции (В) в Тл (мкТл, нТл), которые связаны между собой следующим соотношением:

, (2.3.6)

где m0 = 4 p 10-7 Гн/м – магнитная постоянная, при этом 1 А/м ~ 1,25 мкТл, 1мкТл ~ 0,8 А/м.

Коэффициент ослабления интенсивности ГМП ОГМП) равен отношению интенсивности ГМП открытого пространства (НO или ВO) к его интенсивности внутри помещения (НВ или ВВ):

, (2.3.7)

где ô Н0 ô- модуль вектора напряженности магнитного поля в открытом пространстве;

ô НВ ô- модуль вектора напряженности магнитного поля внутри помещения;

или

, (2.3.8)

где ô В0 ô- модуль вектора магнитной индукции в открытом пространстве;

ô ВВ ô- модуль вектора магнитной индукции внутри помещения.

Предельно допустимый уровень ослабления интенсивности геомагнитного поля при работе в гипогеомагнитных условиях до 2 часов за смену устанавливается равным 4.

Предельно допустимый уровень ослабления интенсивности геомагнитного поля при работе в гипогеомагнитных условиях более 2 часов за смену устанавливается равным 2. Предельно допустимый уровень ослабления интенсивности геомагнитного поля в жилых помещениях, в общественных зданиях (детских, учебных и медицинских учреждениях и др.), устанавливается равным1,5.

 

2.3.2 Ионизирующие излучения

К ионизирующим (радиоактивным) излучениям относят рентгеновские и γ-излучения, являющиеся электромагнитными колебаниями с очень малой длиной волны, а также α- и β-излучения, позитронное и нейтронное излучения, представляющие собой поток частиц с зарядом или без него. Рентгеновское и γ-излучение вместе называют фотонным излучением. Основное свойство радиоактивных излучений — ионизирующее действие. При прохождении их в тканях нейтральные атомы или молекулы приобретают положительный или отрицательный заряд и превращаются в ионы. α-излучение обладает высокой ионизирующей способностью (до нескольких десятков тысяч пар ионов на 0,01 м своего пути), но незначительным пробегом: в воздухе 0,02...0,11 м, в биологических тканях (2..,6)10-6 м. Бета-излучение и позитронное излучение — это соответственно потоки электронов и позитронов со значительно меньшей ионизирующей способностью, которая при одинаковой энергии в 1000 раз меньше, чем у β-частиц. Очень большой проникающей способностью обладает нейтронное излучение. Проходя через ткани, нейтроны вызывают в них образование радиоактивных веществ (наведенную активность). Рентгеновские лучи, возникающие при β-излучении или в рентгеновских трубках, ускорителях электронов и т. п., а также γ-излучение, испускаемое радионуклидами, обладают самой низкой способностью ионизировать среду, но самой высокой проникающей способностью. Их пробег в воздухе составляет несколько сот метров, а в материалах, применяемых для защиты от ионизирующих излучений (свинец, бетон),—десятки сантиметров.

Для количественной характеристики ионизирующей способности радиоактивного излучения используют понятие «поглощенная доза» (D) – т.е. величина энергии излучения, переданная единице массы облучаемого вещества. Поглощенная доза измеряется в Дж/кг и имеет специальное название – грэй (Гр). Доза в органе или ткани (Dт) – средняя поглощенная доза в определенном органе или ткани человеческого тела.

Близкая по значению к поглощенной дозе дозиметрическая величина, характеризующая физический эффект взаимодействия ионизирующего излучения с веществом, используется для количественного описания радиационных эффектов, вызнанных фотонным или нейтронным излучением, называется керма. Керма определяется коэффициентом:

 

(2.3.8)

где Etr — переданная заряженным частицам энергия.

Для низкоэнергетических фотонов (E <10 МэВ) керма численно приблизительно равна поглощённой дозе; однако для более высокоэнергетичных фотонов керма и поглощённая доза начинают отличаться. Дело в том, что вторичные электроны высокой энергии могут покинуть поглощающий объём, а некоторые из них могут также потерять часть энергии через тормозное излучение. Эта энергия была бы учтена в керме, но не в поглощённой дозе. Единица кермы, как и поглощённой дозы — джоуль на килограмм, или грэй, Гр, 1 Гр = 1 Дж/кг. Приращение кермы в единицу времени называется мощностью кермы, она измеряется в Гр/с.

Установлено, что биологическое действие одинаковых поглощенных доз разного вида излучений (α, β, γ, и др.) на организм неодинаково. В связи с этим вводят понятие эквивалентной дозы НТ. Доза эквивалентная (HT,R) - поглощенная доза в органе или ткани, умноженная на соответствующий взвешивающий коэффициент для данного вида излучения, WR:

, (2.3.9)

где WR - взвешивающие коэффициенты учитывают относительную эффективность разных видов ионизирующих излучений в индуцировании биологических эффектов. Значения WR для рентгеновского, β-, γ-излучения составляет 1, а для α-частиц, осколков деления тяжелых ядер – 20. Т.е. при одинаковой поглощенной дозе биологическое действие α-излучения будет в 20 раз выше, чем рентгеновского, β- и γ-излучений. Единицей измерения эквивалентной дозы является зиверт (Зв).

(бэр – биологический эквивалент рентгена; Р – Рентген).

Проведение рентгеновских исследований даёт следующие облучения: черепа – 0,8 – 6 Р; позвоночника – 1,6 – 14 Р; грудной клетки – 4,7 – 19,5 Р; зубов – 3 – 5 Р; желудочно-кишечного тракта – 12 – 82 Р; флюорография – 0,2 – 0,5 Р и т.д.

При воздействии N разных видов излучений с разными взвешивающими коэффициентами эквивалентная доза НТ определяется как среднее арифметическое эквивалентных доз для этих видов излучений:

. (2.3.10)

Для количественной оценки ИИ рентгеновского и излучения используется понятие экспозиционной дозы. Экспозиционной доза это отношение суммарного заряда dQ всех ионов одного знака, созданных в сухом атмосферном воздухе при полном торможении электронов и позитронов, которые были образованы фотонами в элементарном объеме воздуха с массой dm, к массе воздуха в указанном объеме:

(2.3.11)

Измеряется экспозиционная доза в кулонах на килограмм . Применяется пока и внесистемная единица – Рентген (Р): .

Экспозиционная доза характеризует ионизационную способность рентгеновского и гамма-излучения в воздухе, т.е. является характеристикой поля фотонного, а не всех видов ионизирующего излучения, причем только в диапазоне энергий от нескольких кэВ до 3МэВ и только для воздуха.

Используется и эффективная доза (Е)– величина, используемая как мера риска возникновения отдаленных последствий облучения органов человека с учетом их радиочувствительности. Для её оценки введен взвешивающий коэффициент для данного органа . Тогда:

. (2.3.12)

Коэффициенты WT учитывают, что органы человека имеют неодинаковую чувствительность к ионизирующим излучениям. Для гонад WT = 0,2, для костного мозга, легких, желудка 0,12, для печени 0,05, для кожи 0,01. Эффективная доза позволяет оценить последствия облучения отдельных органов и тканей человека с учетом их радиочувствительности. Чувствительность к ионизирующему излучению всех критически органов разная:

I группа – все тело и гонады (Е=0,2), красный костный мозг (Е=0,12);

II группа – печень (Е=0,05), почки, легкие и т.д. (Е=0,12);

III группа – кожа, кости и т.д. (Е=0,01).

Ионизирующее излучение вызывает в организме человека цепочку обратимых и необратимых изменений. Пусковым механизмом воздействия являются процессы ионизации и возбуждения атомов и молекул в тканях. Ионизирующее излучение сопровождает распад радиоактивных элементов. Виды излучений представлены на рисунке 2.3.8.

Рисунок 2.3.8 – Виды ионизирующих излучений

 

Ионизирующее излучение (ИИ) вызывает два вида эффектов:

- детерминированные пороговые эффекты (лучевая болезнь, лучевой ожог, лучевая катаракта, лучевое бесплодие, аномалии в развитии плода и другие.);

- вероятностные эффекты (злокачественные опухоли, лейкозы, наследственные болезни и другие). На рисунке 2.3.9 представлены реакции человека на воздействие ионизирующего излучения.

Рисунок 2.3.9 - Действие ионизирующих лучей

 

Степень воздействия радиации зависит от того, является облучение внешним или внутренним. Внутреннее облучение возможно при вдыхании, заглатывании радиоизотопов и проникновении их через кожу (рис. 2.3.10). При этом одни вещества распределяются в организме равномерно, а другие накапливаются только в определенных

Выбросы научно-исследовательских и других лабораторий

Рисунок 2.3.10 – Источники поступления радионуклидов в пищевую цепь и организм человека

 

(критических) органах и тканях: радиоактивный йод — в щитовидной железе, радиоактивный радий и стронций — в костях и т. п. критические органы разделены на три группы:

I – все тело, гонады, красный костный мозг;

II – печень, почки, легкие, хрусталик глаза и т.д.;

III – кожа, кости, кисти, предплечья, лодыжки, стопы.

Острые поражения развиваются при однократном равномерном γ -облучении всего тела и поглощённой дозе выше 0,25 Гр (Грей). При дозе 0,25…0,5 Гр могут наблюдаться временные изменения в крови, которые быстро нормализуются. В интервале 0,5…1,5 Гр возникает чувство усталости, умеренное изменение в крови, рвота. При дозе 1,5…2,0 Гр наблюдается лёгкая форма острой лучевой болезни. Лучевая болезнь средней тяжести возникает при дозе 2,5…4,0 Гр (в 20% случаев возможен смертельный исход). При дозе 4,0…6 Гр развивается тяжёлая форма лучевой болезни, приводящая в 50% случаев к смерти в течение первого месяца. При дозах, превышающих 6 Гр, развивается крайне тяжёлая форма лучевой болезни, которая почти в 100% случаев заканчивается смертью.

Длительность нахождения радиоактивных веществ в организме зависит от скорости выделения и периода полураспада — времени, за которое радиоактивность снижается вдвое. Удаление таких веществ из организма происходит главным образом через желудочно-кишечный тракт, почки и легкие, частично через кожу, слизистую оболочку рта, с потом и молоком.

Ионизирующие излучения могут вызывать местные и общие поражения (рис. 2.3.11). Степень радиационной опасности радионуклида связана также с продолжительностью его поступления в организм. При высоких коэффициентах усвоения радионуклидов опасные их количества в критических органах могут накапливаться как при однократном, так и хроническом поступлении, а при низких значениях коэффициентов – значимое накопление радионуклидов может наблюдаться только при их хроническом поступлении, в то время как при однократном даже массивном поступлении такой опасности может и не возникнуть.

Рисунок 2.3.11 - Действие ионизирующего излучения

 

Процессы взаимодействия ИИ с веществом в живых организмах приводят к специфическому биологическому действию, завершающемуся повреждением организма. В процессе этого повреждающего действия условно выделяют три этапа:

1) первичное действие ИИ;

2) влияние радиации на клетки;

3) действие радиации на целый организм (табл. 2.3.8).

5Таблица 2.3.8 - Возможные последствия облучения людей.

Доза облучения, Р Признаки поражения
  Отсутствие признаков поражения
  При многократном облучении в течение 10-30 сут. работоспособность не снижается. При остром (однократном) облучении у 10% облученных — тошнота и рвота, чувство усталости, без серьезной потери трудоспособности.
  При многократном облучении в течение 3 мес. работоспособность не снижается. При остром (однократном) облучении дозой 100-250 Р— слабо выраженные признаки поражения — лучевая болезнь первой степени
  При многократном облучении в течение года работоспособность не снижается. При остром облучении дозой 250-300 Р — лучевая болезнь второй степени. Заболевание в большинстве случаев заканчивается выздоровлением.
400-700 Лучевая болезнь третьей степени. Сильная головная боль, повышенная температура, слабость, жажда, тошнота, рвота, понос, кровоизлияние во внутренние органы, в кожу и слизистые оболочки, изменение состава крови. Выздоровление возможно при условии проведения своевременного и эффективного лечения. При отсутствии лечения смертность может достигнуть почти 100%
Более 700 Болезнь в большинстве случаев приводит к смертельному исходу. Поражение проявляется через несколько часов — лучевая болезнь четвертой степени
Более 1000 Молниеносная форма лучевой болезни. Пораженные теряют работоспособность практически немедленно и погибают в первые дни после облучения

 

Наиболее тяжелым последствием воздействия на человека ионизирующего излучения является развитие Конец формылучевой болезни. Развитие лучевой болезни наступает от значительных превышений естественного фона излучений. У человека лучевая болезнь может быть обусловлена внешним облучением и внутренним — при попадании радиоактивных веществ в организм любым путем, а также в результате инъекции.

Общие клинические проявления лучевой болезни зависят, главным образом, от полученной суммарной дозы радиации. Дозы до 1 Гр (100 рад) вызывают сравнительно легкие изменения, которые могут рассматриваться как состояние предболезни. Дозы свыше 1 Гр вызывают костно-мозговую или кишечную формы лучевой болезни различной степени тяжести, которые зависят главным образом от поражения органов кроветворения. Дозы однократного облучения свыше 6 Гр считаются абсолютно смертельными. Выделяют две формы лучевой болезни: острую и хроническую.
Острая лучевая болезнь (ОЛБ) — наступившая вследствие однократного облучения.
По тяжести ОЛБ делят на несколько степеней:

· I степень 1÷2 Гр (проявляется через 14-21 день)

· II степень 2÷4 Гр (через 4-5 дней)

· III степень 4÷6 Гр (после 10-12 часов)

· IV степень >6 Гр (после 30 минут)

Хроническая лучевая болезнь (ХЛБ) развивается в результате длительного непрерывного или фракционированного облучения организма в дозах 0,1—0,5 сГр

/сут при суммарной дозе, превышающей 0,7—1 Гр. Своеобразие ХЛБ состоит в том, что в активно пролиферирующих тканях, благодаря интенсивным процессам клеточного обновления, длительное время сохраняется возможность морфологического восстановления тканевой организации. В то же время такие стабильные системы, как нервная, сердечно-сосудистая и эндокринная, отвечают на хроническое лучевое воздействие сложным комплексом функциональных реакций и крайне медленным нарастанием незначительных дистрофических изменений.

Также результат воздействия ионизирующих излучений на организм человека может проявиться через длительное время (несколько месяцев или лет) после одноразового или в результате хронического облучения – отдаленные последствия облучения (рис. 2.3.12).

Последствия воздействий ИИ на растения и животных приведены в таблице 2.3.9 и на рисунке 2.3.13. лучевые поражения у животных схожи с таковыми у людей. Лучевое поражение растений заключается в торможении роста, замедлении развития, снижении урожайности, понижении репродуктивного качества семян. Тяжелое поражение приводит к: мутациям, полной остановке роста и гибели растений через несколько недель после облучения.

Таблица 2.3.9 – Последствия лучевой болезни у животных

Доза облучения, Р Характеристика состояния
150 – 250 Заканчивается выздоровлением облученного животного
250 – 400 Заболевание средней тяжести, тяжело болеет и погибает молодняк
400 – 600 В 50% случаев сопровождается гибелью взрослых особей
600 – 800 Крайне тяжелая степень лучевой болезни, почти со 100% смертельным исходом

 

 

Рисунок 2.3.12 – Отдаленные последствия облучения на людей

 

 

Рисунок 2.3.13 – Действие излучений на растения

 

Главную роль в поражении растений играет бета-излучение. Несмотря на более низкую по сравнению с гамма-лучами проникающую способность, большой повреждающий эффект бета – лучей обусловливается сильным поглощением этих лучей органами растений (листьями, точками роста, развивающимися почками, регенеративными органами, развивающимися семенами). Отметим, что при малых дозах воздействия на растительные организмы отмечены положительные эффекты в росте и развитии сельскохозяйственных растений (злаковых).(

Требования к администрации, персоналу и населению по обеспечению радиационной безопасности, использованию средств индивидуальной защиты (СИЗ), соблюдению правил личной гигиены, медицинскому обеспечению радиационной безопасности, организации работ с источниками ионизирующего излучения и другие требования определены в «Основных санитарных правилах обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ - 99)», СП 2.6.1.799 – 99. В соответствии с этими документами в нашей стране существуют следующие основные принципы обеспечения радиационной безопасности:

1) принцип нормирования – не превышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ИИ;

2) принцип обоснования – запрещение всех видов деятельности по использованию источников ИИ, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причинённого дополнительные к естественному фону облучения;

3) принцип оптимизации – поддержание на возможно низком и достижимом уровне индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ИИ.

Нормы радиационной безопасности распространяются на виды излучения, указанные на рисунке 2.3.14. Требования и нормативы по обеспечению безопасности человека во всех условиях воздействия на него ионизирующего излучения искусственного или природного происхождения установлены Нормами радиационной безопасности (НРБ - 99), где установлены следующие категории облучаемых лиц:

1) персонал – лица, работающие с техногенными источниками ионизирующих излучений (группа А) или находящиеся по условиям работы в сфере их воздействия (группа Б);

2) все население, в т.ч. и персонал вне сферы и условий их производственной деятельности.

При нормальных условиях эксплуатации источников ионизирующего излучения годовая доза облучения населения не должна превышать основные пределы доз (ПД) которые приведены в таблице 2.3.10. При одновременном воздействии на человека источников внешнего и внутреннего облучения годовая эффективная доза не должна превышать пределы доз, установленные в таблице 2.3.10. Основные пределы и все допустимые уровни для персонала группы Б равны ¼ значений для персонала группы А. В гражданской обороне считается, что местность заражена радиоактивными веществами,

 

Рисунок 2.3.14 – Виды облучения персонала и населения

 

Таблица 2.3.10 – Основные пределы доз (НРБ – 99)

<
Нормируемая величина Пределы доз (1) Примечание
Категории облучаемых лиц
Персонал Население
Группа А Группа Б(2)
Эффективная доза (3)
· Среднегодовая за любые последовательные 5 лет 20 мЗв (2 бэр) 5 мЗв (0,5 бэр) 1 мЗв (0,1 бэр)  
· но не более в год 50 мЗв (5 бэр) 12,5 мЗв (1,25 бэр) 5 мЗв (0,5 бэр) (5) Для β и γ –излучения 1 бэр = 1Р
· за период трудовой деятельности (50 лет) 1 Зв (100 бэр) 0,25 Зв (25 бэр) _ Начало периодов вводится с 1 января 2000 года
· за период жизни (70 лет) _ _ 70 мЗв (7 бэр)
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Динамические процессы в малой группе | Концепция любви в древнем мире
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.24 сек.